Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок

 

Использование: управление и защита различных электроприводов в объектах народного хозяйства Сущность: устройство обеспечивает полную защиту не только двигателя и электронной части, но и управляемого объекта от поломок в случае аварийной ситуации Такая защита достигается тем, что в оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23 введены транзисторы 27 и 29, которые при превышении заранее заданного тока через двигатель (в случае аварии) полностью выключают оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23, т.е обесточивают двигатель и останавливают перемещение управляемого объекта 2 ил.

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е СКИХ

РЕсПуБлик

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

8 -.Р0(0 " 4

"Ф ПАТ Щф Ф, ИМЯЖФ4% 3

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4833150/07 (22) 31,05.90 (46) 23.07,92, Бюл. N. 27 (71) Научно-исследовательский институт (72) Ю.Г.Губин, B.C,Ïåòðîâñêèé, В.Г,Карайченце в и В.К. Гром ыкин (56) Авторское свидетельство СССР № 484415, кл. Н 02 M 7/537, 1977.

Патент CLUA ¹ 44442233336666,, кKJл), 318-696, 1983. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С БЛОКОМ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРУЗОК (я)л Н 02 H 7/08, Н 02 М 7/538

2 (57) Использование: управление и защита различных электроприводов в объектах народного хозяйства. Сущность: устройство обеспечивает полную защиту не только двигателя и электронной части, но и управляе-. мого объекта от поломок в случае аварий ной ситуации, Такая защита достигается тем, что в оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23 введены транзисторы 27 и 29, которые при превышении заранее заданного тока через двигатель (в случае аварии) полностью выключают оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23, т.е, обесточивают двигатель и останавливают перемещение управляемого объекта. 2 ил.

1749976

Изобретение относится к преобразовательной технике.и может быть использовано в следящих электроприводах различных объектов техники народного хозяйства, Известно устройство управления двигателем "сл е дя щего электропривода, представляющее собой двухтактный инвертор, имеющийраздельйые цепи управления выхоДным сигналом и управления величиной выходного напряжения.

Ограничение величины выходного напряжения в этом устройстве производится статически, т,е. без обратной связи, При авариййом панове двигателя или при воз ни%новении сКвозных токов короткого замыкания в выходных силовых ключах двухтактного инвертора не обеспечивается защита по току выходных каскадов, что приводит к выходу из строя электронных силовых ключей двухтактного инвертора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство управления двигателем, предназначенное для управления одной из фаз шагового двигателя, В известном устройстве имеется цепь защиты по току выходных каскадов силовых ключей. Цепь защиты по току имеет обратную связь, которая ограничивает ток двигателя до заданной величины. Такое устройство защищает электронную силовую часть от выхода из строя при аварийных ситуациях, Недостатком известных устройств является отсутствие защиты исполнительных органов (двигателя и перемещаемого им объекта) от поломок при аварийных ситуациях, так как в случае заклинивания двига" теля или наезда на упор защита не отключает полностью электронную силовую часть, а только ограничивает ток двигателя до величины, безопасной для силовых ключей. Двигатель в это время не отключается и продолжает движение в ту же сторону.

Цель изобретения — повышение надежности системы за счет управления двигателем.

Поставленная цель достйгается тем, что в систему упра ленИя двигателем, содержащую первый инвертор, подключенный выходом к входу инвертора и к базе четвертого транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй инвертор, подключенный выходом к базе второго транзистора, управ":ляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй транзистор, подключенный коллектором к базе третьего транзистора и к коллектору первого транзистора, четвертый транзистор, подключенный коллектором к базе первого транзистора и к коллектору третьего транзистора, управляющие переходы которых зашунтированы резисторами и диодами, эмиттеры первого и третьего транзисторов соединены вместе

5 и подключены к положительному выводу источника питания, введены дополнительно пятый транзистор, подключенный коллектором к эмиттерам второго и четвертого транзисторов, а эмиттером — к отрицательному

10 выводу источника питания, а также к стабилизатору напряжения, собранному на резисторе, ко нденсаторе, ста билитроне, и подстроечный резистор, подключенный между коллектором пятого транзистора и

15 отрицательным выводом источника питания, средний вывод подстроечного резистора подключен к аноду светодиода оптрона, коллектор фототранзистора оптрона соединен с базой шестого транзистора, эмиттер

20 которого через резистор соединен с положительным выводом источника напряжения и базой пятого транзистора, На фиг,1 показана принципиальная схе ма системы; на фиг,2 — временные диаграм25 мы работы системы.

Система содержит инвертор 1 с резистором 2 на входе, инвертор 3, резисторы

4 — 6, первый транзистор 7, диоды 8 — 13, второй транзистор 14, диоды 15 и 16 в цепи

30 коллектора первого транзистора, резисторы f7 — 20, третий транзистор 21, резистор 22 в цепи базы первого транзистора, четвертый транзистор 23, стабилизатор напряжения, выполненный на резисторе 24, 35 конденсаторе 25 и стабилитроне 26, пятый транзистор 27, к базе которого подключен резистор 28, шестой транзистор 29, база которого подключена к коллектору фототранзистора оптрона 30, подстроечный рези40 стор 31 и резистор 32.

Система работает следующим образом, На вход инвертора 1 поступает. сигнал широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (фиг.2), 1

45 Пройдя через инвертор 1, сигнал ШИМ поступает на базу транзистора, а через инвертор 3 — на базу транзистора 21. Одно из плеч мостовой схемы, собранной на транзисторах 7 и 23, например, открыто, а второе

50 плечо, собранное на транзисторах 14 и 21, закрыто. Если через двигатель М протекает номинальный ток, то падение напряжения на открытом транзисторе 27 недостаточно для включения оптрона 30. Для нормально55 ro режима срабатывания защиты необходимо, чтобы ток, протекающий через резистор

24, переменный резистор 31 и светодиод оптрона 30, был меньше минимального то- . ка, обеспечивающего начальное вращение двигателя, 1749976

25

При аварийной ситуации (эаклинивании двигателя или появлении сквозных токов короткого замыкания) ток через транзистор 27 начинает возрастать, возрастает и падает напряжение на переходе коллектор — эмиттер транзистора 27, т.е. возрастает величина на аноде светодиода оптрона 30, и при заранее заданной с помощью резистора 31 величине напряжения происходит включение оптрона 30. Напряжение на коллекторе выходного транзистора оптрона 30 падает, и на выходе транзистора 29, собранного по схеме эмиттерного повторителя, напряжение тоже падает, Транзистор 27 закрывается, прекращая протекание силового тока через транзисторы 7, 13, 21 и 23, и соответственно, через двигатель M. При этом через резисторы 24 и 31 происходит увеличение тока до величин, определяемых их номиналами. Стабилизатор напряжения, собранный на резисторе 24, конденсаторе 25 и

° стабилитроне 26, служит для ограничения подаваемой на оптрон 30 величины напряжения и защищает оптрон 30 от выхода из строя, Таким образом, при возникновении ацарийной ситуации двигатель обесточивается и движение его прекращается (фиг,2), Конденсатор 25 служит для ликвидации дребезга светодиода оптрона 30.

Диаграммы работы схемы управления двигателем при номинальных режимах работы и при аварийной ситуации (наезд на препятствие) показаны на фиг.2, Использование предлагаемой системы позволяет защищать от повреждения двигатель, электронную схему и перемещаемый объект при возникновении аварийных ситуаций.

Формула изобретения

Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок, содержащая первый инвертор, подключенный выходом к входу второго инвертора и к базе первого транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй инвертор подключен выходом к базе второго транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй транзистор подключен коллектором через резистор к базе третьего транзистора и через последо10 вательно соединеййые диоды к коллектору четвертого транзистора, первый транзистор подключен коллектором через резистор к базе четвертого трайзистора и через последовательно соединенные диоды — к коллектору третьего транзистора, управляющие переходы которых зашунтированы резисторами и диодами, эмиттерьi третьего и четвертого транзисторов соединены вместе и подключены к положительному выводу источника питания,отл ича ю ща я с я тем, что, с целью повышения надежности системы управления, в блок защиты введены пятый транзистор, подключенный коллектором к эмиттерам первого и второго транэисторов, а эмиттером — к отрицательному выводу источника питания, а также к стабилизатору напряжения, выполненному на резисторе, конденсаторе и стабилитроне, и подстроечный резистор, подключенный меж30 ду коллектором пятого транзистора и отрицательным выводом источника питания через стабилизатор напряжения, а средний вывод подстроечного резистора подключен к аноду светодиода введенного оптрона, 35 коллектор фототранзистора оптрона соединен с базой введенного шес1ого транзистора, эмиттер которого через резистоо соединен с отрицательным выводом источника питания и базой пятого транзистора, а коллектор через резистор соединен с положительным выводом источника питания, а катод светодиода и змиттер фототранзистора оптрона соединены с отрицательным выводом источника питания, 1749976

Составитель Т. Щеголькова

Редактор Н. Тупица Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Заказ 2600 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в источниках вторичного электропитания

Изобретение относится к преобразовательной технике, в частности к датчикам тока для организации обратных связей потоку в электроустановках

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электрической машины от коротких замыканий

Изобретение относится к защите электродвигателей при возникновении аварийных режимов в их работе, в частности, при перегревах статорных оЬмоток, и может быть использовано в нефтяной промышленности для тепловой защиты погружных электродвигателей в скважинах, оборудованных электроцентробежными насосами

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи
Наверх