Уплотнение вала насоса

 

Изобретение позволяет повысить экономичность путем снижения расхода промывочной жидкости и уменьшения износа. Часть перекачиваемой жидкости из внутренней полости насоса под давлением по . трубке 10 подается фонарному кольцу 6 и через систему его каналов поступает к сменной защитной полимерной втулке вала, растекаясь дальше в обе стороны от кольца 6 потоком, который идет в зазоре между защитной полимерной втулкой, кольцами 3, 4, 5 и сальниковой набивкой 9. С потоком на слив или во всасывающую полость насоса проходят и минеральные частицы. .При затяжке грундбуксы 8 и возникающем при этом усилии от надавливания кольца 4 на кольцо 3 происходит фиксация последнего с установлением постоянного по окружности зазора между внутренним диаметром кольца и наружным диаметром защитной втулки, ввиду чего объемные потери через сальники остаются стабильными в течение всего срока их эксплуатации. 1 з.п. ф., 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 04 D 29/10 (.р 0 0 9

ГОСУДА P СТ В Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

30ИОИЗИ"

W AATEHTHG ю

М (: (21) 4789623/29 (22) 11.12.89 (46) 23.04,92. Бюл. N. 15 (71) Херсонский сельскохозяйственный институт им. А.д. Цюрупы (72l А.B.Øåâ÷åíêo, Н.М.Строгий, А.М;Рудь и А.Н.Пчел ин цев (53) 621.671(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1361385, кл. F 04 D 29/10, 1986. (54) УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА НАСОСА (57) Изобретение позволяет повысить экономичность путем снижения расхода промывочной жидкости и уменьшения износа.

Часть перекачиваемой жидкости из внутренней полости насоса под давлением по трубке 10 подается фонарному кольцу 6 и

„,Я „„ 1728533 А1 через систему его каналов поступает к сменной защитной полимерной втулке вала, растекаясь дальше в обе стороны от кольца 6 потоком, который идет в зазоре между защитной полимерной втулкой, кольцами 3, 4, 5 и сальниковой набивкой 9. С потоком на слив или во всасывающую полость насоса проходят и минеральные частицы. При затяжке грундбуксы 8 и возникающем при этом усилии от надавливания кольца 4 на кольцо 3 происходит фиксация последнего с установлением постоянного по окру>кности зазора между внутренним диаметром кольца и наружным диаметром защитной втулки, ввиду чего объемные потери через сальники остаются стабильными в течение всего срока их эксплуатации. 1 з.п. ф„3 ил.

1728533

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в лопастных насосах, перекачивающих жидкости, содержащие частицы минерального происхождения, например оросительную воду, Известно уплотнение вала насоса, содержащее установленную на валу защитную втулку, размещенные в корпусе насоса два контактирующих по торцовым поверхностям внутренних кольца и одно наружное кольцо, сальниковую набивку, грундбуксу, фонарное кольцо и стопорную шайбу.

Недостатком указанного уплотнения является то, что Bûl1олнеHHûå на наружной поверхности кольцевых уплотнений кольцевые ребра ввиду недостаточно упругих свойс1в полимерного материала не обеспечиваю- достаточно эффективной стабилизации зазора между валом насоса и

BH>t1 j>pilH< Й поверхность о этих колец, Bbl работка и абразивный износ внутренней поверхности уплотни1ельных колец, диаметр выточки которой в момент установки кольца несколько меньше диаметра защитной втулки, o/HIOOTB не компенсируется эа счет об>клтия,орпусом насоса ребер уплотнигельного кольца, наружный диаметр которых несколько превышает диаметр вну ренней выточки в корпусе в месте установки колец. Кроме того, наличие кольцевых ребер делает изготовление кольцевых уплотнений сложным, требующим специальных ппесс-форм. ! акая конструкция колец, когда внутренн lA tix диаметр меньше диаметра защи1ной втулки, способствует интенсивному абразивному износу последней, выполненной из традиционного материала (чугуна), износостойкость к истиранию которого в несколько раз меньше по сравнению с полимерным.

Недостатком конструкции такого уплотнительного узла является и то, что для восстановления его работоспособности по мере износа защитной втулки необходимо проведение замены последней. Работы же по замене втулки вала насоса трудоемки и дорогостоящи.

Целью изобретения является повышение экономичности путем снижения расхода промывочной жидкости и уменьшения абразивного износа, 3то достигается тем, что внутренние кольца выполнены раэрезными, их контактирующие торцовые поверхности выполнены коническими, разрезы внутренних колец расположены с противоположных сторон вала, а защитная втулка выполнена из не смачиваемого промывочной >KMpl(ocTblo

20

50 полимерного материала. На одной из поверхностей разрезов каждого внутреннего кольца выполнен поперечный прямоугольный выступ, а на другой поверхности — канавки соответствующей формы.

На фиг. 1 — 3 схематично представлен узел сальникового уплотнения центробежного насоса типа Д.

Конструкция уплотнения предусматривает насадку на вал 1 предохранительной полимерной втулки 2, уплотнение в сборе состоит из разрезных двух внутренних 3 и 4 и одного наружного 5 колец, разделенных фонарным кольцом 6. С внутренней стороны уплотнение фиксируется стопорной шайбой

7, с наружной — грундбуксой 8. Между грундбуксой 8 и уплотнительным наружным кольцом 5 устанавливается сальниковая набивка 9.

В прилагаемом сальнике внутреннее уплотнение, расположенное между фонарным кольцом 6 и стопорной шайбой 7, выполнено в виде двух разрезных внутренних колец 3 и 4 из полимерного материала с коническими торцовыми поверхностями. На одной иэ поверхностей разрезов каждого внутреннего кольца 3, 4 и наружного кольца

5 выполнен поперечный прямоугольный выступ, а на другой поверхности канавки соответствующей формы (см. фиг, 2). Кольца 3 и

4устанавливаюттак, чтобы их разрезы были расположены с противоположных сторон вала. При этом кольца 3, 4 и 5 устанавливаются при снятой крышке насоса беэ демонтажа подшипников вала насоса. Размеры колец выполнены такими, что при установке их (см. фиг. 2) отсутствует зазор в разрезе, в результате чего внутренний диаметр колец

3 и 5 остается жесткофиксированным на протяжении всей работы и больше диаметра защитной втулки на 0,1 мм.

Вместо чугунной втулки 2 предлагается устанавливать втулку, изготовленную из более легкого и износостойкого полимерного материала (полиэтилена или фторопласта).

В результате данная втулка становится значительно легче; снижаются затраты по ее установке и снятию; повышается ее износостойкость, что увеличивает ее работоспособность и срок службы.

Предложенное уплотнение вала центробежного насоса работает следующим образом, При создании в корпусе насоса. вакуумсистемой разрежения в процессе подготовки насоса к пуску сальниковая набивка 9, будучи сжатая грундбуксой 8ррепятствует доступу атмосферного воздуха через сальниковое уплотнение во внутреннюю полость насоса. После пуска насоса часть

1728533 перекачиваемой жидкости из внутренней полости насоса под давлением по трубке 10 подается фонарному кольцу 6 и через систему его каналов поступает к сменной защитной полимерной втулке вала, растекаясь дальше в обе стороны от кольца 6 потоком, который идет в зазоре между защитной полимерной втулкой, кольцами 3,4, 5 и сальниковой набивкой 9. С потоком на слив или во всасывающую полость насоса проходят и минеральные частицы.

При затяжке грундбуксы 8 и возникающем при этом усилии от надавливания кольца 4 на кольцо 3 происходит фиксация последнего с установлением постоянного по окружности зазора между внутренним диаметром кольца и наружным диаметром защитной втулки, ввиду чего объемные потери через сальники остаются стабильными в течение всего срока их эксплуатации, а износ втулки снижается.

Контактирующие торцовые поверхности выполнены коническими, дают возможность при подтягивании буксы 8 и возникающем при этом уплотняющем усилии вдоль вала насоса уплотнительному кольцу 4 наползать на кольцо 3. В результате зазор между крышкой насоса и наружной поверхностью уплотнения отсутствует. ,Наличие на одной из поверхностей разрезов каждого внутреннего 3, 4 и наружного кольца 5 прямоугольного выступа, а на другой поверхности — канавки соответствующей формы позволяет снизить переток воды из зоны нагнетания через трубку 10 фонар5 ного кольца в зону всасывания, Формула изобретения

1. Уплотнение вала насоса, содержащее установленную на валу защитную втулку, 10 размещенные в корпусе насоса два контактирующих по торцовым поверхностям внутренних кольца и одно наружное кольцо, сальниковую набивку, грундбуксу, фонарное кольцо и стопорную шайбу, о т л и ч а ю15 щ е е с я тем, что, с целью повышения экономичности путем снижения расхода промывочной жидкости и уменьшения абразивного износа, внутренние кольца выполнены разрезными, их контактирующие

20 торцовые поверхности — коническими, разрезы внутренних колец расположены с противоположных сторон вала, а защитная втулка выполнена из несмачиваемого промывочной жидкостью полимерного матери25 ала, 2, Уплотнение по и. 1, о тл и ч а ю ще ес я тем, что на одной из поверхностей разрезов каждого внутреннего кольца выполнен поперечный прямоугольный выступ, а

30 на другой поверхности — канавки соответствующей формы.

1728533

A-A

Составитель А,Шевченко

Техред М.Моргентал Корректор. Т.Малец

Редактор А.Мотыль

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 1392 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Уплотнение вала насоса Уплотнение вала насоса Уплотнение вала насоса Уплотнение вала насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетическому оборудованию, в частности к насосным агрегатам топливных систем, и может быть использовано в любой отрасли машиностроения для уплотнения быстро вращающихся -валов с целью увеличения ресурса

Импеллер // 1665093

Изобретение относится к насосостроению и позволяет увеличить ресурс работы насоса путем замены манжеты без разборки насоса

Изобретение относится к гидромашиностррению и позволяет повысить долговечность путем предотвращения колебательных режимов работы узла уплотнения

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет повысить надежность путем предотвращения подсоса воздуха через уплотнительный элемент 2 низкого давления при работе насоса в области низких давлений нагнетания

Изобретение относится к области производства центробежных машин, а именно к созданию уплотнительных узлов валов центробежных машин, и может быть использовано в компрессорах, турбинах и нагнетателях природного газа

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в центробежных насосах

Изобретение относится к компрессоро- и турбостроению и может быть использовано, например, в качестве уплотнения вала компрессора или турбины газотурбинной установки, или нагнетателя для транспорта газа

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для перекачки шламовых вод, содержащих абразивные частицы промывочного раствора

Изобретение относится к компрессоростроению, газотурбостроению, авиационному двигателестроению, энергомашиностроению и др

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения и может быть использовано в системах уплотнения компрессоров природного газа

Изобретение относится к уплотнительной технике, может быть использовано в системах уплотнений турбокомпрессоров различного назначения, в частности, в системах уплотнений газоперекачивающих агрегатов, и позволяет при своем использовании повысить надежность и экономичность работы за счет дополнительной установки в системе уплотнений клапана аварийного сброса газа

Насос // 2384739
Изобретение относится к гидравлической технике и предназначено для использования в качестве устройства при перекачке жидкометаллического теплоносителя ядерной энергетической установки (ЯЭУ), работающей в режиме переменных нагрузок
Наверх