Автоматическая коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения состоит в уменьшении габаритов коробки передач, Автоматическая коробка передач состоит из параллельно установленных ведущего 1 и ведомого 2 валов с набором шестерен постоянного зацепления. Шестерни ведомого вала установлены свободно. Для передачи крутящего момента используют заклинивающие тела 4, которые подаются вытеснитёльной втулкой 5, расположенной внутри ведомого вала, причем перемещение втулки 5 осуществляется автоматически посредством винтового диска 7. связанного передачей с ведущим валом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ф

О

C)

О (Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4821127/11 (22) 03.05,90 (46) 23.07.92. Бюл. М 27 (72) В.Л.Письменный (56) Патент США hl 3889547, кл. 74-336, 1975. (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ(57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения . состоит в уменьшении габаритов коробки

„„. Ж„, 1749065 А1

1749065

Изобретение относится к двигателест- размеру большей иэ набора шестерен 3 (при роению и мо кет быть использовано в каче- необходимости иметь нулевое передаточстве коробки скоростей в автомобилях и ное число автоматической коробки передач станках. размер шестерни 9 выполняется меньшим

Целью изобретения является уменьше- 5 размера меньшей иэ набора шестерен 3). ние габаритов автоматической коробки пе- В полости вала 1 установлена переклюредач. чающая муфта 12 с фиксатором 13, для котоПоставленная цельдостигаетсятем.что рого на внутренней поверхности вала 1 в автоматической коробке передач шестер- выполнены три канавки, соответствующие ни постоянного зацепления установлены на 10 трем положениям переключающей муфты: приводном и полом валах в порядке моно- . "Прямой ход", "Нейтрально", "Обратный тонного изменения их диаметров, а вытес- ход". нительная втулка выполнена в виде, Работа автоматической коробки пересердечника муфты свободного хода. Кроме дач осуществляется следующим образом. того автоматическая коробка передач со- 15 В исходном положении вытеснительная держит винтовой вал привода вытеснитель- втулка 5 находится в крайнем правом полоной втулки, муфту переключения, шестерни жении (йередняя кромка рабочей поверхнопрямого и обратного хода, установлен- сти 6 находится под заклинивающими ные на приводном вале в зацеплении с- телами 4 большей иэ набора шестерен 3). а шестерней винтового вала, имеющие пе- 20 муфта 12 переключения находится в полоредаточные числа, соответствующие макси- жении "Нейтрально". мальному и минимальному передаточному Приводной вал 1 приводится во вращечислу автоматической коробки передач. ние с фиксированной угловой скоростью. В

Предлагаемая конструкция автоматиче- результате шестерни 3, находящиеся s поской коробки передач позволяет при мини- 25 стоянном зацеплении с шестернями при-. мально потребном количестве элементов водного вала. приобретают различную (два вала с соответствующим набором шес- угловую скорость вращения, увеличивающутерен) реализовать практически неограни- юся по мере уменьшения размера шестерен чвнное количество передач и вследствие . 3. В результате вращения появляется поло. этого, иметь для различных вариантов ми- 30 жительная (ас,н > О) относительно вала.2 нимальные габариты.. угловая скорость вращения шестерен 3. УсНа фиг.1 изображен полый вал коробки ловие в0 н > 0 является условием стопорепередач в сборе с шестернями и приводным ния муфты свободного хода. образованной валом, продольный разрез; на фиг,2 — раз- рабочей поверхностью 6 втулки 5, эаклинирез А-А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б — Б на 35 вающими телами 4 и внутренней поверхнофиг.1. стью крайней правой из набора шестерен 3, Автоматическаякоробкапередачсодер- Вследствие этого происходит стопоре-. жит монолитный приводной вал 1, полый ние укаэанной шестерни относительно вала ведомый вал 2, шестерни 3 постоянного sa- 2, что обеспечивает передачу крутящего моцепления, установленные. в порядке моно- 40 мента при минимальном передаточном чис-. . тонного изменения их диаметров. свободно ле от вала 1 на вал 2. При постановке муфты установленные в отверстиях полого вала за- 12 переключения в крайнее правое положеклинивающие тела 4; стопоримые вы гесни- ние (" Прямой ход") заклинивающие тела 11 тельной втулкой 5, выполненной в виде соединяют шестерню прямого хода 10 с васердечника муфты свободного хода с на- 45 лом 1. Крутящий момент от вала 1 передаетклонными рабочими поверхностями 6. Для ся на винтовой вал 7, который приобретает перемещения втулки 5 предусмотрен винто- положительную относительно вала 2 и, соотвой вал У, зафиксированный в осевом на- ветственно, относительно втулки 5 угловую правлении относительно вала 2 и жестко скоростьв и >0. связанный с шестерней 8, установленной на 50 Условие вь > 0 является условием двиподшипнике соосяо валу 2 и имеющей два жения втулки 5 влево (при о и«0 втулка 5 зубчатых венца, Шестерня 8 своими зубча- движется вправо. при в = О втулка 5 не тыми венцами находится в постоянном за- движется). Втулка 5 перемещается влево. цеплении с шестернями обратного и вытесняя заклинивающие тела 4 и образуя прямого хода 9 и 10; свободно установлен- 55 в пространствах между шестернями 3 и ными на валу I, йМеющем внутреннюю по- втулкой 5 муфты свободного хода. которые, лость и отверстия с установленными в них учитывая налйчиеусловиявьт >О, вступают заклинивающими телами 11, Размер шес- в работу(фиг.2), обеспечивая увеличение петерни 9 равен диаметру меньшей из набора редаточного числа от вала 1 на вал 2. Углошестерен 3, а размер шестерни 10 равен

1749065

При необходимости иметь нулевое передаточное число автоматической коробки передач размер шестерни 9 выполняется меньшим размера минимальной из набора шестерен 3. 8 этом случае при постановке муфты 12 переключения в крайнее левое положение рабочая поверхность 6 втулки 5

Фиг.5

Составитель В. Письменный

Техред М,Моргентал Корректор О, Кундрик

Редактор M. Янкович

Заказ 2555 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/о

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101 вая скорость вращения вала 2 увеличивается, что приводит к автоматическому (м, . < О) выключению из работы предыдущих шестерен большего диаметра (фиг.3). При достижении втулкой 5 крайней иэ набора шестерен 3 угловые скорости вращения вала 2 и вала 7 сравниваются (и и - О) и втулка 5 останавливается, обеспечивая тем самым максимальное передаточное число отвала 1 к валу 2.

Для уменьшения скорости вращения вала 2 муфту 12 переключения устанавливают в крайнее левое положение (" Обратный ход"). В этом случае крутящий момент от вала 1 на вал 7 передается через шестерню

9 обратного хода, что приводит к появлению отрицательной угловой скорости вращения ., вала 7 относительно вала 2 (во н < О) и, соответственно, движению втулки 5 вправо до тех пор, пока угловые скорости вращения вала 2 и вала 7 не сравняются, т.е, до постановки втулки 5 в исходное положение. Промежуточные скорости вращения вала 2 достигаются установкой муфты переключения 12 в соответствующий момент движения втулки 5 в нейтральное положение. при своем движении, вправо выйдет из-под эаклинивающих тел 4, и тем самым нарушится условие жесткой связи между приводным и ведомым валами автоматической

5 коробки передач, Формула изобретения

1. Автоматическая коробка передач, содержащая приводной и полый ведомый валы с шестернями постоянного зацепле10 ния, установленными. в порядке монотонного изменения их диаметров, свободно установленные в отверстиях полого вала заклинивающие тела, стопоримые вытеснительной втулкой, винтовой

15 вэл привода вытеснительной втулки с установленной на нем шестерней, муфту переключения, шестерни прямого и обратного хода, установленные на приводном валу и находящиеся в постоянном зацеплении с

20 шестерней винтового вала, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью уменьшения габаритов, вытеснительная втулка выполнена в BM.де сердечника муфты свободного хода, а передаточные числа между шестернями

25 прямого и обратного хода и шестерней винтового вала соответствуют максимальному и минимальному передаточному числу автоматической коробки передач, 2, Коробка передач no n.1, о т л и ч а ю30 щ а я с я тем, что передаточное число между . шестерней обратного хода и шестерней винтового вала меньше минимального передаточного числа автоматической коробки передач.

Е Ю

Автоматическая коробка передач Автоматическая коробка передач Автоматическая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов, бульдозеров и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок с передачей заднего хода мотоцикла

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств
Наверх