Сборное лопастное колесо

 

Использование: гидромашиностроение. Сущность изобретения: колесо состоит из от дельных частей 1. Отдельные части выполнены в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса. Базовая поверхность расположена на ведущем 2 или ведомом 3 дисках. При выполнении в ведущем диске 2 шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей паза. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1724950 А1 (19) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ю

1О (л

/ р

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2.1) 4815088/29 (22) 17.04.90 (46) 07.04.92. Бюл. N 13 (71) Московский автомобильно-дорожный институт и Московский машиностроительный завод им. Калинина (72) С. П. Стесин. Б. М. Бим-Бад, M. Г. Кабаков и А. А. Окунь (53) 621,671(088,8) (56) Кабаков М. Г. и Стесин С. П. Технология производства гидроприводов. — M. Машиностроение, 1974, с. 102, рис. 38 д.

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано при производстве лопастных колес всех видов динамических передач, а также лопастных насосов.

Известно сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с торообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей.

Недостатком этого колеса является то, что поверхности разъема выполнены ступенчатыми что повышает сложность изготовления и снижает технологичность конструкции.

Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления и повышение технологичности конструкции, Поставленная цель достигается тем, что поверхности разъема выполнены в виде (s1)s F 04 О 29/22,,F 16 Н 41/26 (54) СБОРНОЕ ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО (57) Использование; гидромашиностроение.

Сущность изобретения: колесо состоит из отдельных частей 1, Отдельные части выполнены в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков.

Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса. Базовая поверхность расположена на ведущем 2 или ведомом 3 дисках.

При выполнении в ведущем диске 2 шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей паза. 1 з. и. ф-лы, 2 ил. плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность расположена на ведущем или ведомом диске. Кроме того, при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего, На фиг. 1 изображено лопастное колесо; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Сборное колесо состоит из отдельных частей 1, выполненных в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков с расположенными между ними участками лопастей 4. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси 6 вращения колеса.

B ведущем диске 2 выполнен шпоночный паз 7, одна из поверхностей которого совмещена с базовой поверхностью.

Сборное колесо изготавливают следующим образом.

На сборочных рабочих чертежах лопастного колеса, включающих теоретические чертежи меридионального сечения и профи1724950

50 ля лопасти, наносятся линии пересечения плоскостей I, II, III,.„, параллельных одна другой и перпендикулярных оси 6 вращения колеса, соответствующие поверхностям 5 разъема. Количество плоскостей I, II, „„выбирается таким, чтобы части 1 колеса, представляющие собой тела вращения, были наиболее технологичны с точки зрения их изготовления (обладали бы наименьшей материалоемкостью и себестоимостью изготовления, изготавливались бы наиболее простыми методами, допускали бы возможность унификации технологического процесса и т, д.).

При этом каждая часть 1 колеса содержит участки ведущего 2 и ведомого 3 дисков с участками лопастей 4. В зависимости от конструкции колеса и способа его изготовления (например, колесо пластмассовое или металлическое, опытное или серийное, для насосов или гидромуфт, с плоскими лопастями или пространственными и т.д.) окончательная механическая обработка может быть выполнена либо после сборки колеса из частей 1, либо путем окончательной механической обработки каждой части колеса. При этом части колеса могут быть получены с помощью любой технологии, выгодной потребителю и целесообразной с точки зрения производства и механических нагрузок, действующих на колесо при его эксплуатации в гидродинамической машине (насосе, турбине, гидромуфте и т.д.). К таким способам можно отнести штамповку, литье под давлением или по выплавляемым моделям, выжигание, выфрезерование и т,д.

При изготовлении составных частей колеса из геометрическая форма, размеры и допуски на них назначаются и изготавливаются относительно определенной единой базовой поверхности (например, относительно одной из поверхностей шпоночного паза 7, общего для всех составляющих). После изготовления и контроля всех частей осуществляется сборка колеса с помощью специального приспособления (не показано), обеспечивающего герметичность стыков по плоскостям разъемов 5, заданную ориентацию формы и размеров составляющих колеса относительно выбранной базо5 вой поверхности шпоночного паза 7, и отсутствие ступенек при стыковке элементов торов и лопастей колеса в направлении движения потока жидкости. После сборки колесо подвергается балансировке в соот10 ветствии с действующими в различных отраслях машиностроения технологическими процессами.

Предлагаемое сборное колесо может быть выполнено с любой формой лопастей

15 (цилиндрические, плоские, пространственные и т,д.), так как лопасти и межлопастной канал, образованный ведущим и ведомым дисками и участками лопастей, разбиваются на составляющие, в которых каждый зле20 мент, в том числе и лопасть имеет наиболее простую и технологическую форму, что снижает трудоемкость изготовления и повышает технологичность конструкции, 25 Формула изобретения

1. Сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям

30 разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с торообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с

35 целью снижения трудоемкости изготовления и повышения технологичности конструкции, поверхности разъема выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность

40 расположена на ведущем или ведомом диске.

2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего.

1724950

У - П > y y кч

Риг. 2

Составитель С,Стесин

Редактор И.Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор 3.Лончакова

Заказ 1163 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

2

5 5 5 5 6

Ри. !

2 г

Сборное лопастное колесо Сборное лопастное колесо Сборное лопастное колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидродинамическим передачам и м.б

Изобретение относится к насосоетроению и позволяет обеспечить возможность изменения давления и КПД путем изменения величины и направления вектора скорости жидкости на выходе из переводных каналов и на входе в рабочее колесо при изменении подачи насоса

Изобретение относится к насосостроению и позволяет повысить надежность работы колеса путем ослабления кромочных вихрей

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в центробежных насосах, требующих осевой разфузки

Изобретение относится к насосостроению и предназначено для повышения КПД центробежного насоса путем снижения гидравлических потерь в рабочем колесе

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в нефтегазовой промышленности при добыче нефти из низкодебитных скважин, содержащей механические примеси
Наверх