Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства

 

Использование: машиностроение, в частности к транспортным средствам многоцелевого назначения на гусеничном ходу. Сущность: механизм содержит направляющее колесо 1, установленное на коленчатой оси 2 в кронштейне 3 рамы транспортного средства, гидроцилиндр k натяжения гусеницы, ряженный с одним концом листовой рессоры 8, другой конец которой соединен с упорным элементом на раме . Новым в механизме является то, что листовая рессора 8 сопряжена с боковой поверхностью гидроцилиндра 4 на которой выполнен-упор, взаимодействующий с листовой рессорой 8, а упорный элемент выполнен в виде упорного кронштейна 9, смещенного относительно оси гидроцилиндра 4 натяжения гусеницы, или в виде оси в кронштейне рамы, на которой установлен поворотный рычаг, шарнирно соеди-. ненный с гидроцилиндром, сопряженный с концом -листовой рессоры 8 и снабженный регулировочным элементом для предварительного поджатия рессоры, выполненным в виде регулировочного болта или упора на самом рычаге, что повышает надежность и снижает металлоемкость амортизационно-натяжного механизма. 8 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflYBflHH

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

„„SU„„1745605 А1

gl)s В 62 О 55/30 (21) 4845373t11 (22) 27. 06.90 (46) 07. 07. 92. Бюл. V 25 (71) Харьковский тракторный завод (72) С. В. Лаврентьев, Н.ф. Шашков, А. Я. Козорез, И.Ш.Чернявский, П.И. Горяшко и А.Ю.Прилуцкий (53) 629. 11. 012. 57.621 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 816853, кл. В 62 D 55/30, 1981. (54) АИОРТИЗАЦИОННО-НАТЯЖНОЙ NEXA-.

НИЗИ ГУСЕНИЦЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: машиностроение, в частности к транспортным средствам многоцелевого назначения иа гусенич" ном ходу. Сущность: механизм содержит направляющее колесо 1, установленное на коленчатой оси 2 в кронштейне 3 рамы транспортного средства, гидроцилиндр 4 натяжения гусеницы, соп» ряженный с одним концом листовой

2 рессоры 8, другой конец которой соединен с упорным элементом на раме. Новым в механизме является то, что листовая рессора 8 сопряжена боковой поверхностью гидроцилиндра 4 на которой выполнен-упор, взаимодействующий с листовой рессорой 8, а упорный элемент выполнен в виде упорного кронштейна 9, смещенного относительно оси гидроцилиндра 4 натя" жения гусеницы, или в виде оси в кронштейне рамы, на которой установлен поворотный рычаг, шарнирно соеди". ненный с гидроцилиндром, сопряженный с концом листовой рессоры 8 и снабженный регулировочным элементом для предварительного поджатия рессоры, выполненным в виде регулировочного болта или упора на самом рычаге, что повышает надежность и снижает металлоемкость амортизационно-натяжного механизма. 8 з.п.g-лы, 5 ил.

174

Изобретение относится к машиностроению, в частности,к транспортным средствам многоцелевого назначения на гусеничном ходу.

Известен амортизационыо-натяжной механизм гусеницы транспортного средства, содержащий направляющее колесо, кривошип, ° установленный поворотно на раме и связанный ч".реэ гидроцилиндр натяжения гусеницы и промежуточное звено с пружинным амортизатором, Недостатком указанной конструкции является применение в качестве упругого элемента механизма пружины, которая в процессе работы транспортного

1 средства подвержена забиванию влажной ,почвой и снегом, что при замерзании приводит к полной потере работоспособности амортизационно-натяжного механизма в целом,,Цля предотвращения забивания пружины применяют за;щитные приспособления, .но это малоэффективно и усложняет конструкцию:

Кром" того, пружина как упругий э,. . мент амортиэационно-натяжного ме, ;:. ! ниэма имеет большие габариты и м:c ."I су, не надежна в работе, а также обладает крутой упругой характеристи кой. Выпрямления упругой характеристики пружинного а.амортизатора можно > добиться применением промежуточных ,звеньев 1двуплечих рычагов), но это

1усложняет конструкцию и повышает ее металлоемкость.

В качестве прототипа выЬрана конструкция амортизациоино-натяжного механизма гусеницы транспортного средства, содержащего гидроцилиндрнатяжения гусеницы„ сопряженный с одним концом листовой рессоры, другой конец которой соединен с упорным : элементом, установленным на раме транспортного средства.

Недостатком такого амортизационно,натяжного механизма является торцо вое расположение листовой рессоры ( по отношению к гидроцилиндру натяжения гусеницы, через который передается на нее нагрузка. Чтобы добиться срабатывания листовой рессоры, неоЬходимо придать ее листам выгнутый профиль или добиться их предварительной деформации прогиба. Иначе ,для срабатывания листовой рессоры не обходимо будет прикладывать к гидро= цилиндру осевое усилие несоизмеримо большее, чем рабочие нагрузки, дейст3

Ф

Кроме того, упорный элемент установлен на раме со смещением относительно продольной оси гидроцилиндра; ограничитель максимальной деформации рессоры выполнен в ниде буфера„ установленного на раме с возможностью взаимодействия с выпуклой стороной рессоры, рессора выполнена из двух частей, симметрично установленных на гидроцилиндре, а ограничитель деформации выполнен на торце гидроцилиндра, упорный элемент выполнен в виде поворотного рычага, одним концом шарнирно связанного с гидроцилиндром натяжения, а другим так же с рамой, при этом рычаг сыабжеы регулировочным элементом, регулировочный элемент выполнен в виде регулировочного болта, взаимодействующего с упором на кронштейне рамы, регулировочный элемент выполнен s виде упора на поворотном рычаге в месте его шарнирного соединения с гидроцилиндром натяжения гусеницы и взаимодействующим с ним, поворотный рычаг в месте шарнирного соединения с гидроцилиндром натяжения гусеницы снабжен дополнительным упором; поворотный рычаг в месте сопряжения с листовой реСвующие на амортиэационно-натяжной механизм.

Предварительная деформация листов рессоры должна быть точно отрегулирована, так как она влияет на величину начальнбго усилия срабатывания амортиэационно-натяжного механизма. Все это усложняет конструкцию,:снижает

10 ее надежность и увеличивает ее металлоемкость.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности и снижение металлоемкости амортиэационно35 натяжного механизма гусеницы транспортного средства.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что в амортизационно-натяжном механизме гусеницы транс

> портного средства, содержащем гидроцилиндр натяжения. сопряженный с одним концом листовой рессоры, другой конец которой соединен с упорным эле1 ментом, .установленным на раме транс портного средства, ограничитель максимальной деформаци 1 рессорь|, pec:cîpà сопряжена с ооковой поверх, ностью гидроцилиндра„ на которой вы пол <ен упор, взаимодей.-.тв лвщий с торцом рессоры.

) 74 сорой снабжен выступом-кулачком, взаимодействующим с ней.

В отличие от известных технических решений в предложенном амортизационно-натяжном механизме сопряжение листовой рессоры с гидроцилиндром натяжения гусеницы осуществлено на его боковой поверхности, что позволяет сместить листовую рессору относительно оси гидроцилиндра, благодаря чему отпадает необходимость в осуществлении предварительной деформации рессоры для регулировки начального усилия срабатывания амортизационно-натяжного механизма при ее упоре торцом в упорный элемент на раме.

При взаимодействии листовой рессоры с упорным элементом рамы, выполненным в виде поворотного рычага, одним концом шарнирно связанного с гидроцилиндром натяжения, а другим так же - с рамой, происходит не продольное сжатие рессоры, а ее изгиб, Такая кинематическая схема амортизационно-натяжного механизма позволяет ,уменьшить его габариты и массу, улуч1 шает компактнос ть узла эа счет соотношения плеч действия сил на оси гидроцилиндра от направляющего колеса и деформации рессоры относительно оси поворотного рычага на раме (упорного элемента).

На фиг.1 показан амортизационнонатяжной механизм с упором листовой рессоры торцом в упорный кронштейн на раме; на фиг.2 - то же, с сопряжением двух листовых рессор с боко.вой поверхностью гидроцилиндра натяжения гусеницы и упором в общий кронштейн на раме; на фиг.3 — то же, с листовой рессорой и поворотным рычагом, оснащенным регулировочным болтом; на фиг.4 — то же, с листовой рессорой и поворотным рычагом, оснащенным упорами; на фиг.5 — то же, с листовой рессорой и.поворотным ры-. чагом, оснащенным выступом-кулачком.

Амортизационно-натяжной механизм включает в себя направляющее колесо

1, установленное на коленчатой оси 2, закрепленной поворотно в кронштейне

3 рамы транспортного средства. Коленчатая ось 2 шарнирно соединена с гидроцилиндром 4 натяжения гусеницы; который своей боковой поверхностью сопряжен посредством стремянок с гайками 6 и накладками с листо" вой рессорой 8. Рессора 8 (фиг.1) 5605 6 упирается сопряженным концом в обой1 у а гидроцилиндра 4, а своим св одным концом (торцом) — B упорный лемент на раме, выполненный в виде упорного кронштейна >, смещенного относительно оси гидроцилиндра 4. натяжения гусеницы на величину A

На раме транспортного средства уста новлен буфер h для листовой рессоры

8.

С боковой поверхностью гидроцилиндра 4 могут быть сопряжены с диаметрально противоположных сторон посредством стремянок 5 с гайками 6 и. накладками / две листовые рессоры 8 (фиг.2). Обе рессоры в данном случае упираются сопряженными концами в обойму а гидроцилиндра 4„ а сво20 бодными концами -- в один и тот же упорный элемент - упорный кронштейн

9. В торце гидроцилиндра 4 расположен осевой выступ b. При выполнении упорного элемента в виде оси 10, закрепленной в кронштейне 11 на раме транспортного средства (фиг.3), гидроцилиндр 4 сопряжен посредством стремянок 5 сс ггааййккаамми и 66, накладки и прокладки 12 с листовой рессорой 8. Свободный конец рессоры 8 сопряжен с поворотным рычагом 13, установленным на оси 10 и шарнирно соединенным с гидроцилиндром 4 осью 14. В поворотный рычаг 13 ввинчен регулировочный болт 15 с контргайкой 16, упираю3> щийся в упор с кронштейна 11 рамы транспортного средства.

Вместо регулировочного болта 1 с контргайкой 16 и упора с на кронштейне 11 может быть выполнен с тем же функциональным назначением упор d на поворотном рычаге 13 в месте его шарнирного соединения с гидроцилиндром 4 и взаимодействующим с ним

45 (фиг.4). На поворотном рычаге 13 в месте его шарнирного соединения с гидроцилиндром 4 может быть выполнен упор е, а в месте сопряжения с листовой рессорой — выступ-кулачок

50 сопряженный с ней (фиг. 5) .

Амортизационно-натяжной механизм работает следующим образом.

Обеспечение начального усилия срабатывания механизма возможно в двух принципиальных вариантах: деформацией листовой рессоры 8 в продольном направлении путем торцевого сжатия (фиг.1 и 2) и путем ее изгиба (фиг.3 - 5). Специфика деформации

174 6 листовой рессоры в продольном направлении заключается в том, что для ее осуществления необходимо приложить значительно большее усилие, чем при поперечном нагружении, Но с момента

5 возникновения продольного прогиба величина прилагаемого усилия с увеличением прогиба уменьшается. Указанное обстоятельство позволяет обеспечить необходимое начальное усилие срабатывания амортизационно-натяжно" го механизма без предварительной деформации листовой рессоры ° Однако, чтобы рессора в механизме срабатывала, необходимо обеспечить ее гарантированную потерю устойчивости как упругого стержня, подверженного продольному сжатию, и ее прогиб при этом в одну и ту жp. сторону. Это

2О достижимо путем придания листовой рессоре выпукг!ой Формы, То усложняет технологию и, овышает себестоимость ее изготовления. 8 предложенной конструкции {фиг." ) возможно приме.- ение листовой pi:ccс- . гс внI,I» n листами счет:-.:мещения упорного кронштеина носительно оси -илроцилиндра 1на

iчину, -i го и!.".ивод!!т к возникно,.;.-.: плеча чилы,, „!!м,:.й Рессору 8„ и

ЗО деформа ции p c ccры .: нум

ro болта рессоры, При воздействии на гидроцилиндр 4 усилия от направляющего колеса 1, передаваемого через коленчатую Ось 2, превышающего начальное усиг!ие срабатывания аиор 1изационно-натяжного механизма, происходит прогиб Рессоры E указанным о =.разом, что обеспечивает амортизационный ход направляющего колеса. Йакси " =@ мальная деформация (прогиб) листовой рессоры ограничена буфером Ь„

Возможна установка на боковой по" верхности гидроцилиндра 4 двух листовых рессор 8 с диаметрально против;:.- Ы положных сторон и упором их в общий упорный кронштейн 9 (фиг.2), Это позволяет расположить на торце гидро05

8 цилиндра 4 осевой выступ b, являющийся ограничителем деформации рессор 8. При срабатывании механизма ! листовые рессоры 8 прогибаются в противоположные стороны до тех пор по" ка выступ Ь гидроцилиндра 4 не дойдет до упорного кронштейна 9.

При выполнении упорного элемента в виде оси 10, закрепленной в кронштейне 11 рамы транспортного средства, обеспечение начального усилия срабатывания механизма осуществляется по второму варианту деформации листовой рессоры 8 — путем ее изгиба (Фиг.3. - 5). Хотя s этом конструктивном варианте выполнения амортизационно-натяжного механизма увеличивается число деталей за счет поворотного рычага 13, соединенного шарнирно осью

1 с гидроцилиндром 4, необходимо . осуществлять предварительное поджатие листовой рессоры 8, он перспективен, так как позволяет существенно уменьшить габариты и массу листовой рессоры, улучшить компактность узла за счет кинематической схемы конструкции„ где усилие от направляющего колеса 1, передаваемое на гидроцилиндр 4, действует на меньшем плече относительно оси поворотного рычага

13, чем сила деформации изгиба рессоры 8.

Для выбора оптимального варианта сопряжения листовой рессоры 8 с поворотным рычагом 1), соотношения длин плеч действия сил в кинематической схеме, а также величины и характера деформации рессоры между листовой рессорой 8 и боковой поверхностью гидроциг!индра 4 может устанавлиsaться прокладка с упором от смещения ресcop!,I вдоль гидроцилиндра, а поворотный рычаг 13 может иметь выступ-кулачок е в месте сопряжения с листовой

1 рессорой, Осуществление предварительного поджатия листовой рессоры 8 возможно регулировочным болтом lg c контргайкой 16, взаимодействующим с упором с на кронштейне 11. рамы транспортного средства (Фиг.3), или

-стремянками 5 и гайками 6 при креплении рессоры на боковой поверхности гидроцилиндра 4, при условии наличия упора d на поворотном рычаге 13 в месте его шарнирного .соединения с гидроцилиндром и взаимодействия г ним (фиг.4 и 5), Так как сопрягаемый с поворотным рычагом 13 конец

17456 рессоры о при креплении ее другим концом к гидроцилиндру 4 с помощью стремянок 5 с гайками 6, прокладок 12 и накладок 7 стремится провернуть его. вокруг оси 14, то упор d будет прижат 5 к гидроцилиндру 4, что препятствует дальнейшему провороту рычага, и сопрягаемый с ним конец рессоры 8 будет опираться в обойму а на гидроцилиндре 4 (фиг.4) или упор прокладки 12 (фиг.3 и 5). Таким образом, при затягивании гаек 6 на стремянках

5 будет осуществляться предварительная деформация листовой рессоры 8 °

Для ограничения максимальной деформации листовой рессоры 8 на поворотном рычаге 13 в месте его шар,нирного соединения с гидроцилиндром

4 выполнен упор е, который при срабатывании амортизационно-натяжного механизма на полный ход упирается в гидроцилиндр, препятствуя тем самым дальнейшему провороту рычага 13 на оси 10.

Технико-экономические преимущества предложенного амортизационно-натяжного механизма заключаются в повышении надежности за счет его самоочищаемости существенном уменьшении

Ф

ЗО его габаритных размеров и массы, улучшении компактности узла.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средств:., З5 с содержащий гидроцилиндр натяжения, сопряженный с одним концом листовой рессоры, другой конец которой соеди-нен с упорным элементом, установленным на раме транспортного средства, 40 ограничитель максимальной деформации рессоры, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что,с целью повышения эксплуатационной надежности и снижения металлоемкости, рессора сопряжена с боковой поверхностью гидроцилиндра, на которой выполнен упор, взаимодеиствующий с торцом рессоры.

0 1О

2. Механизм по и, l, о т л и ч а ю шийся тем, что упорный элемент установлен на раме со смещени1 ем относительно продольной оси гид-роцилиндра.

3. Механизм по пп.1 и 2, о т л ич а ю Щ и и с я тем, что ограничитель максимальной деформации рессоры выполнен в виде буфера, установленного на раме с возможностью взаимодействия с выпуклой стороной рессоры.

4. Механизм по п,1, о т л и ч а юшийся тем, что рессора выполнена из двух частей, симметрично установленных на гидроцилиндре, а ограничитель деформации выполнен на торце гидроцилиндра.

5. Механизм по пп.1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что упорный элемент выполнен в виде поворотного рычага, одним концом шарнирно связанного с гидроцилиндром натяжения, а другим также шарнирно - c рамой, при этом рычаг снабжен регулировочным элементом.

6. Механизм по п.5, о т л и ч а юшийся тем, что регулировочный элемент выполнен в виде регулировоч ного болта, взаимодействующего с упором на кронштейне рамы.

7. Механизм по п.5, о т л и ч а ю-. шийся тем, что регулировочный элемент выполнен в виде упора на поворотном рычаге в месте его шарнирного соединения с гидроцилиндром натяжения гусеницы и взаимодействующим с ним, 8. Механизм по п.7, о т л и ч а юшийся тем, что поворотный рычаг

s месте шарнирного соединения с гид" роцилиндром натяжения гусеницы снабжен дополнительным упором, 9. Механизм по nn,5 - 8, î t л ич а ю шийся тем, что поворотный рыча в месте сопряжения с лис" товой рессорой снабжен выступом-кулачком, взаимодействующим с ней.

1 74 5605

11

Составитель Ю.Прилуцкий

Редактор О.Ярковецкая Техред H.Ã oðãентал t.oððå ор (екто Л.Пилипенко

Заказ 2357

l ираж Подписное

В1ЯИПИ Государственного комитета но изобретениям и сткрытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагаринв, 101

Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам многоцелевого назначения на гусеничном ходу

Изобретение относится к ходовым системам гусеничных машин, а именно к рамам тележек, используемым преимущественно на промышленных тракторах высоких тяговых классов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к натяжным устройствам гусеничных движителей транспортных средств, например тракторов

Изобретение относится к гидравлическим натяжителям гусениц транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ходовым системам гусеничных машин с повышенной проходимостью

Изобретение относится к горной технике и может быть использовано в механизмах передвижения горных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности путем подрессоривания натяжного колеса

Изобретение относится к гусеничным тракторам с полужесткой подвеской и регулируемым натяжением гусеничной цепи с помощью натяжного колеса

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ходовым системам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к гусеничным экскаваторам с гидравлическим приводом хода

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходовым частям гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к колесам направляющим гусеничных тележек уборочных машин, например самоходных рисозерноуборочных и кормоуборочных комбайнов
Наверх