Дисковый тормоз

 

Использование: в дисковых тормозах автомобилей и других транспортных средствах . Сущность изобретения: корпус диска содержит элементы для подачи теплоносителя в зону трения, выполненные в виде перегородок с отверстиями. В отверстиях размещены регулировочные клапаны с пружинами из материала с эффектом памяти формы. В качестве теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 65 /813

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4841125/27 (22) 21,06.90 (46) 23,07.92. Бюл, ¹ 27 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) А.И.Вольченко, Д,А.Вольченко, C.Â.Áàлаболин, Л.Н.Князев и И.Б.Копей (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 985509, кл, F 16 0 65/12, 1982.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для повышения эффективности и долговечности фрикционных пар, например в муфтах сцепления, тормозах, преимущественно, дисковых.

Известен дисковый тормоз, содержащий вращающийся на валу полый герметичный корпус тормозного диска с рабочими торцовыми поверхностями трения и генерации теплоты, контактирующие при торможении с тормозными колодками, обратные и предохранительные клапаны среды, рас-. положенные в корпусе диска, Однако такой диск не обеспечивает достаточно высокую . эффективность торможений и приемлемую долговечность пар трения. тормоза, Известен тормозной диск, в котором капиллярно-пористые наполнители смонтированы с зазором по отношению к.каждой внутренней торцовой поверхности, равным амплитуде ультразвуковых колебаний, а мембраны установлены с возможностью дискретного контакта с внутренними торцовыми поверхностями диска при воздействии на нее ультразвуковых колебаний, Однако конструкция такого тормоза является слож. Ж „1749572 A1 (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Использование: в дисковых тормозах автомобилей и других транспортных средствах. Сущность изобретения; корпус диска содержит элементы для йодачи теплоноси - теля в зону трения, выполненные в виде перегородок с отверстиями, В отверстиях размещены регулировочные"клапаны с пружинами из материала с эффектом памяти формы. В качестве теплоносителя использован порошкообразный пйщевой углекислый аммоний. 1 з.п. ф-лы, 1 sin .

) ной и требует дополнительных энергозатрат для ультразвукового устройства.

Цель изобретения — повышение надежности и увеличение долговечности пар трения дискового тормоза путем интенсификации их охлаждения продуктами распада углекислого аммония, Поставленная цель достигается тем, что в корпусе диска элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенййх в отверстиях регулирующих клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы; при этом предохранительные клапаны установлены в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве теплоносителя использован порошкообраэный пищевой углекислый аммоний.

На чертеже в схематическом виде изображен дисковйй тормоз, продольный разрез (стрелками условно показано движение газообразных продуктов распада порошкообразного углекислого аммония).

Дисковый тормоз содержит вращающийся на валу 1 полый герметичный корпус тормозного диска 2 с рабочйми торцовыми поверхностями 3 трения и генерации тепло1749572 ты, контактирующие при торможении с колодками 4, подпружиненные регулировочные и предохранительные клапаны 5 и 6, перфорированный патрон 7 с порошкообразным пищевым углекислым аммонием 8.

Регулировочные клапаны 5 установлены е отверстия 9 перегородки 10 и сиДят на пружинах 11, изготовленных из материала с эффектом памяти формы, например, сплава никеля с титаном (нитинол). Перегородка 10 и рабочие поверхности 3 диска совместно с его цилиндрической поверхностью 12 образуют накопительную камеру 13. Предохранительные клапаны 6 установлены со стороны цилиндрической поверхности 12 диска перед перегородкой 10.

Дисковый тормоз работает следующим образом, При торможении на рабочих поверхностях 3 трения диска 2 и колодок 4 генерируется теплота. Под воздействием которой порошкообразный углекислый аммоний 8, размещенный в перфорированном патроне

7 диска 2, переходит е газообразное состояние и накапливается внутри корпуса диска

2, служащего не только термостатом, но и баллоном для хранения этой газообразной среды. От продуктов распада углекислого аммония нагревается диск, а пружина 11(до температуры 60 — 80 С) переходит во вторую запоминающую форму, растягиваясь при этом. В результате регулировочный клапан

5 открывает отверстие 9. а газообразная среда попадает в накопительную камеру 13.

8 последней происходит интенсивное омывание нерабочих nîâåðõíoñòåé диска 2 газообразной средой продуктов распада углекислого аммония, При перегреве газообразного аммония наблюдается процесс его. разложения на аммиак (который диссоциирует на азот и водород), углекислый гэз и сухой пар. При этом интенсивность теплообмена нерабочей поверхности трения диска 2 увеличивается. При завершении процесса торможения каждая пружина 11 охлаждается и переходит в первую запоминэющую форму под действием ее сил упругости, при этом каждый клапан 5 занимает. исходное положение на перегородке. Для предотвращения аварийной ситуации на

5 корпусе тормозного диска 2, служащего одновременно и баллоном для хранения газообразного углекислого аммония 1, установлены подпружиненные и редохранительные клапаны 6, соединяющие полость

10 диска 2 с атмосферой. При этом газообразный углекислый аммоний является безвред- . ным, что повышает технику безопасности при эксплуатации предлагаемого дискового тормоза, После завершения процесса тор15 можения тормозные колодки 4 отходят от поверхности 3 трения диска 2 и возвращаются в исходное положение.

Формула изобретения

1, Дисковый тормоз, содержащий тор20 мозные колодки, тормозной диск, полый герметичный корпус которого установлен на валу с возможностью взаимодействия рабочими торцовыми поверхностями трения с тормозными колодками и выполнен в виде

25 термостата с расположенным внутри него перфорированным патроном с теплоносителем, а также расположенные между рабочими поверхностями и перфорированным патроном накопительные камеры с разме30 щенными е них элементами для подачи теплоносителя к рабочим поверхностям, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности па р трения путем интенсификации их охлажде35 ния, элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенных в отверстиях регулировочных клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы.

2, Тормоз по и. 1, от л и ч а ю шийся тем, что 0Н снабжен предохранительными клапанами, установленными в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве

45 теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний.

1749572

12 3g 9 8

Составитель А.Вольченко

Техред M,Màðãåíòàë Корректор М,Пожо

Редактор Т.Шагова

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2580 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР t13035. Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных подъемно-транспортных машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозах тяжелогруженных машин, требующих теплоотвода, например, в тормозах для железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных тормозных системах транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных дорожных, строительных и транспортных машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных колодках барабанных тормозов тяжело нагруженных подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных охлаждаемых тормозах автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных тормозах, требующих интенсивного отвода тепла

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных средств, дорожных и строительных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных средств, дорожных и строительных машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных ленточно-колодочных тормозах, например в буровых лебедках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных барабанно-колодочных тормозах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных ленточно-колодочных тормозах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных ленточно-колодочных тормозах, например, буровых лебедок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок
Наверх