Компенсационная муфта

 

Использование: в устройствах для передачи вращения при радиальных, угловых и осевых смещениях соединяемых валов. Сущность изобретения: компенсационная муфта содержит две полумуфты, шарнирно соединяемые между собой посредством поводков и промежуточного устройства, состоящего из трех двуплечих рычагов 3-5,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1 (21) 4732695/27 (22) 25.08.89 (46) 07.05,92. Бюл. N 17 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) А.И.Беляев, B.Н,Ткаченко и Н,С.Яров (53) 621.825,5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 602128, кл, F 16 0 3/60, 1975, „„Ы2„„1732056 А1 (я)з F 16 0 3/64 Р It, g

< (54) КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА (57) Использование: в устройствах для передачи вращения при радиальных, угловых и осевых смещениях соединяемых валов.

Сущность изобретения: компенсационная муфта содержит две полумуфты, шарнирно соединяемые между собой посредством поводков и промежуточного устройства, состоящего из трех двуплечих рычагов 3-5, 1732056

;=-:, за;ных между собою по меньшей мере тремя радиально расположенными пакетами упругих пластин 26 — 28. которые разме; !сны в продольной плоскости муфты.

Первый из пакетов расположен на оси муфты, а два других пакета - соосно между собой. Ось первого пакета и продольная ось муфты имеют общую точку пересечения.

Первый из крайних рычагов выполнен с парой диаметрально противоположных торцоBblx выступов, второй крайний рычаг — с парой диаметрально противоположных торцовых выступов и одним центральным торцовым выступом. Средний рычаг выполнен

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения при радиальных, угловых и осевых смещениях соединяемых валов.

Цель изобретения — повышение надежности, На фиг.1 изображена принципиальная кинематическая схема компенсационной муфты; на фиг,2 — компенсационная муфта, общий вид; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.2: на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5— сечение В-В на фиг.4, Компенсационная муфта содержит ведущую полумуфту 1 в виде трехлучевой звезды с вилками на концах, ведомую полумуфту

2 аналогичной конструкции и размещенное между ними промежуточное устройство. состоящее из расположенных соосно полумуфтам 1 и 2 трех подвижно соединенных между собой двуплечих рычагов: крайних 3 и 4 среднего 5, который в отличие от крайних выполнен составным из одинаковых половин 6 и 7. Каждый из трех рычагов состоит из двух концевых частей, выполненных в форме вилок и соединенных перемычками с опорной частью, Опорные части крайних рычагов 3 и 4 имеют форму дисков с торцовыми выступами, Первый крайний рычаг 3 снабжен парой диаметрально противоположных торцовых выступов 8 и 9, а второй крайний рычаг 4 снабжен обращенными навстречу выступами 8 и 9 парой диаметрально противоположных торцовых выступов 10 и 11 и центральным торцовым выступом 12.

Опорная часть составного рычага образована полукольцами 13 и 14 его половин 6 и 7, каждая из которых снабжена парами диаметрально противоположных радиальных выступов 15 и 16. 17 и 18. составным из двух частей, каждая из которых выполнена с парой диаметрально противоположных радиальных выступов. Оба крайних рычага обрашены торцовыми выступами навстречу друг другу, Первый пакет упругих пластин соединен своими концевыми частями с торцовыми выступами первого рычага, средней частью — с центральным торцовым выступом второго крайнего рычага. Второй и третий пакеты пластин присоединены одним концом к торцовому выступу второго крайнего рычага, а другим концом— к радиальным выступам составных частей среднего рычага. 5 ил.

Вилки рычагов поочередно шарнирно соединены с вилками фланцев ведущей и ведомой полумуфт шестью одинаковыми между собой поводками: тремя ведущими

5 19 и тремя ведомыми 20, что позволяет установить двуплечие рычаги крест-накрест со сдвигом по углу поворота один относительно другого на угол 60 . При этом оси 21 всех шарнирных соединений, состоящих из

10 валиков 22, упругих элементов 23 и болтов

24, расположены параллельно продольной оси муфты 25

Подвижное соединение рычагов содержит радиально расположенные пакеты 2615 28 упругих пластин, которые размещены в продольной плоскости муфты и состоит из набора полос закаленной стальной ленты, между которыми находятся тонкие фторопластовые прокладки (не показаны). Пакеты

20 пластин могут иметь прямоугольную форму или более сложную конфигурацию, например, зауженные средние части, и смонтированы в промежуточном устройстве таким образом, что пакет 26 пересекает ocb муфтьl

25 5, а пакеты 27 и 28 расположены соосно между собой и их общая ось 29 — 30 пересекает ось пакета 1 в точке 32, принадлежащей продольной оси муфты 25. При этом пакет

26 пластин присоединен своими концами с

30 помощью болтов 33 и 34 и нгкладск 35 п 36 ссответственно к торцовым выступам 8 и 9 крайнего рычага 3, à своей средней частью посредством болтов 3". и накладок 38 к центральному торцовому выступу 12 крайнего

35 рычага 4.

Для обеспечения возможности затяжки болтов 33 и 34 в рычагах 3 и 4 предусмотрены отверстия 39, закрытые после сборки муфты заглушками 40, Пакеты 27 и 28 пла40 стин своими близлежащими к центру проме1732056

40 жуточного устройства (точка 32) концами присоединены с помощью болтов 41 и 42 и накладок 43 и 44 к торцовым выступам 10 и

11 крайнего рычага 4. а периферийными концами эти пакеты крепятся соответственно к радиальным выступам 15 и 17, 16 и 18 . среднего составного рычага болтами 45 и

46, соединяющими половины 6 и 7 рычага 5 в единое целое, Поверхности выступов рычагов, накладок и клеммовых зажимов разъемного рычага со стороны деформируемых участков пакетов пластин скруглены радиусами, оптимальное значение которых находится в интервале, равном 300 — 400 толщин стальной пластины пакета.

Компенсационная муфта работает следующим образом, Вращающий момент на фланце ведущей полумуфты 1 с помощью вилок, валиков

22 и резиновых элементов 23 преобразуется в усилие, действующее вдоль трех ведущих поводков 19. От последних усилие передается ведущим вилкам двуплечих рычагов 3—

5. Последние, опираясь один на другой в центральной части промежуточного устройства посредством пакетов упругих пластин

26-28, передают усилие противолежащим ведомым вилкам. Далее усилие с помощью трех ведомых поводков 20 передается вилкам фланца ведомой полумуфты 2, где снова преобразуется во вращающий момент.

Компенсация относительных радиальных расцентровок соединяемых муфтой валов осуществляется вследствие поворота поводков при одновременном покачивании рычагов вокруг их общего центра на малый угол, которое обеспечивается за счет деформаций гибких пакетов пластин, Компенсация относительных осевых смещений и угловых перекосов производится путем деформации упругих элементов поводков, Подвижное соединение рычагов. выполненное посредством гибких пакетов пластин, обладает повышенной несущей способностью и долговечностью, требует меньших затрат на ремонт и обслуживание в эксплуатации, а также вследствие отсутствия смазки не требует дополнительных расходов на выполнение повышенных экологических требований, предъявляемых к муфтам трансмиссий подвижного состава, в частности к трамваю, вагонам метрополи5 тена и др, Формула изобретения

Компенсационная муфта, содержащая две полумуфты в виде трехлучевых звезд с . вилками на концах, соединенные друг с дру10 гом посредством размещенного между ними промежуточного устройства в виде расположенных соосно с полумуфтами и смещенных в окружном направлении относительно друг друга одного среднего и двух

15 крайних двуплечих рычагов с вилками на концах, а также поводков, шарнирно соединенных одним концом с вилками рычагов, а другим — с вилками промежуточного устройства, при этом оси всех шарнирных соеди20 нений расположены параллельно продольной оси муфты, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена по меньшей мере тремя радиально расположенными пакетами упру25 гих пластин, каждая из которых размещена в продольной плоскости муфты, первый из пакетов расположен на оси муфты, два других пакета расположены соосно между собой. причем их общая ось, ось первого

30 пакета и продольная ось муфты имеют общую точку пересечения, первый из крайних рычагов выполнен с парой диаметрально . противоположных торцовых выступов, второй крайний рычаг выполнен с парой диа35 метрально противоположных торцовых выступов и одним центральным торцовым выступом, а средний. рычаг выполнен составным из двух частей. каждая из которых выполнена с парой диаметрально противо40 положных радиальных выступов, при этом оба крайних рычага обращены торцовыми выступами навстречу друг другу, первый пакет упругих пластин соединен своими концевыми частями с торцевыми выступами

45 первого крайнего рь1чага, сред ей частью с центральным торцовым выступом второго крайнего рычага, а второй и третий пакеты пластин присоединены одним концом к торцевому выступу второго крайнего рычага, а

50 другим концом — к радиальным выступам составных частей среднего рычага.

173205b

22

1732056

15

8 В я ф; „с

Составитель А.Беляев

Техрсд М Моргентал Корректор Н.Король

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1569 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб„4/5

Компенсационная муфта Компенсационная муфта Компенсационная муфта Компенсационная муфта Компенсационная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к упругим муфтам, предназначенным для соединения валов машин и механизмов в труднодоступных местах при повышенных требованиях к надежности муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соедийения валов машин и механизмов с повышенным требованием стабильности А-А крутильной жесткости

Изобретение относится к машиностроению, в частности к судовому машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для приводов регуляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления упругого элемента в виде звездочки упругой муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для смягчения ударных нагрузок при передаче крутящего момента, например в рольгангах прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов при значительных перекосах и смещениях осей

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к судовому машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов двигателей и приводных механизмов

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции привода колесной пары локомотива

Изобретение относится к авиадвигателестроению, к муфтам, предназначенным для передачи мощности от вала двигателя к валу потребителя в условиях несоосности и перекоса осей указанных валов, и позволяет повысить надежность пальцев и дисков муфты

Изобретение относится к механизму соединения валов для устройств рулевого управления с электрическим приводом

Изобретение относится к вращательным упругим соединениям и способу их изготовления. Вращательное упругое соединение (9) содержит внутреннее кольцо (1) и внешнее кольцо (3). Внутреннее кольцо (1) имеет радиально наружные выступы (5), а внешнее кольцо (3) имеет радиально внутренние выступы (6). Выступы (5, 6) образуют зубцы с кончиком на радиально внешнем конце. Внутреннее кольцо и внешнее кольцо совместно ограничивают кольцевой зазор (2) в виде меандра, который полностью заполнен эластомером (4). В эластомере (4) выполнены разгрузочные отверстия (7). Способ изготовления предусматривает подготовку внутреннего кольца (1) и внешнего кольца (3), окружающего внутреннее кольцо, с кольцевым зазором (2) вокруг периметра. В кольцевой зазор вводят эластомер, который вулканизируется или приклеивается к внутреннему кольцу и к внешнему кольцу и в основном или полностью заполняет кольцевой зазор. Кольцевой зазор имеет форму меандра вокруг периметра соединения. Достигается упрощение конструкции. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Муфта содержит две полумуфты и упругий промежуточный элемент, снабженный соединенными центральной частью, боковыми полками и отгибом, и связанный с полумуфтами. По первому варианту упругий промежуточный элемент выполнен из одной плоской пружины, содержащей центральную часть и по меньшей мере четыре симметрично расположенные боковые полки, выполненные заодно с центральной частью и отогнутые по отношению к центральной части. Рядом расположенные полки имеют отгиб в противоположных направлениях и имеют на концах участки для крепления либо к полумуфтам, либо к другому упругому промежуточному элементу, либо к промежуточному диску. По второму варианту упругий промежуточный элемент выполнен в виде пакета из двух плоских пружин, каждая из которых содержит центральную часть и по меньшей мере четыре симметрично расположенные боковые полки, выполненные заодно с центральной частью и отогнутые по отношению центральной части. Рядом расположенные полки имеют отгиб в противоположных направлениях и имеют на концах участки для крепления либо к полумуфтам, либо к другому упругому элементу, либо к промежуточному диску. Между плоскими пружинами установлены прокладки из вибропоглощающего материала. Достигается снижение шума и вибрации муфты при ее работе с одновременным повышением компенсационных характеристик при радиальных, осевых и угловых смещениях концов соединяемых валов. 2 н. п. ф-лы, 8 ил.
Наверх