Система для извлечения и очистки трубопровода
Изобретение относится к ремонту магистральных трубопроводов и позволяет снизить трудоемкость работ при извлечении и очистке трубопроводов малого диаметра. Система для извлечения и очистки трубопровода содержит размещенную на гусеничном шассм 1 троллейную подвеску 2 трубопровода 3 и связываемое с тягачом и охватывающее трубопровод канатное средство 4 его очистки. Гусеничное шасси снабжено сцепным с тягачом устройством 5, а рама шасси образована из съемных поперечных 7 и 8 и двух продольных балок 9, выполненных удлиненными за габарит шасси 1 в направлении тягача. Троллейная подвеска 2 размещена между продольными балками рамы, а очистное средство 4 - между их удлинениями. 3 з.п.флы, 3 ил. сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ М Cd 1() IQQ (л ) (21) 4797930/29 (22) 01.03.90 (46) 15.05.92. Бюл. М 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов "В Н И ИСПТнефть" (72) Х.А. Азметов, M.Н, Галеев, cD,È, Исламов, И,В. Совин, Ф.Г. Мулюков и B.Â. Попов (53) 621.643 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР М 924251, кл. Е 02 D 9/00, 1982. Авторское свидетельство СССР N 830070, кл. F 16 1 1/00, 1981. (54) СИСТЕМА ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ОЧИСТКИ ТР УБОП РОВ ОЦА Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано, преимущественно, для извлечения из грунта вышедших из эксплуатации трубопроводов, а также во всех тех случаях, когда необходимо извлечь из грунта протяженное уп ругое тело. Цель изобретения — снижение трудоемкости работ на трубопроводах малого диаметра, обладающего гибкостью при их извлечении. На фиг. 1 показана система для извлечения и очистки трубопровода, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, план; на фиг, 3 — вид А по стрелке на фиг. 2 (канатное средство для очистки). Система для извлечения и очистки трубопровода содержит размещенную на гусе, Ж 1733813 А1 (57) Изобретение относится к ремонту магистральных трубопроводов и позволяет снизить трудоемкость работ при извлечении и очистке трубопроводов малого диаметра. Система для извлечения и очистки трубопровода содержит размещенную на гусеничном шасси 1 троллейную подвеску 2 трубопровода 3 и связываемое с тягачом и охватывающее трубопровод канатное средство 4 его очистки. Гусеничное шасси снабжено сцепным с тягачом устройством 5, а рама шасси образована из съемных поперечных 7 и 8 и двух продольных балок 9, выполненных удлиненными за габарит шасси 1 в направлении тягача. Троллейная подвеска 2 размещена между продольными балками рамы, а очистное средство 4 — между их удлинениями, 3 з.п.флы,3ил, ничном шасси 1 троллейную подвеску 2 (их может быть две), трубопровода 3 и связываемое с тягачом (не показан ) и охватывающее трубопровод канатное средство 4 его очистки, Гусеничное шасси 1 выполнено безмоторным и снабжено сцепным с тягачом устройством 5. Рама 6 шасси образована из съемных поперечин 7 и 8, которые размещены выше верхней отметки располагаемого на троллейной подвеске трубопровода, и двух продольных балок 9, выполненных удлиненными за габарит шасси 1 в направлении тягача. Троллейная подвеска 2 размещена между продольными балками 9 рамы, а очистное средство 4 — между их удлинениями. Очистное средство 4 выполнено в виде размещенных под углом к оси шасси отрезков 10 каната, концы которых прикреплены 1733813 55 к удлинениям продольных балок 9 через и ружин н ые элементы 11. Гусеничное шасси в зоне удлинений балок может быть снабжено колесной парой 12. Извлечение и очистку трубопровода с применением системы производят без вскрытия траншеи экскаватором, после рыхления грунта над трубопроводом. После уточнения местонахождения и глубины заложения извлекаемого трубопровода выполняется планировка трассы бульдозером, а затем производится рыхление полосы грунта над трубопроводом, В начальном участке извлекаемого трубопровода одноковшовым экскаватором открывают траншею с обнажением полной поверхности трубы и производят отрезку этого участка от магистрали. Систему для извлечения и очистки трубопровода с помощью тягача заводят и устанавливают над вскрытым трубопроводом, располагая при этом ходовые тележки/шасси по. бокам трубопровода на берме траншеи, После отсоединения передней и задней поперечин 7 и 8 рамы конец трубопровода с помощью трубоукладчика приподнимают с отметки заложения, очищают от налипшего грунта и укладывают на троллейную подвеску 2. Затем заправляют и закрепляют отрезки 10 каната очистного средства 4, после чего переднюю и заднюю поперечины рамы ставят на место и закрепляют. При непрерывном передвижении системы по оси трассы за тягачом с помощью тягового устройства 5 троллейная подвеска 2 обеспечивает извлечение, поддержку и перемещение извлекаемой нити трубопровода, При этом трубопровод опускается либо на ссыпавшийся со трубопровода в траншею грунт, либо на специальное ложе, образуемое дополнительной подсыпкой траншеи до уровня дневной поверхности или образуемое специальными опорами. Возможности излома трубопровода, подвешенного фактически в одной точке, препятствует фактор гибкости трубопровода малого диаметра, а также предпочтительно канатное исполнение троллейной подвески, канаты которой служат демпфером, B процессе извлечения трубопровода производится его очистка от изоляции за счет срезающего действия плотно охватывающих трубопровод отрезков 10 канатов очи5 стного средства, Колебания трубопровода в вертикальном направлении, вызванные неровностями пути гусеничного шасси 1, компенсируются в процессе очистки присутствием в очистном средстве пружинных 10 элементов 11, Последние, растягиваясь или возвращаясь к исходное длине, исключают порывы отрезков 10. Таким образом, благодаря использованию безмоторного гусеничного шасси и гиб15 кости трубопровода малого диаметра, обеспечено снижение трудоемкости работ на извлечение и очистке трубопровода. Формула изобретения 1. Система для извлечения и очистки трубопровода, содержащая размещенную на гусеничном шасси троллейную подвеску трубопровода и связываемое с тягачом и 25 охватывающее трубопровод канатное средство его очистки, отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости работ на трубопроводах малого диаметра, гусеничное шасси снабжено сцепным с тягачом 30 устройством, а рама шасси образована из съемных поперечин и двух продольных балок, выполненных удлиненными за габарит шасси в направлении тягача, при этом троллейная подвеска размещена между про35 дольными балками рамы, а очистное средство — между их удлинениями, 2, Система поп.1, отл и ча ющая ся тем, что очистное средство выполнено в виде размещенных под углом к оси шасси от40 резков каната, концы которых прикреплены к удлинениям продольных балок через пружинные элементы. 3. Система по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что гусеничное шасси в зоне удлине45 ний продольных балок снабжено колесной парой, 4. Система по пп. 1 — 3, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что съемные поперечины рамы расположены выше верхней отметки размещае50 мого на троллейной подвеске трубопровода. 1733813 /О Составитель Ю.Дудоладов Техред М.Моргентал Корректор С,йевкун Редактор М.Васильев Заказ 1657 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного. комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101