Устройство для закрывания крышек люков полувагонов

 

Использование: машиностроение, в частности оборудование для сборки железнодорожных полувагонов, может быть использовано на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах , э также при производстве погрузочно-разгруточных работ. Сущность изобретения: механизм подъема крышки люка 2 дополнительно снабжен дву

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ)У БЛИН

Ъ (19) (И) (51)5 " 61 D 7 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4858425/11 (22) 09.08.90 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Уральский филиал Всесоюзного научно-исследовательского технологического института (72) P.È.Êîõàëî, Ю.Я.Блехман и В.С.Верник (53) 625.272(088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н 13 13753, кл. В 61 Э 7/28, 1985, 2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШЕК ДЮКОВ ПОЙУВАГОНОВ (57) Использование: машиностроение, в частности оборудование для сбор" ки железнодорожных полувагонов, может быть использовано на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах, а также при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Сущность изобретения: меха низм подъема крышки люка .2 дополнительно снабжен дву3 1143955 4 мя правильно-рихтовочными рычагами на рычагах 3, а механизм закрыва.

3 взаимодействующими с крышкой ния секторов выполнен в виде дву>

1 н илюка после ее подъема в области за" выдвижных шпинделеи, имеющих пр и рн х кронштейнов при этом механиз" вод от косозубой зубчато-реечной о ь

В мы закрывания закидок 5 закреплены передачи. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к оборудованию для сборки железнодорожных полувагонов, и может быть исполь-. зовано на вагоностроительных и вагоноремотных заводах, а также при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Известно устройство для закрывания крышек люков железнодорожного полувагона, установленное на подвижном основании и содержашее рычаг для подъема крышки люка с роликом на конце, а также механизмы установки закидок и повпрота секторов, приводимые в действие силовыми цилиндрами, при ем ролик установлен на рычаге для подъема крышки люка с помощью телескопического стержня с фиксацией последнего стопориым валиком. Механизмы установки закидок и поворота секторов смонтированы на рычаге для подъема крышки люка.

Недостатком указанного устройства является невозможность надежного закрывания закидок в процессе сборки полувагонов при изготовлении и ремонте вследствие больших деформа ций при сварке крышек люка и рамы полувагона, а также отсутствия механизма горизонтального смещения крышки люка, что ие обеспечивает ее подгонку в горизонтальном направлении.

Известно устройство для закрывания крышек люков железнодорожного полувагона - люкоподъемник пневматической конструкции ЦП МПС. Люкоподъемник состоит из пневмоцилиндра, к штоку которого прикреплен крюк.

Захватывая крюком за крышку люка, оператор поднимает ее.

Такая конструкция наиболее широко распространена пля закрывания люков железнодорожных полувагонов при массовой выгрузке сыпучих грузов °

Недостатком устройства является отсутствие механизмов для закрывания закидок и секторов, механизируется лишь подъем крышки люка. Отсутствие р. выполненном в выдвижной части с центром кривизны в точке контакта дяуплечего рычага с запорной серьгой полувагона, причем свободный конец рычага взаимодействует с опорой, установленной на выдвижной части.

Недостатком устройства является низкая производительность, сдерживающая работу вагоносборочного конвейера. Низкая производительность явgy .ляется следствием следующих причин.

Тележку с механизмом подъема крышки люка надо точно останавливать около каждого люка полувагона, чтобы попали,во взаимодействие с закидками и секторами соответствующие механизмы. Точно остановить тележку можно только, подъезжая к люкам на тихой скорости, что увеличивает время переезда от люка к лю35

ЗО механизмов горизонтального перемещения крышки люка не обеспечивает ее подгонку в горизонтальном направлении.

Известно устройстBQ для закрывания крышек люков железнодорожного полувагона, содержащее тележку, установленную на рельсовом пути параллельно основному пути, смонтированный на ее раме механизм подъема крышки люка, включающий поворотную часть, выполненную в виде рычага, шарнирно закрепленного одним концом на раме тележки и раздваивающегося на другом конце, причем на раздвоенном конце рычага установлено l.о ролику.

На рычаге подвижно установлены выдвижная часть с механизмом установки закидок и поворота запорных секторов с приводом, силовой цилиндр подъема рычага, шарнирно соединенный штоком с упомянутым рычагом, а корпусомс рамой тележки, приводные механизмы горизонтального перемещения крышки люка и механизм поджима крышки люка, включающий в себя коопус, шарнирно закрепленньй на выдвижной части, силовой цилиндр и двуплечий рычаг, соединенный с ним с помощью шарнира, размещенного в криволинейном пазу, 1743955 ку. У новых вагонов практически все люки смещены по отношению к проему люка в горизонтальной плоскости и для их выправки используется специальный механизм, заводимый меж- ду стойкой и торцом люка. Просто смещать люк в горизонтальном направлении механизмом, установленным на тележке; нельзя, так как вагон и тележка стоят на рельсовом пути свободно и от усилий смещения люка откатятся друг от друга . Один люкоподъемный рычаг, раздваивающийся в .месте контакта роликов с кронштейнами крышки люка, не обеспечивает полного поджима люка к проему люка по периметру примыкания. Это происходит потому, что рельсовая колея тележки.люкозакрывателя и нижняя обвязка кузова полувагона никогда не бывают строго параллельны, так как кузов на полувагоне конструкция сварная (имеющая перекосы) и он установлен на тележки через рессорное подвешивание. Люк, прижатый к обвязке вагона одним роликом раздваивающего рыча га, ос1авляет зазор между люком и обвязкой в зоне .поджима вторым роликом.

Это затрудняет закрытие закидки в области неприлегания люка. Поджим

flloKAB двуплЕчим рычагом, взаимодействующим с запорной серьгой полувагона, при закрытии новых (неподоГнанных) крышек люков неэффективен, Крышка из-за коробления часто не примыкает к проему люка и, поджимая ее за середину, люк не прижмешь по краям к проему люка. Кроме того, запорная серьга недостаточно прочна, как и крепящие ее заклепки. Согласно расчету серьга и заклепки могут быть нагружены силой не более 1500 кг.

Опытом установлено, что для правки покоробленной крышки люка необхо.димо усилие до 10000 кг.

Наиболее близким по технической сущности и назначению., т.е. прототипом, является устройство для закрывания крышек люков железнодорожного полувагона, содержащее установленную на параллельном основному пути тележку, на раме которой смонтирован механизм подъема крышки люка, включающий два рычага для взаимодействия с крышкой люка с установленными на

1 них механизмами закрывания закидок, На тележке также установлены механиз- мы фиксации тележки относительно кузова полувагона, содержащие смонтирован. ные с возможностью поворота два кулака, имеющие пазы для взаимодействия со средними и крайними стойкамИ

5 кузова полувагона, а для закрывания секторов на раме установлены пневмо" ударные устройства, например, гайковерты.

Устройство работает следующим образом, Тележка подъезжает к люку полувагона и фиксируется с кузовом полувагона путем взаимодействия пространственных кулаков со стойками

15 кузова полувагона, Оператор поднимает два рыча га, которые, взаимодействуя с крышкой люка в зоне кронштей. нов, поднимают и прижимают крышку люка к проему люка. Далее механизмы закрывания закидок заводят закидки за выступы кронштейнов люка,. Если крышка люка смещена в продольном направлении, то воздействуя меха 5 низмом заKpblBBHNR закидки на закид» ку и через нее на крышку люка, смещают крышку люка в правильное по . отношению к запорным механизмам положение. Затем осевым перемеще30 нием подводятся к запорным секторам пневмоударные устройства, например, гайковерт ы, которые, вза имодейст вуя с выступами секторов, поворачивают их в запертое положение.

Недостатком устройства является

35 недостаточная производительность при использовании люкозакрывателя на фронтах погрузки-выгрузки массовых сыпучих грузов. Если в условиях вагоносборочного производства тре40 буются 1001 правка и постановка на место крышек люков, а производительность определяется ритмом передвижки конвейера, то на погрузочно-разгрузочных работах большинство кры45 шек люков подогнано, и закрывается легко и чем быстрее закрыты люки, тем меньше простой вагонов. Однако люкозакрыватель все равно должен иметь механизмы, позволяющие про50 изводить правку деформированных крышек и имеющие возможность продольного смещения, так как поврежде- ние и деформация крышек люков при погрузочно-разгрузочных работах55 обычное явление, особенно при разгрузке смерзающихся сыпучих грузов (песок, уголь) в зимних условиях.

Надо учитывать и обледенение запорных устройств в условиях Сибири и

174395

40

Севера, что вынуждает иметь мощные механизмы для их закрывания.

Недостаточная производительность устройства определяется тем, что для подъема крышки люка используются механизмы в виде двух рычагов с силовыми цилиндрами, развивающие усилия до 10000 кг каждый. Эти усилия нужны для правки деформированных крышек люков. Механизмы в условиях их размещения на мобильном транспортном устройстве - тележке, вынужденно тихоходны.

Другим механизмом, сдерживающим производительность работы люкозакрывателя, является пневмоударное устройство - гайковерт для закрывания секторов. Закрывание сектора производится за его выступ, имеющий коническую форму. Взаимодействие пневмоударного устройства с коническим выступом ненадежно, часто захват срывается. Пневмоударное устройство громоздко, так KBK нужен мощный вариант - для надежного закрывания секторов, в любых экстремальных условиях нужен момент не менее

800 кгм. Громоздкость затрудняет манипуляции с ним, что вызывает в конечном счете снижение производительности закрывания крышек люков.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение производительности устройства для закрывания крышек люков полувагонов.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено. закрепленными на раме по меньшей мере двумя правильно-рихтовочными рычаraми для взаимодействия с крышкой люка после ее подъема в зоне запорных кронштейнов, при этом механизмы закрывания закидок закреплены на указанных рычагах, механизм поворота секторов образован двумя выдвижными приводом шпинделями, а привод выполнен с косозубой зубчатореечной передачей.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что устройство отличается тем, что механизм подъема крышки люка выполнен в виде одного скороподъемного рычага, взаимодействующего с крышкой люка за ее середину, и двух дополнительных короткоходовых рычагов, взаимодействующих с крышкой

5 8 люка только в поднятом положении в районе запорных угольников, причем на этих рычагах установлены механизмы закрывания закидок. Расширение функциональных возможностей и повышение производительности достигаются за счет того, что крышки люков, не требующие правки и выставки, поднимаются одним подъемным рычагом, имеющим большую скорость подьема. Дополнительные рычаги с установленными на них механизмами закрывания закидок не служат для подьема крышки люка. Поэтому силовые цилиндры их короткоходовые, т.е срабатывают быстрее, к тому же их используют только при необходимости закрыть деформированную (или обмерзшую зимой) крышку люка. Второе отличие от прототипа состоит в том, что механизм закрывания секторов выполнен в виде двух выдвижных шпинделей, имеющих привод от косозубой зубчато-реечной передачи, что обеспечивает надежное взаимодействие захвата шпинделя с выступом сектора. Это увеличивает производительность при закрывании секторов .за счет ликвидации соскакивания захватов с выступов сектора.

Надежное взаимодействие захвата шпинделя с выступом сектора обеспечивается благодаря наклону зубьев шестерен, вращающих шпиндель. Этот шпиндель осевым усилием, возникающим в косозубчатом зацеплении, пр ат к сектору вагона и выдвигается, оставаясь прижатым к сектору ваго при отклонениях кузова вагона о уси Ф лий закрывания.

Известно, что в косоаубчатом зЬ= цеплении окружное усилие P разлага-„ ется на две составляющие силы: ради-, альную и осевую. При этом величина осевой силы А равна

А = Ptgg, " где P - угол наклона зубьев.

Установлено, что осевая составgg ляющая, прижимающая шпиндели к сектору, для отсутствия соскальзывания зуба шпинделя с выступа сектора, должна быть 20-25Х от окружного усилия, закрывающего сектор. Этому соответствует угол наклона зубьев согласно приведенной формулы 10-15О.

На фиг. 1 изображено устройство для закрывания крышек люков полуваго нов, вид сверху; на фиг.2 — разрез

Ч 1

А-А на фиг.1 (вид сбоку с частичным вырывом), на фиг. 3 " вид Б на фиг.2 (вид на устройство для закрывания секторов), на фиг. 4 - разрез В-В на

Фиг.3 (разрез по запорному шпинделю механизма закрывания секторов), на фиг. 5 — одно из запорных устройств крышки люка полувагона с элементами люкозакрывателя, взаимодействующими с ними, Устройство для закрывания крышек люков полувагона содержит тележку 1 с приводом передвижения (не показан)

На тележке шарнирно установлены ры,чаг ускоренного подъема крышки люка

2 и рычаги 3 для правки и рихтовки ,крышки люка, взаимодействующие только с поднятой крышкой люка и поэтому имеющие короткоходовые силовые цилиндры в качестве привода 4. На рычагах 3 закреплены механизмы закрывания эакидок 5. Они представляют собой силовые цилиндры, у которых неподвижен (эакреплен к рычагу 3) шток, а корпус двигается по штоку как по направляющей. Для этого шток выполнен двусторонним, т.е. проходит через оба торца корпуса, а на корпусе имеются выступы 6, взаимодействующие с закидками запорно,го устройства крышки люка при его за крывании.

К раме тележки закреплена стойка

7, в которой установлены с воэмож- . ностью поворота два пространственных кулака 8, имеющие клиновидные пазы

9. Пространственные кулаки поворачиваются от привода 10.

На стойке 7 также закреплен механизм закрывания секторов 11 (фиг.3),состоящий из двух выдвижных шпинделей 12, которые могут выдвигаться на расстояние, равное максимальному расстоянию от рамы люкозакрывателя до кузова полувагона ° Приводятся во вращение шпиндели от зубчато-реечной передачи через паразитные шестерни 13, рейку 14.

Рейка имеет привод от силового цилиндра 15. Зубчатое зацепление рейки и шестерен косоэубое. При этом направление наклона зубьев шестерен

16, закрепленных на шпинделях 12, выбрано так, чтобы осевая составляющая окружного усилия, действующего в зацеплении, была направлена к вагону. Этим обеспечиваются прижим.шпинделя к сектору вагона и в случае

743955 10 отклонения кузова вагона самовыдвижение (под действием осевого усилия) шпинделя на величину отклонения кузова .

Паразитные шестерни 13 имеют тол щину, равную максимальному осевому перемещению шпинделя 12. Это нужно для сохранения зацепления шестерен при выдвижении шпинделя . Для взаимодействия с секторами вагона шпиндели имеют зубья 17.

Для ясности изложения работы устройства на фиг.5 показаны элементы запорного устройства крышки люка полувагона, с которыми взаимодействуют механизмы закрывания крышки люка. Позицией 18 обозначена закидка, захватывающая крышку люка за кронштейн 19 крышки люка. Позицией 20 обозначен сектор, преохраняющий закидку 18 от самооткрывания. У сектора 20 имеется выступ 21, за который закрывают и открывают сектор (поворачивают его) .

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении механизмов устройства для закрывания люков рычаги 2 и 3 опущены (фиг.2) . Механизмы закрывания закидок 5 не задевают эакидки, находятся ниже их. Механизм закрывания секторов 11 имеет шпиндели 12, отведенные внутрь люкозакрывателя. Пространственные

35 кулаки-фиксаторы находятся вне связи с вагоном.

Тележка 1, управляемая оператором, подъезжает к.люку полувагона и останавливается. Оператор, управляя

46 приводом 10, поворачивает пространственный кулак 8. так, чтобы он зафиксировался с вагоном (стойкой кузова полувагона) пазом 9. Теперь устройство .для закрывания люков

4э находится своими механизмами против запорных механизмов крышки люка полувагона. Далее рычагом ускоренного подъема 2 поднимают крышку люка полувагона. Если люк находится точно на

Я1 месте, -,î секции 18 сами западают за кронштейны 19 крышки люка полувагона.

У новых полувагонов обычно крышка люка смещена в продольном напра вле55 нии и имеет коробление, из-за которого она не примыкает к периметру люка. Такие же деформации крышки люка наблюдаются и при разгрузке смер1743955 зающихся сыпучих грузов в зимних условиях. В этом случае оператор-поднимает короткоходовые силовые рычаги

5. Концы рычагов взаимодействуют с крышкой люка в зоне кронштейнов 19, где жесткость крышки максимальная.

Два независимых рычага 3 прижимают крышку люка к проему люка s местах запорных механизмоВ крышки люка, Этим обеспечивается плотное примыкание крышки люка к проему люка. Имеющееся коробление крышки люка выправляется. Затем включаются поочередно механизмы 5 закрывания закидок. Так как механизмы 5 закрывания закидок находятся на рычагах 3, то они поднялись вместе с ними и теперь выступы 6 находятся в зоне закидок 18.

При движении корпуса механизма закрывания закидок выступ 6 задвигает закидку 18 на кронштейн 19 крышки люка. Для смещения крышки люка в продольном направлении, воздейст вуя на соот вет ст вующую .за кидку выступам 6, смещают саму крышку люка. Далее осевым перемещением доводятся до секторов 20 шпиндели 12 механизма закрывания секторов. При включении силового цилиндра 15 зубчато-реечный механизм посредством рейки 14, паразитных шестерен 13, шестерен шпинделей приводится во вращение, и зуб 17, взаимодействуя с выступом 21 сектора 20, поворачивает последний в положение фиксации закидки от самооткрывания. Оператор возвращает все механизмь| в исходное положение и перемещает тележку к следующему люку полувагона.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет закрывать крышки люков полувагона, не имеющих деформации, значительно быстрее и в то же время при необходимости есть воз.можность выправить деформированные крышки люков, а также закрывать обледеневшие (с кусками обмерзшего груза) крышки люка благодаря наличию мощных запорных механизмов.

Расширенир Функциональных возможностей и повышение производительности достигаются за счет наличия механизма ускоренного подъема крышки люка. При нормально расположенном недеформированном люке его достаточно, чтобы закрыть люк, наличия мощных рычагов с механизмами закрывания закидок, предназначенных для правки и смещения деформированной крышки люка. Причем, так как рычаги не предназначены для подъема крышки люка с низшего положения, а взаимо" действуют с уже поднятым люком, они короткоходовые, а следовательно, время их срабатывания уменьшенр „,наличия механизма закрывания секторов-..с зубцаl то-реечной косозубой передачей, которая автоматизирует выдвижение шпинделей при отклонениях кузова полувагона.. Тем самым ликвидируется соскакивание элементов, поворачивак "

1О. щих сектор в закрытое положение. Причем одновременно закрываются оба сектора запорного устройства крышки люка полувагона ..

2 Формула изобретения

1. Устройство для .закрывания крышек люков полувагонов, содержащее установленную на пути, параллельном

30 основному тележку, на раме которой

У смонтированы механизмы подъема крышки люка, закрывания закидок, поворота секторов и механизм фиксации тележки относительно полувагона, состоящий из двух закрепленных на стойке, которая смонтирована на раме, поворотных кулаков с вырезами для взаимодействия со стойками полувагона, о т л и ч ающ е е с я тем, что, с целью расширения Функциональных возможностей и повышения производительности, оно снабжено закрепленными на раме по меньшей мере двумя правильно-рихтовочными рычагами для взаимодействия с крышкой люка после ее подъема в зоне за порных кронштейнов, при этом механизмы закрывания закидок закреплены на указанных рычагах, а механизм поворота секторов образован двумя выдвижйыми приводами шпинделями.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что указанный привод BblrloflH| H с косозубой зубчато- реечной передачей.

1743955

1743955

20.Фие. 5

Составитель P.Kîõàëo

Техред Л,Олийнык

Ф

Корректор Yi. Ñàìáîðñêýÿ

Редактор И.Касарда

Заказ 2161 Тираж Подписное

ВКИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов Устройство для закрывания крышек люков полувагонов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования при разгрузке нефтепродуктов , перевозимых в цистернах с вкладышем, например мазута

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизмов разгрузки бункерных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, касается механизмов разгрузки бункерных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков саморазгружающегося полувагона

Вагон-весы // 2112674

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для строительства и ремонта пути и транспортировки балласта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается саморазгружающихся вагонов-хопперов и аналогичного подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в конструкциях крытых вагонов- хопперов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Пневматический цилиндр посредством цапф (2), смонтированных на корпусе (1) пневматического цилиндра, шарнирно крепится к раме вагона-самосвала или вагона-платформы. Внутри хотя бы одной полой цапфы на корпусе пневматического цилиндра смонтирован кронштейн с зазором между ним и цапфой. При исчерпании прочности соединения цапф с корпусом пневматического цилиндра указанный кронштейн принимает на себя функцию полой цапфы и предотвращает крушение поезда. Изобретение повышает надежность железнодорожного транспорта. 3 ил.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может найти применение при модернизации кузовов вагонов. Способ модернизации вагона-хоппера, содержащего ходовые опоры, раму, кузов с боковыми и торцевыми стенами и бункером с, по меньшей мере, двумя разгрузочными люками, перекрываемыми крышками, заключается в демонтаже привода крышек и бункера. Изготавливают бункер, стены которого выполнены с возможностью размещения валов крышек, и жестко соединяют его со стенами кузова. Изготавливают крышки, каждая из которых образована изогнутым листом, с боковинами, жестко соединенными с валом. Изготавливают кожухи для защиты валов крышек от воздействия перевозимого в бункере материала. Монтируют кожухи жестко, а валы крышек с возможностью вращения в бункере. Валы крышек рычагами соединяют со штоками пневмоцилиндров. Изобретение реализует задачу создания вагона, обеспечивающего возможность с меньшими энергозатратами регулировать объем выгружаемого материала, и упрощает модернизацию. 10 з.п. ф-лы.
Наверх