Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов

 

Использование: судостроение, в частности моющие устройства для танков наливных судов. Сущность: в одновременном разогреве и активации забортной воды в электролизере, разделенном ионообменной мембраной на две полости, получении в этих полостях кислой и щелочной водных сред и использовании щелочной среды для отмывки загрязнений со стенок танков, затем отстое и нейтрализации смывок указанной кислой водной средой. 1 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 63 В 57/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (/)

C (21) 4472791/11 (22) 01.06,88 (46) 07.08.92. Бюл. N 29 (71) Южный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота (72) А.С.Ланцев, О,В.Степанцев и В.М;Брио (56) Белоусов Л,Н. и др. Технология морских перевозок грузов. M„1978, с.321 — 323. (54) СПОСОБ ОЧИСТКИ СУДОВЫХ ЕМКОСТЕЙ ОТ ОСТАТКОВ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

Изобретение относится к судострое: нию, в частности к способам очистки емкостей судов после их разгрузки, например, нефтепродуктов, растительных, животных масел и других грузов.

Известен способ механизированной очистки танков судов от наливных грузов, заключающийся в том, что забортную воду подают через подогреватель на моечные машины, совершают струйную мойку стенок танков, удаляют смывки в отстойник, отста. ивают и сливают воду за борт, а отмытый компонент направляют по назначению, Недостатком указанного способа являются высокие затраты на мойку, обусловленные необходимостью подачи большого количества воды, ее подогрева и длительностью мойки, связанной с невысокой химической активностью употребляемой воды.

Наиболее близким к предложенному является способ химико-механизированной мойки судовых танков. заключающийся в том, что насосами подают через подогреватель в отстойный танк нэ высоту 2 м забортную воду. активируют ее моющим препаратом поверхностно активного веще,, БД,„, 1752650 А1 (57) Использование: судостроение, в частности моющие устройства для танков наливных судов. Сущность: в одновременном разогреве и активации забортной воды в электролизере, разделенном ионообменной мембраной на две полости, получении в этих полостях кислой и щелочной водных сред и использовании щелочной среды для отмывки загрязнений со стенок танков, затем отстое и нейтрализации смывок указанной кислой водной средой. 1 ил. ства, например типа МЛ, ОП, ДБ, перекачивают в другой отстойник, одновременно перемешивая моющий препарат, полученный раствор подогревают и подают йа струйные моющие машины, затем водный раствор подают на загрязненную поверхность смываемой емкости, полученные смывки зэчистным насосом удаляют в первый отстойный танк. отстаивают, отмытый продукт удаляют и используют по назначению, а моющий раствор самотеком направляют во второй отстойный танк. Процесс осуществляют неоднократно до обеспечения требуемой чистоты поверхности емкости.

Недостатки указанного способа являются высокие затраты, связанные с применением ПАВ, невозможность их прямого слива за борт без предварительной очисткинейтрализации и недостаточная эффективность, Цель изобретения — повышение эффективности очистки, Указанная цель достигается тем, что согласно способу, заключающемуся в одновременном разогреве и активации забортной воды, смыве посредством этой

1752650 воды загрязнений со стенок емкостей и удалении смывок в отстойник с последующими их нейтрализацией и сливом, для активации и разогрева забортную воду пропускают через резервуар с двумя электродами, разде- 5 ленными один от другого ионообменной мембраной надве полости для образования в раздельных частях емкости щелочной и кислой водной среды, затем щелочную водную среду используют для смыва загрязне- 10 ний, а кислой водной средой проводят нейтрализацию смывок.

Активация и подогрев воды электролизом в емкости, снабженной электродами и разделенными один от другого диафрагмой, 15 до образования в разС льных частях емкости щелочной и кислой водной среды создает воэможность использования активированной воды в качестве щелочного моющего средства, при этом химически ис- 20 ходных компонент не изменяется, по существу оставаясь водой, одновременно изменив свои свойства, что позволяет резко активизировать водную мойку, исключая необходимость применения при мойке повер- 25 хностно активные вещества, характерную для известных способов.

Подача щелочной водной среды на загрязненную поверхность емкости (танка) и осуществление ею мойки, при этом вода, 30 обладая щелочными свойствами, подобными водному раствору с ПАВ, более активно проникает через загрязненную поверхность и занимает положение под нею на стенке емкости, таким образом, очищая по- 35 верхность емкости при исключении использования ПАВ, снижают затраты на мойку.

Направление кислой водной среды в отстойник, смешивание ее со смывками позволяет нейтрализовать щелочную водную 40 среду в смывках, практически возвращая ее в исходное состояние простым смешиванием, при этом отмытый компонент активно деэмульгируется, сокращая отстаивание, Предлагаемый способ очистки судовых 45 емкостей от остатков наливных грузов осуществляют в следующей последовательности.

Первоначально забортную воду насосом 1 закачивают в резервуар (электроли- 50 эер) 2, разделенный на две части диафрагмой — ионообменной мембраной 3, в каждой из которых установлены электроды 4 (соответственно анод и катод), затем воду подвергают электролизу, при котором вокруг катода образуется щелочная водная среда, а вокруг анода — кислотная среда и, одновременно происходит разогрев воды.

Щелочную воду. моечным насосом 5 эакачивают в моющие машинки 6 и через них под давлением, например, в виде струй подают на загрязненную, например, мазутом поверхность емкостей (танков) 7 судна или другой емкости, и таким образом осуществляют отмывку стенок танка. Затем образованные смывки насосами 8 закачивают в отстойник 9, куда предварительно подают полученную при электролизе кислую водную среду, Обе водные среды смешивают, нейтрализуя до исходного состояния и одновременно деэмульгируя отмытый продукт в смывках, отстаивают и сливают за борт через трубопровод 10, а отмытый продукт удаляют по назначению.

Технико-экономические преимущества предлагаемого способа заключаются в том, что исключаются затраты на применение химически активных добавок ПАВ; исключается необходимость от их очистки, при нейтрализации водных сред в отстойнике ускоряется процесс отстоя отмытого продукта.

Указанные преимущества позволяют достичь снижения затрат, при этом реализуется природоохранная функция предлагаемого способа — экологическая чистота.

Формула изобретения

Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов, заключающийся в одновременном разогреве и активации забортной воды, смыве посредством этой воды загрязнений с поверхности стенок емкостей и удаления смыва в отстойник с последующими их нейтрализацией и сливом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности очистки, для активации и разогрева забортную воду пропускают через резервуар с двумя электродами, разделенными ионообменной мембраной на две полости для получения в этих полостях щелочной и кислой сред, и полученную щелочную среду используют для смыва загрязнений, а кислой средой проводят нейтрализацию смывок.

1752650

Составитель Г.Луценко

Техред М.Моргентал Корректор С. Юско

Редактор А.Козориз

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2728 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к способам очистки изолированных балластных танков танкеров путем промывки, и может быть использовано при очистке танков от отложений ила

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в системах промывки грузовых танков, подогрева нефти и топлива

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для зачистки междудонных отсеков танкеров от донных отложений и нефтепродуктов

Танкер // 1244011

Изобретение относится к технологии эксплуатации судов и нефтехранилищ на берегу

Изобретение относится к технологии эксплуатации судов и касается химической очистки судовых топливных танков перед судоремонтом и других любых топливных емкостей

Изобретение относится к эксплуатации водного и железнодорожного транспорта и может использоваться при выполнении погрузо-разгрузочных работ, а также может быть применено и в других областях деятельности, например, в коммунальном хозяйстве, при уборке улиц, при дезактивации местности и подобных операциях

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования цепных ящиков якорных устройств

Изобретение относится к способам очистки внутренней поверхности танков морских и речных нефтетанкеров и газгольдеров от остатков перевозимых в них нефтепродуктов
Наверх