Фрикционный гаситель колебаний

 

Использование: может быть использовано для гашения колебаний подвижного состава. Сущность изобретения: фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус для связи с неподрессоренной массой, узел фрикционного нагружения, выполненный в виде электромагнита, фрикционных накладок и ведущей и ведомой пластин для взаимодействия между собой наклонными поверхностями, шток, связываемый с неподрессоренной массой, и систему управления , дополнительно снабжен пружинами, установленными между крышкой и ведущей пластиной в продольном направлении и между ведомой пластиной и корпусом в поперечном направлении, телами качения, расположенными между наклонными поверхностями ведущей и ведомой пластин, и упором, установленным на торце крышки с зазором относительно ведущей пластины. Конструкция фрикционного гасителя колебаний дополнительно снабжена механизмом компенсации износа, выполненном в виде шпильки, закрепленной одним концом неподвижно в ведомой пластине. пленки с отверстием, закрепленной на боковой поверхности корпуса, через которое пропущена шпилька, размещенной на свободном конце последней гайки и поджимающей последнюю к планке спиральной пружиной. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

((9) (44) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 F 6/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО Ь ЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l( С:

1 (21) 4816130/28 (22) 28.02.90 (46) 30.06.92. Бюл. N 24 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.В;Шаповалов, А,В.Шабанов и 6,И,Остроухов . (53) 621.567.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1221404, кл. F 16 F 7/06, 1985, Авторское свидетельство СССР

К 1236224, кл. F 16 F 7/08, 1986, (54) ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ (57) Использование: может быть использовано для гашения колебаний подвижного состава. Сущность изобретения: фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус для связи с неподрессоренной массой, узел фрикционного нагружения, выполненный в виде электромагнита, фрикционных накладок и ведущей и ведомой пластин для

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний подвижного состава, Известен фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус. шток, узел поджатия поверхностей трения, выполненный в виде двух пластин, обращенных одна к другой, поверхности которых имеют. взаимодействующие между собой клиновидные выступы, одна из пластин закреплена на корпусе, и обмоток электромагнита. расположенных в другой пластине.

Наиболее близким к предлагаемому является фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус для связи с подрессоренной массой, узел фрикционного нагрувзаимодействия между собой наклонными поверхностями, шток, связываемый с неподрессоренной массой, и систему управления, дополнительно снабжен пружинами, установленными между крышкой и ведущей пластиной в продольном направлении и между ведомой пластиной и корпусом в поперечном направлении, телами качения, расположенными между наклонными поверхностями ведущей и ведомой пластин, и упором, установленным на торце крышки с зазором относительно ведущей пластины.

Конструкция фрикционного гасителя. колебаний дополнительно снабжена механизмом компенсации износа, выполненном в виде шпильки, закрепленной одним концом неподвижно в ведомой пластине, пленки с отверстием. закрепленной на боковой поверхности корпуса, через которое пропущена шпилька, размещенной на свободном конце последней гайки.и поджимающей последнюю к планке спиральной пружиной. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 жения, выполненный в виде электромагни- Ь та, фрикционных накладок, и ведущей и ве-, фь, домой пластин,для взаимодействия между. (;.) собой наклонными поверхностями, шток, связываемый с неподрессоренной массой и систему управления, Недостатками данного фрик(4ион ного гасителя колебаний являются отсутствие получения заданного закона нарастания усилия гашения колебаний,а также возможность заклинивания между собой ведущей и ведомой пластин, что приводит к отказу работоспособности гасителя. При работе указанного гасителя колебаний как в вертикальном, так и в наклонном положении отсутствует возможность компенсиро1744321 будет выбрать появившийся износовый зазор (т,е. появляется холостой ход), Кроме этого, при износе фрикционных накладок 10

20

45 фрикционный гаситель колебаний.

Фрикционный гаситель колебаний состоит из корпуса 1, связанного с подрессо- 50 ренной массой (не показано) через втулку 2 штока 3, контактирующего с фрикционными накладками 4 и 5, одна из которых неподвижно закреплена в корпусе 1,.âòîðàÿ — на йедущей пластине 6, внутри которой для 55 уПравления процессом демпфирования встроен постоянный магнит .7. Перемещение ведущей пластины 6 ограничено упором

8 в корпусе 1 и упором 9 в крышке 10. Шток

Закреплен при помощи втулки 11 с неподвания износа фрикционных поверхностей пары трения. При износе фрикционных накладок на несколько миллиметров появляется зазор между двумя пластинами, что не позволит гасителю работать на всем диапазоне амплитуд колебаний, так как перед началом работы гасителю вначале нужно произойдет снижение надежности гасителя иэ-за динамических нагрузок, возникающих и ри ударе ведущей пластин ы о ведомую. когда происходит выбор износового зазора.

Цель изобретения — повышение надежности и эффективности в работе фрикционного гасителя колебаний, Поставленная цель достигается тем, что конструкция фрикционного гасителя колебаний. содержащая корпус для связи с неподрессоренной массой, узел фрикционного нагружения, выполненный в виде электромагнита, фрикционных накладок, и ведущей и ведомой пластин для взаимодействия между:собой наклонными поверхностями, шток, связываемый с неподрессоренной массой и систему управления, он снабжен пружинами, установленными между крышкой и ведущей пластиной в. продольном направлении и между ведомой пластиной и корпусом в поперечном направлении, телами качения, установленными между наклонными поверхностями ведущей и ведомой пластин, и упором, установленным на торце крышки с зазором относительно ведущей пластины.

Фрикционный гаситель колебаний дополнительно снабжен механизмом компенсации износа, выполненным в виде шпильки, закрепленной одним концом неподвижно в ведомой пластине, планки с отверстием, закрепленной на боковой поверхности корпуса, через которое пропущена шпилька, размещенной на свободном конце последней гайки и поджимающей последнюю к планке спиральной пружины.

На чертеже представлен предлагаемый рессоренной массой (не показано); В корпусе 1 установлено усилительное звено, выполненное в виде ведущей 6 и ведомой 12 пластин, имеющих аналогичную наклонную .

5 поверхность и контактирующих друг с другом этими поверхностями через тела 13 ка-. чения, Для передачи радиального усилия с усилительного звена на корпус, между корпусом 1 и ведомой пластиной 12, и между ведущей пластиной 6 и крышкой 10установлены пружины 14 и 15, имеющие суммарный закон зависимости деформации от прикладываемого усилия, пропорциональный оптимальному (например, синусоидальному) закону изменения усилия гашения. Механизм компенсации износа состоит. иэ шпильки 16, закрепленной одним концом в ведомой пластине 12, а другим — в планке 17 гайкой 18, поджатой пружиной 19. Пружина

19 крепится одним концом к гайке 18, а другим концом — к корпусу 1, причем пружина 19 накручена таким образом, чтобы при раскручивании вращать гайку 18.по шпильке 16 в сторону поджатия ее к планке 17, Гаситель колебаний работает следующим образом.

При возникновении колебаний подрессоренной массы (корпуса 1) относительно неподрессоренной массы (штока 3) на обС мотку электромагнита 7 подается начальное напряжение. ведущая пластина 6 притягивается к штоку 3 и начинает вместе с ним двигаться, сжимая пружину 15: В процессе движения ведущей. пластины 6 она взаимодействует наклонными поверхностями через тела 13 качения с ответными наклонными поверхностями ведомой пластины 12, в результате чего возникает нормальное давление, заставляющее сжиматься пружины 14; которые. совместно с пружиной 15 обеспечивают силу сопротивления гасителя согласно заданным характеристикам подобранных пружин 14 и 15, Колебания неподрессоренной массы (штока 3) фиксируются датчиком системы управления и усиленные подаются на обмотку электромагнита 7, в результате чего меняется напряжение на обмотке электромагнита и сила нормального давления.. Для ограничения предельного демпфирующего усилия гасителя, соответствующего максимальному значению деформации пружин

14, рассчитывается зазор Л h между ведущей пластиной 6 и упором 9 в крышке 10, Из следующего соотношения сил характеризующего Л h — перемещение ведущей пластины 6 и Л I — деформацию пружин "1. этот зазор будет равным Л h =- à —. Нарушение

hl Гtg à

1744321

Составитель А.Шабанов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор М.Кучерявая

Редактор Ю.Середа

Заказ 2179 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва.,Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул.Гагарина. 101 данной величины зазора в сторону уменьшения приводит к уменьшению максимального значения демпфирующего усилия, а в" сторону увеличения — к заклиниванию наклонных поверхностей ведущей 6 и ведомой 5

12 пластин, что приводит к отказу работоспособности гасителя.

По мере изнашивания фрикционных накладок 4 и 5 между наклонными поверхностями пластин 6 и 12 образуется зазор, 10 который ликвидируется механизмом компенсации износа как при работе гасителя в вертикальном, так и в наклонном положении, за счет раскручивания пружины 19, вращающей гайку 18 по шпильке 16, застав- 15 ляя последнюю совместно с ведомой пластиной 12. перемещаться вверх до выбора износового зазора между наклонными поверхностями пластин.

Ilo сравнению с прототипом предлагае- 20 мый гаситель колебаний дает возможность повысить надежность конструкции и улучшить эффективность его работы.

Формула изобретения

1. Фрикционный гаситель колебаний..25 .содержащий корпус для связи с подрессо-.. ренной массой. узел фрикционного нагружения, выполненный. в виде электромагнита, фрикционных накладок и ведущей и ведомой пластин для взаимодействия, между собой наклонными поверхностями„шток, связываемый с неподрессоренной массой, и систему управления, о т л и ч а е шийся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности в работе; он снабжен пружинами,. установленными между крышкой и ведущей пластиной в продольном нап равлении и между ведомой пластиной и корпусом в поперечном направлении; телами . качения, установленными между наклонными поверхностями ведущей и ведомой пластин, и упором, установленным на торце крышки с зазором относительно ведущей пластины,.

2. Гаситель колебаний по.п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что он снабжен механизмом компенсации износа..выполненным в виде шпильки, закрепленной одним: концом неподвижно в ведомой пластине, планки с отверстием, закрепленной. на боковой поверхности корпуса, через. которое пропущена шпилька, размещенной на свободном конце последней гайки и поджимающей последнюю к планке спиральной пружины.

Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, в частности к геодезическому приборостроению , и может быть использовано при геометрическом нивелировании для виброизоляции геоприборов, а также в общем машиностроении

Изобретение относится к устройствам для гашения механических колебаний и может быть использовано в машиностроенич судостроении и приборостроении Цель изобретения - повышение эффективно демпфирования при увеличении скорости возмущающих воздействий путем увеличения силы, удерживающей дросселирующий элемент в поле магнита При малых колена ниях подвижного элемента с укреплена на нем ампулой 1 постоянный магнит удерживает ферромагнитный элемент 3 в неподвижном состоянии при этом происходит перетекание вязкой жидкости 2 из одной части ампулы 1 в другую через дросселирующий зазор между стенками гмпулы 1 и поверхностью ферромагнитного элемента 3 Увеличение колебаний приводит KLN пценичм элем°ча 3 р- cev- у ах ii 12 p.Lj4iiTC ДС t де г -ие менногп сиг-tana eru ; мог ягич и /он 10 ЧИЧ Е ЗЛСгчТ ,jl J Г а Г I ооес печ зэот t y

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную работу машин и механизмов, и может быть использовано для демпфирования поперечных колебаний роторов ультрацентрифуг, гироскопов , вакуумных насосов и других устройств , использующих магнитный подвес для роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты различных объектов от вибраций

Изобретение относится к средствам виброизоляции различных объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для амортизации постоянного вращающихся изделий и узлов

Изобретение относится к узлам машин, обеспечивающим их нормальную эксплуатацию, в частности к средствам для гашения колебаний, и может быть использовано для виброизоляции объектов, работающих при низких окружающих температурах, например в условиях Крайнего Севера

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим устройствам

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты от вибраций различных объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний различного рода объектов, в частности летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам гашения колебаний исполнительных устройств промышленных роботов

Изобретение относится к средствам гашения вибраций различных технических объектов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к виброзащитной технике, и может быть использовано для гашения колебательных движений подвижного состава и преобразования энергии колебания в электрическую энергию

Изобретение относится к средствам и способам виброзащиты объектов в различных областях техники

Изобретение относится к средствам виброзащиты

Изобретение относится к средствам виброзащиты объектов в различных областях техники

Изобретение относится к средствам виброзащиты объектов в различных областях техники

Изобретение относится к виброзащитной технике, а именно к системам виброизоляции (подвескам, опорам), применяемым в мобильных машинах, в частности в транспортных средствах, а при соответствующем подборе рабочего тела - для гашения упругих колебаний крупногабаритных космических конструкций
Наверх