Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом

 

Использование: относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в дорожно-строительных и транспортных гусеничных машинах. Сущность изобретения цевка 1 звена гусеничной цепи выполнена со сквозным отверстием 3 в центральной части цевки. Отверстие располагается напротив специальных пазов 4 для прохождения напрессованного грунта во впадинах 5 ведущего колеса 6 в процессе работы зацепления гусеничной цепи с ведущим колесом Для усиления прочности цевки сквозное отверстие может быть разделено поперечным ребром жесткости на два сквозных прохода 2 з п ф-лы, 7 ил ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (si)s В 62 0 55/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1361053 (21) 4853271/11 (22) 30.05.90 (46) 30.06.92. Бюл. ¹ 24

2 з, п.ф-л ы, 7 ил. (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" и Чебоксарский агрегатный завод (72) И.Ю.Боровских, В.А,Полетаев, О,А.Полетаева, В.В,Демьянов, П,У.Сальдиванов, Е.А.Новоселов и Н.Ф.Шашков (53) 629.11.012.572 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 992299, кл. В 62 D 55/20, 30.01.83.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1008064, кл. В 62 0 55/18, 30,03.83.

Авторское свидетельство СССР

М 1361053, кл. B 62 D 55/12, 23.1.2,87, (54) ЗАЦЕПЛЕНИЕ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ С

ВЕДУЩИМ КОЛЕСОМ (57) Использование: относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в дорожно-строительных и транспортных гусеничных машинах. Сущность изобретения; цевка 1 звена гусеничной цепи выполнена со сквозным отверстием 3 в центральной части цевки, Отверстие располагается напротив специальных пазов 4 для прохождения напрессованного грунта во впадинах 5 ведущего колеса 6 в процессе работы зацепления гусеничной цепи с ведущим колесом.

Для усиления прочности цевки сквозное отверстие может быть разделено поперечным ребром жесткости на два сквозных прохода.

1743975 проушины с отверстиями, в которых размещены соединительные пальцы, а на наруж- 10 ной поверхности проушин выполнены

20

40

50

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в дорожно-строительных и транспортных гусеничных машинах.

Известна гусеничная цепь транспортного средства, содержащая соединенные пальцами звенья, несущая на своих краях зацепы в виде прямолинейных ребер, причем зацеп на средней проушине расположен параллельно оси пальца, а зацепы на рядом расположенных проушинах установлены под углом к оси пальца и симметрично относительно средней проушины, при этом угол наклона зацепов к оси пальца каждой последующей симметричной пары зацепов больше, чем угол наклона предыдущей пары. Однако такое расположение зацепов затрудняет проход грунта между ними, так как их непараллельность приводит к уменьшению расстояния между зацепами, а следовательно, к ухудшению самоочищаемости звеньев гусеничной цепи, Известна гусеничная цепь транспортного средства, содержащая траки с проушинами, соединенными пальцами, зацепы, выполненные на траках, выступы и отверстия для самоочистки траков, причем отверстия ориентированы в сторону опорной поверхности трака.

Однако здесь не предусмотрена самоочистка звеньев гусеничной цепи в зоне зацепления цевки звена с зубом ведущего колеса, что ведет к снижению коэффициента полезного действия (КПД) и надежности зацепления, Известно зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом, содержащее основные венцы с зубьями и впадинами и дополнительные венцы, взаимодействующие с цевкой, ребром и ответными поверхностями цевочного проема, выполненными на звеньях гусеничной цепи, где с целью повышения надежности, КПД и улучшения самоочищаемости между цевочными проемами и зубьями выполнены радиальные проходы и радиальные выемки на выступах дополнительного венца.

Однако самоочищаемость. в зоне зацепления цевки звена с зубом ведущего колеса недостаточна, так как удаление грунта идет только в одном направлении — в сторону центра ведущего колеса, т.е. внутрь ходовой системы.

Цель изобретения — повышение надежности и КПД зацепления гусеничной цепи с

30 ведущим колесом путем улучшения самоочищаемости и снижения металлоемкости.

Для решения поставленной задачи необходимо выполнить ряд мероприятий, позволяющих улучшить удаление грунта, напрессовываемого гусеничной цепью на зубья и впадины ведущего колеса в процессе работы трактора. При этом повышается работоспособность зацепления гусеничной цепи с ведущим колесом за счет снижения потерь на ее.перематывание, усилия натяжения и исключения спадания, что увеличивает КПД, а следовательно, надежность зацепления гусеничной цепи с ведущим колесом, Для улучшения очищаемости гусеничной цепи предлагается в средней части цевки звена выполнить сквозное отверстие, расположенное напротив специальных пазов для выхода грунта во впадинах ведущего колеса, Исходя из условия прочности допускается по центру сквозного отверстия выполнить поперечное ребро, при этом необходимо соблюдать следующее требование: диаметры вписанных окружностей образованных сквозных проходов не должны быть меньше ширины отверстия, Для улучшения самоочищаемости предлагается также зацепы совмещенных звеньев цепи на средней проушине и на каждой из проушин на полуплитах располагать параллельно между собой под углом к оси шарнира в диапазоне от 10 до 45 . Промежуток между зацепами должен быть не меньше ширины сквозного отверстия и (или) толщины основания зацепа, Таким образом, выполнение предложенных мероприятий обеспечивает свободный выход грунта через сквозное отверстие в цевке звена и далее между зацепами с одной стороны и по специальным пазам в ведущем колесе с другой стороны.

Меньший угол наклона зацепов к оси шарнира затруднит удаление грунта, выдавливаемого через сквозное отверстие цевки, а больший угол ухудшает тягово-сцепные качества гусеничной цепи.

Для лучшей самоочищаемости элементов зацепления, опорной поверхности звена, проходов между зацепами и повышения тягово-сцепных свойств гусеницы предлагается выполнить зацепы так, чтобы соотношение. ширины зацепа в средней части (по средней линии трапеции) к его высоте составляло величину от 0,8 до 6,0, По результатам сравнительных тяговых испытаний гусениц с различным конструктивным исполнением зацепов установлено, что превышение верхнего предела в указанном соотношении приводит к ухудшению

1743975 самоочищаемости зацепов и к увеличению та между звеном и ведущим колесом, что буксования гусеницы, а нижнего предела — вызывает распор гусеничной цепи на ведук снижению прочности зацепов и увеличе- щем колесе, приводит к возникновению донию энергозатрат на внедрение зацепов в полнительных растягивающих усилий в грунт, что в обоихслучаях ведет к снижению 5- обводе, шарнирах цепи, росту величины тягово-сцепных свойств и КПД ходовой сис- крутящего момента; усилия в подшипниках, темы. возникновению опасности спада гусеницы

Реализация данных предложений по- с ведущего колеса, особенно при поворотах зволит повысить КПД и надежность зацеп- трактора. ления гусеничной цепи сведущим колесом, 10 Все перечисленные факторы снижают при этом достигается снижение массы зве- КПД и надежность зацепления гусеничной на гусеницы за счет выполнения сквозного цепи с ведущим колесом. Кроме того, и и отверстия в центральной части цевки и эф- движении трактора по влажной почве профективное взаимодействие зацепов с грун- исходит налипание грунта между зацепами том при движении трактора за счет 15 звена, гусеничная цепьутяжеляется, возраоптимизации геометрических параметров . стают динамические нагрузки в цепи, что зацепов и их ориентации на звене. также снижает работоспособность и надежНа фиг. 1 схематично показано зацепле- ность зацепления; ние цевки звена гусеницы с ведущим коле- В предлагаемой гусенице грунт, налисом; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 20 пающий на зубья ведущего колеса, при вхо3 — цевка звена со сквозным отверстием в де в зацепление со звеном выдавливается центральной ее части; на фиг, 4 — цевка через сквозное отверстие в средней части звена со.сквозными проходами; на фиг. 5 — цевки на нижнюю поверхность звена, затем расположение зацепов на совмещенных благодаря заданному расстоянию междузазвеньях гусеничной цепи; на фиг. 6 — зацеп 25 цепами и их параллельности беспрепятстна проушине звена, вид спереди; на фиг. венно проходит между ними, удаляясь с

7 — зацеп на проушине звена, вид сбоку. поверхности звена. Расположение сквозноЦевка 1 звена 2 гусеничной цепи выпол- го отверстия выемки в цевке звена напротив нена со сквозным отверстием 3 в централь- специальных пазов во впадинах ведущего ной части цевки. Упомянутое отверстие 30 колеса улучшаетсамоочищаемость гусеничрасполагается напротив специальных пазов ной цепи, так как налипающий грунт может для прохождения напрессованного грунта . удаляться в двух направлениях: через пазы во впадинах 5 ведущего колеса 6 в процессе во впадинах ведущего колеса, через сквозра оты зацепления гусеничной цепи с веду- ные отверстия в цевке и далее между зацещим колесом. Для усиления прочности цев- 35 пами звена. ки сквозное отверстие может быть Отношение ширины зацепа t в средней разделено поперечным ребром жесткости 7 части (по средней линии трапеции) к его на два сквозных прохода 8, при этом диа- высоте h для лучшей самоочищаемости поскв метр вписанной окружности фО каждо,о- верхности звена, проходов между зацеп озного прохода не должен быть меньше 40 и повышения тягово-сцепных свойств гусеф -, пами ширины В сквозного отверстия. Это усло- ницы должно составлять величину от 0,8 до вие обеспечит свободный выход напрессо- 6,0. ванного грунта через сквозные проходы, Зацеп при виде на него спереди(фиг. 6)

Зацепы 9 параллельны между собой, сим- имеет форму трапеции, большее основание метричны относительно продольной оси гу- 45 которой расположено на плоскости, отстоясеничной цепи, расположены наклонно к щей от оси шарниров на величину наименьоси 10 шарниров гусеницы и находятся на шего радиуса наружной поверхности расстоянии $ один от другого, не меньшем проушин. чем ширина В сквозного отверстия (или) тол- Формула изобретения щина "Ь" основания зацепа, угол наклона 50 1. Зацепление гусеничной цепи с ведузацепов лежит в пределах 10 — 45, что обес- щим колесом по авт. св. N. 1361053 печив ает свободныи проход выдавливаемо- ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения го грунта между зацепами и стабильные надежности и КПД путем улучшения самотягово-сцепные качества гусеничной цепи. очищаемости и снижения металлоемкости, При работе трактора цевка звена гусе- 55 в средней части цевки выполнены сквозные ничной цепи входит в зацепление с зубом отверстия, а зацепы совмещенных звеньев ведущего колеса, обеспечивая передачу цепи на средней проушине и на каждой из крутящего момента от ведущего колеса на проушин на полуплитах расположены с прогусеничную цепь. В процессе движения межутком не меньшим, чем ширина сквозпроисходит налипание и напрессовка грун- ного отверстия цевки и толщины основания

1743975 зацепа, и параллельны между собой на каждой из половин звеньев по сторонам от продольной оси симметрии цепи.

2. Зацепление по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что отношение ширины зацепа в средней части (средняя линия трапеции) к его высоте составляет величину от 0,8 до 6,0, а угол установки зацепа к оси шарниров гусеницы выбран в диапазоне 10 — 45О.

3. Зацепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е5 е с я тем, что в сквозном отверстии цевки установлено центральное поперечное ребро, 1743975

10о-45о

Фиг. 4

10о45

Составитель Э, Иванов

Редактор А, Маковская Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий

Заказ 2162 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному , в том числе тракторному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машинбстроения и обеспечивает повышение надежности зацепления

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для опорного катка гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к движителям гусеничных машин, а именно к ограничителям деформаций амортизаторов, встроенных в ведущие или направляющие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству транспортных средств и землеройных машин на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к базовым транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам, в частности к ходовым системам с треугольной схемой

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности и долговечности за счет повышения энергоемкости упругих элементов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение эксплуатационной надежности

Трактор // 2183162
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено для движителя таких транспортных средств, как трактор или тягач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе гусеничного движителя быстроходных машин - тягача, танка

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного назначения
Наверх