Система автоматического управления насосным агрегатом
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может использоваться в гидросистемах различного назначения, имеющий напорные баки. Цель изобретения - повышение точности и надежности системы автоматического управления насосным агрегатом. Система содержит напорный бак 1, соединенный через напорный трубопровод 2 с насосным агрегатом 3, связанным через блок управления 4 с чувствительным элементом, выполненным в виде электроконтактного манометра 7, установленного между дросселем 5 и гидровоздушным аккумулятором давления 6. Система может быть снабжена реле времени , связанным через блок управления 4 с насосным агрегатом, а в качестве чувствительного элемента могут использоваться датчики уровня, установленные в гидровоздушном аккумуляторе давления. 4 з.п. ф-лы. 4 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4809535/24 (22) 14.02.90 (46) 30.05.92. Бюл. М 20 (75) В.M.Åìåö и А,8.Емец (53) 621.646.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1190367, кл. G 05 0 9/12, 1984.
Авторское свидетельство СССР
N- 1015346, кл. 6 05 0 9/12, 1981. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАСОСНЫМ АГРЕГАТОМ . (57) Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может использоваться в гидросистемах различного назначения, имеющий напорные баки. Цель изобретения — повышение точности и на,, Ы,, 1737418 А1 дежности системы автоматического управления насосным агрегатом. Система содержит напорный бак 1, соединенный через напорный трубопровод 2 с насосным агрегатом 3, связанным через блок управления
4 с чувствительным элементом, выполненным в виде электроконтактного манометра
7, установленного между дросселем 5 и гидровоэдушным аккумулятором давления 6.
Система может быть снабжена реле времени, связанным через блок управления 4 с насосным агрегатом, а в качестве чувствительного элемента могут использоваться датчики уровня, установленные в гидровоэдушном аккумуляторе давления. 4 з.п. ф-лы.
4 ил.
1737418
Изобретение относится к автоматическому регулированию и может использоваться в гидросистемах различного назначения, имеющих напорные баки.
Известна система управления насос- 5 ным агрегатом по давлению в напорном трубопроводе, .в которой отключение и . включение насосного агрегата производит- . ся при давлениях, соответствующих верхнему и нижнему уровням воды в напорном 10 баке.
Однако эта система недостаточно надежна в случае возникновения гидравлических ударов в трубопроводе, Известна также система автоматиче- 15 ского управления с отключением и включе- . нием насосного агрегата с помощью электроконтактного манометра по давлению в напорном трубопроводе, соответствующему верхнему и нижнему уровню 20 жидкости в напорном баке и защитой манометра от гидравлических ударов путем его отключения от сети на время действия гидравлического удара.
Эта система также недостаточно надеж- 25 на, поскольку не устраняет самой возможности гидравлического удара и связанных с ним резких колебаний давления в трубопро. воде.
Каиболее близкой по технической сущ- 30 ности к предлагаемой является система автоматического управления насосным агрегатом, содержащая напорный бак, соединенный через напорный трубопровод с насосным агрегатом, связанным через блок 35 управления с чувствительным элементом.
В этой системе связь напорного трубопровода с чувствительным элементом (контактными датчиками) осуществляется через золотниковый распределитель, что также 40 снижает надежность и точность системы из. за возможной коррозии подвижных элементов золотника и осаждение на них содер>кащихся в воде шламов.
Цель изобретения — повышение точно- 45 сти и надежности системы автоматического управления насосным агрегатом.
Указанная цель достигается тем, что система автоматического управления насосным агрегатом содержит устройство 50 защиты управляющего сигнала от гидравлических ударов в виде гидровоздушного аккумулятора давления, соединенного через дроссель с напорным трубопроводом и связанный с чувствительным элементом, кото- 55 рый может быть выполнен, например, в виде датчика уровня жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления, либо электроконтактного манометра. Кроме того, система может быть дополнена реле времени, связанным через блок управления с насосным агрегатом.
Такое схемное решение позволяет чувствительному элементу воспринимать только
"отфильтрованное" статическое давление заданных верхнего и нижнего уровней в напорном баке и не реагировать на гидравлические удары в напорном трубопроводе, так как дроссельные отверстия ограничивают расход жидкости и ударное импульсное давление гидравлического удара не успевает сжать воздушное пространство в гидровоздушном аккумуляторе давления и повлиять на чувствительный элемент. При этом объем жидкости, необходимой для срабатывания чувствительного элемента, несравнимо мал по отношению к объему жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления, что дает возможность при оптимальном сечении дроссельного отверстия подобрать сравнительно небольшой объем аккумулятора дав- . ления и получить на чувствительном элементе установившееся. давление, что позволяет использование чувствительных элементов c высокой чувствительностью и малой зоной нечувствительности и обеспечивает высокую точность работы первичных, показывающих и регистрирующих приборов, подключаемых параллельно гидровоздуш- . ному аккумулятору давления.
Отсутствие в системе контактирующих с водой трущихся деталей также повышает ее точность и надежность, а использование реле времени, как задатчика количества по- . даваемой в напорный бак жидкости, обеспечивает дополнительное повышение точности системы.
На фиг.1 показана система с чувствительным элементом в виде электроконтактного манометра; на фиг.2 — система с чувствительным элементом в виде электроконтактных датчиков нижнего и верхнего уровней жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления; на фиг.3 — система с чувствительным элементом в виде электроконтактного манометра и с реле времени заполнения напорного бака; на фиг.4 —. система с чувствительным элементом в виде электроконтактного датчика нижнего уровня жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления и с реле времени заполнения напорного бака.
Система содержит напорный бак 1, напорный трубопровод 2, насосный агрегат 3, блок 4 управления, дроссель 5, гидровоздушный аккумулятор 6 давления, электроконтактный манометр 7 (фиг.1 и 3), электроконтактные датчики (фиг.2 и 4) соответственно нижнего 8 и верхнего 9 уровня жидкости в гидровоздушном аккумуляторе
1737418
30
40
45 давления реле 10 времени (фиг.3.4) заполнения напорного бака. Перед дросселем 5 в случае необходимости может устанавливаться разделительный сосуд (не показан)..
Система работает следующим образом.
В исходном состоянии уровень жидкости в напорном баке 1 находится между заданными нижним и верхним уровнями, которым соответствуют нижний и верхний уровни жидкости в гидровоздушном аккумуляторе 6. Насосный агрегат 3 отключен, По мере расхода жидкости из бака 1 ее уровень в этом баке и соответственно давление s напорном трубопроводе 2 снижаются. При достижении заданного нижнего уровня на соответствующем выходе манометра 7 (фиг.1 и 2) либо датчика 8 (фиг.3 и 4) появляется сигнал, по которому блок 4 управления непосредственно включает насосный агрегат 3 либо включает реле 10 времени и по сигналу которого также включается насос ный агрегат 3, обеспечивая подачу жидко, сти в бак 1.
По мере заполнения бака давление в трубопроводе. 2 повышается, подача жидкости прекращается при достижении заданного верхнего уровня в этом баке и соответствующего верхнего уровня жидко. сти в аккумуляторе 6 либо по истечении интервала времени, определяемого выдержкой, отрабатываемой реле 10 времени по сигналу, При этом по сигналу:с соответствующего выхода манометра 7 (фиг.1) либо датчика 9 (фиг,2). либо реле 10 времени (фиг.3 и 4) блок управления отключает насосный агрегат 3.
Затем по мере расхода жидкости из бака 1 .цикл повторяется.
Дроссель 5 в совокупности с гидровоздушным аккумулятором 6 обеспечивают защиту системы от гидравлических ударов, что позволяет использовать в качестве чувствительных элементов высокоточные датчики с малой зоной нечувствительности, а использование реле времени позволяет дополнительно повысить точность системы за счет исключения возможной погрешности контроля достижения верхнего уровня жидкости;
Формула изобретения
1. Система автоматического управления насосным агрегатом, содержащая напорный бак. соединенный через напорный трубопровод с насосным агрегатом, связанным через блок управления с чувствительным элементом, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и надежности системы, она содержит гидровоздушный аккумулятор давления, соединенный через дроссель с напорным трубопроводом, а чувствительный элемент связан с гидровоздушным аккумулятором давления.
2. Система по п.1, о т л и. ч а ю щ а я с я тем, что чувствительный элемент выполнен в виде электроконтактного манометра, установленного между дросселем и гидровоздушным аккумулятором давления и снабженного контактами давления, соответствующего верхнему и нижнему уровням жидкости в напорном баке.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что чувствительный элемент выполнен в виде датчиков верхнего и нижнего уровней жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления.
4. Система по п.1, отл и ча ю ща я с я тем, что она содержит реле времени, связанное через блок управления с насосным агрегатом, а чувствительный элемент выполнен в виде электроконтактного манометра. установленного между. дросселем и гидровоздушным аккумулятором давления и снабженного контактами давления, соответствующего нижнему уровню жидкости в напорном баке.
5. Система по п.1, отличающаяся. тем, что она содержит реле времени, связанное через блок управления с насосным агрегатом, а чувствительный элемент выполнен в виде датчика нижнего уровня жидкости в гидровоздушном аккумуляторе давления.
1737418
Составитель В.Емец
Редактор M,Недолуженко Техред M.Моргентал
Корректор H.Êîðoëü
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1891 Тираж Подписное
БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/6