Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя

 

Изобретение относится к управлению электродвигателями в системах автоматического управления и регулирования, венастности к электродвигателям-вентиляторов. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства для автоматического отключения неисправного электродвигателя. Цель достигается тем, что устройство содержит основную ШИНУ 1 питания, подключенный к ней через последовательно соединенные датчик ъ тока и первый силовой управляемый ключ 2 электродвигатель 6, цепь 7 задержки, подключенную входом к выходу датчика 5 тока, и управляющий триггер 11. Новым в предлагаемом устройстве являются резервная шина 3 питания, второй силовой управляемый ключ 4, элемент 8 памяти, два логических элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9 и 10 и выполнение управляющего триггера в виде RS-триггера 11. При этом прямой выход RS- триггера 11 соединен с управляющим входом первого силового ключа 2, а инверсный выходс управляющим входом второго силового ключа 4, через который резервная шина 3 питания подключена к датчику 5 тока параллельно основной шине ,1 питания с первым силовым ключом 2. 1 ил. ел С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873821!07 (22) 06.08.90 (46) 23.04.92.Бюл. N. 15 (71) Научно-.производственное объединение

"Наука" (72) А,П.Шершаков и Н.К.Шайхулин. (53) 621,316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1096727, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.

Авторское свидетельство СССР

N 496644. кл. Н 02 Н 7/08, 1973.

Авторское свидетельство СССР

N 478292, кл. G 05 F 3/06. 1973. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ НЕИСПРАВНОГО ЭЛЕКТРОД В И ГАТЕЛ Я (57) Изобретение относится к управлению электродвигателями в системах автоматического управления и регулирования, властностии к электродвигателям- вентиляторов.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности устройства для авто. Ы 1728920 А1 (я)л Н 02 Н 7/08, G 05 F 3/06

2 матического отключения неисправного электродвигателя. Цель достигается тем. что устройство содержит основную шинч 1 питания, подключенный к ней через последовательно соединенные датчик тока и первый силовой управляемый ключ 2 электродвигатель 6. цепь 7 задержки, подключенную входом к выходу датчика 5 тока, и управляющий триггер 11. Новым в предлагаемом устройстве являются резервная шина 3 питания, второй силовой управляемый ключ 4, элемент 8 памяти, два логических элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9 и 10 и выполнение управляющего триггера в виде

RS-триггера 11. При этом прямой выход RSтриггера 11 соединен с управляющим sxoдом первого силового ключа 2, а инверсный выход — с управляющим входом второго силового ключа 4, через который резервная шина 3 питания подключена к датчику 5 тока параллельно основной шине,1 питания с первым силовым ключом 2. 1 ил.

1728920 держки

40 На чертеже представлена функциональная схема устройства для автоматического

50

Изобретение относится к управлению электроприводами в системах автоматического управления и регулирования, в частности электродвигателями вентиляторов.

Известно устройство для контроля работы вентиляторов, содержащее канал работы основного электродвигателя, состоящий из индуктивного датчика вращения, селективного усилителя, цепи задержки, триггера, управляющего релейным переключателем двигателей, и цепь начальной ориентации. В этом устройстве датчиком работы вентилятора служит индуктивный датчик вращения, по сигналу которого после усиления формируется сигнал управления триггером, управляющим релейным переключателем двигателей.

Кроме того, в устройстве предусмотрена цепь начальной ориентации релейного переключателя.

Недостатком этого устройства является низкая надежность. так как в нем формируется разовый сигнал на ориентацию и на отключение неисправного электродвигате. ля. Устройство работает только на одной шине питания, Известно также устройство переключения напряжения с основного вентилятора на резервный, содержащее цепи переключения питания основного и резервного вентиляторов, индуктивный датчик вращения с диодным. выпрямителем, транзисторный ключ, цепь задержки, триггер, нагруженный на первую обмотку дистанционного переключения, вторая обмотка которого подключена к цейи начальной ориентации, Недостатками устройства являются необходимость предварительной установки в исходное состояние, причем не автоматической, разовая команда на отключение неисправного двигателя и отсутствие резервной шины питания.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для автоматического переключения двигателей с основного на резервный, содержащее основную шину питания, подключенный к ней через последовательно соединенные датчик тока и силовой управляемый ключ электродвигатель, цепь задержки, подключенную входом к выходу датчика тока, управляющий триггер на двухобмоточном поляризованном реле и цепь начальной ориентации.

Известное устройство также имеет низкую эксплуатационную надежность, так как обеспечивает только однократный сигнал на отключение неисправного электродвигателя и разовый сигнал ориентации. В этом

35 устройстве такжв не предусмотрена перекоммутация на резервную шину питания.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности устройства автоматического отключения неисправного электродвигателя.

Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя, содержащее основную шину питания, подключенный к ней через последовательно соединенные датчик тока и силовой управляемый ключ электродвигатель. цепь задержки. подключенную входом к выходу датчика тока, и управляющий триггер, дополнительно снабжено резервной шиной питания, вторым силовым управляемым ключом, элементом памяти и двумя логическими элементами ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, а управляющий триггер выполнен в виде

RS-триггера, прямой выход которого соединен с управляющим входом первого силового ключа, а инверсный выход — с управляющим входом второго силового ключа, через который резервная шина питания подключена к датчику тока параллельно основной шине питания с первым силовым ключом, при этом вход установки RS-триггера соединен с выходом первого элемента

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, первый вход которого соединен с основной шиной питания перед первым силовым ключом, вход сброса

RS-триггера подключен к выходу второго элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, первый вход которого соединен с резервной шиной питания перед вторым силовым ключом, а вторые входы элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ

ИЛИ соединены между собой и через элемент памяти подключены к выходу цепи заотключения неисправного. электродвигателя

Устройство содержит основную шину 1 питания с силовым управляемым ключом 2, резервную шину 3 питания с силовым управляемым ключом 4, датчик 5 тока, электродвигатель 6, цепь 7 задержки, элемент 8 памяти, логические элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9 и 10 и управляющий триггер 11.

Обмотка электродвигателя 6 подключена к основной шине 1 питания через последовательно соединенные датчик 5 тока и первый силовой ключ 2. Резервная шина 3 питания подключена к датчику 5 тока через второй силовой ключ 4 параллельно основной шине

1 питания с силовым ключом 2. К выходу датчика 5 тока подключена цепь 7 задержки, с выходом которой соединен вход элемента

8 памяти. Управляющий триггер 11 выполнен в виде RS-триггера, прямой выход кото

1728920 рого соединен с управляющим входом пер- соответственно, силового ключа 2, Если навого силового ключа 2, а инверсный выход — пряжение питания в начале работы подаетс управляющим входом второго силового ся на резервную шину 3 с разомкнутым ключа 4. Вход установки RS-триггера 11 со- силовым ключом 4, то в этом случае логичеединен с выходом первого логического эле- 5 ская единица с этой шины питания подается мента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9; первый на вход логического элемента ИСКЛЮЧАЮвход которого соединен с основной шиной ЩЕЕ ИЛИ 10, который высоким логическим

1 питания перед первым силовым ключом 2, уровнем на своем выходе по сбросу перевоа вход сброса RS-триггера 11 подключен к дит RS-триггер 11 в состояние логической выходу второго логического элемента ИСК- 10 единицы на инверсном выходе, При этом

ЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 10. первый вход которо- силовой ключ2 закрывается; а силовой ключ го соединен с резервной шиной 3 питания 4 открывается, подключая через датчик 5 перед вторым силовым ключом 4. Вторые тока электродвигатель 6 к резервной шине входы элементов И СКЛ ЮЧАЮ ЩЕ Е ИЛИ 9 3 питания. и 10 соединены между собой и подключены 15 Таким образом, обеспечивается автомачерез элемент 8 памяти к выходу цепи 7 тическое подключениеэлектродвигателя 6 к задержки. той шине питания (1 или 3), на которую г1одУстройство для автоматического отклю- ано напряжение питания. чения неисправного электродвигателя ра- При исправном электродвигателе 6 смеботает следующим образом, 20 на шин питания в процессе работы устройВ исходном состоянии, когда на основ- ство приводит к запиранию силового ключа ной 1 и резервной 3 шинах питания отсутст- в шине с нулевым потенциалом и открытию вует напряжение. а на схему управления силового ключа в шине с рабочим напряжеоно подано. в замкнутом состоянии нахо- нием. Еслй в процессе работы происходит дится один из силовых ключей 2 или 4 в 25 отказ электродвигателя 6, характеризуюзависимости от состояния выходов RS-триг- щийся значительным превышением потребгера 11, однако электродвигатель 6 обесто- ляемого тока, то на выходе датчика 5 тока чен из-за Отсутствия напряжения на шинах. появляется напряжение логической едини1 и 3 питания. цы, которое через время, определяемое

Послеэтого напряжение питания может 30 цепью 7 задержки, подается на элемент 6 быть подано на любую из шин, основную 1 памяти. С выхода элемента 8 памяти эта или резервную 3, если при этом напряжение логическая единица подается на вторые вхоподается на шину с уже замкнутым силовым ды элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9 и 10 ключом, например шину 1 с ключом 2, то и изменяет состояние выходов этих элеменчерез датчик.5 тока включается электродви- 35 тов. гатель 6. На выходе элемента 9 (10), подключенВо время разгона электродвигателя 6 ного первым входом к шине с рабочим наиз-за пускового тока, в несколько раз пре- пряжением 1 (3). появляется напряжение вышающего номинальное значение рабоче- логического нуля, а на выходе элемента 10 готока, навыходедатчика5токапоявляется 40 (9), подключенного первым входом к нера. напряжение логической единицы. Однако бочей шине 3 (1), — напряжение логической наличие единицы на выходе датчика 5 тока единицы, которое переводит RS-триггера 11 не изменяет состояние элемента 8 памяти, . в состояние. противоположное предыдущетак как этот элемент подключен к датчику 5 му. При этом снимается управляющее натокачерезэлемент7(цепь)задержки,время 45 пряжение с силового ключа .2 (4), задержки. которого больше времени разго- находящегося в рабочей шине 1 (3), и подана электродвигателя 6. ется управляющее напряжение на силовой

После выхода электродвигателя 6 на ре- ключ 4 (2), стоящий в нерабочей шине 3 (1), жим при номинальном рабочем токе логи- Неисправный электродвигатель 6 отключачеекая единица на выходе датчика 5 тока 50 ется от рабочей шины питания. Логическая исчезает. Одновременно с рабочей шины 1 . единица на выходе датчика 5 тока исчезает, питания напряжение логической единицы но сохраняется на выходе элемента 8 памяподается на первый вход логического эле- ти, благодаря чему состояние остальных мента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 9, на втором элементовсхемы не изменяется и неисправвходе которого действует напряжение логи- 55 ный электродвигатель 6 остается отключенческого нуля с выхода элемента 8 памяти. ным.

Логическая единица с выхода элемента Если при неисправном электродвигате9 в соответствии с состоянием его входов ле 6, отключенном от шины с рабочим нападается на вход установки RS-триггера 11 пряжением, это напряжение снято с этой и подтверждает состояние RS-триггера и, шины и подано на другую шину, к которой

1728920

Формула изобретения

Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя, содержащее основную шину питания, к которой подключены последовательно соединенные первый силовой управляемый ключ и датчик тока, имеющий клемму для подключения электродвигателя, цепь заСоставитель А. Шертаков

Техред М.Моргентал Корректор А,Осауленко

Редактор И.Шулла

Заказ 1412 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и.открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва,Ж-35, Раушская наб„ 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 подключен неисправный электродвигатель. то сразу происходит его отключение, так как при смене шин питания происходит изменение уровней входных логических сигналов элементов 9 и 10, выходные сигналы которых изменяют состояние RS-триггера 11 и, следовательно, состояние силовых ключей 2 и 4. Неисправный электродвигатель 6 снова отключается от шины с рабочим напряжением.

Таким образом, предлагаемое устройство благодаря отсутствию специальных цепей предварительной установки в рабочее состояние, формированию постоянного сигнала на отключение и наличию основной и резервной шин питания имеет более высокую функциональную (эксплуатационную) надежность по сравнению с известными. держки, подключенную входом к выходу датчика тока, управляющий триггер, о т л ич а ю щ е е с я тем. что, с целью повышения эксплуатационной надежности, оно допол5 нительно снабжено резервной шиной питания, вторым силовым управляемым ключом, элементом памяти и двумя логическими элементами ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, управляй)щий триггер выполнен в виде RS-триггера, 10 прямой выход которого соединен с управляющим входом первого силового ключа. а инверсный выход — с управляющим входом второго силового ключа, через который резервная шина питания подключена к датчи15 ку тока параллельно основной шине питания с первЬм силовым ключом, при этом вход установки RS-триггера соединен с выходом первого элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, первый вход которого соединен

20 с основной шиной питания перед первым силовым ключом, вход сброса RS-триггера подключен к выходу второго элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, первый вход которого соединен с резервной шиной питания перед

25 вторым силовым ключом, а вторые входы элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ соединенные между собой и через элемент памяти подключены к выходу цепи задержки.

Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя Устройство для автоматического отключения неисправного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к тепловым реле, предназначенным для защиты электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электрооборудования и полупроводниковых преобразователей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к защите электродвигателей от аварийных режимов, в частности от перегрева, и предназначено для защиты электродвигателей, работающих в режиме переменных нагрузок с быстроизменяющейся температурой обмоток

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам защиты асинхронных электродвигателей от перегрева, и может быть использовано в системах электропривода общепромышленных механизмов и установок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к защите электрических двигателей от перегрева, межвиткового замыкания и обрыва фазы, применяемых в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике , к классу фе;- рорезонзнсных устройств и может Быть использовано в качестве источника вторичного электропитания для цепей управления автоматики, вычислительной техники и техники связи

Изобретение относится к электроте нике

Изобретение относится к электро технике о Целью изобретения является расширение области применения

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к вторичным источникам питания радиоэлектронной аппаратуры

Изобретение относится к вторичным источникам питания радиоаппаратуры

Изобретение относится к вторичным источникам питания радиоаппаратуры

Изобретение относится к вторичным источникам питания радиоаппаратуры

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразовательной технике, и может найти применение в параметрических источниках тока, предназначенных для преобразования переменного тока промышленной частоты в стабилизированный постоянный ток, для питания электролизеров в цветной металлургии и вакуумных дуговых печах для плавки титана
Наверх