Способ наддува топливного бака верхней ступени ракеты- носителя

 

Изобретение относится к ракетной технике , а именно к наддуву топливных баков ракет-носителей, использующих криогенные компоненты топлива. Целью изобретения является повышение эффективности наддува ступени, двигательная установка которой работает в режимах большой и малой тяг, путем уменьшения прогрева верхнего слоя топлива в баке. Способ наддува осуществляется следующим образом. Во время работы двигательной установки верхней ступени на режиме большой тяги топливный бак наддувгется подогретым газом После перехода двигательной установки на режим малой тяги «асть газа наддува охлаждают до температуры, ниже температуры верхнего слоя топлива в баке, вводят эту часть газа в бак над поверхностью топлива, а образовавшийся при этом конденсат изолируют от верхнего слоя топлива.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4837158/23 (22) 11.06.90 (46) 15,06.92. Бюл. N 22 (71) Конструкторское бюро "Южное" (72) Ю.А. Митиков, С,Н. Кубанов и Г.М, Иваницкий (53) 621.45.046.4:629,764 (088.8) (56) Беляев Б,М. Системы наддува топливных баков ракет. М,: Машиностроение.

1976, с. 36, рис, 1,19, Там же, с. 38, рис, 1.20.

Там же, с. 43, рис, 1,25. (54) СПОСОБ НАДДУВАТОПЛИВНОГО БАКА

ВЕРХНЕЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к ракетной технике, а именно к наддуву топливных баков ракет-носителей, использующих криогенИзобретение относится к ракетной тех нике, а именно к наддуву топливных баков ракет-носителей, испол ьзующих криогенные компоненты топлива, преимущественно для верхних ступеней.

Известен способ наддува топливного бака газообразным кислородом, который образуется в результате испарения компонента топлива в специальном теплообменнике, Например, наддув бака окислителя первой ступени ракеты-носителя "Сатурн-5" или наддув бака окислителя ракеты \/-2.

Известны способы наддува кислородных баков более высокоэффективным рабочим телом — гелием (его работоспособность в 7 раз больше при прочих равных условиях). Например, на первой ступени ракеты

"Авангард" наддув бака с жидким кислородом производится без подогрева с помощью сжатого гелия, который находится в

„„ЯЦ„„1740253 А1 (я)5 B 64 D 37/24, F 42 В 15/12 ные компоненты топлива. Целью изобретения является повышение эффективности наддува ступени, двигательная установка которой работает в режимах большой и малой тяг, путем уменьшения прогрева верхнего слоя топлива в баке. Способ наддува осуществляется следующим образом. Во время работы двигательной установки верхней ступени на режиме большой тяги топливный бак наддувгется подогретым газом.

После перехода двигательной установки на режим малой тяги часть газа наддува охлаждают до температуры, ниже температуры верхнего слоя топлива в баке, вводят эту часть газа в бак над поверхностью топлива, а образовавшийся при атом конденсат изолируют от верхнего слоя топлива, баллоне, размещенном вне полезного объема топливного бака.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ наддува бака с жидким кислородом третьей ступени ракеты-носителя "Сатурн-5" при использовании двигателя 1-2, где наддув бака окислителя производится газообразным гелием, баллоны которого находятся в.топливном баке с жидким водородом. Гелий газифицируется в нагревателе и теплообменнике и поступает в бак окислителя через газоввод, установленный на верхнем днище бака.

Наддув баков при реализации указанного способа обычно происходит следующим образом.

При работе двигательных установок первых ступеней под воздействием аэродинамического нагрева и других источников тепла кислород в баке окислителя третьей

1740253 ступени нагревается и частично испаряется.

Двигательная установка верхней ступени в основном работает в двух режимах: сначала в режиме большой тяги, а затем по достижению ракетой-носителем заданной скорости, переходит к работе в режиме малой тяги.

Это достигается либо за счет глубокого дроссепирования маршевого двигателя, ли бо, если установка состоит из маршевого к рулевого двигателей, за счет работы одного рулевого двигателя..

При работа двигательной установки третьей ступени в режима большой тяги вводимый в бак окислителя горячий газ наддува интенсифицирует процесс испарения кислорода. При этом (1ак как длина баков верхних ступеней небольшая) происходит практически равномерное по объему бака перемешивание гелия и пара кислорода.

При переходе с режима большой тяги двигателя на режим малой тяги потребности в газе наддува пропорционально уменьшающемуся расходу компонента топлива из бака) заметно снижаются. Перемешивание из-за малого расхода гелия на наддув прекращается и под действием продольной перегрузки происходит расслоение газа в баке; в верхней части собирается легкий и теплый геллй, в нижней части — более холодный и тяжелый кислород. Следует отметить, что ввиду отсутствия аэродинамического потока конвактивные процессы в газовом объеме бака к этому времени незначительны. Вследствие расслоения газа наддува парциапьное давление пара у "зеркала топлива возрастает до величины давления насыщенного пара и начинается его конденсация. Кислород, конденсируясь на свободной поверхности топлива с выделением тепловой энергии (50,9 ккал/кг), нагревает его верхний слой, что, в свою очередь, влечет за собой повышение давления насыщенного пара верхнего слоя компонента топлива, Для безкавитационной работы двигателя на такую же величину необходимо при прочих равных условиях увеличить потребное давление газа в баке, Это повышает вес конструкции бака и газа наддува.

Целью изобретения является повышение эффективности наддува ступени, двигательная установка которой работает в режимах большей и малой тяг, путам уменьшения прогрева верхнего слоя топлива в баке, Указанная цель достигается тем, что после перехода двигательной установки на режим малой тяги часть газа наддува при подаче охлаждаю до температуры ниже температуры верхнего слоя топлива в баке, вводят эту часть газа в бак над поверхностью топлива, а образовавшийся при этом конденсат изолируют от верхнего слоя топлива, Способ наддува топливного бака осуще5 ствляется следующим образом.

Во время работы двигательной установки верхней ступени ракеты-носителя в режиме большой тяги топливный бак наддувается подогретым газом. При этом

10 происходит определенное испарение компонента топлива. После перехода двигательной установки на режим малой тяги и-весового расслоения среды в азовом объеме бака на газ и пар компонента топлива, 15 часть газа охлаждаю до температуры ни>ке температуры верхнего слоя топлива в баке и вводят ее в область бака, занимаемую паром, которая расположена у поверхности топлива. Соприкасаясь с холодными масса20 ми газа, пар, охлаждаясь, становится перенасыщенным, В результате происходит его конденсация. Конденсат изолируют от поверхности топлива с помощью устройства, выполненного, например, в виде таоели с

25 коллектором, располо>кенного между устройством ввода охлажденного газа и "зеркалом" компонента топлива.

Пример. По экспериментальным данным для кислородного бака полезным

30 объемом - 50 м и диаметром 3,9 м к моменз ту выключения двигательной установки вес конденсата составляет 50 кг, что приводит к прогреву верхнего слоя толщиной 15 см до

3 С. При этом для исключения кавитации

35 кислорода на входе в заборное устройство и двигательную установку требуется увеличить давление в газовом объеме в этом случае на 0,45 кгс/см . Дпя чего необходимо

2 повысить весовые характеристики системы

40 наддува на 70 кг, а с учетом упрочнения стенок бака и его днищ это значение увеличивается до -170 кг.

При реализации предлагаемого способа за счет введения s конструкцию устрой45 ства ввода холодного газа и сборника конденсата конструкция станет тяжелее на

60 кг. В итоге весовой выигрыш при реализации предлагаемого способа составит по отношению к прототипу минимум 110 кг, что

50 составляет до 15% от веса системы наддува.

Формула изобретения

Способ наддува топливного бака верх55 ней ступени ракеты-носителя, включающий подачу в бак горячего газа с молекулярным весом газа; меньшим молекулярного веса паратоплива, отл ича ю щи йся тем, что, .с целью повышения эффактивности наддува ступени, двигательная утановка которой ра1740253

15

25

40

50

Составитель В. Синцов

Редактор Ю, Середа Техред М,Моргентал Корректор М. Максимишинец

Заказ 2043 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ботает в режимах большой и малой тяг, путем уменьшения прогрева верхнего слоя топлива в баке, после перехода двигательной установки на режим малой тяги часть газа наддува при подаче охлаждают до температуры ниже температуры верхнего слоя топлива в баке, вводят эту часть газа в бак над поверхностью топлива, а образовавшийся при этом конденсат изолируют от

5, верхнего слоя топлива.

Способ наддува топливного бака верхней ступени ракеты- носителя Способ наддува топливного бака верхней ступени ракеты- носителя Способ наддува топливного бака верхней ступени ракеты- носителя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к вспомогательным операциям с пневмогидросистемами двигательных установок ракет - способам слива компонентов топлива из баков

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации систем наддува топливных баков горючего и окислителя, используемых как в двигательных установках космических летательных аппаратов, так и в системах дозаправки топлива космических дозаправщиков, устанавливаемых на грузовых космических кораблях

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации систем дозаправки жидких продуктов, которые размещаются на грузовых космических кораблях (ГКК), используемых для доставки грузов на длительно действующие космические орбитальные станции (КОС)

Изобретение относится к области топливных систем летательных аппаратов, преимущественно беспилотных

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно, к топливному баку летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, а именно к системе наддува топливного бака летательного аппарата. Система наддува топливного бака содержит аккумулятор давления, состоящий из нескольких, более двух, баллонов сжатого газа, снабженных узлами заправки и дренажа, трубопроводы, регулирующую и запорную арматуру. При этом баллоны заправлены сжатым газом массой, определенной из предложенного авторами соотношения: M Г = P V R T , где МГ - масса газа наддува в баллонах; P - давление наддува топливного бака; V - объем топливного бака; R - газовая постоянная газа наддува; T - температура газа наддува в конце полета сверхзвукового летательного аппарата. Технический результат заключается в оптимизации компоновки и центровки летательного аппарата, а также в снижении массы газа наддува, заправленного в баллоны высокого давления. 1 ил.
Изобретение относится к космической энергетике, а также к способам и средствам защиты Земли от опасных космических объектов: астероидов, комет, космического мусора

Изобретение относится к конструкциям боевых ракет, предназначенных для нанесения ракетных ударов по удаленным целям и целям средней дальности

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к способам ликвидации межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с ядерными боеголовками (ЯБГ) при ракетно-ядерном разоружении или отслуживших свой срок сохраняемости
Наверх