Опорный узел охлаждаемого вала

 

Использование: в узлах устройств с интенсивным нагревом в области подшипников . Сущность изобретения: узел содержит корпус 2 с подшипником 3 и уплотнением 4, контактирующими с установленным герметично на валу 1 стаканом 5. Полость между днищем 14 стакана 5 и торцом вала 1 заполнена капиллярно-пористым веществом и образует конденсатор. Элементы подачи охлаждающего агента к конденсатору выполнены в виде пазов 14. средство транспортировки охлаждающего агента от конденсатора - в виде установленного и герметизированного в осевом отверстии вала 1 и вращающегося совместно с ним шнека 6. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4826364/27 (22) 17,05,90 (46) 07.06.92. Бюл. N 21 (71) Опытный завод энергетического машиностроения (72) Г.А.Голубев, В.А,Смирнов и В.Н.Хазов (53) 621.43(088.8) (56) Schmierungstechnic, 1977, В.8, ¹10, 334-336. (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ОХЛАЖДАЕМОГО ВАЛА (57) Использование; в узлах устройств с интенсивным нагревом в области подшипни. Ж 1739096 А1 ков. Сущность изобретения: узел содержит корпус 2 с подшипником 3 и уплотнением 4, контактирующими с установленным герметично на валу 1 стаканом 5. Полость между днищем 14 стакана 5 и торцом вала 1 заполнена капиллярно-пористым веществом и образует конденсатор. Элементы подачи охлаждающего агента к конденсатору выполнены в виде пазов 14, средство транспортировки охлаждающего агента от конденсатора — в виде установленного и герметизированного в осевом отверстии вала 1 и вращающегося совместно с ним шнека 6. 2 з.п. ф-лы, 3 ил, 1739096

10

25

55

Изобретение относится к машиностроению, более узко — к конструированию опорных и уплотнительных узлов машин и механизмов.

Одной из основных проблем конструирования высокооборотных машин является отвод тепла трения от опорных и уплотнительных участков вращающихся валов.

Известно устройство для охлаждения подшипникового узла (заявка Японии, 6257842, заявл, 06,09,85, N 60 — 197695, опубл, 13.03.87, кл, В 23 0 11/12) жидким теплоносителем, которым частично заполняется полая камера. Пары жидкости поднимаются через корпус по трубке и охлаждаются в конденсаторе. По обратной трубке жидкость сливается в ту же камеру в корпусе, охватывающую подшипники, Недостатками конструкции являются большие радиальные размеры, обусловленные наличием камеры в корпусе. а также необходимость иметь внешний холодильник, В техническом решении устройства для охлаждения подшипникового узла (Kerimow

S.G., Kurbanow G. l, — Kuhlung von

Logerbangruppen mit Warmetonschern.

Schmierungstechnik, 1977, В.8. N 10, 334 —.

336) в корпусе в нагруженной части встроены радиально-цилиндрические трубы— теплообменники диаметром 15 мм, обращенные одним торцом к рабочей зоне, а другим в холодную зону. Трубы заполнены капиллярным веществом и частично залиты метанолом, Охлаждение зоны конденсации обеспечивается медной спиральной трубкой, в которую подается охлаждающая жидкость, Недостатки этого устройства — большие габариты корпуса, необходимость иметь внешнее охлаждение, недостаточная эффективность в связи с отсутствием принудительного возврата конденсата к горячей зоне подшип ника.

Данное техническое решение принято за прототип предлагаемого ввиду общности основных структурных элементов — тепловых трубок, устанавливаемых так, что один конец приближен к зоне трения, а другой выходит в зону охлаждения.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения путем интенсификации транспортировки охладителя, а также расширение области применение.

Цель достигается тем, что опорный узел охлаждаемого вала, содержащий корпус, установленные в корпусе подшипник и уплотнение, средство охлаждения с элементами подачи охлаждающего агента к испарителю и конденсатору, заполненному капиллярнопористым материалом, дополнительно снабжен средством транспортировки охлаждающего агента от конденсатора к испарителю и тонкостенным стаканом с осевым отверстием в данной его части. Средство транспортировки выполнено в виде совместно вращающегося с валом шнека с герметизирующей частью. установленной в осевом отверстии стакана, Вал выполнен с осевым отверстием, элементами подачи охлаждающего агента к испарителю и конденсатору, полостями на его торце в виде пазов, соединенными с элементами подачи охлаждающего агента к конденсатору и осевым отверстием. Элементы подачи охлаждающего агента к испарителю выполнены в виде радиальных каналов, соединенных с донной частью осевого отверстия вала и элементами подачи охлаждающего агента к конденсатору. Элементы подачи охлаждающего агента от испарителя к конденсатору выполнены в виде пазов, расположенных на периферии в.зла, соединенных с радиальными отверстиями и полостями. Стакан герметично и с возможностью совместного вращения установлен на валу, охватывает вал, образуя с пазами, выполненными на периферии вала, каналы, а с полостями, выполненными на торце вала, конденсатор.

Подшипник и уплотнение размещены с возможностью взаимодействия со стаканом.

Кроме того, предложен вариант узла, в котором полость на торце вала выполнена в виде щели, а элементы подачи охлаждающего агента к конденсатору — в виде проточки.

Предложено также стакан выполнять с охлаждающими ребрами на внешней его торцовой поверхности.

Отмеченные особенности данного предложения позволяет утверждать о его соответствии критерию "новизна". Сопоставительный анализ не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволил выявить в них,признаки, отличающие заявленное рещение от прототипа, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию

"существенные отличия", На фиг,1 показана конструкция предлагаемого устройства, продольный разрез по валу; на фиг.2 и 3 дан поперечный разрез устройства (в проекционной связи с видом на фиг,1) по проточной части, где 1 — вращающийся вал, 2 — корпус, 3 — подшипник, 4— уплотнение (например, резиновая манжета), 5 — цилиндрический герметизируемый стакан, 6 — заглушка-шнек, 7 — крепежная гайка, 8 — уплотнительные элементы (например, резиновые .уплотнительные кольца), 9, 10, 11 и 12 — участки внутренней тепловой

1739096

25

35

45

55 трубки, 13 — капиллярно-пористая набивка, 14 — днище стакана 5, 15 — охлаждающие ребра.

Вращающаяся тепловая трубка состоит из трех характерных участков: испарителя, образованного цилиндрическим стаканом 5 и валом 1, взаимодействующим с подшипником 3. и уплотнением 4, конденсатора, образованного торцом вала 1 и днищем стакана 5. создающими набивку 13, а также участков 9, 10 и 11, сообщающих испаритель и конденсатор, Стакан 5 с осевым отверстием в днище

14 установлен на валу 1 с возможностью совместного вращения, например установлен на резьбе вала 1 и.скреплен гайкой 7.

Стакан 5 герметизирован уплотнениями 8, а с внешней стороны имеет охлаждающие ребра 15.

Устройство снабжено средством транспортировки охлаждающего агента от конденсатора к испарителю, которое выполнено в виде совместно вращающегося с валом 1 шнека 6, Шнек 6 имеет герметизирующую часть (с уплотнением 8), установленную в отверстии стакана 5 в днище 14 или в отверстии 9 вала 1, как показано на фиг.1. Вал 1 выполнен с элементами подачи охлаждающего агента к испарителю и конденсатору, причем элементы подачи охлаждающего агента к испарителю образованы шнеком 6 в отверстии 9 вала 1, радиальными каналами 10, соединяющими донную часть осевого отверстия 9 вала 1 с испарителем и с элементами подачи охлаждающего агента от испарителя к конденсатору, которые образованы выполненными на периферии вала 1 пазами 16 (или кольцевой проточкой 11) и стаканом 5, На торце вала 1 выполнены полости

12 в виде радиальных пазов или щели, соединенные как с элементами подачи охлаждающего агента от испарителя к конденсатору, так и с элементами подачи от конденсатора к испарителю, Устройство работает следующим образом, При вращении вала 1 жидкость в осевом отверстии 9 подается шнеком 6 к радиальным каналам 10, через которые поступает в испаритель, кроме того, рабочая жидкость по радиальным каналам 10 отбрасывается в испаритель и центробежными силами. После нагрева испарения в зоне опорного узла 3 — 4 пар по цилиндрической проточке 11 поступает в конденсатор, образованный торцом вала 1 и днищем 14 стакана 5 и, заполненный капиллярно-пористым веществом, где конденсируется и поступает в осевое отверстие 9.

В дальнейшем устойчивая циркуляция поддерживается вращением вала 1. Соответственно этому происходит перенос тепла из зоны испарения в зону конденсации.

Выполнение предлагаемого устройства несложно и может быть обеспечено обычными в машиностроении методами точения, сверления и фрезерования. Цилиндрический стакан 5 надевается на вал 1, уплотняется с помощью уплотнительных элементов и закрепляется гайкой 7. Он имеет толщину

2...3 мм, Характерные поперечные размеры каналов 2...4 мм, что мало сказывается на механической прочности вала (в большинстве случае в диаметр вала 50...100 мм), В то же время длина радиальных каналов порядка 30...40 мм достаточная для получения значительных центробежных сил, Выбор конкретной рабочей жидкости определяется располагаемым диапазоном температуры, обеспечивающим ее испарение в горячей зоне и конденсацию в холодной. Примером могут быть керосин, спирт, эфир и т.д. В качестве капиллярно-пористой набивки вполне может подойти асбест, минеральная вата и т.п.

Достоинствами предлагаемой конструкции являются простота и технологичность выполнения, компактность, герметичность и полная автономность при высокой рабочей эффективности в широком диапазоне оборотов, т.е. универсальность применения.

Экономический эффект зависит от назначения машины, объема внедрения, конструкции, принятой в качестве базовой, и других факторов.

Формула изобретения

1. Опорный узел охлаждаемого вала, содержащий корпус, установленные в корпусе подшипник и уплотнение, средство охлаждения с элементами подачи охлаждающего агента к испарителю и конденсатору, заполненному капиллярно-пористым материалом, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств за счет повышения эффективности охлаждения путем интенсификации транспортировки охлаждающего агента к испарителю и расширения области применения, он снабжен средством транспортировки охлаждающего агента от конденсатора к испарителю и тонкостенным стаканом с осевым отверстием в донной его части, средство транспортировки выполнено в виде совместно вращающегося с валом шнека с герметизирующей частью, установленной в осевом отверстии стакана, вал выполнен с осевым отверстием, элементами подачи охлаждающего агента к испарителю и конденсатору, 1739096

Фиг.

45

Составитель Г.Голубев

Редактор Т.Юрчикова Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Т.Палий

Заказ 1990 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 полостями на его торце в виде пазов, соединенными с элементами подачи охлаждающего агента к конденсатору и осевым отверстиям, элементы подачи и охлаждающего агента к испарителю выполнены в виде радиальных каналов, соединенных с донной частью осевого отверстия вала и элементами подачи охлаждающего агента к конденсатору, элементы подачи охлаждающего агента от испарителя к конденсатору выполнены в виде пазов, расположенных на периферии вала, соединенных с радиальными отверстиями и полостями, стакан герметично и с возможностью совместного вращения установлен на валу, охватывает вал, образуя с пазами, выполненными на периферии канала, каналы, а с полостями, выполненными на торце вала, конденсатор, при этом подшипник и уплотнение размещены с

5 возможностью взаимодействия со стаканом.

2. Узел поп.1, отл ич а ю щи йся тем, что полость на торце вала выполнена в виде щели, а элементы для подачи охлаждаю10 щего агента к конденсатору — в виде проточкии.

3. Узел по п,1, отличающийся тем, что стакан снабжен охлаждающими ребрами, выполненными на его внешней торцо15 вой поверхности.

Опорный узел охлаждаемого вала Опорный узел охлаждаемого вала Опорный узел охлаждаемого вала Опорный узел охлаждаемого вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к бесконтактным электромагнитным опорам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано в конструкциях коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов, содержащих коренные и шатунные шейки, соединенные щетками с помощью галтельных переходов

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах
Наверх