Фиксатор

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автомобилестроению, более конкретно-к устройствам для фиксации подвижных элементов в заданном положении , и может быть использовано в конструкциях предохранительных опор откидных кабин и платформ автомобилей. Цель изобретения - повышение удобства при эксплуатации за счет автоматизированной подготовки крюка к автоматическому фиксированию рычагов в их рабочем положении . Фиксатор содержит два шарнирно соединенных рычага (Р) 1 и 2, присоединенный к Р 1 поворотный крюк (К)5, пружину 6, присоединенную к Р 2 и К 5. Геометрический центр поворота К 5 относительно Р 1 расположен в пространстве, ограниченном крайними положениями геометрической оси пружины 6, одно из которых соответствует рабочему положению рычагов и положению К 5, допускающему их складывание, а другое - сложенному положению рычагов и указанному положению К 5 относительно Р 1, причем геометрическая ось пружины 6 пересекает отрезок прямой, соединяющий геометрический центр взаимного поворота рычагов и геометрический центр поворота К 5 в положение, при котором последний контактирует с Р 2 в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов, и допускается при этом их взаимный поворот. 5 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. 1 (л) (Л

iM ((л) Фиг 7 (21) 4763533/27 (22) 01.12.89 (46) 23.05.92. Бюл. N 19 (71) Уральский автомобильный завод им. 60летия Союза СССР (72) В.В,Мохин и А,П.Мангилев и M.В,Маслов (53) 629,119.811.5/7 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1482838, кл. В 60 S 9/04, 1989. (54) ФИКСАТОP (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению, более конкретно — к устройствам для фиксации подвижных элементов в заданном положении, и может быть использовано в конструкциях предохранительных опор откидных кабин и платформ автомобилей. Цель изобретения — повышение удобства при эксплуатации за счет автоматизированной подготовки крюка к автоматическому фик„„ Ы „„1735623 А1 (si)s F 16 В 1/00, В 62 D 33/08 сированию рычагов в их рабочем положении. Фиксатор содержит два шарнирно соединенных рычага(Р) 1 и 2, присоединенный к P 1 поворотный крюк (К)5, пружину 6, присоединенную к P 2 и К 5. Геометрический центр поворота К 5 относительно P 1 расположен в пространстве, ограниченном крайними положениями геометрической оси пружины 6, одно из которых соответствует рабочему положению рычагов и положению

К 5, допускающему их складывание, а другое — сложенному положению рычагов и указанному положению К 5 относительно P 1, причем геометрическая ось пружины 6 пересекает отрезок прямой, соединяющий геометрический центр взаимного поворота рычагов и геометрический центр поворота К

5 в положение, при котором последний контактирует с P 2 в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов, и допускается при этом их взаимный поворот. 5 ил.

1735623

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно, к устройствам для фиксации подвижных элементов в заданном положении, Преимущественно изобретение может быть использовано в конструкциях предохранительных опор откидных кабин и платформ автомобилей.

Известен фиксатор, содержащий два шарнирно соединенных рычага, поворотный крюк, присоединенный к первому рычагу, и пружину, присоединенную к второму рычагу и крюку.

Недостатком такого фиксатора является недостаточное удобство пользования им при его циклической работе, поскольку требуется принудительная ручная подготовка крюка к автоматическому фиксированию рычагов в их рабочем положении. Указанный недостаток обесловлен тем, что в известном фиксаторе возможно такое взаимное расположение геометрических центров поворота рычагов, крюка и точек присоединения пружины, при котором геометрическая ось пружины при складывании рычагов от их рабочего положения не перейдет через геометрический центр поворота крюка, и крюк не будет подготовлен к автоматическому фиксированию рычагов в их рабочем положении при следующем переводе рычагов фиксатора из сложенного положения в рабочее. В связи с этим требуется воздействие оператора на крюк для его подготовки к фиксации рычагов в их рабочем положении, а, следовательно, не исключена возможность того, что рычаги фиксатора в рабочем положении не будут зафиксированы.

Целью настоящего изобретения является повышение удобства пользования фиксатором при его циклической работе за счет автоматизации подготовки крюка к автоматическому фиксированию рычагов в их рабочем положении.

Указанная цель достигается тем, что в фиксаторе, содержащем два шарнирно соединенных рычага, поворотный крюк, присоединенный к первому рычагу, и пружину, присоединенную к второму рычагу и крюку, геометрический центр поворота крюка относительно первого рычага расположен в пространстве, ограниченном крайними положениями геометрической оси пружины, одно из которых соответствует рабочему положению рычагов и положению крюка, допускающему их складывание, а другое— сложенному положению рычагов и указанному положению крюка относительно первого рычага, причем геометрическая ось пружины пересекает отрезок прямой, соединяющий геометрический центр взаимно5

55 го поворота рычагов и геометрический центр поворота крюка, в положении крюка, контактирующего с вторым рычагом в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов, и допускающем, при этом, взаимный поворот рычагов.

На фиг, 1 показан фиксатор, рычаги которого находятся в рабочем положении и зафиксированы крюком; на фиг, 2 — то же, в рабочем положении, а крюк — в положении, допускающем складывание рычагов; на фиг.

3 — то же, в промежуточном сложенном положении; на фиг. 4 — то же, в сложенном положении, а крюк подготовлен к автоматической фиксации рычагов; на фиг. 5 — фиксатор, крюк которого контактирует с вторым рычагом в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов.

Фиксатор содержит рычаг 1, соединенный с рычагом 2 посредством шарнира 3, Свободные концы рычагов 1 и 2 шарнирно соединены соответственно с рамой и кабиной автомобиля (не показаны). К рычагу 1 посредством шарнира 4 присоединен поворотный крюк 5. К крюку 5 и рычагу 2 присоединена пружина 6.

Фиксатор работает следующим образом, При транспортном положении кабины автомобиля рычаги 1 и 2 фиксатора находятся в сложенном положении (фиг, 4). При откидывании кабины рычаги 1 и 2 фиксатора переводятся в рабочее положение. При этом крюк 5 под действием пружины 6 автоматически фиксирует рычаги 1 и 2 в их рабочем положении, Для опускания кабины крюк 5 переводят в положение, допускающее складывание рычагов 1 и 2, (фиг. 2).

При переводе крюка 5 от положения фиксации рычагов 1 и 2 (фиг. 1) в положение, допускающее складывание рычагов 1 и 2, (фиг, 2), геометрическая ось пружины 6 переходит через геометрический центр поворота крюка 5 относительно рычага 1. При этом изменяется направление момента, создаваемого на крюке 5 усилием пружины 6.

В результате крюк 5 удерживается пружиной 6 в положении, допускающем складывание рычагов 1 и 2, а геометрическая ось пружины 6, при этом, занимает крайнее положение.

После этого кабину можно опустить в транспортное положение, При опускании кабины и, соответственно, складывании рычагов 1 и 2 крюк 5 удерживается пружиной

6 в указанном положении (допускающем складывание рычагов) относительно рычага

1 до тех пор, пока в результате взаимного

1735623

55 поворота рычагов 1 и 2 геометрическая ось почжины 6 вновь не перейдет через геометрический центр поворота крюка 5 (фиг.3).

В этом промежуточном сложенном положении рычагов 1 и 2 геометрическая ось пружины 6 занимает второе крайнее положение, соответствующее указанному положению крюка относительно рычага 1.

При дальнейшем складывании рычагов

1 и 2 момент, создаваемый на крюке 5 усилием пружины 6, становится больше момента, создаваемого на крюке 5 силами трения в шарнире 4, и под действием пружины 6 крюк 5 автоматически переходит в положение, показанное на фиг. 4. Таким образом обеспечивается автоматическая подготовка крюка 5 к автоматическому фиксированию рычагов 1 и 2 в их рабочем положении при следующем переводе рычагов 1 и 2 фиксатора от сложенного положения в рабочее.

После этого цикл работы фиксатора может быть повторен.

При переводе рычагов 1 и 2 фиксатора из сложенного положения в рабочее рычаг

2 воздействует на крюк 5, отклоняя его от крайнего положения относительна рычага

1, показанного на фиг. 4. Геометрическая ось пружины 6 при этом перемещается относительно геометрического центра поворота крюка 5, приближаясь к нему, Предельное положение геометрическая ось пружины 6 занимает, когда крюк 5 контактирует с рычагом 2 е точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов 1 и 2, как показано на фиг.

5, Для автоматической фиксации рычагов 1 и 2 крюком 5 в их рабочем положении необходимо, чтобы при перемещении рычагов 2 и 1 из сложенного положения в рабочее геометрическая ось пружины 6 вновь не перешла через геометрический центр поворота крюка 5. Данное условие выполняется, если геометрическая ось пружины 6 пересекает отрезок прямой, соединяющий геометрический центр взаимного поворота

45 рычагов 1 и 2 и геометрический центр поворота крюка 5, когда крюк 5 контактирует с рычагом 2 в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов 1 и 2, и допускает при этом взаимный поворот рычагов 1 и 2.

Выполнение вышеперечисленных условий обеспечивает при циклической работе фиксатора автоматическую подготовку крюка к фиксации, автоматическую фиксаЦию рычагов крюком в их рабочем положении и ручное отключение фиксации, Предлагаемое техническое решение позволяет повысить удобство пользования фиксатором при его циклической работе.

Формула изобретения

Фиксатор, содержащий два шарнирно связанных между собой рычага, присоединенный к первому рычагу поворотный крюк и пружину растяжения, одним концом соединенную с вторым рычагом, а другим — с крюком, отличающийся тем, что, с цел ью по вы ш ения удобства эксплуатации эа счет автоматизированной подготовки крюка к автоматическому фиксированию рычагов в их рабочем положении, геометрический центр поворота крюка относительно первого рычага расположен в пространстве, ограниченном крайними положениями геометрической оси пружины, одно из которых соответствует рабочему положению рычагов и положению крюка, допускающему их складывание, а другое— сложенному положению рычагов и указанному положению крюка относительно первого рычага, причем геометрическая ось пружины пересекает отрезок прямой, соединяющий геометрический центр взаимного поворота рычагов и геометрический центр поворота крюка, в положении крюка, контактирующего с вторым рычагом в точке, наиболее удаленной от геометрического центра взаимного поворота рычагов, и допускающем при этом взаимный поворот последних.

1735623

l

Составитель В. Махин

Редактор И. Ванюшкина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий

Заказ 1805 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Фиксатор Фиксатор Фиксатор Фиксатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидроприводах металлорежущих станков и других машин, например в гидроприводах зажимных приспособлений Цель изобретения повышение надежности работы гидропривода путем компенсации утечек

Изобретение относится к транспорту, а именно к механизмам навески капота

Изобретение относится к автомобилестроению, а конкретнее к автомобилям специального назначения, используемым преимущественно в медицинской и других службах Советской Армии

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к фиксатору подвижного элемента

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к многоосным грузовым автомобилям

Изобретение относится к транспортно му машиностроению, а конкретно к конструкциям опрокидывающихся кабин транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх