Устройство для контроля погрешностей зубчатых колес

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865338/28 . (22) 28.05.90 (46) 30,05.92. Бюл. М 20 (71) Кировское электромашиностроительное производственное объединение им.

Лепсе . . (72) А.П. Анферов и Н.С. Червяков (53) 531.717.2:621.833(088.8) (56) Тайц БА. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972, с. 273. фиг. 145.

Авторское свидетельство СССР

М 654884, кл. G 01 В 5/20„1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам для контроля зубчатых

Изобретение относится к машиностроеwe, а именно к устройствам для контроля погрешностей зубчатых колес.

Известен прибор для контроля радиального биения зубчатого венца, содержащий оправку для базирования контролируемого .колеса, каретку с измерительным шариковым колесом и измерительный орган с отсчетмым устройством.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее каретку; индикатор. связанный с кареткой, оправку с зубчатыми венцами. измерительные ролики, размещенные во впадинах зубчатых венцов и фиксатор, выполненный в виде подпружиненного шарика. контактирующего в процессе контроля с измерительными роликами.

В известных устройствах радиальное биение определяют по показанию индикатора, которое он имеет в момент прохождения ролика через прямую, соединяющую

„, рЦ,, 1737254 А1 (я)з G 01 В 5/20 колес. Цель изобретения — повышение производительности и расширение функциональных возможностей; Это достигается . тем, что в устройство для контроля зубчатых колес, содержащее корпус, каретку с измерительным роликовым колесом и измерите- . лем линейных перемещений, введена вторая каретка с измерительным роликовым колесом и измерителем линейных перемещений и вычислителем; Причем оси измерительных колес и контролируемого лежат в одной плоскости. При обкатке контролируемого колеса с двумя роликовыми колесами вычислитель определяет радиальное биение зубчатого венца и размер по роликам (толщину зуба). 1 ил. центры контролируемого и измерительных колес, при этом останавливают обкат и производят считывание показаний индикатора, что снижает производительность контроля, 3 кроме того, в известных устройствах нет (фЭ возможности одновременно контролировать размер по роликам, так как будет на- с кладываться погрешность базирования (д контролируемого колеса.

Цель изобретения — повышение производительности контроля и расширение функциональных возможностей устройства, а именно обеспечение возможности измерения радиального биения и размера по роликам на одном устройстве при непрерывном вращении контролируемого колеса, Цель достигается тем, что в устройство для контроля радиального биения зубчатых колес, содержащее каретку с роликовым (шариковым) измерительным колесом, измеритель линейных перемещений, связан1737254 ный кареткой. оправку для установки контролируемого колеса и привод, введены вторая каретка с роликовым (шариковым) измерительным колесом, измеритель линейных перемещений второй каретки, датчик углового положения второго измерительного колеса и вычислительное устройство, причем оси двух измерительных колес и ось оправки контролируемого колеса расположены в одной плоскости, а привод приводит во вращение все три колеса.

На чертеже показана структурная схема устройства для контроля погрешностей зубчатых колес, Устройство содержит оправку 1 для установки контролируемого колеса 2, каретки

9 и 10 с измерительными колесами 3 и 4, устройства 11 и 12 прижима кареток к контролируемому колесу, измерители 8 и 13 линейных перемещений, связанные с каретками, привод 6, датчик 5 углового положения, механизм 7 отвода кареток и вы числитель 14.

Сигналы с двух измерителей линейных перемещений и с датчика углового положения поступают на первый, второй и третий входы вычислительного устройства. Нулевой.отсчет датчика углового положения механически связан с положением одного из измерительных роликов на измерительном колесе, Число роликов s измерительном колесе выбрано таким, чтобы noaopoty измерительного колеса на один шаг соответствовало целое число импульсов с выхода датчика углового положения. Радиальное биение контролируемого колеса вычисляется путем обработки показаний с измерителя 13 линейных перемещений, Для вычисления размера по роликам показания измерителей 8 и 13 суммируются попарно на каждом шаге контролируемого колеса.

В случае четного количества зубьев контролируемого колеса измерение размера по роликам осуществляется методом двух роликов, а при нечетном количестве зубьев— методом трех роликов с возможным пересчетом на размер по двум роликам. В случае. если контролируемое колесо устанавливается на оправку с зазором, усилие прижима одной из кареток устанавливается больше, чем другой. Ременная связь привода и шпинделя измерительного колеса выполнены так, чтобы не ограничивать перемещение каретки. Перед началом измерений в вычислительное устройство вводится при помощи эталона абсолютное значение размера по роликам, число зубьев контролиру15 дается на все три колеса и на датчик 5 угло20

30

50

5

10 емого колеса, допуски на радиальное биение и размер по роликам.

В исходном состоянии механизм 7отвода каретрк включен и отрегулирован на величину отвода кареток. позволяющую свободно установить контролируемое колесо 2 на оправку 1, привод выключен, Устройство работаетследующим образом.

На оправку устанавливается контролируемое колесо, выключается механизм 7 отвода кареток, прижимы 11 и 12 вводят контролируемое колесо в двухпрофильное зацепление с измерительными колесами 3 и

4, включается привод, и вращение его перевого положения, Вычислитель принимает информацию с измерителей линейных перемещений принимает информацию с измерителей линейных перемещений и на каждом шаге контролируемого колеса (определяется с помощью датчика 5 углового положения) производит поиск и запоминание максимального показания измерителя 13 с одновременным фиксированием показания измерителя 8. Число показаний, получаемых с измерителей 8 и 13, равно числу зубьев контролируемого колеса. После полного обката контролируемого колеса привод 6 выключается, включается механизм 7 отвода кареток. Вычислитель определяет соответствие контролируемого колеса заданным параметрам.

Формула изобретения

Устройство для контроля погрешностей зубчатых колес, содержащее корпус, каретку с роликовым (шариковым) измерительным колесом, установленную на корпусе, прижимной механизм и измеритель линейных перемещений, кинематически связанные с кареткой, оправку для установки контролируемого колеса и привод, связанный с измерительным колесом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что; с целью повышения производительности и расширения функциональных возможностей, оно снабжено второй кареткой с роликовым (шариковым) измерительным колесом, вторым прижимным механизмом и вторым измерителем линейных перемещений, кинематически связанными с второй кареткой, датчиком углового положения, расположенным соосно с измерительным колесом второй каретки, и вычислителем, а оси двух измерительных колес и ось оправки контролируемого колеса расположены в одной плоскости.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что первый Й второй прижимные механизмы выполнены неравножесткими.

1737254

Составитель А.Анферов

Редактор Л.Веселовская Техред M.Моргентал Корректор С.Шевкун

Заказ 1882 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 е

Устройство для контроля погрешностей зубчатых колес Устройство для контроля погрешностей зубчатых колес Устройство для контроля погрешностей зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области иЗмерительной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле погрешности профиля зубчатых колес (ЗК)

Изобретение относится к машиностроению , к техническим измерениям и может быть использовано для механизации и автоматизации контроля профиля деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности , в области контроля конических зубчатых колес

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к контрольно-измерительным устройствам для измерения параметров зубчатых колес

Изобретение относится к мерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике в машиностроении и (^едназначено для контроля объектов ежшнОйформы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения геометрических элементов объектов различной формы, в частности для измерения взаимного расположения поверхностей

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх