Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов

 

Изобретение относится к аэродинамическим испытаниям, в частности к способам исследования нестационарных аэродинамических характеристик колеблющихся объектов в потоке. Цель изобретения - сокращение времени и энергозатрат за счет сокращения количества измерений. Цель достигается измерением параметров, характеризующих начальное состояние системы , которое определяет ее механическое демпфирование, в. течение 30 с с момента прекращения подачи рабочей среды, когда еще не изменилась температура системы, а следовательно, и величина ее механического демпфирования. 2 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ы)5 6 01 M 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (л) V () О О (21) 4706561/23 (22) 19,06.89 (46) 30.05.92. Бюл. ¹ 20 (71) Институт проблем прочности АН УССР (72) С. П, Гончаренко и В. А. Балалаев (53) 629.7,015.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 370491, кл. G 01 M 9/00, 1973.

Каминер А. А. и др, Методика исследования нестационарных аэродинамических характеристик решеток профилей, вибрирующих в пространственном потоке. Репринт, Киев, ИПП АН УССР, 1988, с, 26-33. (54) СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ АЭРОДИНАМИ4ЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к испытаниям, в частности к способам исследования нестационарных аэродинамических- характеристик колеблющихся объектов в потоке, и может быть использовано например, при исследовании нестационарных аэродинамических характеристик элементов теплообменных аппаратов.

Известен способ исследования колебаний лопаток плоской решетки, по которому, с целью определения нестационарных аэродинамических сил, действующих на исследуемые лопатки в решетках при связных (через поток) колебаниях в 1збуждают поочередно изгибные колебания одной из соседних с измерительной лопаток, при этом все лопатки, кроме измерительной, жестко закреплены.

Исследуемая лопатка совершает изгибные колебания от воздействия нестационарной аэродинамической силы, „„. Ж„„1737300 А1 (57) Изобретение относится к аэродинамическим испытаниям, в частности к способам исследования нестационарных аэродинамических характеристик колеблющихся объектов в потоке, Цель изобретения сокращение времени и энергозатрат за счет сокращения количества измерений. Цель достигается измерением параметров, характеризующих начальное состояние системы, которое определяет ее механическое демпфирование, в течение 30 с с момента прекращения подачи рабочей среды, когда еще не изменилась температура системы, а следовательно, и величина ее механического демпфирования, 2 ил. передающейся через поток от принудительно вибрирующей с заданной амплитудой соседней лопатки. По величине зарегистрированной амплитуды колебаний исследуемой лопатки и по сдвигу фаз колебаний между исследуемой и соседней вибрирующей лопаткой, а также по декременту затухания колебаний определяют величину нестационарной аэродинамической силы, действующей на исследуемую лопатку, Недостатком известного способа является низкая достоверность определения характеристик. Это обусловлено тем, что при каждом измерении амплитуд и декремента затухающих колебаний температура объекта и упругого элемента, на котором он жестко закреплен, будет меняться, следовательно, будет меняться и собственная частота колебаний упр того элемента, что в свою очередь приведет к изменению механического демпфирования колеблющейся систе1737300

55 мы. Изменение механического демпфирования существенно сказывается на величине нестационарных аэродинамических характеристик, что снижает достоверность определения искомой характеристики.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения и нестационарных аэродинамических характеристик объектов, который позволяет более точно, по сравнению с известными способами, определять искомую характеристику, поскольку обеспечивает возможность исключить температурное влияние.на результаты эксперимента путем принудительного подогрева системы.

Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов заключается в возбуждении механических колебаний исследуемых объектов, закрепленных на упругих элементах и установленных в аэродинамической трубе. и регистрации их параметров при наличии потока и при его отсутствии, по которым судят о нестационарных аэродинамических характеристиках объектов.

Сущность известного способа заключается в следующем. Объект укрепляют на упругом элементе и устанавливают в рабочем пространстве аэродинамической трубы, сообщают системе (измерительный объект— упругий элемент), например,. с помощью вибровозбудителя, колебания с частотой, близкой к резонансной (т. е, к собственной частоте колебаний системы), и заданной амплитудой. Для определения режима нагрева подают рабочий поток и по истечении времени, необходимого для нагрева системы потоком и выхода его на рабочие параметры, отключают поток, измеряют величину возбуждающей силы и сдвиг фаз между направлением возбуждающей силы и перемещением объекта, и принимают эти параметры за начальное состояние колебательной системы. Далее, определив таким образом режим нагрева системы, с целью поддержания механического демпфирования на уровне начального состояния, осущеcòвляют принудительный подогрев колеблющегося упругого элемента до тех пор, пока возбуждающая сила и угол сдвига при неизменной частоте и амплитуде колебаний системы не совпадут с начальными.

Затем подают поток с заданными параметрами, отключают принудительный подогрев и, не меняя частоты возбуждения колебаний, изменением величины возбуждающей силы восстанавливают первоначальную амплитуду колебаний системы и измеряют модуль и сдвиг фаз этой возбуждающей силы, Затем отключают рабочий поток и в процес5

50 се остывания системы осуществляют контроль за изменением амплитуды колебаний .системы, возбуждающей силой и углом сдвига фаз, B случае совпадения этих параметров с начальными определяют нестационарные аэродинамические характеристики, построив векторные диаграммы возбуждающих сил с учетом начальных условий. B случае же несовпадения контрольных параметров с начальными считают измеренные результаты некорректными и повторяют эксперимент, изменив определенным образом начальное состояние, например, режим принудительного подогрева упругого элемента (время и температуру подогрева).

Основным недостатком известного способа является длительное время проведения эксперимента, большие энергозатраты, так как любое изменение параметров исследований — скорость потока, частота колебаний объектов, амплитуда перемещений, расстояние между объектами, давление окружающего воздуха, его температура и т. д, — требует определения нового начального состояния колеблющейся системы, подбора нового режима нагрева системы с целью поддержания механического демпфирования на уровне начального состояния, Кроме того, для получения достоверных результатов необходим постоянный контроль за изменением амплитуды колебаний системы, возбуждающей силой и углом сдвига фаз в процессе остывания системы, и проведения бесконечного множества повторных продувок, чтобы получить по возможности близкое совпадение перечисленных параметров с начальными.

Цель изобретения — сокращение времени и энергозатрат за счет сокращения количества измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе исследования нестационарных аэродинамических характеристик, заключающемся в возбуждении механических колебаний исследуемых объектов, закрепленных на упругих элементах и установленных з аэродинамической трубе, и регистрации их параметров при наличии потока и при его отсутствии, по которым судят о нестационарных аэродинамических характеристиках объектов, регистрацию параметров обьектов при отсутствии потока проводят в течение 30 с с момента прекращения подачи рабочей среды.

На фиг. 1 схематически изображено устройство для реализации способа; на фиг, 2— диаграмма векторов возбуждающих и нестационарных аэродинамических сил.

1737300

На фиг. 1 и 2 приведены следующие обозначения: 1 — аэродинамическая труба;

2 — рабочая часть аэродинамической трубы;

3 — измерительный объект; 4 — исследуемый объект(влияние которого на измерительный необходимо оценить); 5 — упругий элемент;

6 — вибровозбудитель; 7 — вектор возбуждающих сил, действующих на колеблющийся объект 3 при неподвижном объекте 4, измеренных в потоке при амплитуде А>, частоте в и температуре ti; 8 — суммарный вектор механического демпфирования и нестационарных аэродинамических сил, уравновешивающий вектор 7 возбуждающих сил; 9— вектор возбуждающих сил, измеренных без потока при амплитуде А, частоте в и температуре t>; 10 — вектор механического демпфирования, уравновешивающий вектор 9 возбуждающих сил; 11 — вектор нестационарных аэродинамических сил, действующих на объект 3, вызванных рабочим потоком; 12 — вектор возбуждающих сил, действующих на колеблющийся объект 3 при колеблющемся обьекте 4, измеренных в потоке при амплитуде А,, частоте в, и температуре t2, 13 — суммарный вектор механического демпфирования и нестационарных аэродинамических сил, уравновешивающий вектор 12 возбуждающих сил; 14 — вектор возбуждающих сил, измеренных без потока при амплитуде А>, частоте Щ> и температуре с2; 15 — вектор механического демпфирования, уравновешивающий вектор 14 возбуждающих сил; 16 — суммарный вектор нестационарных аэродинамических сил, действующих на объект

3, вызванных потоком и колеблющимся объектом 4; 17 — вектор нестационарных аэродинамических сил, действующих на объект

3, вызванных колеблющимся объектом 4.

Определение нестационарных аэродинамических характеристик колеблющихся в потоке объектов осуществляется следующим образом.

Исследуемый объект 4 и измерительный объект 3 укрепляют каждый на упругом элементе 5 и устанавливают в рабочую часть 2 аэродинамической трубы 1, С помощью вибровозбудителя 6 возбуждают колебания объекта 3 с заданной частотой и амплитудой, подают в аэродинамическую трубу 1 рабочий поток (направление показано стрелкой) с заданными параметрами, с помощью вибровозбудителя 6 восстанавливают первоначальную амплитуду и измеряют величину возбуждающей силы F> ", развиваемой вибровозбудителем 6 в потоке, и фазовый угол p) ìåæäó возбуждающей си45

55 дывают вектор 7 (F< ) и уравновешивающийй е го (т. е. противоположно направленный и равный по модулю) вектор

8 (F< ) вектор 9 IF> j и уравновешивающий

его вектор 10 (Fp ), и векторным вычитанием векторов 8 и 10 находят вектор 11 (Ro>) нестационарной аэродинамической силы, действующей на объект 3 со стороны потока.

Затем аналогичным образом наносят на координатную плоскость векторы 12 (Fg и

13 (Е2), 14 (Ро ) и 15 (Fp ), и определяют вектор 16 (Ро ) нестационарных аэродинамических сил, действующих на объект 3 со стороны потока и через поток со стороны колеблющегося объекта 4. Далее векторы 11 лой F< и перемещением измерительного объекта 3. Затем прекращают подачу потока, восстанавливают заданные амплитуду и частоту колебаний измерительного объекта

3 и при той же температуре t> измерительного объекта 3 измеряют возбуждающую силу F<, развиваемую вибровозбудителем 6

t без потока, и фазовый угол p< " между воз1 буждающей силой F, и перемещением измерительного объекта 3.

Затем подают рабочий поток с заданными параметрами, возбуждают колебания исследуемого объекта 4, устанавливают заданные. амплитуду и частоту колебаний объектов 3 и 4, измеряют возбуждающую силу F2, воздействующую на объект 3 чец рез поток от колеблющегося объекта 4, и

20 фазовый угол pz между возбуждающей силой и перемещением измерительного объекта 3. Отключают поток, с помощью вибровозбудителя 6 восстанавливают заданные амплитуду и частоту колебаний из25 мерительного 3 и исследуемого 4 объектов и измеряют возбуждающую силу F< и фазовый угол rp> между возбуждающей силой F и перемещением измерительного

30 объекта 3, Далее, для определения нестационарных аэродинамических характеристик. например, нестационарных аэродинамических сил, действующих на измери35 тельный объект 3 со стороны потока и через поток со стороны колеблющегося объекта 4, строят диаграмму векторов или осуществляют аналитический расчет по известным зависимостямм, 40 Построение векторной диаграммы осуществляется следующим образом. В координатной плоскости "перемещение— скорость перемещения измерительного объекта" (фиг. 2) из начала координат откла1737300

Фиг. I би2.2

Составитель П.Гончаренко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Шевкун

Редактор Э,Слиган

Заказ 1885 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 (Во ) и 16 (Rm) переносят в начало координат и находят вектор 17 (Rz), который является нестационарной аэродинамической силой, действующей в потоке на объект 3 со стороны колеблющегося объекта 4. 5

Аналогичным образом осуществляют определение нестационарных аэродинамических на объект 3 или на любой другой элемент массива, который--в этом случае 10 принимают за измерительный.

Из диаграммы на фиг. 2 следует, что изменение демпфирующих свойств колеблющейся системы, обусловленное изменение ее температуры, не оказывает влияние 15 на результаты определения нестационарных аэродинамических характеристик.

Формула изобретения

Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов, заключающийся в возбуждении механических колебаний исследуемых объектов, закрепленных на упругих элементах и установленных в аэродинамической трубе, и регистрации их параметров при наличии потока и при его отсутствии, по которым судят о нестационарных аэродинамических характеристиках объектов, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью сокращения времени и энергозатрат за счет сокращения количества измерений, регистрацию параметров объектов при отсутствии потока проводят в течение 30 с с момента прекращения подачи рабочей среды.

Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов Способ исследования нестационарных аэродинамических характеристик объектов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к стендам для испытаний турбинных (компрессорных) решеток

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров потока на выходе из сопла реактивного двигателя

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования полей скоростей газовых потоков в аэродинамической трубе на поверхности крыла самолета

Изобретение относится к экспериментальной газодинамике н предназначено для получения высокотемпературного газа при сжатии его в поршнеьых газодинамических установках

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов

Изобретение относится к способам получения в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления тел в разреженных средах, изобретение позволяет расширить экспериментальные возможности за счет обеспечения определения коэффициента лобового сопротивления тел в свободномолекулярном потоке газовой среды

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей

Изобретение относится к технике и методике эксперимента в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно, к способам определения аэродинамических характеристик - зависимостей коэффициентов аэродинамических моментов от определяющих переменных: углов атаки, скольжения и углов отклонения рулей, формы указанных зависимостей и их числовых параметров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях транспортных средств
Наверх