Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства

 

Изобретение относится к области испытаний транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов различных транспортных средств. Цель изобретения - уменьшение продолжительности и трудоемкости . Внутри кузова транспортного средства размещают источник тепла и нагревают воздух внутри кузова до заданной температуры, регистрируя температуры воздуха внутри и снаружи кузова, а также мощность источника тепла. До установления стационарного теплового режима мощность источника тепла уменьшают до фиксированной величины, не равной нулю, и в процессе охлаждения измеряют температуры внутри и снаружи кузова. Полученные значения температур воздуха используют для нахождения зависимости указанных значений от времени, которую аппроксимируют уравнениями степенной функции, с последующим вычислением искомой характеристики. 2 табл., 1 ил. СП с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 N 25/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,- . (л)

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4774819/25 (22) 02.01.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) И,П.Екимовский, А.В.Коковихин, А.А.Крылов, С.К;Куликов, Н.С.Теймуразов, Е.Б.Ферштер и Е.Д.Шарденков (53) 536.6(088.8) (56) Методика определения среднего коэффициента теплопередачи ограждающих конструкций кузовов пассажирских вагонов в установках стоянки — ОСТ, 24,05015-79, 1979, с.14.

Авторское свидетельство СССР

N 1030713, кл. G 01 N 25/20, 1983. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО

КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов автомобилей, железнодорожных вагонов, фюзеляжей самолетов, грузовых помещений рефрижераторных судов, строительных конструкций и т.д.

Известен способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова при помощи источника тепла до установления стацио1 (57) Изобретение относится к области испытаний транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов различных транспортных средств. Цель изобретения— уменьшение продолжительности и трудоемкости . Внутри кузова транспортного средства размещают источник . тепла и нагревают воздух внутри кузова до заданной температуры, регистрируя температуры воздуха внутри и снаружи кузова, а также мощность источника тепла. До установления стационарного теплового режима мощность источника тепла уменьшают до фиксированной величины, не равной нулю, и в процессе охлаждения измеряют температуры внутри и снаружи кузова. Полученные значения температур воздуха используют для нахождения зависимости указанных значений от времени, которую ап п рокси ми руют уравнениями степен ной функции, с последующим вычислением искомой характеристики. 2 табл., 1 ил. нарного режима и расчете коэффициента теплопередачи по известным формулам.

Недостатком этого способа является то, что он требует значительного времени и больших затрат энергии на поддержание стационарного режима теплопередачи и многократных измерений. По указанному способу измерения коэффициента теплопередачи иногда длятся несколько суток, так как для получения достоверного результата минимальная продолжительность расчетного периода со стабильным установившимся перепадом температур внутреннего и на1730572 ружного воздуха должна быть не менее 12 ч. При этом в случае колебаний температуры наружного воздуха или мощности нагревательного устройства разброс значений перепада температур внутрен него и наружного воздуха может быть достаточно значительным, что требует увеличения длительности способа определения коэффициента теплопередачи.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства. заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова при помощи источника тепла, мощность которого измеряют в процессе нагрева, до установления стационарного режима теплопередачи, отключении в этот момент источника тепла, регистрации перепада температур воздуха внутри и снаружи кузова в процессе его естественного охлаждения и в стадии регулярного режима по темпу охлаждения, определении установившегося значения перепада температур и расчете на основании его коэффициента теплопередачи.

Недостатком известного способа является то, что он требует достижения стационарного режима теплопередачи, что приводит к необходимости достаточно больших затрат времени и энергии. Кроме того, весьма сложным является точное определение момента установления стационарного режима теплопередачи, что также затрудняет реализацию способа.

Цель изобретения — уменьшение продолжительности и трудоемкости, Изобретение основано на том обстоятельстве. что процессы нагрева и охлаждения воздуха в кузове состоят каждый из двух стадий — нерегулярного и регулярного режима, отличающихся друг от друга характером изменения темпа нагрева (охлаждения), На регулярных участках изменение темпа перепада температур происходит в соответствии с известным дифференциальным уравнением теплового баланса вида

d0 Р КН вЂ” = — — — 0 ° (1)

dт W W где 0 — перепад температур воздуха внутри и снаружи кузова; — время; бΠ— темп изменения перепада температур;

P — мощность источника тепла;

И/ — водяной эквивалент кузова;

К вЂ” коэффициент теплопередачи кузова;

Н вЂ” площадь теплопередающей поверхности кузова.

В связи с тем, что W и КН являются

5 физическими константами кузова, уравнение (1) в координатах — — 0 представляет бд

dz собой уравнение прямой.

Вместе с тем установлено, что в началь10 ный нерегулярный период нагрева или охлаждения вследствие наличия тепловой инерции кузова характер изменения отdО б7 клоняется от установленного уравнением

15 (1).Это изменение происходит в соответствии с уравнением типа — =ВФ (2) 20 где А и  — постоянные коэффициенты.

Переход от нерегулярного режима к регулярному происходит в точке касания прямой вида (1) и кривой вида (2). Решение

25 уравнений кривых вида (2) для этапов нагрева и охлаждения совместно с уравнениями касательных к этим кривым, характеризующих стадию регулярного режима по темпу изменения перепада температуры, дает

30 возможность после ряда преобразований получить выражение для определения коэффициента теплопередачи, в котором К является функцией параметров А и В

35 нестационарных участков нагрева и охлаждения и при использовании которого не требуется достижения как регулярного, так и стационарного по темпу нагрева или охлаждения режимов теплопередачи. Система

40 уравнений имеет решение в том случае, когда мощность источника тепла при охлаждении вагона не равна нулю, На чертеже показаны в сопоставлении графики изменений во времени перепада

45 температур воздуха внутри и снаружи кузова при реализации различных рассматриваемых способов: прототипа кривая 1 и предлагаемого — кривая 2.

Последовательность действий для реа50 лизации предлагаемого способа на примере рефрижераторного вагона следующая.

Воздух во внутреннем объеме кузова вагона с известной среднегеометрической теплопередающей поверхностью Н (Н = 218

55 м) начинают нагревать при помощи источников тепла (электронагревателей) мощностью P = 6,73 кВт и через интервалы времени Л г = 1 ч, выполняют п = 12 замеров перепада температур, Этого количества замеров достаточно для определения коэффи1730572

0гн = Юон 012н т, = Ao. Bo+ Co

« Ч

Йо = VUoo 0120 (Огн Йн) .> 25

Гзн =цн+

С- -(а) т12н — 2 Tsí

40 (Й о Йо) Tsp — т1о +

5 11

19Й вЂ” g !ЯЙ

i =0

i =6

Ig (Ti - С.) - B.$ Ig 0

i=0

55 циента теплопередачи с заданной точностью. Аппроксимируют полученные значения т и 0 уравнением вида т = A 0 + Сн, в

Для этого вычислятюся величина среднегеометрической разности температур для процесса нагрева, где 0o, 0 12н — Разности темпеРатУР, соответствующие нулевому и последнему (12) замерам в процессе нагрева.

Среди текущих значений перепадов температуры 0 i< путем сравнения отыскивается значение, равное (до третьей значащей цифры) соответственно значению 0гн .

Соответствующая найденному значению 0i величина Т н обозначается как ts . Если

СРЕДИ ЗНаЧЕНИй 01н НЕт РаВНЫХ 0гн, тО т,н, отвечающее величине 0 гн, определяется посредством выражения где Йн,0(i + 1)н — следующие друг за другом пары значений разности температур в процессе нагрева, между которыми находится соответственно величина Огн цн, (l + 1), — значение времени, соответствующего величинам Йн,0(i+ f)H

Определяется значение коэффициента

Сн по формуле

Коэффициенты аппроксимации Вн и Ан определяются из выражений

5 11, . Ig (й — Сн) —,, Ig (ri — C„)

=о i=6

Вн где п = 12 — число замеров при нагреве.

Результаты замеров температур и порядок выполнения аппроксимации зависимости 0„(T;, представлены в табл. 1, В результате получаем аппроксимирующее уравнение нестационарного участка нагрева вида гн Q,0726 0 1.4219+ (Q,1406) После этого снижают мощность источ10 ника тепла до такой величины Po = 2,275 кВт, чтобы воздух в вагоне стал охлаждаться (температура воздуха в вагоне и перепад температур внутри и снаружи понижается), но нельзя допускать полного

15 откл ючен ия источ ни ка тепла (P o -О). В ыполняют действия, аналогичные этапу нагрева, и получают уравнение вида

Для этого вычисляется величина среднегеометрической разности температур для процесса охлаждения

ГдЕ 0оо,012Π— раЗНОСтИ тЕМПЕратур, СООтветствующие нулевому и последнему (12) замерам в процессе охлаждения вагона.

Среди Йо путем сравнения отыскивается значение, равное (до третьей значащей цифры) соответственно значению Ого, Соот35 ветствующая найденному значению 0о величинато обозначается как Tsp . Если среди значений Йо нет равных Ого, то г» отвечающая величине О,о, определяется посредством выражения

45 где Йо,0(i + 1)о — следующие друг за другом пары значений разности температур в процессе охлаждения, между которыми находятся соответственно величина 0го, Г;о, Г(; + 1)o — ЗНаЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ, СООт50 ветствующее величинам Йо и 0(i +1)o

Определяются значения коэффициента Со по формуле

Коэффициенты аппроксимации Во и Ао определяются из выражений

1730572

5 11

Я Ig (т1 — Со) Х Ig (tl — Со)

I =6

Во

11

g дО -,, Ig 9

l=o

I =6

i=î

Aî где n = 12 — число замеров при охлаждении, Результаты замеров температур и порядок выполнения аппроксимации зависимости Оо(т) представлены в табл. 2, B результате получают аппроксимирующее уравнение нестационарного участка охлаждения вида

Tо = 1,37985 х 10 .0о + (-1,5264)

После этого, используя полученные значения Рн, Ро, Ан, Ао, Вн, Во, рассчитывают средний коэффициент теплопередачи К:

IR IO N H где ц (н )

Вн

Ан

L=—

Ао

В. 1 — В.) н н

R—

Во Вн

1 — Во

S=

Во Вн — Во

Во Вн

Ро

N-—

Рн

Н вЂ” среднегеометрическая теплопередающая поверхность кузова;

P — мощность источника тепла; н, о — индексы, соответствующие этапам нагрева и охлаждения.

Предлагаемый способ предполагает со5 кратить продолжительность определения коэффициента теплопередачи вагона не менее. чем в 3 — 5 раз по сравнению с прототипом.

При использовании высокочувствительной аппаратуры, источника тепла достаточно

10 большой мощности ЭВМ для обработки полученных данных, продолжительность способа можно сократить до нескольких минут.

Соответственно; резко снижаются трудо- и энергазатраты на проведение эксперимен15 та, а также удельные затраты на деповский ремонт и простой вагонов.

Формула изобретения

Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортно20 го средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова при помощи источника тепла, измерении мощности этого источника, охлаждении воздуха внутри кузова по достижении заданной температуры внутри

25 и снаружи кузова и последующем расчете искомой характеристики, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью уменьшения продолжительности и трудоемкости, дополнительно в процессе нагрева измеряют температуры

30 внутри и снаружи. кузова, при охлаждении воздуха, которое начинают до установления стационарного теплового режима, мощность источника тепла уменьшают до величины, не равной нулю, измеряют ее в

35 процессе охлаждения, аппроксимируют значения перепада 6температуры воздуха внутри и снаружи кузова и соответствующих моментов времениБ для нагрева и охлаждения уравнениями степенной функции, вида

40 = А&+ С, а искомую характеристику опредев ляют по формуле

С

К=

LR.)Ah NT где А, В, С вЂ” константы;

45 D - Рн(Вн -1)/Вн;

P — мощность источника тепла; = Ан/Ао;

М = Вн(1- Во)/Во(1- Вн);

N = Ро/Рн;

50 R = 1/(Во - Вн);

S =(1- Bo)/(Во - Вн);

Т=-Во/(Во - Вн);

Н вЂ” среднегеометрическая теплопередающая поверхность кузова;

55 н, о — индексы соответствующие этапам нагрева и охлаждения.

1730572

55

Таблица 1

Таблица 2

1730572

Составитель В,Марченко

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор М.Товтин

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1510 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной физике и может быть использовано для определения теплофизических характеристик материалов

Изобретение относится к теплофизике, в частности к определению коэффициента температуропроводности твердых веществ

Изобретение относится к теплофизическому приборостроению и .предназначено для исследования теплофизических характеристик

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к аналитическому приборостроению, в частности к устройствам для теплофизических измерений

Изобретение относится к теплофизическому приборостроению и предназначено для исследования теплофизических характеристик твердых тел

Изобретение относится к измерительной технике, приборостроению и может быть использовано в теплометрии

Изобретение относится к неразрушающим испытаниям и может быть использовано для измерения теплопроводности, температуропроводности и тепловой активности веществ и материалов в широком диапазоне температур

Изобретение относится к экспериментальной физике и может быпэ/использованодля комплексного определения теплофизических характеристик материалов

Изобретение относится к технической физике, в частности к теплофизическим измерениям

Изобретение относится к области теплофизических измерений и может быть использовано в тех отраслях, где требуется определение теплопроводности объемных, тонкослойных и пленочных, в том числе обладающих анизотропией теплопроводности, материалов

Изобретение относится к области технической физики

Изобретение относится к технической физике, а именно к области исследований теплофизических свойств веществ

Изобретение относится к области теплофизических измерений и может быть использовано для определения теплофизических свойств жидкостей и газов, в том числе и в быстропротекающих и необратимых процессах, в потоках при неустановившемся режиме и т.п., а также для измерения нестационарных температур (скоростей)

Изобретение относится к строительной теплотехнике, в частности к измерениям теплофизических характеристик (ТФХ) многослойных ограждающих конструкций (наружных перекрытий, перегородок, покрытий, полов и т.п.)

Изобретение относится к технической физике и может быть использовано для определения теплофизических характеристик материалов
Наверх