Гидромуфта

 

Использование;передача крутящего момента между ортогонально установленными валами. Сущность изобретения: гидромуфта содержит корпус, заполненный жидкостью. В корпусе установлено турбинное колесо с лопастями и роторный насосный узел, состоящий из двух роторов, выполненных в виде шнеков. Рабочие поверхности лопастей роторов образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным у обоих роторов шагом. Турбинное колесо расположено между роторами, и его ось вращения расположена ортогонально осям вращения роторов . Торцовые поверхности лопастей турбинного колеса выполнены в виде части окружности, центр которой расположен на оси роторов 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4826282/27 (22) 21,05.90 (46) 07.06.92. Бюл. ¹ 21 (75) В.И. Сорокин, В,В. Сорокин, B.Ä, Сорокина и Л,Г. Зотова (53) 621-825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 377574, кл. F 16 0 33/08, 1971, л Авторское свидетельство СССР № 585342, кл. F 16 D 37/00, 1976. з Авторское свидетельство СССР

¹ 804930, F 16 D 33/08, 1979.

s,ÀBT0ðñê0å свидетельство СССР

N. 1532747, кл. F 16 D 33/08, 1988, 5.Авторское свидетельство СССР

¹ 1278520, кл, F 16 D 33/08, 1982, с. Авторское свидетельство СССР

¹150336,,кл. F 16 D33/00,,1961.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента между ортогонально установленными валами, Известны пусковая гидродинамическая муфта по авт. св. СС С P № 377574, кл. F .16 D 33/08, упруго.-центробежная предохранительная гидромуфта по авт.св.

СССР № 585342, кл. F 16 0 37/00, гидродинэмическэя муфта с вертикальной о с ь ю в р а щения ГИДИ М3 А-2 по авт.св, СССР N 804930, кл. F 16 D 33/08, гидродинамическая муфта по авт.св. СССР

N1532747,,кл. F 16 D 33/08, вертикальная центробежная предохранительная гидромуфта по авт.св. СССР № 1278520, кл. F 16 D 33/08, турбомуфта по авт,св, СССР ¹ 150336, кл, F 16 D 33/00... Ж„„ 1739122 А 1 (s1)s F 16 0 33/00, 33/20 (54) ГИДРОМУФТА (57) Использование;передача крутящего момента между ортогонально установленными валами. Сущность изобретения; гидромуфта содержит корпус, заполненный жидкостью. В корпусе установлено турбинное колесо с лопастями и роторный насосный узел, состоящий из двух роторов, выполненных в виде шнеков. Рабочие поверхности лопастей роторов образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным.у обоих роторов шагом. Турбинное колесо расположено между роторами, и его ось вращения расположена ортогонально осям вращения роторов. Торцовые поверхности лопастей турбинного колеса выполнены в виде части окружности, центр которой расположен на оси роторов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Пусковая гидродинамическая муфта (1j содержит насосное колесо с пусковой каме- (.А рой, сообщающейся с рабочей полостью, О выполненными s насосном колесе отверстиями, и турбинное колесо, расположенное с ) над насосным, B насосном колесе утыльных сторон лопаток выполнены каналы для отвода жидкости из пусковой камеры, расположенные на выходе потока насосного колеса, и каналы для подвода жидкости к пусковой камере, расположенные на входе потока насосного колеса. Площадь каналов, отводящих жидкость из пусковой камеры, превышают площадь каналов, подводящих жидкость в пусковую камеру, и площадь упомянутых отверстий в насосном колесе.

Упруго-центробежная предохранительная гидромуфта (2) содержит ведомый бара1739122 бан, ведущую крыльчатку, принудительно перемещаемую в осевом направлении, и соединительную среду, передающую вращение от крыльчатки на. барабан. Она имеет вертикальную ось вращения, В качестве соединительной среды использована жидкость, распространяющаяся под действием центробе>кных сил по всей периферии внутренней части барабана, Крыльчатка установлена в верхней части барабана выше уровня, занимаемого жидкостью в нерабочем режиме.

Гидродинамическая муфта с вертикальной осью вращения ГИДИМЗА-2 (3) содержит корпус с питающей камерой, расположенные в нем насосное и турбинное колеса с лопатками. Муфта снабжена гидроцилиндром, соединенным с питающей камерой. Проточная часть насосного колеса и его лопатки выполнены переменного сечения. Турбинное колесо выполнено в виде выпуклого обода с лопатками, располо>кенного на его внутренней поверхности.

Гидродинамическая муфта (4) содержит насосное и турбинное колеса с неподви>кными и подпружиненными поворотными лоп,-ками, устанбвленными на радиально расположенных осях и кинематически связанными через поворотную втулку с центральной пружиной кручения, а также регулировочную втулку. Муфта снабжена дополнительными поворотными подпружиненными лопатками, установленными на осях с возможностью вращения относительно них в сторону, противоположную направлению поворота основных поворотных лопаток, и кинематически связанных через поворотную втулку с центральной. пружиной кручения.

Вертикальная центробежная предохранительная гидромуфта (5) содержит насосный барабан с лопастями, частично заполненных рабочей жидкостью, расположенный в нем турбинный барабан с лопастями, всасывающие отверстия, расположенные под уровнем рабочей жидкости, и сливные отверстия, расположенные под уровнем рабочей жидкости. Барабаны выполнены в виде параболоидов вращения, Всасывающие и сливные отверстия расположены на турбинном барабане. Всасывающие отверстия выполнены круглым сечением и расположены по спирали. Сливные отверстия выполнены прямоугольной формы суммарной площадью большей, чем суммарная площадь всасывающих отверстий.

Турбомуфта (6) содержит насосное колесо, закрепленное на ведущем валу, турбинное колесо, закрепленное на ведомом

20

30

40 валу. Насосное и турбинное колеса помещены в кожух, который не связан ни с ведомым, ни с ведущим валами и при работе свободно вращается вследствие действия вращающего момента от сил жидкостного тоения.

Гидромуфта (1; 2; 3; 4) не обеспечивают передачу крутящего момента между ортогонально установленными валами, сложны по конструкции, ненадежны в работе, дорогостоящие.

Вертикальная центробежная предохранительная гидромуфта (5) предназначена для передачи крутящего момента вертикально и соосно расположенных валов, т,е. не обеспечивает передачу крутящего момента между ортогонально установленными валами.

Наиболее близкой к заявляемой является турбомуфта (б), Недостаток прототипа: не обеспечивается йередача крутящего момента между ортогонально установленными валами.

Целью заявляемого технического решения является повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения передачл крутящего момента между ортогонально установленными валами, Цель достигается тем, что в гидромуфте, содер>кащей корпус с заполненной жидкостью полостью, установленные в последней турбинное колесо и роторный насосный узел, выполненные с радиально располо>кенными лопастями, причем торцовые поверхности лопастей роторного насосного узла сопряжены с зазором с торцовыми поверхностями лопастей турбинного колеса, роторный насосный узел выполнен с двумя кинематически связанными с возможностью вращения с одинаковой скоростью роторами, рабочие поверхности лопастей которых образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным у обоих роторов шагом, турбинное колесо

5 располо>кено между упомянутыми роторами, а его ось вращения расположена ортогонально осям вращения последних, при этом торцовые поверхности лопастей турбинного колеса выполнены с описанным ок0 ружностью с центром на оси одного из роторов участком, Роторы насосного узла выполнены в виде шнеков.

На фиг. 1 показана гидромуфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на

5 фиг. 1.

Гидромуфта (фиг. 1) содержит корпус 1, заполненный жидкостью 2. 8 корпусе 1 установлено турбинное колесо 3, снабженное лопастями 4, и роторный насосный узел 5 (фиг. 2), состоящий из роторов б и 7, выпол1739122

10

Ф ненных в виде шнеков, Роторы 6 и 7 имеют лопасти 8. Рабочие поверхности лопастей 8 образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным у обоих роторов шагом, Роторы 6 и 7 кинематически связаны друг с другом зубчатыми колесами 9 и 10. Турбинное колесо 3 расположено между роторами 6 и 7, а его ось вращения расположена ортогонально осям вращения. роторов 6 и 7. Торцовые поверхности лопастей 4 турбинного колеса 3 выполнены с описанным окружностью с центром на оси одного из роторов участков.

В корпусе 1 установлена предохранительная пробка 11, Турбинное колесо 3 и роторный узел 5 кинематически не связаны друг с другом.

Гидромуфта работает следующим образом.

Включается электродвигатель (на фигурах не показан), который передает крутящий момент ротору 6, Крутящий момент через зубчатое колесо 9 передается зубчатому колесу 10, который приводит во вращение ротор 7. Роторы 6 и 7 вращаются в. разные стороны с одинаковой угловой скоростью, так как зацепление внешнее, диаметры одинаковые и количество зубьев колес равное, Жидкость 2 захватывается лопастями 8 роторов 6 и 7 и начинает перемещаться по кругу. Контактируя с лопастями 4, раскручивает турбинное колесо 3, установленное на ведомом валу. Происходит передача крутящего момента от ведущего вала к ведомому.

Выполнение торцовых поверхностей лопастей турбинного колеса по части окружности с центром на оси одного из роторов обеспечивает большую площадь контакта, а следовательно, больший передаваемый момент, т.е. КПД муфты повышается, При перегрузке ведомого вала (рабочего органа машины) угловая скорость турбинного барабана резко уменьшается или становится равной нулю. Циркулирующая жидкость 2 ударяется о лопасти 4 и вследствие этого нагревается, По достижении температуры 120...150 С расплавляется легкоплавкая пробка 11 и жидкость 2 выбрасывается из корпуса 1. Контакт между лопастями 4 турбинного колеса 3 и лопастями 8 роторного узла 5 прекращается. Происходит автоматическое о гключение гидромуфты. После устранения перегрузок, вызвавших остановку турбинного колеса, установки новой пробки и заливки рабочей жидкости в корпус гидромуфты процесс запуска повторяется.

Гидромуфта предлагаемой конструкции, в которой роторный насосный узел выполнен с двумч кинематически связанными с возможностью вращения с одинаковой скоростью роторами, рабочие поверхности лопастей которых образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным у обоих роторов шагом. турбинное колесо расположено между роторами, у него ось вращения расположена ортогонально осям вращения роторов, при этом торцовые поверхности лопастей турбинного колеса выполнены с описанным окружностью с центром на оси одного из роторов участком, роторы насосного узла выполнены в виде шнеков, позволяет осу15 ществить передачу крутящего момента между ортогонально установленными валами. увеличить КПД, уменьшить время запуска, уменьшить время отключения. муфты, повысить ее эксплуатационные качества, что в

20 конечном итоге повышает надежность рабо-. ты всей системы, Положительный эффект от использования изобретения состоит в том, что позволяет уменьшить габариты привода машины, 25 повысить надежность работы всей системы, расширить область применения гидромуфты, повысить ее эксплуатационные качестВа.

Экономический эффект в денежном вы30 ражении подсчитать не представляется возможным из-за отсутствия гидромуфт, способных передавать крутящий момент от ведущего вала к ведомому. когда они установлены ортогонально.

Формула изобретения

1. Гидромуфта, содержащая корпус с заполненной жидкостью полостью, установленные в последней. турбинное колесо и роторный насосный узел. выполненные с радиально расположенными лопастями, причем торцовые поверхности лопастей роторного насосного узла cîïðÿæåíû с зазором с торцовыми поверхностями лопастей турбинного колеса, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем обеспечения передачи крутящего момента между ортогонально установленными валами, роторный насосный узел выполнен с дву.ля кинематически связан ными с возможностью вращения с одинаковой скоростью роторами, рабочие поверхности лопастей которых образованы построенными вокруг их осей винтовыми поверхностями с равным у обоих роторов шагом, турбинное колесо расположено между упомянутыми роторами, а его ось вращения расположена ортогонально осям вращения последних. при этом торцовые поверхности

1739122

Составитель В.Сорокин

Техред М.Моргентал Корректор О,КравцоваРедактор Т.Юрчикова

Заказ 1991 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 лопастей турбинного колеса выполнены с описанным окружностью с центром на оси одного из роторов участком, 2, Гидромуфта по и, 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что роторы насосного узла выполнены в виде шнеков,

Гидромуфта Гидромуфта Гидромуфта Гидромуфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике соеди-

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может использоваться в приводах машин и оборудования различного назначения, где требуется регулирование оборотов при постоянной жесткости выходных моментных характеристик, например, в абразивно-отрезных станках

Изобретение относится к машиностроению, а именно к блокируемой гидромуфте, которая может быть использована для обеспечения плавного включения и дальнейшего синхронного вращения полумуфт

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидравлическим муфтам сцепления

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и касается гидродинамических передач регулирование выходного момента в которых осуществляется изменением плотности рабочего тела

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам и может быть использовано в ограничительных гидродинамических муфтах приводов вспомогательных маломощных агрегатов транспортных средств, требующих автоматического ограничения вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к гидродинамическим муфтам, и может быть использовано в моторно-трансмиссионных установках транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к гидродинамическим муфтам, и может быть использовано в силовых установках наземных транспортных машин

Изобретение относится к сварке трением, а именно к оборудованию для ее осуществления

Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента между валами как на транспорте, так и в других отраслях производства
Наверх