Подшипниковый узел электрической машины

 

Использование: в электрических машинах средней и большой мощности с вертикальной осью подшипникового щита. Сущность изобретения: подшипниковый узел имеет подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости. В ступице и на валу установлены подшипник качения с клапанами с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки. На подшипниковом щите по меньшей мере два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки. Образована со ступицей полость для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающаяся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице щита радиального канала. Для эвакуации избытка и отработавшей смазки из подшипникового узла в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закрытое съемной крышкой дренажное отверстие. Подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси щита полостью. 2 з. п, ф-лы, 3 ил. СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ у

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4854681/27 (22) 21.05.90 (46) 15.05.92, Бюл. М 18 (71) Филиал Всесоюзного научно-исследовательского института электромашиностроения по крупным электрическим машинам (72) В,А. Макагон и Д.П. Гаргалык (53) 621.822.6 (088.8) (56) Комиссар Л.Г, Опоры качения в тяжелых условиях эксплуатации, М.: Машиностроение, 1987, с. 146. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: в электрических машинах средней и большой мощности с вертикальной осью подшипникового щита.

Сущность изобретения: подшипниковый узел имеет подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости, В ступице и на

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции подшипниковых узлов средних и крупных электрических машин, в которых используются подшипники качения.

Известен подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит, в котором для придания жесткости выполняются радиальные ребра, связывающие стенку щита с его ступицей. На вал в месте прохода его через посадочное отверстие ступицы щита устанавливается подшипник качения, клапан, выполненный в виде центробежного диска-регулятора, а по торцам ступицы щита закрепляются крышки, в одной из которых (в наружной) выпол(s1)s F 16 С ЗЗ/66, Н 02 К 5/173 валу установлены подшипник качения с клапанами с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки, На подшипниковом щите по меньшей мере два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки. Образована . со сту пицей полость для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающаяся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице щита радиального канала.

Для эвакуации избытка и отработавшей смазки из подшипникового узла в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закрытое съемной крышкой дренажное отверстие, Подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси щита полостью. 2 з. и, ф-лы, 3 ил, нена в ее нижней части полость для приема избытка и отработавшей смазки, Такие подшипниковые узлы обладают общим недостатком; полость для приема избытка и отработавшей смазки выполняется в приливе наружной крышки, а поскольку ее наружная цилиндрическая поверхность имеет форму удобную для обработки на токарном станке, то прилив полости вписывается либо в габарит крышки, либо к нему прикрепляется дополнительная камера, увеличивающая объем полости для приема избытка и отработавшей смазки. Обслуживание таких узлов электрической машины в процессе эксплуатации крайне затруднено, так как место соединения вращающихся по1733751 лумуфт, соединяющих концы валов электрической машины и приводного механизма, с целью соблюдения мер безопасности накрыто кожухом, препятствующему доступу к указанной полости, Это обстоятельство предполагает сопряжение с камерой специальной системы, выполненной в виде труб для транспортирования излишков и отработавшей смазки за пределы габарита защитного кожуха либо кожуха наружного вентилятора. Обладая значительным сопротивлением такая система коммуникаций забивается отработанной и состаренной смазкой и в процессе очередных пополнений консистентной смазки в подшипниковый узел последняя поступает не на выход системы сброса, а внутрь машины через щели уплотнения, распыляется напорными элементами и, оседая на токоведущих частях, снижает надежность электрической машины.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и упрощение обслуживания подшипников узлов электрической машины в процессе эксплуатации.

Цель достигается тем, что в подшипниковом узле электрической машины, содержащем подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости и установленный в ступице и на валу подшипник качения, а также клапан с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки, по меньшей мере, два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки с образованием со ступицей полости для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающейся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице радиального канала. Для удаления избытка и отработавшей смазки из подшипникового узла в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закрытое съемной крышкой дренажное отверстие. Для удобства обслуживания подшипниковый узел снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси подшипникового узла полостью для сброса избытка и отработавшей смазки.

Ка фиг. 1 схематически изображен подшипниковый узел электрической машины с полостью для приема избытка и отработавшей смазки, продольный разрез; на фиг, 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2 (стрелками показано движение пластичной смазки при заполнении, сбросе избытка и отработавшей смазки в приемную полость подшипникового узла), Подшипниковый узел (фиг, 1 и 2) электрической машины состоит из щита 1 со сту10

55 пицей 2 и ребрами 3 жесткости, установленными на валу 4 подшипника 5 качения и клапана 6 с кольцевой полостью 7 для сброса избытка и отработавшей смазки, а также подшипниковых крышек 8, закрепленными болтами к ступице 2 подшипникового щита

Щит 1 подшипникового узла (фиг, 1 и 2) представляет сварную конструкцию, состоящую из фланца 9 с отверстиями для крепления к станине электрической машины, ступицы 2 с центральной расточкой под подшипник 5, соединенных с ними ребрами 3 жесткости, выполненными в виде швеллера (фиг. 3), полки которого имеют в месте приварки к ступице 2 максимально необходимый размер по высоте, а в месте приварки к фланцу 9- высоту, близкую толщине фланца

9 щита. Перемычка швеллера установлена на ступице 2 перпендикулярно к ее образующей. В промежуток между ребрами 3 жесткости, ступицей 2 и фланцем 9 вварены сегменты 10. По меньшей мере два рядом расположенных ребра 3 жесткости по всей высоте от ступицы 2 до фланца 9 соединены между собой посредством планки 11 с образованием со ступицей 2, ребрами 3 жесткости и фланцем 9 — полости 12 для сброса избытка и отработавшей смазки, В перемычке швеллера в периферийной зоне упомянутой полости выполнено дренажное отверстие 13, закрытое съемной крышкой

14. Полость 12 выполнена сообщающейся с кольцевой полостью 7 клапана 6 посредством радиального канала 15, выполненного в ступице 2 подшипникового щита 1 между полками швеллера, Подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси подшипникового щита 1 полостью 2 для сброса избытка и отработавшей смазки, В этом случае обслуживание подшипниковых узлов в процессе эксплуатации не зависит от места установки электрической машины, а имеющийся объем полости этих узлов позволяет не производить их очистку от отработавшей смазки в течение длительного времени преимущественно при замене либо отказе подшипника

5 качения.

Такие подшипниковые узлы позволяют длительное их использование в электрических машинах с механизмами, которые работают в автоматическом режиме практически во всех отдаленных районах, где ощущается нехватка обслуживающего персонала, а отказ от дополнительных коммуникационных устройств для удаления избытка и отработавшей смазки и размещение полостей подшипникового щита, 1733751 расположенных симметрично относительно вертикальной оси подшипникового щита, позволяет упростить обслуживание электрических машин.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости и установленный в ступице и на валу подшипник качения, а также клапан с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и упрощения обслуживания, по меньшей мере два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки с образованием со ступицей полости для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающейся с кольцевой полостью клапана

5 посредством выполненного в ступице щита радиального канала.

2. Узел по и, 1, отличающийся тем, что в подшипниковом щите в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закры10 тое съемной крышкой дренажное отверстие, 3. Узел по пп, 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси подшипникового щита

15 полостью для сброса избытка и отработавшей смазки.

1733751

b-b

АР, У

Составитель В. Макагон

Техред М,Моргентал Корректор Н. Король

Редактор А. Долинич

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1б53 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах вертикальных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в лодшипниковых узлах двигателей внутреннего сгорания и зубчатых редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, функционирующих в среде рабочих продуктов с малой вязкостью

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам трения для работы в экологически чистых средах, например в устройствах вакуумных технологических установок

Изобретение относится к литейному производству, в частности к подшипниковым узлам выбивных решеток

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть, преимущественно, использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам смазки подшипниковых узлов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой
Наверх