Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора

 

Использование: в области машиностроения , в частности, в конструкциях подшипниковых узлов, и может быть использовано в быстровращающихся роторных машинах с активными магнитными подшипниками. Сущность изобретения: устройство содержит индуктивный датчик положения ротора, связанный с последовательно соединенными предварительным усилителем, фазочувствительным детектором, фильтром низкой .частоты, усилителем мощности и обмотками питания электромагнитов, а также генератор переменных сигналов. За счет питания измерительного моста, образованного датчиками положения ротора, как от генератора переменных сигналов, так и от источника постоянного тока создается в магнитной цепи датчика дополнительный магнитный поток и выделяется сигнал, обусловленный скоростью изменения магнитного потока, что позволяет упростить конструкцию подшипникового узла и повысить эксплуатационную характеристику магнитного подвеса 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5п5 F 16 С 32/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4779157/08 а (22) 08.01.90 (46) 30.06.92. Бюл. N 24 (71) Институт ядерной энергетики АН БССР (72) С,П.Сафонов и А,В.Наганов (53) 621,822(088.8) (56) Отчет "Разработка и исследование электромагнитных подшипников". Псковский; филиал Л ПИ им, М.И.Калинина. Псков, 1981, N. Гос. регистр 79012472, инв. М В986819 от

25,09.81 В.НТИЦ. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ

МАГНИТНОГО ПОДВЕСА РОТОРА (57) Использование: в области машиностроения, s частности, в конструкциях подшипниковых узлов, и может быть использовано в быстровращающихся роторных машинах с активными магнитными подшипниками.

Изобретение относится к области машиностроения, к подшипникам для ротор ных машин и предусматривает усовершенствование системы автоматического управления (САУ) магнитных активных подшипников (МАП).

При создании роторных машин с активными магнитными подшипниками возникает проблема устойчивой работы последних. которая обычно решается выбором злемейтов внешней САУ МАП. Известные из указанных источников технические решения обеспечивают надежную работу роторной машины при высоких оборотах, в широком диапазоне температур. Наличие автоматической системы управления позволяет дополнительно устранить разбалансировку. демпфировать,,5U,, 1744313 А1

Сущность изобретения: устройство содержит индуктивный датчик положения ротора, связанный с последовательно соединенными предварительным усилителем, фазочувствительным детектором, фильтром низкой .частоты, усилителем мощности и обмотками питания электромагнитов, а также генератор переменных сигналов. За счет питания измерительного моста, образованного датчиками положения ротора, как от генератора переменных сигналов, так и от источника постоянного тока создается в магнитной цепи датчика дополнительный магнитный поток и выделяется сигнал, обусловЛенный скоростью изменения магнитного потока, что позволяет упростить конструкцию подшипникового узла и повысить эксплуатационную характеристику магнитного подвеса.

1 ил. колебания подвески, устранить расцентровку опор.

Однако известные технические решения имеют сложную конструкцию подшипниковых узлов, качество регулирования САУ

МАП не всегда обеспечивают надежную работу ротора машин.

Для повышения качества регулирования величину тока питания электромагнитов подшипника корректируют по величине перемещения и скорости перемещения контролируемого сечения ротора, Однако из-за наличия в выходном сигнале преобразователя. перемещений остатков несущей частоты и других высокочастотных шумов ухудшаются динамические характеристики всей системы.

Введение дополнительного датчика скоро1744313 сти перемещения ротора улучшит динамическую характеристику, но приведет к заметному увеличению размеров подшипникового узла.

Приведенная в известном устройстве система для стабилизации магнитного подвеса содержит ротор, магнитные активные подшипники, снабженные индуктивными датчиками положения ротора, выполненными по схеме измерительного моста, источники электропитания, а также. блоки системы автоматического управления, включающие задающее устройство. сумматор, усилители, включенные в цепь силового электромагнита подшипника, и преобразователь, обрабатывающий сигнал датчика положения и состоящий иэ установленных последовательно дифференциального усилителя, фазочувствительного детектора, фильтра низкой частоты, а также корректирующего звена (дифференциатора), с помощью которого получают величину скорости перемещения сечения ротора.

Принятый за прототип объект не всегда обеспечивает необходимое качество регулирования из-за ограничений, накладываемых на значение коэффициента преобразования дифференциатора, что снижает надежность работы ротора. о вх

К1 =- 0 вых /

clt

Из приведенной формулы видно, что предельное значение определяется отношением допустимой величины напряжения шумов на выходе дифференциатора и максимальной скоростью изменения шумового сигнала íà его входе.

Характеристическое уравнение простейшей САУ МАП имеет вид

Т. ° pç+ pÐ+ K р+ К где Тэ — постоянная времени электромагнита;

К, К:, — коэффициенты передачи САУ

УАП по откл6нению и скорости соответственно; р — оператор дифференцирования.

Величина К определяется необходимой жесткостью подвеса, а условие К > К Тэ обеспечивает устойчивость системы, Таким образом, ограничения на величину К К> существенно влияют на характеристики подвеса, В известных технических решениях в качестве входного сигнала дифференциатора используют выходной сигнал преобразователя перемещений. Однако высокочастотные шумы ухудшают динамические характеристики всей системы, что снижает надежность работы ротора, а вве50 рой используют величину магнитного потока в цепи датчика, в отличие от схемы, приведенной в качестве прототипа, в которой использу от корректирующее звено, упрощается конструкция САУ МАП.

55 Качество регулирования при использовании заявляемого устройства стабилизации повышается, что повышает надежность работы магнитного подвеса, а предлагаемая схема системы упрощает конструкцию под5

35 дение дополнительного датчика скорости перемещения ротора усложняет конструкцию подшипникового узла, Для достижения поставленной цели в устройстве для стабилизации магнитного подвеса 1зотора, содержащем магнитные активные подшипники, снабженные индуктивными датчиками положения ротора, соединенными по схеме измерительного моста и с предварительным усилителем, усилитель мощности, включенный s цепь силовых электромагнитов подшипника, генератор переменных сигналов, фазочувствительный детектор и последовательно соединенный с ним фильтр низкой. частоты, один из узлов питающей диагонали измерительного моста подключен к источнику постоянного напряжения, а другой узел — к генератору переменных сигналов, второй выход которого соединен с первым входом фазочувствительного детектора, вторым входом со;:диненного с выходом предварительного yi илителя и вторым входом фильтра низкой частоты, выход которого связан с входом усилителя мощности.

Отличительные особенности устройства предлагаемой системы для стабилизации. магнитного подвеса ротора по существу заключаются в новых связях известных элементов, а именно в измерительном мосте датчика положения один из узлов питающей диагонали подключен к источнику постоянного напряжения, а выход дифференциального усилителя преобразователя дополнительно, минуя фазочувствительный детектор, подключен на вход фильтра низкой частоты.

Подключение напряжения к узлу питающей диагонали измерительного моста создает разность потенциалов, обусловливающую протекание через катушки датчика постоянного тока.

На вход фильтра приходит сигнал, пропорциональный скорости перемещения ротора, а также сигнал, пропорциональный отклонению ротора от заданного положения, получаемый при детектировании.

Таким образом, благодаря указанным отличительным особенностям схемы, B кото;. 1744313 шипникового узла и в свою очередь дополнительно повышает надежность работы.

На чертеже изображена принципиальная схема заявляемого устройства для стабилизации магнитного подвеса ротора 5 (один канал), Ротор изображен условно двумя заштрихованными сечениями, соединенными пунктирной линией с обозначением в-угловой скорости вращения, Кроме того, основные функциональные блоки системы 10 обозначены позициями: 1 — ротор; 2, 3— электромагниты подвеса ЭМ1 и ЭМ2; 4, 5индуктивные датчики положения Д1 и Д2; 6, 7 —. резисторы, образующие с обмотками датчиков 4 и 5 измерительный мост; 8 — узел 15 питающей диагонали измерительного моста; 9 — клемма источника напряжения постоянного тока Е; 10 — генератор переменных сигналов ГПС; 11 — усилитель мощности —:.

УМ; 12 — предварительный усилитель — ПУ; 20

13 — фаэочувствительный детектор — ФЧД;

14 — фильтр низкой частоты — ФНЧ: 15— дополнительный резистор.

Заявляемое устройство работает следующим образом, .25

Сигнал от ГПС-10 подают на измерительный мост, образованный индуктивностями катушек датчиков 4; 5 и резисторами б, 7. С измерительной диагонали моста напряжение разбаланса. вызванное смещени- 30 ем ротора 1 через усилитель 12 поступает на фазочувствительный детектор 13, где выде- . ляется информация о величине и направле- . нии разбаланса. Подключение клеммы 9 к источнику напряжения постоянного тока 35 приводит к появлению дополнительного магнитного потока Ф от постоянного тока, благодаря чему в индуктивностях датчиков 4, 5 наводится дополнительная

ЭДС 1- Фо/dt — или е х (х — величина 40 скорости смещения ротора). Этот сигнал с выхода усилителя 12 через резистор подают в обход ФЧД 13 на вход в ФНЧ 14. При достаточно большом Ф сигнал, пропорциональный х, намного превышает шумовой .45 сигнал, идущий от ФЧД 13. В результате на выходе ФНЧ 14 формируется сигнал U=Kx+

+ Кх, т.е. сигнал, пропорциональный пере-, мещению и скорости перемещения контролируемого датчиками 4, 5 сечения ротора 1. 50

Этот сигнал является управляющим для усилителей 11 и регулирует величину электрического тока питания электромагнитов 2 и 3, что соответственно приводит к корректировке величины передаваемых от электро- 55 магнитов на ротор 1 усилий и стабилизирует его магнитный подвес. При этом непосредственное получение первой производной от перемещения ротора характеризуется значительным (по 2-х порядков) улучшением соотношения сигнал/шум по сравнению с прототипом, где производная вычисляется путем дифференцирования сигнала от измерителя положения ротора с помощью корректирующего звена. Это позволяет уйти от ограничений, в значениях К конкретной схемы САУ, накладываемых высокочастотным шумом на входе дифференцирующего звена, получить в характеристическом уравнении

Т . р +f +К .р+К=О лучшую устойчивость системы, Определяемую соотношением Kg КТЗ что дает возможность увеличивать значение К и Тэ и ведет к улучшению основных эксплуатационных характеристикк подвеса.

В сравнении с прототипом заявляемая схема САУ МАП имеет следующие техникоэкономические преимущества.

Благодаря принципиальной возможности получения более высоких значений К> заявляемая система обладает лучшей устойчивостью; позволяет повысйть эксплуатационные характеристикй магнитного подвеса.

При этом несколько проще схема, не критична к настройке. так как.не содержит сложных цепей коррекции амплитудно-фазо-частотной характеристики (АФЧХ), Экономический эффект от использования заявляемого изобретения можно будет определить после его промышленного применения как,экономию от повышения надЕжности роторной машины.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора. содержащее магнитные активные подшипники, снабженные индуктивными датчиками положения ротора. соединен н ыми по схеме измерительного моста и с предварительным усилителем, усилитель мощности, включенный в цепь питания силовых электромагнитов подшипника, генератор,. фазочувствительный де- . тектор и последовательно соединенный с ним фильтр низкой частоты, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы за счет улучшения качества регулирования. питающего тока электромагнитов подшипника, один иэ узлов питающей диагонали измерительного моста подключен к источнику постоянного напряжения, а другой узел — к генератору, второй выход которого соединен с первым входом фазочувствительного детектора, первым входом соединенного с выходом предварительного усилителя и вторым входом фильтра низкой частоты, выход которого связан с входом усилителя мощности.

1744313

Составитель А.Наганов

Техред М,Моргентал.Редактор Т,Пилипенко

Корректор M,Максимиаинец

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2179 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ С" СР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора Устройство для стабилизации магнитного подвеса ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к бесконтактным электромагнитным опорам

Изобретение относится к машиностроению , к бесконтактным опорным узлам, в частности к магнитному опорному узлу с постоянными магнитами для восприятия, радиальных усилий на опорах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к магнитному подвесу ротора, и может быть использовано в малошумных роторных механизмах

Изобретение относится к электротехнике , к устройствам возбуждения механических колебаний

Изобретение относится к майи но„тоое Пию и может быть ж поп1 я ,злал на магнитных опорах Цегь изобрете ия по вышечие надежности и динамической жегт KOCTi- опоры в резонансной области снижение массогабаритных показателей за с & f , и з и з tunpoiop L, чоп I/ ел f ои i i ( d Рс 0 l1| ПГдГЗИЛ непо,гви IB i/i ма митр провод о i и / ано е i - с prtho u чрзоро о t i ч ньи г-i- г° Tq, ,Ог d чик та У а ь ч сe с j,e i с h° i i р ч Т, т к кср Cl/ i-i ОГО ° л(

Изобретение относится к бесконтактным опорным устройствам с электромагнитными подшипниками и может быть использовано при создании, например, газоперекачивающих агрегатов и других высокооборотных машин с активным магнитным подвесом роторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесконтактным опорным узлам с электромагнитными подшипниками, и может быть использовано при создании крупных трансмиссионных высокооборотных агрегатов, например, газоперекачивающих (ГПА) или турбодетандерных (ТДА)

Изобретение относится к магнитным подшипникам и, в частности, к упорным магнитным подшипникам

Изобретение относится к устройствам для бесконтактного центрирования или удерживания массы во взвешенном состоянии

Изобретение относится к приборостроению - к магнитным системам фиксации подвижных узлов измерительных устройств

Изобретение относится к верхней магнитной опоре ротора с вертикальной осью вращения

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для использования в электромеханических устройствах на переменном токе для демпфирования поступательных и угловых колебаний тел, статическое или динамическое состояния которых заданы магнитным или электрическим полями соответственно электромагнитов или электродов, питаемых переменным током

Изобретение относится к машиностроению и, преимущественно, к магнитным опорам вертикальных роторов быстровращающихся приборов, накопителей энергии, центрифуг, в которых верхняя магнитная опора ротора обеспечивает радиальную жесткость и центровку ротора относительно корпуса и, одновременно, разгружает нижнюю опору от осевой нагрузки
Наверх