Мотор-колесо

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах горных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Целью изобретения является упрощение конструкции при снижении массогабаритных показателей и повышение долговечности. Мотор-колесо содержит понижающий редуктор 2. выполненный червячным. Вал гидромотора расположен соосно оси червяка 10, а диаметр делительной окружности червячного колеса равен d {d tg у /z. где d - диаметр заделки шатунов на упорном диске гидродвигателей; у - угол наклона блоков гидродвигателей (или угол наклона шайбы); i - передаточное число червячной передачи; z - число гидродвигателей. Кроме того, в зацепление червяка с червячным колесом размещены тела качения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s В 60 К 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Й ii 5 3 (л) (л)

СО

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4724419/11 (22) 31.07.89 (46) 15.05.92. Бюл. М 18 (71) Одесский политехнический институт (72) Б.Н.Бирюков (53) 629.113 (088.8) (56) Комисарик С.Ф. и др. Гидравлические объемные трансмиссии. М.: Машгиз, 1963, с.

142, 143, фиг. 74. (54) МОТОР-КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах горных, дорожно-строительных и сельско- хозяйственных машин. Целью изобретения является упрощение конструкции при сни6 У

„„53J „„1733278 А1 жении массогабаритных показателей и повышение долговечности. Мотор-колесо содержит понижающий редуктор 2, выполненный червячным. Вал гидромотора расположен соосно оси червяка 10, а диаметр б» делительной окружности червячного колеса равен d» =(d tg g Pz, где d— диаметр заделки шатунов на упорном диске гидродвигателей; у — угол наклона блоков гидродвигателей (или угол наклона шайбы);

i — передаточное число червячной передачи;

z — число гидродвигателей. Кроме того, в зацепление червяка с червячным колесом размещены тела качения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1733278

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в горных, дорожных, строительных и сельскохозяйственных машинах.

Целью изобретения является упрощение конструкции при снижении массогабаритных показателей и повышение долговечности, На фиг. 1 показано мотор-колесо, общий вид; на фиг. 2 — устройство гидравлического привода; на фиг. 3, — схема действующих сил в мотор-колесе.

Мотор-колесо устроено следующим образом. На раме транспортного средства 1 (фиг. 1) установлен червячный редуктор 2, на выходном валу 3 которого жестко закреплено колесо 4. По периметру корпуса червячного редуктора размещены гидродвигатели

5. например, аксиально-поршневого типа.

Редуктор 2 (фиг. 2) содержит корпус 6, закрываемый крышкой 7. В опорах корпуса и крышки установлен выходной вал-3, на котором жестко закреплено червячное колесо 8. В зацеплении червячного колеса 8 с червяком размещены тела качения 9, а сам червяк 10 посредством муфты 11 связан с гидродвигателем 5 . Тела качения 9 образуют зубья червячного колеса 8 и замкнуты в контуры через каналы возврата в теле колеса. Они имеют возможность свободно циркулировать через пазы червяка 10, желоба по рабочей поверхности червячного колеса

8, между торцовыми крышками 12, установленными на колесе 8, и по каналам возврата (не показано).

Корпус мотор-колеса снабжен рядом камер 13 для установки червяков гидроприводов по числу, необходимому для получения конкретного вращающего момента. Камеры, свободные от гидродвигателей и червяков, закрываются технологическими крышками 14.

Известно, что опоры гидродвигателей аксиально-поршневого типа обычно перегружены большими осевыми силами, создаваемыми давлением шатунов на упорный диск. Работоспособность опор в этих машинах обычно определяет и их ресурс. Для увеличения ресурса гидродвигателей аксиально-поршневого типа за рабочее направление выходного вала (когда машина наиболее нагружена) принято направление, которое образуется при толкании червячного колеса червяком, а червяк установлен в плавающих в сторону гидродвигателя опорах. При этом осевое усилие, которое воздействует на червяк, через муфту передается на вал гидродвигателя и компенсирует осевую силу, действующую на подшипники гидродвигателя, со стороны

его шатунов. Этим повышается ресурс гидродвигателей и мотор-колеса в целом. При смене направления вращения (холостое движение машины) нагрузка со стороны червяка воспринимается упорным подшипником, установленным со стороны, противоположной гидродвигателю (не показано).

Если в устройстве установлены гидродвигатели других типов (не аксиально-поршневые), червяк 10 устанавливается в опорах, ограничивающих его смещение с двух сторон.

Для получения максимальной компенсации действия осевой силы на опоры гидродвигателя диаметр делительной окружности червячного колеса принимают по уравнению, которое высчитывают следующим образом.

Так, на упорный диск гидродвигателя действует средняя сила Рср, создающая

20 средний вращающий момент:

Мср = Pcp

Сила Р, расположена в плоскости упорного диска. Осевая сила, действующая на опоры

25 гидродвигателя, равна

Рср 2 Мср

Ро†=

tg 7 d tg y

На червячном. колесе (выходном валу) будет развиваться вращающий момент

30 М =М р z, Осевая сила, действующая на червяк одного привода:

2М 2Мс

p„=

dK dK ° z

35 Для определения силы полной компенсации давления на упорный диск гидродвигателя приравнивают Рч и Р

2 Mcp i 2 Мср

d z d tgp

40 Отсюда de 1

К г где d — диаметр заделки шатунов на упорном диске гидромотора;

45 y — угол наклона блока цилиндров (шайбы) гидродвигателя;

i — передаточное число червячного редуктора;

z — число гидродвигателей, установленных на редукторе, Устройство работает следующим образом.

При подаче жидкости под давлением в гидродвигатель 5 приводится во вращение червяк 10, а вместе с ним и червячное колесо

8, а зацеплении которых размещены тела качения 9. Тела качения 9 циркулируют по каналам, выполненным в теле червячного

1733278 колеса 8. Выходной вал 3 редуктора приводит во вращение колесо 4 и является его осью. При рабочем движении машины (когда она нагружена максимально) червяк 10, установленный в плавающих опорах, передает осевую нагрузку на червяке через муфту 11 на вал гидродвигателя, чем разгружает

его опоры. КПД и ресурс гидродвигателя и мотор-колеса увеличиваются. При обратном (не рабочем) движении колеса осевые силы, действующие на червяк, воспринимаются упорным подшипником, установленным со стороны, противоположной гидродвигателю.

Формула изобретения

1. Мотор-колесо, содержащее по крайней мере один гидромотор, через отключаемую муфту связанный с ведущим элементом понижающего редуктора, ведомый элемент которого связан со ступицей колеса, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции при снижении массогабаритных показателей и повышения долговечности, понижающий редуктор выполнен червячным, вал гидромотора расположен

5 соосно оси червяка, а диаметр бк делительной окружности червячного колеса равен б 19

z где d — диаметр заделки шатунов на упор10 ном диске гидромотора; у — угол наклона блока цилиндров гидромотора;

i — передаточное число червячного редуктора;

15 z — число гидромоторов, установленных на редукторе.

2. Мотор-колесо по п, 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что в зацеплении червяка с червячным колесом размещены тела качения

20 для уменьшения трения качения.

1733278

Составитель Б.Бирюков

Редактор М.Бандура Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк

Заказ 1630 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области планетарных приводов различных машин, в частности к приводам хода и поворотаэкскаваторов с гидроприводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромотор-копясам объемных гидропередач различных трзчспортных ссздстз, тракторов , комбайнов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машин

Изобретение относится к колесным узлам транспортных средств и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к транспортным средствам и касается расположения электродвигателя в его ведущих колессэх

Изобретение относится к трансмиссиям мобильных машин, в частности к агрегатам индивидуального приеода колес, в которых гидромотор располагается в непосредственной близости с мотор-колесами

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх