Способ создания усталостной трещины заданной длины

 

Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано при настройке средств неразрушающего контроля и для определения механических характеристик материалов Цель изобретения - повышение точности за счет обеспечения постоянной скорости роста при формировании несквозных трещин. Проводят предварительные испытания образца, заключающиеся в циклическом нагружении образца до разрушения и определении средней скорости роста усталостной трещины . Нагружение проводят в жестком режиме нагружения, затем проводят испытания на эталонных образцах при тех же условиях нагружения. В процессе циклического нагружения определяют момент возникновения усталостной трещины и фиксируют число циклов, соответствующих этому моменту. О текущей длине L усталостной трещины после регистрации момента ее возникновения судят по соотношению: L (VAN. 4 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 3/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4778700/28 (22) 07.12,89 (46) 30.04,92. Бюл. ¹ 16 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) Д.А.Троенкин, А.А.Шанявский и

Г.Г,Максакова (53) 620.178 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1357780, кл, G 01 N 3/32, 1986. (54) СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСТАЛОСТНОЙ

ТРЕЩИНЫ ЗАДАННОЙ ДЛИНЫ (57) Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано при настройке средств неразрушающего контроля и для определения механических характеристик материалов. Цель изобретения — повышение точности за счет обеспечения

Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано при настройке средств неразрушающего контроля и для определения механических характеристик материалов.

Известен способ определения длины усталостной трещины. заключающийся в том, что проводят циклическое нагружение образца, доводят его до разрушения и производят фрактографические измерения, по которым судят о длине и скорости роста усталостной трещины.

Длину усталостной трещины определяют только после разрушения образца.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения длины усталостной трещины, заключающийся в том, что проводят циклические нагружения образца, через образец с трещи ой пропускают по. Ы, 1730562 А1 постоянной скорости роста при формировании несквозных трещин. Проводят предварительные испытания образца, заключающиеся в циклическом нагружении образца до разрушения и определении средней скорости роста усталостной трещины. Нагружение проводят в жестком режиме нагружения, затем проводят испытания на эталонных образцах при тех же условиях нагру>кения, В процессе циклического нагружения определяют момент возникновения усталостной трещины и фиксируют число циклов, соответствующих этому моменту. О текущей длине L усталостной трещины после регистрации момента ее по соотношению: 1 = д Л М. 4 ил, стоянный электрический ток и регистрируют разности электрических потенциалов между двумя парамй точек, фиксированных на образце.

Недостатком данного способа является то, что он имеет недостаточную точность не учитывающую постоянную скорость роста трещины, Цель изобретения — повышение точности за счет обеспечения постоянной скорости роста при формировании несквозных трещин.

Поставленная цель достигается тем, что в способе создания усталостной трещины заданной длины, заключающемся в том, что нагружают образец циклической нагрузкой, с момента зарождения трещины определяют параметры этого роста, с учетом которых судят об ее длине, нагружение осущес1вля1730562 ют при постоянной деформации, в качестве параметра роста трещины регистрируют скорость ее роста, а длину трещины определяют из следующего соотношения: =дЛ, где L — текущее значение длины усталостной трещины; д- средняя скорость роста усталостной трещины в цикле;

Л N — разница между текущим значением числа циклов и числом циклов соответствующих моменту возникновения усталостных трещин, На фиг, 1 изображена схема нагружающего устройства; на фиг. 2 — схема расположения датчиков на испытываемом образце; на фиг. 3 — график суперпозиции длины (1 мм) и скорости (V мкм) роста усталостной трещины в зависимости от числа циклов нагружения (N), полученные в результате фрактографических измерений после предварительных испытаний; на фиг. 4 — график информативного параметра акустической эмиссии (А), зарегистрированный в процессе испытаний эталонного образца в зависимости от числа циклов (N).

Пример. При реализации данного способа использовалось нагружающее устройство, обеспечивающее жесткий режим циклического нагружения при испытании на изгиб по трехточечной схеме (фиг. 1). Оно состоит из опорных роликов 1, перестраиваемого эксцентрика 2, толкателя 3 и направляющих перемещения толкателя 4. В качестве приемников акустической эмиссии использовались датчики дифференциального типа, расположение которых показано на фиг. 2, где на образце 5 с концентратором б установлены охранные датчики 7 и информативный датчик 8.

Проверка предлагаемого способа проводилась на образцах прямоугольного сечения из алюминиевого сплава с геометрическими размерами 10х30х250 мм На образце 5 наносили несквозной концентратор полуэллиптической формы протяженностью по поверхности 5 мм и глубиной 1 мм. Концентратор наносили электроискровым способом, что практически исключает наличие остаточных напряжений. Воспроизводимость минимального и максимального прогибов от испытания к испытанию достигалась за счет изменения диаметров опорных роликов 1 и изменения величины эксцентриситета у перестраиваемого эксцентрика 4.

В качестве метода, позволяющего определять момент возникновения усталостной трещины и следить за ее ростом, использовалась акустическая эмиссия, Датчики 7 выполняли функции охранных датчиков, т,е. сигналы, которые во времени принимались этими датчиками раньше чем информативным датчиком 8, отфильтровывались и в обработке не участвовали, Контроль акустической эмиссии осуществлялся по схеме временной селекции. С целью получения количественно сопоставимых ре10 эультатов при проведении акустико-эмиссионного контроля в каждом испытании обязательно выполнялся контроль качества акустического контакта с целью его воспроизводства.

При проведении предварительных испытаний, выполняемых с целью определения скорости роста усталостной трещины в заданных условиях нагружения, испытываемый образец 5 циклически нагружали в жестком режиме нагружения. Испытания заканчивали при разрушении образца, На участке образца с усталостной трещиной проводили фрактографические измерения с целью определения средней скорости роста усталостной трещины в цикле и ее длины, Результаты измерений приведены на фиг. 3, где 1 — кривая скорости роста усталостной трещины, а 2 — кривая длины усталостной трещины. До некоторой длины скорость роста остается практически постоянной и колеблется в пределах 0,8 — 2,0 мкм. Таким образом, средняя скорость усталостной трещины при данных условиях испытаний с момента возникновения и до некоторой критической длины (в условиях эксперимента критическая длина составляла 5,6 мм) в среднем составляет 0,15 мкм за цикл.

После предварительного испытания переходили к испытаниям на эталонных образцах.

Для этого проводили циклическое нагружение эталонного образца при тех же условиях нагружения и том же качестве акустического контакта. В процессе циклического нагружения определяли момент возникновения усталостной трещины и фиксировали число циклов, соответствующих этому моменту. На фиг. 4 приведен график изменения информативного параметра акустической эмиссии А от числа циклов нагружения N, На графике отчетливо виден момент возникновения усталостной трещиHbl (отмеченный на графике символом/ ), О текущей длине усталостной трещины после регистрации момента ее возникновения судили по соотношению =дЬ, где L — текущее значение длины усталостной трещины; .

1730562

Фиг 2 д — средняя скорость роста усталостной трещины в цикле;

A N — разница между текущим значением числа циклов и числом циклов, соответствующих моменту возникновения 5 усталостной трещины.

В соответствии с предлагаемым соотношением длина трещины, рассчитанная по результатам испытаний, составляет

1 -0,15х(39662 — 9917)/1000=4,46мм. 10

Значение чисел циклов, используемых в вычислениях, определяется непосредственно из приведенного графика (фиг, 4).

Достоверность результатов проверяли в следующей последовательности. 15

После окончания испытаний (испытания заканчивались раньше, чем трещина достигнет критической длины 5,6 мм) образец подвергали капилярному методу неразрушающего контроля, который является наи- 20 более чувствительным к поверхностным дефектам. Затем образец доламывали и на металлографическом микроскопе определяли длину трещины. Было установлено, что длина трещины составляет 4,2 мм. Таким 25 образом, погрешность не превышает 6,.

Использование изобретения позволяет создавать усталостные трещины заданной длины на образцах, которые могут быть использованы при настройке средств нераз-. 30 рушающего контроля и для определения механических характеристик материалов.

Формула изобретения

1. Способ создания усталостной трещины заданной длины, заключающийся в том, что нагружают образец материала циклической нагрузкой и с момента зарождения трещины определяют параметры этого роста, с учетом которых судят об ее длине, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности путем обеспечения постоянной скорости роста при формировании несквозных трещин, нагружение осуществляют при постоянной деформации, в качестве параметра роста трещины регистрируют среднюю скорость ее роста в цикле, а длину трещины определяют из следующего соотношения: =дAх, где L — текущее значение длины усталостной трещины; д — средняя скорость роста усталостной трещины в цикле;

Л N — разница между текущим значением числа циклов и числом циклов, соответствующих моменту зарождения трещины.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что момент зарождения трещины определяют методом акустической эмиссии.

/.

1 730562

1730562

Sample Т1, 016 (te t о1 method) :9/89 14:69:-5

15

Составитель А.Шанявский

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор H.Ãîðâàò

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1509 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035; Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ создания усталостной трещины заданной длины Способ создания усталостной трещины заданной длины Способ создания усталостной трещины заданной длины Способ создания усталостной трещины заданной длины Способ создания усталостной трещины заданной длины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость

Изобретение относится к кабельной технике , преимущественно к испытанию кабельных изделий для нестационарной прокладки

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов, к способам определения модуля упругости материалов

Изобретение относится к установкам для испытания образца на усталость

Изобретение относится к установкам для испытания материалов на прочность

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к способам исследования демпфирующих свойств материалов при поперечных колебаниях, преимущественно демпфирующих полимерных покрытий

Изобретение относится к механическим испытаниям и предназначено для определения коэффициента неравномерности нагружения элементов механической передачи

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх