Кормовая оконечность рыболовного судна

 

Использование: изобретение относится к судостроению и касается рыболовных судов с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности. Сущность изобретения: кормовая оконечность рыболовного судна содержит рабочую палубу 1, слип 2 с продольным ограждением 3 и закрытие слипа с поперечным ограждением 4 в виде металлической решетки, навешенным на П-образную раму 5, имеющую переднюю поперечную балку 7 и две продольные балки 8. Поперечная балка расположена над поперечным углублением 9 - слиповой канавкой. Продольные балки расположены над слипом и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы, так и от поперечной балки. Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11, а на поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол 10. Закрытие слипа снабжено механизмом его фиксации в нескольких положениях: закрыто, частично открыто, полностью открыто. Механизм фиксации имеет штыри 12, рычаги 13 управления и тяги. 3 з.п.ф-лы, 5 ил. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 В 35/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0 Сл) ! с,э (21) 4761267/11 (22) 22.11.89 (46) 30.05.92. Бюл. ¹20 (71) Мурманский проектно-конструкторский и технологический институт судостроения, модернизации и эксплуатации флота и разработки средств механизации "Севгипрорыбфлот" (72) Ю.И. Кудрин, Б.B.Àëåêñååâ и М.И. Басков (53) 629,124,72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N971698,,кл, В 63 В 35/16, 1981. (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ РЫБОЛОВНОГО СУДНА (57) Использование: изобретение относится к судостроению и касается рыболовных судов с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности. Сущность изобретения: кормовая оконечность рыболовного судна содержит рабочую палубу 1, слип 2 с продольным ограждением 3 и

„, А2„„1736833 А1 закрытие слипа с поперечным ограждением

4 в виде металлической решетки, навешенным на П-образную раму 5, имеющую переднюю поперечную балку 7 и две продольные балки 8. Поперечная балка расположена над поперечным углублением 9 — слиповой канавкой. Продольные балки расположены над слипом и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы, так и от поперечной балки, Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11, а на поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол 10, Закрытие слипа снабжено механизмом его фиксации в нескольких положениях: закрыто, частично открыто, полностью открыто. Механизм фиксации имеет штыри 12, рычаги 13 управления и тяги. 3 з.п,ф-лы, 5 ил.

1736833

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на рыболовных судах с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности, Рабочая палуба рыболовного судна— это зона повышенной опасности для работающих на палубе с тралом людей, так как на ней находится или сам трал, или проходят канаты (кабели, ваера). При волнении моря судно раскачивается, переваливается с борта на борт, в результате чего корма судна, где расположен слип, опускается во впадину между волнами или поднимается на гребень волны. Происходит килевая качка судна. В этом случае трал с мешком также опускается или приподнимается. При подьеме он вместе с каналами отрывается от палубы и приподнимается над ней. Зачастую это происходит резко и неожиданно.

Кроме килевой качки при волнении моря существует также бортовая качка. От последней трал и канаты перемещаются по слипу и палубе в поперечном направлении, т.е. от борта к борту. Эти перемещения (рыскания по вертикали и горизонтали) трала и канатов создают определенную опасность работающим на палубе и в районе слипа быть травмированными или сброшенными на слип и за борт судна.

На рыболовных траулерах с кормовым тралением практически отсутствуют приспособления, которые бы обеспечивали безопасную работу людей, находящихся во время спуска-подъема трала в районе кормового слипа. По этой причине имелись случаи, когда люди, работающие в районе слипа, по своей неосторожности или из-за горизонтальных и вертикальных перемещений отдельных частей трала и оснастки от волнения моря оказывались за бортом судна, что в большинстве случаев кончалось смертельным исходом.

На отечественных рыболовных траулерах с кормовым тралением в большинстве случаев применяется ограждение слипа в виде натянутых поперек судна (в районе верхней части слипа) тросов или ворот в виде двух створок, Известно устройство для закрытия слипа, содержащее опоры, установленные попарно на бортовых кромках слипа, и решетку, укрепленную на раме, которая в свободном состоянии под действием силы тяжести закрывает слип, от воздействия лова поворачивается или приподнимается, разворачивается в направляющих кормовых опорах и выходит из носовых опор.

Недостатком указанного устройства является его ненадежность из-за возможности поломки ограждения во время

55 спуска-подъема трала при волнении моря, так как решетка, представляющая собой жесткую конструкцию, смонтированную вертикально, постоянно находится в контакте с сетной частью, ваерами и кабелями. Не исключается износ сетной части трала. Кроме того, так как решетка открывается под воздействием орудия лова, в наиболее опасные для обслуживающего персонала моменты (при спуске и выборке трала) устройство не предотвращает возможности подъема над слипом орудия лова и решетки при волнении моря, что приводит к повышенной опасности работающих в районе слипа.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для закрытия слипа рыболовного судна, солепжашее повооотнчю оамч. снабженную боковыми телескопическими штангами, соединенными между собой снизу, и ограждение, выполненное в виде сетного полотна, связанное со штангами и тросом посредством колец и имеющее гибкую. тягу, один конец которой закреплен на тросе, а другой связан с тяговым механизмом. По нижней кромке сетного полотна укреплен груз. При этом зазор для прохождения частей трала обеспечивается ослаблением натяжения троса и изменением высоты положения ограждения над слипом за счет наличия механизма подъема штанг или путем поворота рамы с ограждением относительно опор, установленных на бортовых кромках слипа.

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции из-за наличия гиоких связей и тяговых механизмов, ненадежность в работе, необходимость постоянного контроля за работой устройства и наличия навыков в работе обслуживающего персонала, большие габариты устройства, не исключено также истирание сетного полотна трала. Кроме того, устройство не предотвращает возможности подъема частей трала над слипом и рабочей палубой при волнении моря, что является основной причиной повышенной опасности для обслуживающего персонала во время спуска-подьема трала.

Цель изобретения — повышение безопасности работы и надежности в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в кормовой оконечности рыболовного судна, содержащей рабочую палубу, слип с продольным ограждением, закрытие слипа, выполненное с поперечным ограждением на П-образной раме с шарнирами поворота последней, установленными соосно на продольных балках рамы, и механизм фиксации этой рамы. П-образная рама закреплена по1736833

25

40

50

55 средством ее шарниров на продольном ограждении слипа с возможностью ее поворота в вертикальной плоскости и расположения ее поперечной балки над поперечным углублением для проводки стропов, выполненным в верхней части слипа, причем оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии от плоскости рабочей палубы и упомянутой поперечной балки, на которой расположено поперечное ограждение, выполненное жестким, Поперечная балка П-образной рамы снабжена поггеречным ролом, На продольных балках П-образной рамы с противоположной стороны от ее поперечной балки закреплены противовесы.

Кроме того, механизм фиксации рамы выполнен со штырями, установленными на концах поперечной балки с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами, установленными на продольном ограждении слипа, а также с управляющими рычагами, выполненными двуплечими и шарнирно установленными на поперечном ограждении, при этом каждый из упомянутых штырей шарнирно связан с одним из плеч соответствующего управляющего рычага и, посредством тяги, — с другим плечом другого управляющего рычага.

На фиг.1 изображена кормовая оконечность рыболовного траулера, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, общий вид; на фиг.4 — ограждение в закрытом положении;. на фиг.5 — положение ограждения во время выборки тралового мешка с уловом.

Кормовая оконечность рыболовного траулера содержит рабочую палубу 1, слип

2 с продольным ограждением 3 и закрытие слипа, выполненное с поперечным ограждением 4, в виде металлической решетки, навешек ным на П вЂ” образную раму 5 с шарнирами 6 поворота. П-образная рама имеет переднюю поперечную балку 7 и продольные балки 8. Шарниры 6 поворота рамы

5 установлены соосно на продольных балках 8.

Поперечная балка 7 рамы расположена перпендикулярно диаметральной . плоскости(ДП) судна над поперечным углублением

9, — слиповой канавкой, служащей для заводки стропов, используемых при подъеме трала. На поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол

10. В закрытом положении устройства поперечная балка установлена с зазором Н„от рабочей палубы порядка 250 мм, достаточным для прохода канатов, сетной части трала и его оснастки.

Продольные балки 8 расположены над слипом 2 и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Благодаря этому П-образная рама имеет возмо>кность вертикально перемещаться. Оси шарниров 6 расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы 1, так и от поперечной балки 7 (расстояние А). Расстояние это равно 1/3 — 1/4 ширины слипа или чуть меньше: этой величины. Благодаря этому поперечная балка рамы располагается на небольшом расстоянии от осей шарниров поворота и все устройство закрытия слипа имеет небольшие габариты, при этом наибольший зазор Н кс между ролом 10 и слипом 2 лежит в пределах 2,0 — 2,3 м, что вполне достаточно для прохода мешка трала, наполненного рыбой.

Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11. Последние подбираются так, что их суммарная масса равна суммарной массе поперечной балки рамы с поперечным ограждением 4 и ролом 10, а центр массы противовесом удален от осей шарниров 6 на расстояние, равное расстоянию центра масс поперечной балки с ограждением и ролсм от тех же осей.

Закрытие слипа с помощью механизма фиксации может быть застопорено в трех положениях: в закрытом (положение а), прамежуточ IOM, когда ограждение 4 частично приподнято, и полностью открытом (положение б). Для этой цели механизм фиксации выполнен со штырями 12, установленными на концах поперечной балки 7 с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами (не показаны) на продольном ограждении Зслипа. Ответные элементы выполнены в виде отверстий в стенках продольного ограждения (с каждого борта по три), что соответствует всем положениям закрытия слипг, Механизм фиксации имеет управляющие рычаги 13, шарнирно установленные на поперечном ограждении 4 и выполненные двуплечими.

Каждый штырь 12 шарнирно связан с одним плечом соответствующего управляющего рычага и посредством тяги 14, — с другим плечом другого управляющего рычага.

Для удобства фиксирования ограждения в закрытом положении (а) или полностью открытом положении (б) могут быть установлены упоры предельного хода (не показа н ы).

Устройство работает следующим образом.

1736833

При спуске и подъеме трала работающий персонал находится на рабочей палубе и в районе слипа. В закрытом положении (а)

П-образная рама 5 застопорена механизмом фиксации. Слип закрыт.

При спуске трала ограждение 4 переводят в промежуточное положение и спускают сам трал. Как только трал с оснасткой (бобин цами, кухтылями, грузами-углубителями) уйдет по слипу в воду, ограждение 4 переводят в закрытое положение (а). B этом положении, когда слип закрыт и обеспечен минимальный зазор Нмин между рабочей палубой 1 и ролом 10, стравливают ваера 15 и кабели, которые свободно проходят под закрытым ограждением 4. В процессе траления слип: закрыт ограждением.

При подъеме трала выборку ваеров 15 и кабелей производят при закрытом положении ограждения 4 (положение а). При подходе к слиповой канавке 9 оснастки трала и сетной его части ограждение 4 переводят в промежуточное положение и стопорят его, B этом положении между рабочей палубой и ролом установлен такой зазор, который обеспечивает беспрепятственное прохождение оснастки трала и его сетной части.

При подходе мешка трала с уловом устройство переводят в полностью открытое положение (б) и стопорят, При этом обеспечивается наибольший зазор Нмакс между рабочей палубой и ролом для беспрепятственного прохождения мешка с уловом.

По завершении подъема трала ограждение переводят в положение а и стопорят, Слип закрыт.

Таким образом, на протяжении всего процесса спуска-подъема трала слип практически закрыт, В результате использования предлагаемого устройства облегчаются условия работы, повышаются безопасность работы на судне при спуске и подъеме трала и надежность эксплуатации устройства.

Формула изобретения

1, Кормовая оконечность рыболовного судна, содержащая рабочую палубу, слип с продольным ограждением и закрытие сли5 па, выполненное с поперечным ограждением на П-образной раме с шарнирами поворота последней, установленными соосно на продольных балках, а также механизм фиксации этой рамы, отличающаяся

10 тем, что, с целью повышения безопасности и надежности в эксплуатации, П-образная рама закреплена посредством ее шарниров на продольном ограждении слипа с возможностью расположения ее поперечной балки

15 над поперечным углублением, выполненным в верхней части слипа, причем оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии от плоскости рабочей палубы и упомянутой поперечной балки, на которой расположено

20 поперечное ограждение, выполненное жестким.

2. Кормовая оконечность по п.1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что механизм фиксации

25 выполнен со штырями, установленными на концах поперечной балки с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами, установленными на продольном ограждении слипа, 30 а также с управляющими рычагами, выполненными двуплечими и шарнирно установленными на поперечном ограждении, при этом каждый из упомянутых штырей шарнирно связан с одним из плеч соответству35 ющего управляющего рычага и посредством тяги — с другим плечом другого управляющего рычага, 3. Кормовая оконечность по пп.1 и 2, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена

40 поперечным ролом, установленным на поперечной балке П-образной рамы.

4, Кормовая оконечность по пп.1 — 3, отличающаяся тем, что она снабжена противовесами, установленными на про45 дол ьных балках П-образной рамы с противоположной стороны от ее поперечной балки.

1736833

1736833 г и

Составитель Б. Алексеев

Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо

Редактор М, Петрова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1861 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Кормовая оконечность рыболовного судна Кормовая оконечность рыболовного судна Кормовая оконечность рыболовного судна Кормовая оконечность рыболовного судна Кормовая оконечность рыболовного судна Кормовая оконечность рыболовного судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к кормовой оконечности траулеров

Изобретение относится к траловому судну для использования с траловой сетью с целью ловли морских биоресурсов

Изобретение относится к рыболовным судам. Траулер содержит корпус, оснащенный двумя движителями, общесудовые надстройки, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала, приспособление для приема трала. Приспособление для приема трала выполнено в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса. Гидроканал ограничен боковыми стенками, нижняя часть гидроканала совпадает с днищевой частью корпуса, а сверху он ограничен главной палубой. По всей длине гидроканала главная палуба выполнена в виде створок, раскрывающихся вверх от центральной оси гидроканала. Траловые барабаны для подъема сетной части трала размещены на главной палубе. Техническим результатом изобретения является уменьшение нагрузки на промысловые механизмы, увеличение срока их эксплуатации и снижение энергозатрат главной энергетической установки судна. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх