Комбинированная энергетическая установка транспортной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями . Целью изобретения является повышение экономичности в работе путем увеличения КПД привода маховика. Привод содержит двигатель, ступенчатую трансмиссию, движители и маховик с приводом, выполненным их трехзвенного планетарного механизма , двух фрикционных муфт и двух гидромашин. В установку введены две дополнительные третья 15 и четвертая 16 сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой 11 связан с водилом, ведущий элемент 15 - с солнечной шестерней, а ведомый элемент является общим, ведомый элемент 16 связан с водилом, ведущий элемент второй 12 и 16 является общим.. Обе гидромашины выполнены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней. 2 ил. . ъ Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 60 К 6/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814753/11 (22) 17.04.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) В.Ю.Дубровин (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 1025536, кл. В 60 К 9/04, 1981. (54) КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА РАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями. Целью изобретения является повышеИзобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями, Известна комбинированная энергетическая установка (КЭУ), содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным валом ступенчатой трансмиссии, и маховик с приводом.

Недостатком данной установки является то, что маховик связан с входным валом трансмиссии и двигателем приводом с постоянным передаточным числом, что не позволяет применять КЭУ с обычными ступенчатыми трансмиссиями, Другим недостатком является кинематическая. связь маховика с двигателем, что не позволяет стабилизировать работу последнего и повысить степень его загрузки, ние экономичности в работе путем увеличения КПД привода маховика. Привод содержит двигатель, ступенчатую трансмиссию, движители и маховик с приводом, выполненным их трехзвенного планетарного механизма, двух фрикционных муфт и двух гидромашин. В установку введены две дополнительные третья 15 и четвертая 16 сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой 11 связан с водилом, ведущий элемент 15 — с солнечной шестерней, а ведомый элемент является общим, ведомый элемент

16 связан с водилом, ведущий элемент второй 12 и 16 является общим. Обе гидромашины выполнены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней. 2 ил.

Известна КЭУ, выбранная в качестве прототипа, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию, маховик с приводом, включающим планетарный механизм, солнечная шестерня которого. через сцепную муфту связана с маховиком, регулируемую гидрообъемную передачу с двумя гидромашинами, причем первая гидромашина через зубчатую передачу постоянного зацепления связана с эпициклом планетарного механизма, а вторая — с водилом, а также сцепную муфту между приводом маховика и валом коробки передач.

Недостатком данной схемы является то, что при передаче энергии от ведущих колес автомобиля к маховику КПД привода маховика при ведущем эпицикле и ведомой солнечной шестерне резко снижается вследствие свойств двухпоточных передач с гидрообъемной ветвью. Другим недостат1729836 ком КЭУ является буксование сцепной муфты, связывающей привод маховика с валом коробки передач при трогании машины с места, так как кинематически в данной КЭУ невозможно обеспечить передаточное отношение равное О. целью изобретения является повышение экономичности работы КЭУ за счет увеличения КПД привода маховика.

Это достигается тем, что в КЭУ, содержащей двигатель, ступенчатую трансмиссию, вал которой связан кинематически с ведомым элементом первой сцепной муфты, маховик с приводом, включающем планетарный механизм в составе водила, эпицикла, сателлитов и солнечной шестерни, которая связана с ведомым элементом второй сцепной муфты, ведущий элемент которой кинематически связан маховиком, две гидрообъемные машины, первая из которых кинематически связана с эпициклом, дополнительно введены третья и четвертая сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой сцепной муфты связан с водилом, ведущий элемент третьей муфты — с солнечной шестерней, а ведомый элемент этих муфт является общим, ведомый элемент третьей сцепной муфты связан с водилом, а ведущий элемент второй и третьей муфт является общим, и обе гидромашины выполнены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней.

На фиг. 1 приведена кинематическая схема предлагаемой КЭУ; на фиг. 2 — график изменения передаточного отношения двухпоточной передачи в составе КЭУ в функцйи от изменения передаточного отношения гидрообъемной передачи, Предлагаемая КЭУ состоит из двигателя внутреннего сгорания, ступенчатой трансмиссии 2, выходной вал 3 которой связан с ведущими колесами 4 автомобиля, а также маховика 5 с приводом 6, который установлен между выходным валом 3 трансмиссии и маховиком 5.

Привод 6 маховика является двухпоточной объемной гидромеханической передачей с бесступенчатым регулированием передаточного отношения. Он состоит из планетарного механизма, включающего водило 7, эпицикл 8, солнечную шестерню 9, сателлиты 10, двух регулируемых гидромашин — первой 11 и второй 12 и управляемых сцепных муфт первой 13, второй 14, третьей

15, четвертой 16, а также зубчатых передач

17, 18, 19, 20, 21, В первой муфте 13 и третьей муфте 15 ведомый элемент 22 является общим, причем с ним кинематически через зубчатые передачи 17, 18 связан выходной вал 3 ступенчатой трансмиссии 2. Ведущий элемент

23 первой муфты 13 связан с водилом 7, а ведущий элемент 24 третьей муфты 15 — c солнечной шестерней 9. Во второй муфте 14 и четвертой муфте 16 ведущий элемент 25 является общим, причем он кинематически через зубчатую передачу 19 связан с маховиком 5. Ведомый элемент 26 второй муфты

14 связан с солнечной шестерней 9, а ведомый элемент 27 четвертой муфты 16 связан с водилом 7, Первая гидромашина 11 связана с эпициклом 8 через зубчатую передачу 21, а вторая гидромашина 12 — с солнечной шестерней 9 через зубчатую передачу 20.

Установка работает следующим образом. Движение автомобиля может провожении автомобиля замыкаются муфты 15 и

16 и солнечная шестерня 9 через зубчатые передачи 17, 18, связывается с выходным валом 3 трансмиссии, т.е. с колесами 4 автомобиля, а водило 7 — с маховиком 5 через зубчатую передачу 19.

Единичная производительность гидромашины 12, связанной с солнечной шестерней, близка к нулю в начале торможения и максимальна в конце торможения, а гидромашины 11 в начале торможения — максимальна, в конце — близка в нулю. Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного отношения привода маховика. После завершения торможения машины сцепные муфты размыкаются и маховик свободно вращается в ожидании разгона. При разгоне машины замыкается муфта 13, связывая водило 7 через зубчатые передачи 17, 18 с выходным валом трансмиссии 3 и ведущими колесами 4 автомобиля, а при замыкании муфты 14 солнечная шестерня 9 через зубчатую передачу 19 соединяется с маховиком 5, Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатоЕ изменение передаточного отношения привода маховика. При этом единичная производительность гидромашины 12 изменяется от нуля до максимума, а гидромашины 11 — от максимума до нуля.

Приданной схеме работы гидромашин можно обеспечить трогание автомобиля с места без пробуксовки сцепных муфт в случае изменения. направления вращения гидромашины 12 при изменении ее производительности в процессе разгона, как показано на фиг. 2. Однако, при этом в

55 диться за счет энергии двигателя 1, когда

20 муфты 13, 14, 15, 16 разомкнуты. При тормо1729836 гидравлической ветви будет наблюдаться циркуляция мощности, Предлагаемая схема КЭУ обеспечивает работу двухпоточной передачи в приводе маховика только при ведущей солнечной 5 шестерне и ведомом водиле, что соответствует максимальному КПД передачи и экономичности работы.

Формула изобретения 10

Комбинированная энергетическая установка транспортной машины, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию с валом, движители, а также маховик, связанный приводом с валом трансмиссии, при 15 этом привод содержит трехзвенный планетарный механизм, две фрикционные муфты, первая из которых установлена для связи планетарного механизма через передачу с валом трансмиссии, а вторая соединена с 20 солнечной шестерней планетарного механизма для связи его с маховиком, а также две гидрообъемные машины, первая из которых регулируемая и кинематически связана с эпициклической шестерней планетарного механизма. о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения экономичности работы путем увеличения КПД привода маховика, привод содержит две дополнительные муфты, причем первая и третья муфты выполнены с общим ведомым элементом, их ведущие элементы связаны соответственно с водилом и с солнечной шестерней планетарного механизма. а вторая и четвертая муфты выполнены с общим ведущим элементом, ведомый элемент четвертой муфты связан с водилом, причем вторая гидромашина также выполнена регулируемой и кинематически связана с солнечной шестерней.

1729836

Составитель В. Дубровин

Редактор Л. Народная Техред М,Моргентал Корректор С. Шевкун

Заказ 1473 Тираж Подписное

ВНИИПИ ГосударственногО комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Комбинированная энергетическая установка транспортной машины Комбинированная энергетическая установка транспортной машины Комбинированная энергетическая установка транспортной машины Комбинированная энергетическая установка транспортной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области автомобилестроения и предназначено для повышения уровня эксплуатационных характеристик автомобилей (А.), преимущественно легковых и автобусов, за счет рекуперации энергии останавливающегося А

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам транспортных средств, машин, механизмов, приводимых в движение двигателем или мускульным приводом

Изобретение относится к транспортным средствам с электрической тягой

Изобретение относится к узлам шасси самоходных машин и может быть использовано в транспортном и технологическом машиностроении

Изобретение относится к области рекуперации энергии торможения транспортного средства

Изобретение относится к конструкциям ходовой части транспортных средств, преимущественно автомобилей для внедорожного передвижения, снабженных колесным движетелем

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения транспортных машин

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения транспортной машины

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения грузоподъемных и транспортных машин. Устройство рекуперации энергии торможения машины содержит управляющее устройство, маховик, тяговый двигатель, трансмиссию машины и планетарный дифференциал. Валы тягового двигателя и трансмиссии соединены между собой с помощью редуктора с неподвижными осями. Маховик соединен с солнечной шестерней планетарного дифференциала. Барабан тормоза соединен с водилом планетарного дифференциала, колодки которого соединены с корпусом. Рекуперация энергии торможения осуществляется посредством изменения степени подвижности планетарного дифференциала путем затормаживания или растормаживания его водила. Лучшими качествами обладает устройство, в котором вал тягового двигателя соединен редуктором с неподвижными осями посредством дополнительного сцепления. Изобретение позволяет производить рекуперацию энергии торможения в широком диапазоне скоростей и нагрузок, снизить потери энергии и повысить экономичность транспортных машин на любых неустановившихся режимах работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх