Тепловой двигатель

 

Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии геотермальных вод, солнечных водонагревателей и других возобновляемых энергоисточников в механическую энергию с использованием тепловых деформаций твердых рабочих элементов (РЭ), обладающих термомеханической памятью формы (ТПФ).Целью изобретения является повышение производительности. Усилие, возникающее при изменении длины РЭ 1, 2 с ТПФ, работающих в противофазе, передается через рычаги 16,17, тросы 20,22 и рычаги 21, 23 соответственно на коробку 10 передач, позволяющую регулировать скорость вращения вала 9 в зависимости от температуры теплоносителя в баке 24. В Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии геотермальных вод, солнечных водонагревателей и других возобновляемых энергоисточников в механическую энергию с использованием тепловых деформаций твердых рабочих злементоа, обладающих термомеханической памятью формы. Известен тепловой двигатель, содержащий круглую в плане емкость, разделенную баке 24 установлен датчик температуры в виде РЭ 49с ТПФ, управляющий рычагом 55 переключателя коробки 10. Второй датчик температуры в виде РЭ 40 с ТПФ управляет золотником 46 пускового клапана 25, что позволяет автоматически запускать двигатель з случае его остановки из за понижения температуры теплоносителя в баке 24. Открытие вентиля 25 осуществляется автоматически при достижении температурой теплоносителя в баке 24 величины, достаточной для реализации ТПФ РЭ 40. Наличие датчика температуры, выполненного в виде РЭ 66 с ТПФ в баке 58, позволяет подключать дополнительный холодильник 60 в зависимости от температуры теплоносителя в баке 58. Таким образом изобретение позволяет автоматически включать двигатель и устанавливать скорость вращения вала 9 отбора мощности в зависимости от температуры теплоносителя в баке 24, а также подключать дополнительное охлаждение в зависимости от температуры теплоносителя в баке 58, т.е. обеспечивать максимальную производительность в условиях нестабильной температуры теплоносителей. 3 з.п. флы. 1 ил. диаметральной перегородкой на резервуары с холодным и горячим носителями. 8 центре емкости шарнирно установлен вал отбора мощности, на котором шарнирно закреплены две рамы. Подвижные концы каждой рамы посредством соответствующих колес опираются на дно емкости, имеющей в местах соединения резервуаров покатую форму. На погруженной в теплоноситель части каждой рамы закреплен одним концом рабочий элемент (РЭ), обладающий (Л С х| xj 4 CJ

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4693397/06 (22) 23.05.89 (46) 15.07.92. Бюл. N 26 (71) Научно-производственное обьединение

"Солнце" АН ТССР (72) М. О. Халов (53) 621.486(038.8) (56) Авторское свидетельство СССР

M 1462022, кл. F 03 G 7/06, 1989. (54) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии геотермальных вод, солнечных водонагревателей и других возобновляемых энергоисточников в механическую энергию с использованием тепловых деформаций твердых ра боч их элементов (РЭ), обладающих термомеханической памятью формы (ТПФ).Целью изобретения является повышение производительности.

Усилие, возникающее при изменении длины

РЭ 1, 2 с ТПФ. работающих в противофазе, передается через рычаги 16, 17, тросы 20, 22 и рычаги 21, 23 соответственно на коробку

10 передач, позволяющую регулировать скорость вращения вала 9 в зависимости от температуры теплоносителя в баке 24. В

Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии геотермальных вод, солнечных водонагревателей и других возобновляемых энергоисточников в механическую энергию с использованием тепловых деформаций твердых рабочих элементов, обладающих термомеханической памятью формы.

Известен тепловой двигатель, содержащий круглую в плане емкость, разделенную

„„5U „„1747743 А1 (sa)s F 03 G 7/06

, t "Г Щ баке 24 установлен датчик температуры в виде РЭ 49 с ТПФ, управля ющий рычагом 55 переключателя коробки 10. Второй датчик температуры в виде РЭ 40 с ТПФ управляет золотником 46 пускового клапана 25, что позволяет автоматически запускать двигатель в случае его остановки из-за понижекия температуры теплоносителя в баке 24, Открытие вентиля 25 осуществляется автоматически при достижении температурой теплоносителя в баке 24 величины, достаточной для реализации ТПФ РЭ 40. Наличие датчика температуры, выполненного в виде

РЭ 66 с ТПФ в баке 58, позволяет подключать дополнительный холодильник 60 в зависимости от температуры теплоносителя в баке 58. Таким образом изобретение позво- 3 ляет автоматически включать двигатель и устанавливать скорость вращения вала 9 отбора мощности в зависимости от температу- С ры теплоносителя в баке 24, а также подключать дополнительное охлаждение в . зависимости от температуры теплоносителя в баке 58, т.е, обеспечивать максимальную производительность в условиях нестабильной температуры теплоносителей. 3 э.п. ф- д лы. 1 ил. 4 диаметральной перегородкой на резервуары с холодным и горячим носителями.

В центре емкости шарнирно установлен вал отбора мощности, на котором шарнирно закреплены две рамы. Подвижные концы каждой рамы посредством соответствующих колес опираются на дно емкости. имеющей в местах соединения резервуаров покатую форму. На погруженной в теплоноситель части каждой рамы закреплен одним. концом рабочий элемент(РЭ), обладающий

1747743.термомеханической памятью формы (ТПФ), гателя, so-вторых, невозможностью самовторые концы обоих РЭ снабжены рычага- стоятельного пуска двигателя после остами, которые посредствоМ соответствующих новки, вызванной низкой температурой гибких тросов соединены с диском, шарнир- нагревателя, в-третьих, невозможностью но установленным эксцентрично к емкости. 5 выбора из нескольких холодильников такоОба РЭ работают на кручение, которое по- го, температура которого в определенный средством соответствующих рычагов, гиб- момент времени окажется минимальной. ких тросов, а так>ке вала и эксцентрично . Целью изобретения является повышерасположенного к нему диска преобразуют- ние производительности. ся во вращательное движение вала. Часть 10 На чертеже показана схема теплового полученной механической работы отдается двигателя. потре и л ебителю а часть используется для пе- Тепловой двигатель содержит по крайР Ф ремещения соответствующих РЭ через гра- ней мере два прямолинейных РЭ с ТП йицы, разделяющие резервуары с горячим соответственно 1 и 2, устройство 3 о бора и холодным теплоносителем, 15 мощности, контур 4 нагрева, контур 5 охНедостатком данного двигателя являет- лаждения, переключатель 6 режима работы ся ограниченная сфера применения. Это РЭ 1, переключатель 7 режима работы РЭ 2, обусловлено тем, что оба РЭ имеют одина- устройство 3 отбора мощности содержит вековую скорость вращения, т.е. продолжи- - дущий вал 8 и ведомый вал 9; соединенные тельность холостого хода определяется 20 между собой коробкой 10 передач, На валу продолжительностью рабочего хода. При 8 закреплено храповое колесо 11, к котороусловии стабильного загружения такого му прижаты соответствующими пружинами двигателя должны быть стабильными также 12 собачки соответственно 13, 14, 15, Собачтемпературытеплоносителей в резервуарах ки 13 шарнирно установлены на опоре, сос холодным и горячим теплоносителями. В 25 бачка 14 на рычаге 16, собачка 15 на рычаге противном случае может произойти разба- 17. Рычаги 16, 17 шарнирно установлены на лансировка двигателя. Так например, при валу S и соединены с опорами посредством повышении температуры горячего теплоно- соответствующих пружин 18, 19. Рычаг 16 сителя происходит сокращение времени на- . соединен тросом 20 с рычагом 21, шарнирно грева РЭ, что вызывает повышение 30 установленном на опоре и соединенным с .скорости вращения валаиобоих РЭ. Втоже одним концом РЭ 1. Второй конец РЭ 1 время продолжительность охлаждения РЭ закреплен на опоре. Рычаг 17 соединен троостается неизменной. Следовательно, для сом 22 с рычагом 23, шарнирно установлендеформациинеуспевшихохладиться РЭ не- ным на опоре и соединенным с одним обходимо затратить дополнительную рабо- 35 концом Р3 2. Второй конец РЭ 2 закреплен ту, Таким образом, двигатель не наопоре, Контур4нагревавыполненввиде приспособлен к эффективной работе при теплотрассы, содержащий бак 24, установизменяющихся температурах теплоносите- ленный выше РЭ 1 и РЭ 2, клапан 25 пуска, лей, например, к совместной работе с сол- два распределительных клапана соответстнечным коллектором, которому 40 венно 26, 27, два напорных трехходовых свойственна суточная и сезонная нестацио- вентиля соответственно 28, 29, две эластич- нарность температуры теплоносителя. ные теплоизоляционные, например, резиИзвестна конструкция теплового двига- новые рубашки соответственно 32, 33, бак теля, выбранная в качестве прототипа, со- 34, установленный ниже РЭ 1 и РЭ 2. пита держащая двигатель один или несколько 45 тельный насос 35 с приводом от вала 9, установленных в корпусе прямолинейных сливную трубу 36. Внутри рубашки 30 расРЭ с ТПФ, рычаг с балластами, средство положен РЭ 1, а внутри рубашки 31 — РЭ 2. управления процессами нагрева и охлажде- Бак 24 и бак 34 частично заполнены горячим ния, контур хладоснабжения газопроводы. теплоносителем. Внутри бака 24 располоНедостатком известной конструкции 50 жен теплонагреватель 37 и два терморегуляявляется ограниченная сфера применения, тора соответственно 38, 39. Терморегулятор что обусловлено неприспособленностью вйполнен а виде прямолинейного.РЭ 40 с двигателя к автоматической эффективной ТПФ, один конец которого закреплен на работе в комбинации с холодильником и на- стенке бака 24, а второй соединен с малым гревателем, энергетические характеристи- 55 локальным плечом рычага 41, шарнирно уски которых изменяются со временем. Это тановленного на опоре. Большое плечо рыобусловлено, во-первых, стабильным загру- чага 41 шарнирно соединено со жением РЭ, т.е. условиями, при которых по- снабженнЫм клапаном 42 баком 43, а также вышение температур нагревателя вызовет посредством толкателя 44 и втулки 45 с эолишь повышение мощности, но не КПД дви- лотником 46 клапана 25. На стенке бака 24

1747743 закреплен упор 47, периодически контактирующий с клапаном 42. Втулка 45 соединена с опорой посредством пружины 48.

Терморегулятор 39 выполнен в виде прямолинейного РЭ 49 с ТПФ, один конец которо- 5 го закреплен на стенке бака 24, а второй соединен с малым лекальным плечом рычага 50, шарнирно установленного на опоре.

Большое плечо рычага 50 шарнирно соединено с0 снабженным клапаном 51 баком 52, 10 а тзкже посредством толкателя 53 и втулки

54- с рычагом 55 переключателя коробки 10 передач, На стенке бака 24 закреплен упор

56, периодически контактирующий с клапаном 51, Втулка 54 соединена " опорой по- 15 средством пружины 57. При крайней верхнем положении баки 43 и 52 расположены под соответствующими сливными отверстиями трубы 36. Контур 5 охлаждения выполнен в виде теплотрэссы, содержащий 20 бак 58, расположенный выше РЭ 1 и РЭ 2. трехходовый вентиль 59 регулирования режима охлаждения, холодильник 60, два напорный трехходовых вентиля соответственно 28 и 29, две рубашки соот- 25 ветственно 32 и ЗЗ. бак 61, установленный ниже РЭ 1 и РЭ 2, питательный насос 62 с приводом от вала 9, сливную трубу 63. Бак

58 и бак 61 частично заполнены холостым теплоносителем. Внутри бака 58 располо- 25 жен основной холодильник 64 и терморегулятор 65. Последний выполнен в видепрямолинейного РЭ 66 с ТПФ, один конец которого закреплен на стенке бака 58, а второй соединен с малым лекальным пле- 30 чом рычага 67, шарнирно установленного на опоре. Большое плечо рычага шарнирно соединено со снабженным клапаном 68, баком 69, а также посредством талкателя 70 и втулки 71 — с золотником 72 клапана 59, на 35 стенке бака 58 закреплен упор 73, периодически контактирующий с клапаном 68. Втулка 71 соединена с опорой посредством пружины 74, При крайнем верхнем положении бак 69 расположен под сливным отвер- 40 стием трубы 63.

Память соответствующих РЭ 1. Р3 2, РЭ

40, РЭ 49. Р3 66 выражается в уменьшении длины при нагреве и удлинении при охлаждении. 45

Переключатель 6 выполнен в виде рыча га 75, на котором шарнирно установлена втулка 76, соединенная посредством пружины 77 с опорой.

Шарнир рычага 75 соосен шарниру ры чага 21. На последнем закреплены два упо- 55 ра соответственно 78 и 79, периодически контактирующие с концом рычага 75, Во втулке 76 установлен толкэтель 80, соединенный с опорой посредством пружины 81, Один конец тдлкателя шарнирно соединен с золотником 82 клапана 27, второй — с золотником 83 вентиля 28. Третий конец толкателя 80 посредством пружины 84 соединен с золотником 85 вентиля 32 с закрепленной на опоре упругой пневматической камерой 86, которая соединена с атмосферой посредством жиклера 87.

Переключатель 7 выполнен в виде рычага 88, на котором шарнирно установлена втулка 89, соединенная посредством и ружи- . ны 90 с опорой. Шарнир рычага 88 соосен шарниру рычага 23. На последнем закреплены два упора соответственно 91 и 92, периодически контактирующие с концом рычага 88. Во втулке установлен толкатель

93, соединенный с опорой посредством пружины 94. Один конец толкэтеля 93 шарнирно соединен с золотником 95 клапана 26, второй — с золотником 96 вентиля 29, Третий конец толкателя 93 посредством пружины

97 шарнирно соединен с золотником 98 вентиля 33 и с закрепленной на опоре упругой пневматической камерой 99, которая соединена с атмосферой посредством жиклера

100. Бак 34 и бак 61 соединены между собой трубой t01.

Тепловой двигатель работает следующим образом. При минимальной температуре теплоносителя внутри бака 24 РЭ и РЭ 49 имеют максимальную длину; чему соответствует закрытое положение клапана 25 и минимальное передаточное число коробки

t0. Двигатель не работает. При максимальной температуре теплоносителя внутри бака 58 РЭ 66 имеет минимальную длину, чему соответствует ус гановка вентиля 59 на перепуск теплоносителя от бака 58 к соответствующим вентилям 28, 29 при отключенном холодильнике 60, При увеличении температуры теплоносителя внутри бака 24 в определенный момент двигатель включается.

Это обусловлено тем, что по достижении определенной температуры РЭ 40 начинает укорачиваться вследствие реализации ТПФ, поднимая пустой бак 43 и посредством толкэтеля 44 перемещая втулку 45 из крайнего правого в фиксируел ое пружиной 48 крайнее левое положение. Такому новому положению втугки 45 соответствует открытие клапана 25. При минимальной длине РЭ 40 бак 43.ок: зывается под сливным отверстием трубы . :б.

Горячий теплоноситель поступает к клапанам 26, 27 один из которых, например, клапан 27, закрыт, а второй, например клапан 26, открыт. При таком положении клапанов 26 и 27 горячий теплоноситель самотеком перетекает из бака 24 через клапан 25, клапан 26, вентиль 28, шланг с РЭ 1

1747743

40 насосов 35 и 62. В это же время холодный 45 теплоноситель из бака 58 через вентиль 59, вентиль 28, шланг 30 с РЭ 1 и вентиль 32 самотеком перетекает в бак 61. РЭ 1 охлаждается и по достижении определенной температуры вследствие реализации ТПФ 50 начинает удлиняться под действием пружины 18. В конце этого холостого хода РЭ 1 упор 78 надавливает на рычаг 75, перемещая его и втулку 76 из крайнего правого е фиксируемое пружиной 81 крайнее левое положение, В конце этого перемещения втулки 76 она надавливает на толкатель 80, перемещая его из крайнего левого в фиксируемое пружиной 77 крайнее правое положение, При этом положении толкателя 80 и вентиль 32 в бак 34, РЭ 1 нагревается и по достижении определенной температуры вследствие реализации ТПФ начинает укорачиваться, происходит рабочий ход РЭ 1.

Посредством рычага 16 троса 20, рычага 16, собачки 14 и храпового колеса 11 рабочее линейное перемещение РЭ 1 преобразуется во вращение вала 8. Пружина 18 вэводится.

Коробка 10 повышает частоту вращения вала 8, Часть полученной механической работы отдается от вала потребителю, а другая часть посредством соответствующих насосое 35, 62 расходуется на перекачивание холодного теплоносителя иэ бака 61 в бак

58. В конце рабочего хода РЭ 1 упор 79 надавливает на рычаг 75, перемещая втулку

76 из крайнего правого в фиксируемое пружиной 77 крайнее левое положение. В конце этого перемещения втулки 76 она надавливает на толкатель 80, перемещая его из крайнего правого в фиксируемое пружиной 81 крайнее левое положение. При

3ТоМ положении толкателя 80 вентиль 28 переключается на пропуск холодного теплоносителя из бака 58 и прекращение тока горячего теплоносителя из бака 24, клапан

27 открывается, пружина 84 сжимается. а затем по мере выдавливания воздуха из камеры 86 жиклер 87 распрямляется, переключая вентиль 32 íà ne репуск теплоносителя иэ шланга 30 с РЭ 1 в бак

34, Храповое колесо 11 стопорится собачкой

13. Горячий теплоноситель из бака 24 через клапан 27, вентиль 29, шланг 31 с РЭ 2 и вентиль 33 самотеком перетекает в бак 34.

Происходит рабочий ход РЭ 2. аналогичный рабочему ходу Р3 1. Посредством рычага 23 троса 22, рычага 17, собачки 15 и храпового кол "са 11 рабочее линейное перемещение

РЭ 2 преобразуется ео вращение вала 8, Пружина 19 взводится, коробка 10 повышает частоту вращения вала 8, (Пружина 19 взводится), Часть полученной механической работы отбирается от вала 9 для привода

30 вентиль переключается на пропуск горячего теплоносителя из бака 24 и прекращение тока холодного теплоносителя из бака 58, клапан 27 закрывается, пружина 84 растягивавтся, а затем по мере всасыеания воздуха через жиклер 87 в камеру 86 сжимается, переключая вентиль 32 на перепуск теплоноси1еля из шланга 30 с РЭ 1 в бак 34 и прекращение слива теплоносителя иэ шлан- га 30 с РЭ 1 в бак 61. РЭ 1 готов для совер-. шения рабочего хода, однако клапан 26 перекрыт до момента завершения рабочего хода РЭ 2 и ток горячего теплоносителя через шланг 30 с РЭ 1 отсутствует. В конце рабочего хода РЭ 2, упор 92 надавливает на рычаг 88, перемещая втулку 89 из крайнего левого в фиксируемое пружиной 90 крайнее правое положение, В конце. этого перемещения втулки 89 она надавливает на толкатель 93, перемещая его из крайнего левого в фиксируемое пружиной 94 крайнее правое положение, При этом положении толкателя

93 вентиль 29 переключается на пропуск холодного теплоносителя из бака 58 и прекращение тока горячего теплоносителя из бака 24, клапан 26 открывается, пружина 97 сжимается, а затем по мере выдавливания воздуха из камеры 99 через жиклер 100 распрямляется, переключая вентиль 33 на перепуск теплоносителя из шланга 31 с РЭ 2 в бак 61 и прекращение слива теплоносителя из шланга 31 с РЭ 2 с бак 34, Храпоеое колесо 11 стопорится собачкой 13.

После завершения рабочего хода РЭ 2 толкатель 92 оказывается в крайнем правом положении, при котором вентиль 29 и с запаздыванием вентиль 33 переключается на самотечный перепуск холодного теплоносителя из бака 58 в бак 61, клапан 26 открывается. Последнее обуславливается началом тока горячего теплоносителя через шланг 30 с РЭ 1 и в дальнейшем совершение РЭ 1 рабочего хода. В то же время начинается холостой ход РЭ 2„аналогичный холостому ходу РЭ 1. По мере охлаждения при определенной температуре РЭ 2 начинает удлиняться вследствие реализации ТПФ под действием пружины 19, На последней стадии удлинения РЭ 2 упор 91 надавливает ьа рычаг.

Дополнительный холодильник 60 контура 5 охлаждения, работа которого управляется терморегулятором 65 посредством, трехходового вентиля 59 расширяет сферу применения двигателя за счет наделения его функциями адаптивной системы, т.е. способностью самостоятельного переключения на работу с холодильником, отличающимся минимальной для данного момента температурой в системе. Такое устройство

1747743

10 позволяет, например, повысить. эффективность двигателя, один холодильник 64 которого в летнее время работает на холодной воде, поднимаемой из колодца, а второй холодильник 60 включается в зимнее время, когда температура охлаждающего его атмосферного воздуха становится ниже температуры колодезной воды, Снабженные соответствующими терморегуляторами пусковой клапан 25 контура 4 нагрева и коробка 10 передач также способствуют наделению двигателя функциями адаптивной системы. При этом терморегулируемый пусковой клапан 25 обеспечивает автоматическое отключение двигателя при недостаточно высокой температуре нагревателя 37 и автоматическое его включение при достаточно высокой температуре нагревателя 37..Терморегулируемая же коробка

10 передач обеспечивает автоматическую переналадку двигателя, отличающегося стабильностью загружения, на новые условия стабильного загружения, при которых за счет поывшения температуры нагревателя

37 помимо увеличения мощности может быть повышено занчение КПД.

Согласованные соответствующими распределительными клапанами 26 и 27 переключатель 6 РЭ 2 и переключатель 7 РЭ 1 обеспечивают поочередность включения

РЭ 1 и РЭ 2, а также работоспособность двигателя даже при одном целом РЭ Снабжение сливных трехходовых вентилей 32, 33 соответствующими пружинами 84, 97 и пневматическими камерами 86, 99 с жиклерами 87, 100 способствует уменьшению непроизводительного перемешивания холодного и горячего. теплоносителей при переключении напорных вентилей 28 и 29 путем регулируемого соответствующими жиклерами 87, 100 запаздывания переключения сливных вентилей 32, ЗЗ, Все три терморегулятора 38, 39, 65 конструктивно неотьемлемо связаны с соответствующими контурами 4, 5 нагрева и охлаждения.. Снабжение терморегулятора

38 (39, 65) соответствующей сливной трубой

36 (63) и баком 43 (52, 69) способствует уменьшению негативного воздействия температурного гисторезиса, свойственного материалам с ТПФ путем разгружения РЭ 40 (49, 66} перед подьемом бака 43 (52, 69), опорожнение его через клапан 42 (51, 68) и загружение РЭ 40(49, 66) перед опусканием бака 43 (52, 69), заполнение его через слив ную трубу (36, 63). Лекальное строение малого плеча рычага 41 (50, 67) обеспечивает протекание деформации РЭ 40 (49, 66) в условиях, близких к изотермическим, Это достигается вследствие повышения нагруз5

10 мощности и два контура с теплоносителем — . нагревательный и охладительный, причем звено отбора мощности связано с одним концом рабочего элемента, второй конец ко15 торого неподвижно закреплен, каждый контур частично заполнен теплоносителем и состоит из последовательно соединенных турбопроводами верхнего бака с теплообменникам, размещенного выше корпуса, 20 питающего насоса и нижнего бака, рэзме40

50 ложен в верхнем баке нагревателя и его исполнительный механизм связан с управ55

35 ки на РЭ 40 (49, 66) по мере совершения им рабочего хода (укорачивание РЭ 40 (49, 66) и уменьшения нагрузки на РЭ 40 (49. 66) по мере совершения им холостого хода (удлинение Р3 40 (49, 66).

Формула изобретения

1. Тепловой двигатель, содержащий корпус с рубашкой, в которой размещен rio меньшей мере один рабочий элемент из материала с памятью формы, звено отбора щенного ниже корпуса, оба контура подключены к рубашке корпуса с помощью входного и выходного управляемых трехпозиционных вентилей, управляющие механизмы которых связаны со звеном отбора мощности, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, двигатель снабжен дополнительной рубаш- кой с размещенным в ней дополнительным рабочим элементом и управляемыми входvb!M и выходным вентилями, а также двумя управляемыми клапанами, тремя датчиками температуры со связанным с ними исполнительными механизмами, дополнительным контуром охлаждения с управляемым трехпозиционным вентилем, коробкой передач и пусковым управляемым клапаном, причем дополнительная рубашка подключена параллельно первой с помощью уг равляемых входного и выходного вентилей и управляемых клапанов с обеспечением работы рабочих элементов в противофазе, один из датчиков температуры установлен в верхнем баке охладителя и его исполнительный механизм связан с управляющим механизмом вентиля дополнительного контура охлаждения, с обеспечением возможности подключения последнего в охладительный контур, второй датчик температуры рэсполяющим механизмом коробки передач, устанозленной на выходе звена отбора мощности, третий датчик температуры также установлен в верхнем баке нагревателя, его исполнительный механизм связан с управляющим механизмом пускового клапана с обеспечением возможности полного перекрытия нагревательного и охладительного контуров.

1747743

20

Составитель М,Халов

Техред М.Моргентал

Редактор В.Фельдман

Корректор А.Осауленко

Заказ 2485 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 !

2. Двигатель по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что температурный датчик выполнен в виде прямолинейного элемента из материала с памятью формы, причем один конец элемента закреплен неподвижно внутри соответствующего бака, а второй соединен с соответствующим исполнительным механизмом, 3. Двигатель по п. 1, о т л и на ю щи йс я тем, что исполнительный механизм датчика температуры содержит сливную трубу, разноплечий рычаг, бачок со сливным клапаном, упор и толкатель, причем сливная труба размещена в крышке сответствующего бака, малое плечо рычага соединено с датчиком температуры, большое плечо рычага шарнирно соединено с толкателем, связанным с соответствующим управляющим механизмом, бачок размещен на большом плече рычага с обеспечением возможности перемещения между двумя крайними положениями одно из которых под сливной

5 трубой, а второе с воэможностью взаимо. действия сливного клапана и упора, 4. Двигатель по пп, 1 — 3, о т л и ч а ю щ ий с я i ем, что управляющий механизм выходных вентилей состоит иэ золотника, соответ-

10 ствующего вентиля, пружины и пневматической камеры, снабженной жиклером, сообщающимся С атмосферой, причем золотник связан как с одним концом и ружины, так и с одним концом пневматиче15 ской камеры, второй конец пружины связан с соответствующим исполнительным механизмом, а второй конец камеры неподвижно закреплен.

Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для повышения давления в жидкости и может быть использовано приведения во вращение гидромоторов, в качестве водометной установки

Изобретение относится к конструкции тепловых двигателей с термочувствительными элементами (ТЧЭ) из материала, проявляющего эффект памяти формы Изобретение позволяет расширить функциональные возможности и повысить надежность работы

Привод // 1686222
Изобретение относится к устройствам для получения механической энергии за счет тепловых деформаций твердых термочувствительных элементов и может быть использовано для реализации программируемого управляемого перемещения выходного звена при автоматизации различных производственных процессов, например, в телемеханике и телеметрии

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх