Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме. Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении. На шасси 1 пожарной маиины с кабиной 2 управления, содержащей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом , а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной опоры 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на-малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную мощность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется. 1 ил. i (Я

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ф Ю

РЕСПУБЛИК

{ ) А 6? С 3/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н AelOPCHOMV СИЧВТЕЛЬСТВ У

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

AO ИЭОВИЛЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ @Off СССР

f (21) 4822798/23 (22) 05. 04. 90 (46) 07.04.9.".. Бюл.- Р 13 (72) Е.Н.Понимасов, Я.С.Овчаренко и А.А.Богданов (53) 629.7.067.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 735264, кл. А 62 С 27/24, 3978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ НА АЭРОДРОМЕ (57) Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.

Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении.

„„SU„„1724275 A 1

На шасси 1 пожарной мапины с кабиной

2 управления, содержацей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом, а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной orropbr 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны co c>KRTblM газом через обратннй клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на .малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную моцность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется .

1 ил °

17?4275

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.

Известна пожарная машина, содержащая установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости 10 со сжатым газом и с порошковым составом ствол-пробойник для подачи огнетушацего вещества в очаг пожара.

Недостатком известной машины является низкая эффективность ее оборудо- 15 вания для тушения загоревшихся на аэродроме летательных аппаратов, особенно при проливах топлива.

Целью изобретения является повышение эдм ективности пожаротушения путем 20 обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при ту- . шении.

Эта цель достигается тем, что на шасси пожарной машины с кабиной управления, содержащей емкости со сжатым газом и с порошковым составом, а также ствол-пробойник, с помощью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине шасси, а баллоны со сжатым газом через 35 обратный клапан сообщены с компрес" сором авиадвигателя .

На чертеже представлено устройство для тушения пожара, вид сбоку.

Устройство содержит высокоманев40 ренное и высокоскоростное шасси 1 с кабиной 2 управления, например шасси автомобиля ГАЗ-66, емкости (баллоны) для сжатого воздуха 3 и для порошково" го состава 4; ствол-пробойник 5 для подачи образующегося при смешении газа с порошком огнетушацего вещества в очаг пожара, а также установленный на шарнирной опоре 6 газотурбинный авиадвигатель 7, система управления

50 работой которого размещена в кабине ?.

Авиадвигатель 7 имеет автономную топливную систему, подсоединенную к топливному баку 8. Г1арнирная опора 6 допускает воэможность поворот@. авиадвигателя в горизонтальной плоскости на угол до 70, а в вертикальной— до 30 . Компрессор авиадвигателя 7 через обратный клапан 9 сообщен с емкостями 3.

Устройство работает следующим образом.

При пожаре на месте стоянки самолета пожарная машина направляется с места базирования на место вызова.

В процессе движения водитель включает авиадвигатель 7 на малые обороты и при подъезде к очагу пожара, например разлившегося на поверхности аэродрома под самолетом авиатоплива, снижает скорость движения автомобиля, маневрируя им и авиадвигателем 7, направляет струю авиадвигателя на кромку площади горения и приступает к тушению, увеличивая обороты авиадвигателя до максимума. Высокоскоростная струя сбивает пламя и одновременно уносит топливо, осушивая поверхность, а также охлаждает зону горения и час- тично разбавляет ее негорючими компонентами входящими в газовый поток авиадвигателя.

Непосредственный процесс тушения длится, как правило, 10-20 с в зависимости от плоцади очага. Высокая скорость передвижения автомобиля и маневренность в сочетании с возможностью приводить пожарное оборудование в работу в процессе движения автомобиля позволяют прибыть пожарному расчету в составе .".-3 человек к аварийному самолету, приступить к тушению и ликвидировать пожар за нормативное время (1-1,5 мин), отведенное на эту операцию международной организацией по безопасности полетов (ИКАО), что повышает вероятность выживания застигнутого пожаром экипажа и пассажиров. Быстрота ликвидации пожара (в 2-3 раза быстрее, чем известные средства пожаротушения) способствует сохранению самолета и повышает живучесть авиационной техники, как показали исследования, в 2-6 раз.

При загорании внутри самолета или горении на небольших плоцадях розлива горючих и легковоспламеняюцнхся жидкостей (до 20-30 м ) автомобиль устанавливается на расстоянии 10-15 м от очага горения, оператор-пожарный открывает вентиль подачи газа из емкости 3 и с помощью газа, истекающего из баллонного отсека со скоростью порядка 80-1)0 м с и температурой на о выходе из ствола-пробойника 5 -20 С,, 17.".4?, 5

Составитель А. Гапоненко

Техред A.Kðàâ÷óê КорректорИ.Самборская

Редактор О.Ррковецкая

Заказ 1130 Тираж Подписное

НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 ликвидирует горение путем маневра стволом-пробойником 5 слева направо (при тушении розлива топлива) или по конфигурации выхпопного сопла (при

5 догорании там топлива), или же держа

его неподвижно при местном загорании внутри самолета, С целью повышения огнетутчащей эффективности в газовую струю авиа- 10 двигателя 7 может подаваться с помощью ствола-пробойника 5 из емкости 4 порошок, флегматизирующий процесс горения, при этом давление для вытеснения порошка обеспечивается компрессором авиадвигателя 7.

Преимуществами предлагаемого устройства являются: способность тушить пожары с ходу, не останавливаясь у объекта; возможность тушения одно- 20 временно горящих веществ и материалов:. топлива, магниевых и алюминиевых сплавов, установок, находящихся под напряжением (такой вид пожара наиболее характерный для самолетов); более высокая скорость тушения пожара розливов горючих и легковоспламеняющихся жицкостей (до 30 м /с и более), а также способность отклонения факела пожара практически на всей площади тушения за счет распространения газовой струи по поверхности аэродрома способность не только ликвидировать пожары, но и предотвращать предпосылки их возникновения 35 (удалять разлившиеся жидкости — ГСИ с поверхности аэродрома или с самолета, охлаждать. магниевые диски шасси при аварийной посадке самолетов);

40 тушение пожаров истекающих струй горючего; создание коридоров безопасности для эвакуации людей, что обеспечивает вывод людей под прикрытием газовой струи авиационного двигателя; высокая оперативность введения огнету" шатких веществ (в .".-3 раза превышающая существующую), так как такая операция, как боевое развертывание пожарного расчета у очага пожара (в. процентном отношении оно составляет 3 )503 от всего времени, отпускаемого для ликвидации пожара на самолете) у предлагаемой машины практически отсутствует (огнетушацее вещество подается с ходу).

Формула изобретения

Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме, содержащее установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и порошковым составом, ствол-прОбойник для подачи огнетушащего вещества в очаг пожара, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении, на шасси с помоцью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине управления шасси, а баллоны со сжатым газом сообщены через обратный клапан с компрессором авиадвигателя.

Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пожаротушению и обеспечивает повышение эффективности тушения

Изобретение относится к пожарной технике н позволяет повысить эффективность тушения пожара за счет создания трехкомпонентного аэрозоля

Изобретение относится к области эксплуатации летательных аппаратов, в частности к противопожарным комплексам станций обработки силовых установок самолетов

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при предотвращении возникновения и тушения пожара в обитаемых гермоотсеках космических летательных аппаратов /КЛА/: транспортных кораблей и долговременных станций

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к системам тушения пожара вентилируемых отсеков, преимущественно, летательных аппаратов

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при разработке технических решений по тушению пожаров в обитаемых гермоотсеках космических летательных аппаратов в условиях орбитального полета в режиме искусственной тяжести

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при разработке технических решений по тушению пожаров в обитаемых гермоотсеках космических летательных аппаратов (КЛА) на всех этапах их эксплуатации

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при разработке технических решений по тушению пожаров в обитаемых гермоотсеках космических летательных аппаратов КЛА (транспортных космических кораблей, орбитальных станций и др.) в условиях орбитального полета
Наверх