Система спаренного ножного управления самолета

 

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления преимущественно учебно-тренировочных самолетов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышение удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота. Система спаренного ножного управления самолета имеет педали 1 и 2 пилотов, установленные на одном главном валу 3 шарнирно через вертикальные приводные рычаги 4. Приводные рычаги 4 имеют регуляторы положения 5 педалей 1 и 2. Система имеет проводку управления 6 к рулю направления 7 и проводку управления 8 к носовому колесу 9. Горизонтальный транзитный вал 10 имеет рычаги 11. Серьги 12 шарнирно соединены с рычагами 11 и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу 3 приводных рычагов 4. Проводка управления 6 к рулю направления 7 выполнена от верхних плеч приводных рычагов 4 разноименных педалей 1 и 2 обоих пилотов, а проводка управления 8 к носовому колесу 9 выполнена от нижних плеч этих же рычагов 4. 5 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления преимущественно учебно-тренировочных самолетов. Известна система спаренного ножного управления самолета первоначального обучения, в котором посты управления установлены тандем - один за другим и включены в систему последовательно. Ножное управление выполнено в виде рычажно-параллелограммного механизма, включающего двуплечий рычаг-коромысло на вертикальной оси [1] . Недостатком известного технического решения является то, что размещение ученика и пилота-инструктора один за спиной другого неудобно с точки зрения демонстрации приемов управления при обучении. Кроме того, горизонтальное расположение рычага требует для получения достаточного плеча довольно широкой расстановки ног, в том числе и для того, чтобы ноги не мешали ручке управления отклоняться в стороны, что неудобно и неодинаково сказывается на пилотах с различным ростом. Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является система спаренного ножного управления учебно-тренировочного самолета, содержащая педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах. Одноименные педали обоих пилотов установлены каждые на своем валу. От каждого вала через их рычаги отведена проводка системы управления к рулю направления [2] . Недостатком этой системы является наличие двух валов, на которых установлены педали. Валы расположены со смещением относительно друг друга. Это смещение даже при самом оптимальном конструкторском решении дает разные ощущения хода правой и левой педалей для правого и левого пилотов, т. е. не сохраняется мнемоника управления для них. За счет смещения валов кронштейны педалей имеют разные установочные углы, а если точнее - разное отклонение от вертикали осей педалей, что приводит к тому, что ход левой педали правого пилота равен ходу правой педали левого пилота, и наоборот, но ход педалей одного пилота неодинаков. Это малозаметно, однако имеет место. Кроме того, можно отметить, что в данном прототипе непредусмотрена регулировка педалей под рост пилотов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышение удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота. Поставленная цель достигается тем, что в системе спаренного ножного управления самолета, преимущественно учебно-тренировочного, содержащей педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах, имеющих рычаги, связанные с проводкой управления к рулю направления, согласно изобретению, все педали установлены на одном главном валу шарнирно через вертикальные приводные рычаги по одному на каждую педаль с регуляторами положения педалей, жестко связанными с последними, два из которых, связанные с одноименными педалями правого и левого пилотов, жестко соединены с главным валом, а два других, связанные с другой парой одноименных педалей, установлены на нем шарнирно, система снабжена проводкой управления к носовому колесу, горизонтальным транзисторным валом с рычагами и серьгами, шарнирно соединенными с рычагами транзитного вала и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу приводных рычагов, при этом проводка управления к рулю управления выполнена от верхних плеч приводных рычагов разноименных педалей левого и правого пилотов, а проводка управления к носовому колесу выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов. На фиг. 1 изображена схема системы спаренного ножного управления самолета в изометрии; на фиг. 2 - система, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид спереди; на фиг. 4 - регулирование установки педалей на приводном рычаге; на фиг. 5 - вид А на фиг. 4. Система спаренного ножного управления самолета содержит педали 1 правого пилота и педали 2 левого пилота. Педали 1 и 2 установлены на одном главном валу 3 шарнирно через вертикальные приводные рычаги 4 по одному на каждую из педалей 1 и 2. Приводные рычаги 4 имеют регуляторы положения 5 педалей 1 и 2, жестко с ними связанные. Два из приводных рычагов 4, связанные с одноименными педалями 1 правого и педалями 2 левого пилотов жестко соединены с главным валом 3. Другая пара приводных рычагов 4, связанных с другой парой одноименных педалей 1 правого и педалей 2 левого пилотов установлены на главном валу 3 шарнирно. Система имеет проводку управления 6 к рулю направления 7 и проводку управления 8 к носовому колесу 9, горизонтальный транзитный вал 10 с рычагами 11. Серьги 12 шарнирно соединены с pычагами 11 транзитного вала 10 и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу 3 приводных рычагов 4. Проводка управления 6 к рулю направления 7 выполнена от верхних плеч приводных рычагов 4 разноименных педалей 1 правого и педалей 2 левого пилотов, а проводка управления 8 к носовому колесу 9 выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов 4. Система функционирует следующим образом. Перед полетом каждый из пилотов регулирует педали 1 или 2 под свой рост посредством регуляторов положения 5, имеющихся на приводных рычагах 4. Этим самым достигается оптимальное исходное угловое положение педалей 1 и 2 для каждого пилота. В полете, например на учебно-тренировочном самолете, когда пилот-инструктор и ученик располагаются рядом, последний имеет возможность отслеживать приемы управления пилота-инструктора, воспроизводящиеся точно на посту ножного управления ученика. При "передаче" управления от пилота-инструктора ученику последнему достаточно легко будет воспроизводить приемы управления пилота-инструктора. При смене места с правого на левое и наоборот мнемоника управления для обоих пилотов сохраняется. При рулении по земле педалями 1 и 2 управляют как рулем направления 7 так и носовым колесом 9. Например, при даче пилотом-инструктором (левый пилот) правой педали 2 от себя командное усилие через регулятор положения 5 и приводной рычаг 4 передается на жестко связанный с ним главный вал 3, который, вращаясь, отклоняет вперед через жестко связанный приводной рычаг 4 правую педаль 1 левого пилота, подавая ее также вперед. При этом, при подаче правой педали 2 левого пилота вперед через проводку управления 8 носовое колесо 9 поворачивается влево, а через проводку управления 6 руль направления 7 также перекладывается влево. В силу замкнутости системы левые педали 2 правого пилота и левые педали 1 левого пилота отклоняются назад. При даче пилотом-инструктором (левый пилот) левой педали 2 "от себя" командное усилие от нее передается через шарнирно установленный на главном валу 3 приводной рычаг 4 на серьгу 12, а через нее и рычаг 11 на транзитный вал 10. Транзитный вал 10, вращаясь, через второй свой рычаг 11 и серьгу 12 отклоняет вперед шарнирно установленный на главном валу 3 приводной рычаг 4 левой педали 1 правого пилота и, соответственно, отклоняет вперед саму эту педаль. При этом, проводка управления 8 к носовому колесу 9, связанная с нижним плечом шарнирно установленного на главном валу 3 приводного рычага 4 левой педали 1 правого пилота, отклонит носовое колесо 9 вправо, а проводка управления 6 к рулю направления 7, связанная с верхним плечом того же самого приводного рычага 4, отклонит руль направления 7 вправо. Механическая замкнутость системы одновременно с этим обеспечит отклонение правых педалей 1 и 2 обоих пилотов назад. Основным преимуществом предлагаемой системы является то, что ход всех педалей обоих пилотов и их установочные углы одинаковы, то в отличие от прототипа сохраняет мнемонику управления для обоих пилотов. Реализация этого свойства важна в учебно-тренировочном процессе на этапе начального обучения самолетовождению. (56) 1. Шульженко М. Н. , Мостовой А. С. Курс конструкций самолетов, М. : Машиностроение, 1965, с. 413, 416, рис. 247. 2. Шульженко М. Н. Конструкция самолетов, М. : Машиностроение, 1971, с. 240, 242, рис. 5. 16 а).

Формула изобретения

СИСТЕМА СПАРЕННОГО НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА, преимущественно учебно-тренировочного, содержащая педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах, имеющие рычаги, связанные проводкой управления с рулем направления, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышения удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота, все педали установлены на одном главном валу шарнирно через вертикальные приводные рычаги по одному на каждую педаль с регуляторами положения педалей, жестко связанными с последними, два из которых, связанные с одноименными педалями правого и левого пилотов, жестко соединены с главным валом, а два других, связанные с другой парой одноименных педалей, установлены на нем шарнирно, система снабжена проводкой управления к носовому колесу, горизонтальным транзитным валом с рычагами и серьгами, шарнирно соединенными с рычагами транзитного вала и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу приводных рычагов, при этом проводка управления к рулю направления выполнена от верхних плеч приводных рычагов разноименных педалей правого и левого пилотов, а проводка управления к носовому колесу выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Наверх