Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей

 

Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля. Цель изобретения - повышение точности определения величины развала и схождения . Устанавливают напротив колес отсчетное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к ободам колес и снимают отсчеты по маркам. Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала - как разность отсчетов по шкалам марки . 3 ил.

(49) (10

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5))5 G 01 В 11/275

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

llPM ГKHT СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4656059/28 (22) 28.02.89 (46) 23.04.92. Бюл. (Ф 15 (71) Кишиневский сельскохозяйственный институт им. М.В. Фрунзе (72) В.Е, Карышев и Н.С. Грипачевский (53) 531.71(088.8) (56) Лудченко А.А, Основы технического обслуживания автомобилей. — Киев: Вища школа, 1987, с. 147.

Патент Великобритании М 1335326, кл. 6 01 В 11/275, 1971.

Изобретение относится к способам определения величин развала и схождения управляемых колес автомобилей.

Известны способы измерения величин развала и схождения колес, Недостатком известных способов является наличие многих узлов, автономных источников питания, что усложняет процесс измерения величин развала и схождения колес, а также невысокая точность замеров.

В качестве прототипа взят способ измерения величин развала и схождения колес с помощью прибора ПКО-1, предусматривающий установку двух ламповых проектов. дающих заостренные световые отражения.на шкалах, размещенных в плоскости враще-: ния колес, а также измерительных стержней с метками для отсчета в миллиметрах откло(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ

РАЗВАЛА И СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ (57) Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля.

Цел ь изоб ретения — повышение точности определения величины развала и схождения. Устанавливают напротив колес отсчетное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к ободам колес и снимают отсчеты по маркам.

Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала — как разность отсчетов по шкалам марки. 3 ил. нения световых лучей и источника электрой питания для проекторов.

Недостатком способа является сложно- M сть процесса измерения и невысокая точ- Q) ность замеров. (Ь (Л

Цель изобретения — упрощение процес- у са определения величин развала и схождения управляемых колес легковых автомобилей и повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве измерительного устройства применяется теодолит, а в качестве отсчетного устройства — специально изготовленную марку с миллиметровыми шкалами, которые с помощью специальных магнитов крепят к ободу диска колеса.

1728655 соответствовать норме, указанной в инст- 20

30

На фиг.1 показан способ крепления к колесу марки; на фиг;2 — схема способа определения развала колеса; на фиг.3 — схема способа определения схождения колес, На фиг.1 — 3 показана марка, которая состоит иэ штанги 1, двух постоянных магнитов 2 и двух отсчетных миллиметровых шкал

3, марка 4, закрепленная на ободе колеса, направляющий брус 5, имеющий длину, превышающую ширину колеи автомобиля на 40-50 мм, и теодолит 6, установленный на каретке, имеющий возможность возвратно-поступательного движения по направляющему брусу.

Перед определением величины развала и схождения колес необходимо проверить техническое состояние узлов и деталей передней подвески автомобиля — давление воздуха в шинах и нагрузка на ось должны рукции по эксплуатации автомобиля, не допустимы люфты в шарнирах рулевых тяг, маятникового рычага и в подшипниках колес.

При измерениях колеса должны располагаться на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля.

Для исключения влияния опоры на положение колес следует переместить автомобиль на несколько сантиметров вперед и назад.

Нажатием на бамперы нужно убедиться в исправности амортизаторов.

Измерение величины развала колес производится в следующем порядке, Передний мост автомобиля размещается на расстоянии 2 — 4 м от направляющего бруса 5 с закрепленным теодолитом 6 (фиг.2). К неповрежденной части ободов управляемых колес в вертикальной плоскости прикрепляют марки 4 и устанавливают на магнитах отсчетные шкалы. Визируют вертикальную нить сетки трубы теодолита на верхнюю миллиметровую шкалу марки и записывают отсчет с точностью 0,10 — 0,15 мм, затем визируют трубу на нижнюю шкалу марки и по вертикальной нити сетки снова записывают отсчет по шкале.

Величину развала колес определяют по разности отсчетов на нижней и верхней шкалах марки.

Аналогичные измерения выполняют на втором управляемом колесе.

Полученную величину развала колеса сравнивают с нормативной величиной, укаэанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины развала колес, После выполнения регулировки развала приступают к проверке величины схожде5

55 ния колес. Для этого марки устанавливают на ободах колес в горизонтальное положение (фиг.3). Визируют трубу теодолита на миллиметровые шкалы марки на левом колесе и по вертикальной нити сетки трубы записывают отсчеты. Находят разность отсчетов по шкалам марки. Аналогичные измерения производят на шкалах марки правого колеса. Полученные величины разностей отсчетов по шкалам на левом и правом колесах суммируют и находят фактическую величину схождения колес.

Сравнивают фактическую и нормативную величину схождения колес, указанную в инструкции по эксплуатации автомобиля.

При необходимости проводят регулировку величины схождения колес.

Все. работы по измерения развала и схождения колес могут выполняться одним человеком.

Пример. Автомобиль ВА3 2106 устанавливают на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению на расстоянии 2 м от направляющего бруса с теодолитом.

На ободах управляемых колес в вертикальной плоскости закрепляют на постоянных магнитах марки с отсчетными шкалами (фиг.2). Устанавливают теодолит на направляющем брусе в направлении движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 2,3 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 3,6 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки

1,3 мм.

Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 3,4 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 4,9 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,5 мм. Таким образом, фактический развал левого колеса составляет 1,3 мм, правого — 1,5 мм.

Полученные фактические величины развала колес сравнивают с нормативными, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля ВА3 2106, которые для ненагруженного автомобиля находятся в пределах от-1 мм до+3 мм. В данном случае величины развала колес испытуемого автомобиля находятся в пределах нормы.

1728655

Для измерения величины схождения марки закрепляют на управляемых колесах испытуемого автомобиля в горизонтальном положении (фиг.3). 5

Устанавливают теодолит на направляющем брусе в створе направления движения левого колеса автомобиля, Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на отсчетные шкалы марки и снимают отсче- 10 ты, которые составляют 3,6 и 2,8 мм. Находят разность отсчетов по ближней и дальней шкалах марки 0,8 мм.

Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения 15 правого колеса. Производят визирование вертикальной линии сетки трубы на шкалы марки и поочередно снимают отсчеты на ближней и дальней шкалах, которые составляют 4,6 и 2,3 мм. Находят разность отсче- 20 тов 2,3 мм.

Вычисляют сумму разностей остчетов по шкалам марок на левом и правом колесах автомобиля 3,1 мм, которая является фактической величиной схождения колес испыту- 25 емого автомобиля.

Полученную фактическую величину схождения колес сравнивают с нбрмативной, которая Для ненагруженного автомобиля находится в пределах 3-5 мм. В данном 30 случае величина схождения колес испытуемого автомобиля находится в пределах нормы.

Хронометраж показал, что на все указанные измерения и вычисления затрачено

6 мин. Точность определения величин развала и схождения колес составляет 0,1 — 0,15 мм. Работы выполняются одним человеком.

Для сравнения проводят измерения величин развала и схождения управляемых колес автомобиля ВАЗ 2106 прибором ПК0-1.

Формула изобретения

Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей, заключающийся в том, что устанавливают напротив колес отсчетное устройство, визируют его на марку, производят снятие отсчетов и вычисление величин развала и схождения колес,отл ича ю щи йся тем,что, с целью повышения точности определения величи.ны развала и схождения, в качестве отсчетного устройства используют теодолит, устанавливают марку в горизонтальное положение и производят снятие отсчетов, величину схождения определяют по сумме разностей отсче гав, затем располагают марку вертикально и аналогичным образом снимают отсчеты, величину развала колес определяют как разность отсчетов по шкалам марки, а в качестве марки используют мишень в виде штанги с двумя отсчетными шкалами и двумя магнитами,. расположенными на концах штанги.

1728655

ФигЗ

Составитель

Техред М,Моргентал

Корректор С.Черни

Редактор О.Головач

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1398 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к оптической записи информации на программоносителях типа компакт-диск

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в оптическом приборостроении при изготовлении и аттестации линз

Изобретение относится к средствам контроля углов установки колес 61 автомобилей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано, в частности, при ремонте автомобилей как в условиях мастерских, станций технического обслуживания, так и непосредственно владельцами автомобилей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологическому оборудованию станций технического обслуживания автомобилей, а именно к стендам диагностики транспортных средств

Предложен способ определения углов установки колес транспортного средства, которое содержит, по меньшей мере, одну колесную ось (12, 13, 14), имеющую конец оси с, по меньшей мере, одним колесным элементом (2а-b, 3а-b, 4а-b) на соответствующей продольной стороне транспортного средства. Способ содержит этапы определения отклонения от перпендикулярности колесной оси по отношению к продольной геометрической осевой линии транспортного средства. Также предложена система для выполнения способа. Достигается создание таких способа и системы, которые позволяют с большей легкостью определять отклонения от перпендикулярности колесных осей транспортного средства. Также достигается создание таких способа и системы, которые позволяют определять отклонение от перпендикулярности и другие угловые параметры установки колес быстро и с высокой точностью. Также достигается создание таких способа и системы, с помощью которых отклонение от перпендикулярности колесной оси может быть определено без необходимости прикрепления сеток или других реперных приспособлений к корпусу или шасси транспортного средства. 2 н. и 11 з. п. ф-лы, 3 ил.
Наверх