Составное зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. Цель - снижение трудоемкости контроля износа зубьев в спироидной передаче с торцовым расположением зубьев на диске. Это достигается выполнением контролируемых зубьев съемными при условии сохранения работоспособности передачи после съема части зубьев. Часть зубьев спироидного колеса размещена на соответствующих съемных вкладышах 2, установленных в прямолинейных пазах диска 1. Число и геометрия пазов выбраны так, что при последовательном съеме части зубьев для регулярного контроля их износа коэффициент перекрытия передачи остается большим единицы, т.е. обеспечивается ее работоспособность (снятые зубья обратно не устанавливаются). 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 H. 55/12, 55/22

ГОСУДАРСТВЕН.ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф.иг. f

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4842472/28 (22) 07.05.90 (46) 30.06.92. Бюл, М 24 (71) Ижевский механический институт (72) В,И. Гольдфарб, А.С. Кунивер и Г.Т., Чекалкин (53) 621.833(088.8) (56) Гольдфарб В.И., Кунивер А.С; Спироидный мотор-редуктор управляемого привода токарно-винторезного станка с ЧПУ. Информ. листок Удмуртского .ЦНТИ, Устинов, 1986, М 86 — 01, Патент Германии th 544027, кл. 47В23, 1932. (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель — снижеA,,5U 1744351 А1

2 ние трудоемкости контроля износа зубьев в спироидной передаче с торцовам расположением зубьев на диске. Это достигается выполнением контролируемых зубьев съемными при условии сохранения работоспособности передачи после съема части зубьев. Часть зубьев спироидного колеса размещена на соответствующих съемных вкладышах-2, установленных в прямолинейных пазах диска 1. Число и геометрия. пазов выбраны так, что при последовательном съеме части зубьев для регулярного контроля их износа.коэффициент перекрытия передачи остается большим единицы, т.е. обеспечивается ее работоспособность (снятые зубья обратно не устанавливаются). 3 ил.

1744351

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании колес спироидных передач, подвергаемых испытаниям на износ.

Известно составное зубчатое колесо спироидной передачи, содержащее зубчатый диск с торцовым расположением на нем зубьев, включающий в себя ступицу и присоединенный к ней монолитный зубчатый венец.

Недостатком этого составного эубчатого колеса является монолитность конструкции зубчатого венца, препятствующая выполнению периодического контроля износа зубьев данного колеса вне корпуса содержащего его спироидного редуктора иэ-за опасности нарушения первоначальной сопряженности зубьев спироидной передачи при извлечении колеса иэ корпуса редуктора и допускающая проведение такого контроля только в этом корпусе, что делает операцию контроля износа зубьев достаточно трудоемкой.

Наиболее близким к прсдлагаемому является составное зубчатое колесо. содержащее зубчатый диск с расположенными равномерно по окружности колеса вдоль зубьев прямолинейными пазами и закрепленные в пазах вкладыши, а часть зубьев диска закреплена на соответствующих в кл ады ш ах.

Это колесо имеет тот недостаток, что вкладыши запрессованы в пазах диска, а такое крепление вкладышей затрудняет выполнение периодического контроля износа зубьев данного колеса как вне корпуса содержащего его редуктора, так и непосредственно в нем, поскольку осуществление указанного контроля в первом случае связано с необходимостью выполнения многократных разборок и сборок редуктора, чреватых нарушением исходной сопряженноСти рассматриваемого колеса с взаимодействующим с ним. червяком, а во втором случае — с потребностью производства при каждой проверке износа зубьев демонтажа редуктора на испытательном стенде и установки его в удобное для контроля положение и с преодолением неудобств; обусловленных контролем зубьев в корпусе редуктора.

Целью изобретения является снижение трудоемкости контроля износа зубьев в спироидной передаче с торцовым расположением зубьев на диске.

Поставленная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе спироидной передачи, содержащем зубчатый диск с торцовым расположением на нем зубьев, имеющий равномерно расположенные по окружности колеса вдоль зубьев пазы, и закрепленные в пазах вкладыши. на которых закреплена часть зубьев диска, вкладыши— съемные, а их число и геометрия пазов вы5 браны из следующих выражений: и < Z2/6;

L = (1,1 — 1,2)Ь "2;

10 18т С» (b 2-1) где Z2 — число зубьев колеса;

1 — длина паза:

С вЂ” ширина паза;

S — расстояние между осью симметрии паза и осью колеса в торцовой плоскости диска; е2 и п2 — соответственно внешний и внутренний радиусы образованного зубьями венца;

b2 — ширина венца;

b 2 и — соответственно ширина венца и шаг зубьев., измеренные в плоскости, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на величину 2Ь2;

Ь"2 — ширина венца, измеренная в плоскости, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на величину S.

Выполнение вкладышей съемными обеспечивает воэможность их удаления с зубчатого диска составного зубчатого колеса без осуществления разборки содержащего это колесо редуктора и тем самым создает условия для выполнения контроля износа зубьев этого колеса вне корпуса указанного редуктора, что позволяет снизить трудоемкость такого контроля.

Приведенные выше выражения получе ны из условия размещения в пределах каждого вкладыша одной впадины зубьев. являющейся основой при контроле их изно са, и обеспечения в спироидной передаче, 45 содержащей рассматриваемое составное зубчатое колесо, коэффициента перекрытия. не ниже единицы при отсоединенных от зубчатого диска вкладышах. При этом выполнение первой части условия, касающейся размещения впадины зубьев на вкладышах, обеспечивается выбором величин параметров L и 5 из приведенных выражений и выбором величины параметра С не меньшей, чем 1,8т. Выполнение же второй

55 части условия, затрагивающей коэффициент перекрытия в спироидной передаче, определяемый отношением Ь 2/с, достигается выбором величин параметров С и и не большими, чем соответственно (b 2 - t) и Z2/6, 5 1744351 6

На фиг.1 — схема предлагаемого составного зубчатого колеса; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — сечение 6-6 на фиг.1.

Составное зубчатое колесо содержитзубчатый диск 1 с торцовым расположением 5 на нем зубьев, включающий в себя ступицу и присоединенный к ней зубчатый венец, и вкладыши 2, на которых закреплена часть зубьев диска 1. Эти вкладыши 2 закреплены в прямолинейных пазах диска 1, выполнен- .10 ных со стороны внешнего цилиндра колеса и равномерно расположенных по его окружности вдоль зубьев. Оси 3 симметрии данных пазов смещены от оси 4 колеса. . Для обеспечения размещения в преде- 15 лах каждого вкладыша 2 одной впадины зубьев, являющейся основой при контроле их износа, и достижения в спироидной передаче. содержащей рассматриваемое составное колесо, коэффициента перекрытия 20 не ниже единицы при отсоединенных от диска 1 вкладышах, число и геометрия пазов выбраны иэ следующих соотношений: и < Ег/6;

1 = (1,1-1,2)Ь"г;

1,8 < С< (b г-т):

30 и Z2/6;

L - (1,1-1,2)Ь "г;

1,8t < С < (Ь г - t);

40 где Ег — число зубьев колеса;

1 — длина паза;

С вЂ” ширина паза;

S — расстояние между осью симметрии паза и осью колеса в торцовой плоскости

45 диска; г,г, га-соответственно внешний и внутренний радиусы образованного зубьями венца;

Ьг — ширина венца;

b 2 u t — соответственно ширина венца и шаг зубьев, измеренные в плоскости, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на величину 2Ьг;

b"г — ширина венца, измеренная в плоскости, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на величину $.

S = 0,25(гег+пг )" — 4 Ьг, где 2г — число зубьев колеса;

L — длина паза;

С вЂ” ширина паза;

S — расстояние между осью 3 симметрии паза и осью 4 колеса в торцовой плоскости диска 1; å2 и 1I2 — соответственно внешний и внутренний радиусы образованного зубьями венца;

Ьг — ширина венца;

Ь 2 и т — соответственно ширина венца и шаг зубьев, измеренные в плоскости, параллельной оси 4 колеса и отстоящей от нее на величину 2Ьг;

Ь"г — ширина венца, измеренная в плоскости, параллельной оси 4 колеса и отстоящей от нее нэ величину S.

Предлагаемое составное зубчатое колесо устанавливают в спироидный редуктор в качестве ведомого звена спироидной передачи, подвергаемой испытаниям на износ.

Износ зубьев данного колеса контролируют периодически в процессе работы спироидного редуктора на испытательном стенде, Для этого через определенные промежутки времени работы редуктора, например через каждые 200 ч, с составного зубчатого колеса снимают Ro одному вкладышу, который и используют для проверки износа зубьев, При этом съем каждого вкладыша не препятствует передаче движения от червяка спироидной передачи к ее колесу вследствие того, что коэффициент перекрытия в этой передаче при всех снятых вкладышах обеспечен не ниже единицы. Съем вкладышей не требует демонтажа редуктора на стенде или разборки редуктора и легко осуществляется через специальное окно в его корпусе. Прошедший контроль вкладыш в редуктор не устанавливается. . Формула изобретения

Составное зубчатое колесо, содержащее зубчатый диск с. расположенными равномерно по окру)кности колеса вдоль зубьев прямолинейными пазами и закрепленные в пазах вкладыши, а по крайней мере часть зубьев диска закреплена на соответствующих вкладышах, о т-л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости контроля износа зубьев в спироидной передаче с торцовым расположением зубьев- на диске, вкладыши выполнены съемными, а их число и и геометрия пазов выбраны из соотношений

1744351

Фиа.2

Б ло5ернуто

Составитель А. Кунивер

Редактор IO. Середа Техред M.Ìîðãåí Tàë . Корректор М. Максимишинец

Заказ 2181 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент"; г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах для передачи движения - вращения, например в приводах тяжелосредних сепараторов , в горно-химической, рудной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес Целью изобретения является повышение точности ориентирования зубчатого колеса относительно сопрягаемых с ним зубчатых колес Зубчатое колесо 1 установлено на валу 9 на опорах качения 12

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в конструкциях зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах с изменяемой геометрией элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте крупномодульных зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Наверх