Клиноременный вариатор

 

Использование: в качестве элемента привода различных транспортных средств, в частности велосипедов. Сущность изобретения: ведущий и ведомый шкивы клиноременного вариатора выполнены в виде пар конических дисков, часть которых имеет возможность смещения в осевом направлении за счет поворота на несамотормозящейся резьбе. Подвижные конические диски подпружинены к неподвижным, а сила сжатия соответствующих пружин регулируется путем поворота упорного кольца, связанного с рычагом управления гибкой тягой, закрепленной на упорном кольце и охватывающей его по крайней мере одним витком. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 9/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4686146/28 (22) 03.05.89 (46) 07.06.92. Бюл. N 21 (75) Б.Н.Черняев (53) 621.852 (088.8) (56) Пронин Б.А., Ревков Г.А. Бесступенчатые клинооеменныеи фрикционные передачи (вариаторы). М.: Машиностроение, 1980,с.

162.

Авторское свидетельство СССР

¹ 724845, кл. F 16 Н 9/18, 1980.

Патент Швейцарии № 470607, кл, F 16 H 9/12, Е 16 Н 11 /06, 1969, (54) КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в велосипедах и веломобилях.

Известны клиноременные вариаторы различных конструкций, в том числе и для транспортных средств, например клиноременный вариатор с центробежным устройством или клиноременный вариатор с винтовой канавкой и пальцем на ведущем валу.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является клиноременный вариатор с раздвижными подпружиненными полушкивами, установленными на ведущем валу посредством несамотормозящей резьбы и снабженными упорным кольцом для регулирования величины прижима полушкивов.

Недостатком вариатора является отсутствие возможности изменения положения Ы,„, 1739143 А1 (57) Использование: в качестве элемента привода различных транспортных средств, в частности велосипедов. Сущность изобретения: ведущий и ведомый шкивы клиноременного вариатора выполнены в виде пар конических дисков, часть которых имеет возможность смещения в осевом направлении за счет поворота на несамотормозящейся резьбе. Подвижные конические диски подпружинены к неподвижным, а сила сжатия соответствующих пружин регулируется путем поворота упорного кольца, связанного с рычагом управления гибкой тягой, закрепленной на упорном кольце и охватывающей его по крайней мере одним витком. 3 ил. упорного кольца при работе вариатора, что снижает удобство его эксплуатации.

Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации дистанционного управления.

Указанная цель достигается благодаря установке упорного кольца на резьбе рамы транспортного средства, снабженного рычагом управления и гибкой тягой, охватывающей упорное кольцо и закрепленной на нем и рычаге управления.

На фиг. 1 изображен клиноременный вариатор, установленный на велосипеде, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.

Клиноременный вариатор устанавливается на раме 1 транспортного средства, содержащего ведуший вал 2 и ведомый вал 3.

На ведущем валу жестко установлена втулка 4 с несамотормозящейся резьбой 5, направление которой совпадает с направле1739143

50

55 нием вращения вала, На втулку навинчен конический диск 6, а на ее проточке 7 свободно установлен конический диск 8 ведущего шкива, Конические диски сжимаются пакетом тарельчатых пружин 9, которые опираются на крышу 10 упорного шарикоподшипника. Упорное кольцо 11 шарикоподшипника снабжено резьбой и навинчено на винтовую втулку 12, жестко установленную на раме.

Упорное кольцо имеет кольцевую канавку, в которой помещена закрепленная на упорном кольце гибкая тяга-тросик 13 ручного управления. Тросик помещен в гибкую трубку 14 и вторым концом закреплен на рычаге 15 обычной конструкции.

Нэ корпусе ведущего конуса 16 ведомого вала 3 жестко установлена втулка 17, несамотормозящаяся резьба которой также имеет направление, совпадающее с направлением вращения вала.

Со стороны колеса 18 втулка ограничивает в осевом направлении свободно установленный полушкив 19, а с противоположной стороны на нее навинчен ведомый полушкив 20.

Тарельчатой пружиной 21, закрепленной на шайбе 22, ведомый полушкив в нерабочем состоянии отведен до упора в шайбу

22, Полушкивы ведущего и ведомого вала соединены гибкой связью 23.

Клиноременный вариатор работает следующим образом.

В исходном положении клиноременный вариатор находится в состоянии максимального числа оборотов ведомого вала.

Далее, в зависимости от сопротивлениния движению, его передаточное число автоматически меняется, обеспечивая стабильное окружное усилие на педалях транспортного средства.

При сколько-нибудь значительном моменте сопротивления ведомого шкива ведущий вал резьбой 5 втулки 4 проворачивается в резьбе ступицы конического диска

6. При этом диск смещается влево и, сжимая пакет тарельчатых пружин 9, увеличивает осевую, а следовательно, и тангенциальную составляющую усилия, и уменьшает рабочий диаметр ведущего шкива.

B то же время поворот по винтовой линии конического диска 20 ведомого вала ведет к перемещению диска также влево, что приводит к увеличению рабочего диаметра ведомого шкива.

Одновременное изменение рабочих диаметров шкивов ведущего и ведомого вала ведет к увеличению передаточного числа передачи до момента, когда ведущий крутящий момент сравняется с моментом сопротивления. При уменьшении момента сопротивления процесс идет в обратном порядке, Водитель имеет возможность изменить скорость по сравнению с заданной автоматическим режимом. При выжимании рычага

15 трос 13 поворачивает по резьбе упорное кольцо 11 и смещает его, что приводит к принудительному изменению рабочих диаметров шкивов и передаточного числа передачи.

Заявляемый клиноременный вариатор позволяет осуществить как автоматическое так и ручное. управление передачей, что повышает удобство в эксплуатации, Формула изобретения

Клиноременный вариатор, содержащий раму, установленные на ней ведущий и ведомый валы, охваченные клиновым ремнем ведущий и ведомый шкивы, выполненные в виде пар конических дисков, по крайней мере один из которых установлен на ведущем валу посредством несамотормозящей резьбы и подпружинен к другому коническому диску, и имеющее резьбу упорное кольцо для взаимодействия с пружиной, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации путем обеспечения дистанционного управления, вариатор снабжен установленным на раме рычагом управления, гибкой тягой, закрепленной одним концом на последнем, другим — на упорном кольце и охватывающей его по крайней мере одним витком, а на раме выполнена резьба для установки упорного кольца.

1739143

1739143

50

Составитель Б.Черняев

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор В.Данко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1992 Тираж Подписное

ВН ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Клиноременный вариатор Клиноременный вариатор Клиноременный вариатор Клиноременный вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в клиноре-\менных передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к клиноременным передачам с изменяемым передаточным отношением, и может найти применение в машинах, рабочий орган которых совершает возвратно-поступательное движение, например, в поршневых нагнетателях теста

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов различных машин и механизмов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к ремням для вариаторов, содержащих ремень, натянутый на приводных кольцах, которые взаимодействуют с ведущим и ведомым шкивами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для бесступенчатого изменения частоты вращения ведомого вала

Изобретение относится к мехатронным приводам с регулируемой скоростью. Система трансмиссии с синхронизированной перестановкой сегментов шкива содержит центральный шкив, ключевой сегмент шкива, опорную поверхность на ключевом сегменте шкива, объединенную группу в системе трансмиссии с синхронизированной перестановкой сегментов шкива, кулачки для перемещения сегмента шкива, массив электромагнитов для перестановки сегментов шкива. Центральный шкив выполнен с рельсовыми направляющими, которые сопрягаются с сопрягаемыми элементами, в состав которых входят несколько расположенных ступенчатым образом сегментов шкива, объединенных по вертикали, выполненных с возможностью скользящего перемещения. Рельсовые направляющие центрального шкива могут выполнять функцию зубьев. Ключевой сегмент шкива содержит смежный сегмент шкива с удлиненными или консольными элементами зубьев и с вытянутой частью, обеспечивая плавное сопряжение с опорной поверхностью ключевого сегмента шкива. Объединенная группа содержит несколько расположенных ступенчатым образом сегментов шкива, объединенных по вертикали или созданных на одном или нескольких компонентах, выполненных с возможностью скользящего перемещения. На внутренних и наружных поверхностях сегментов выполнены сопрягаемые элементы и рельсовые направляющие. Кулачки для перемещения сегмента шкива выполнены с возможностью прикрепления в каркасе или кожухе. К каждому ролику прикреплен рычаг. Ролик и его рычаг установлены с возможностью скольжения или вращения в объединенных группах сегментов шкива. Система кулачков для перемещения сегмента шкива выполнена с обеспечением возможности дискретного последовательного взаимодействия роликов или неподвижных элементов. Достигается повышение надежности устройства. 12 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственных рабочих машинах. Сельскохозяйственная рабочая машина (1) содержит приводной двигатель (5) и радиатор охлаждения (9). Радиатор охлаждения (9) содержит вентилятор (10) с изменяемым числом (n4) оборотов. Рабочая машина имеет трансмиссию (11) для вентилятора (10), содержащую входной вал (12), выходной вал (14) и вариатор (15). Выходной вал (14) приводит в действие вентилятор (10). Входной вал (12) расположен поперечно выходному валу (14) и соединен с приводным двигателем (5). Вариатор (15) расположен между входным валом (12) и выходным валом (14). Технический результат заключается в повышении удобства монтажа привода для вентилятора, пригодного для поперечно расположенного приводного двигателя. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх