Узел крепления втулки воздушного винта

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности у устройствам крепления втулок воздушных винтов к валам редукторов двигателей с помощью шпилек и гаек. Цель повышение надежности работы воздушного винта путем устранения возможности разрушения узла крепления за счет обеспечения непрерывного контроля его работоспособности. Узел крепления втулки воздушного винта к редуктору двигателя содержит ввернутые во втулку 1 шпильки 2 с навернутыми на них гайками 3 с шайбами 4. Каждая шпилька 2 со стороны навертывания гайки 3 выполнена с глухим отверстием 5, а каждая гайка 3 выполнена с цилиндрической юбкой 6 на торце и снабжена обрезиненным коническим хвостовиком 7 с цилиндрической направляющей частью 8, сильфоном 9 с торцом 10, фланцем 11 с отбортовкой 12, обрезиненной диафрагмой 13 с электрическим контактом 14 и колпачком 15 с выводом 16 электрического контакта к блоку 18 контроля. На сильфоне 9 предусмотрены фланец 20 и полость 22, а на фланце 11 отверстие по его центру. 6 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам крепления втулок воздушных винтов к валам редукторов двигателей с помощью шпилек и гаек. Известна конструкция, содержащая ввернутые во втулку шпильки с навернутыми на них гайками с шайбами. Недостатки указанного устройства крепления втулок следующие: не обеспечивает непрерывного контроля состояния шпилек в эксплуатации; требует специальный мерительный инструмент и высококвалифицированный персонал при обслуживании. Цель изобретения повышение надежности работы воздушного винта путем устранения возможности разрушения узла крепления за счет обеспечения непрерывного контроля его работоспособности. Указанная цель достигается тем, что шпильки со стороны навертывания гаек выполнены с глухими отверстиями, а гайки выполнены с цилиндрическими юбками на торцах и снабжены установленными друг за другом с возможностью взаимодействия со шпильками и с цилиндрическими юбками обрезиненными коническими хвостовиками с цилиндрическими направляющими частями, сильфонами с торцами, фланцами с отбортовками, обрезиненными диафрагмами с электрическими контактами и колпачками с выводами электрических контактов. На фиг.1 показана шпилька, общий вид. на фиг.2 то же, в рабочем состоянии; на фиг.3 шпилька перед установкой гайки; на фиг.4 гайка в исходном состоянии; на фиг.5 контакт устройства в рабочем состоянии; на фиг.6 диафрагма контакта. Узел крепления втулки воздушного винта содержит ввернутые во втулку 1 шпильки 2 с навернутыми на них гайками 3 с шайбами 4. Каждая шпилька 2 со стороны навертывания гайки 3 выполнена с глухим отверстием 5, а каждая гайка 3 выполнена с цилиндрической юбкой 6 на торце, снабжена установленными друг за другом с возможностью взаимодействия со шпилькой 2 и с цилиндрической юбкой 6 обрезиненным коническим хвостовиком 7 с цилиндрической направляющей частью 8, сильфоном 9 с торцом 10, фланцем 11 с отбортовкой 12, обрезиненной диафрагмой 13 с электрическим контактом 14 и колпачком 15 с выводом 16 электрического контакта. Дополнительно на чертежах изображен вал 17 редуктора двигателя, блок 18 контроля, противозадирочная шайба 19, буквами а-а, б-б, в-в обозначены возможные сечения разрушения шпилек, фланцы 20 сильфонов 9, отверстия 21 по центру фланцев 11, полость 22 сильфона 9. Устройство работает следующим образом. Предварительно при изготовлении шпилек 2 выполняют контрольные отверстия 5, которые сверлят диаметром, не уменьшающим прочностные свойства шпилек 2, и длиной, обеспечивающей прохождение возможных усталостных трещин а, б, в через сверление 5 (фиг.2). Перед установкой винта на вал 17 редуктора двигателя на цилиндрические юбки 6 гаек 3 устанавливают сильфоны 9. Фланцы 20 сильфонов 9 скрепляют с фланцами 11 с отбортовками 12, затем располагают между собранными узлами и колпачками 15 обрезиненные диафрагмы 13 с электрическими контактами 14, а колпачки 15 напрессовывают на цилиндрические юбки 6 гаек 3. При напрессовке обеспечивают герметичность сопрягаемых деталей и механический контакт между сопрягаемыми электропроводными деталями: шайбой 19, колпачком 15, гайкой 3. Электрический контакт 14 обрезиненной диафрагмы 13 изолирован от остальных деталей и соединен с блоком 18 контроля (фиг.3-5). Достаточным условием работы устройства является его навинчивание на шпильки 2. Происходит вход в отверстие 5 обрезиненного конического хвостовика 7 с направляющей цилиндрической частью 8, которая обеспечивает предварительное центрирование конического обрезиненного хвостовика 7. Обрезиненный хвостовик 7 обеспечивает герметичность замкнутого объема и при дальнейшем навинчивании гайки 3 происходит нарастание давления воздуха в нем. Максимальное давление воздуха достигается при затяжке гаек 3 заданным моментом, например, порядка 40-45 кгсм. Этого давления воздуха достаточно для того, чтобы прогнуть обрезиненные диафрагмы 13 с электрическими контактами 14, которые окажутся разомкнутыми на зазор между контактами 14 и фланцами 11 с отбортовками 12 (фиг.2). Отверстие 21 по центру шайбы обеспечивает сообщение полости диафрагмы 13 с полостью 22 сильфона 9. При работе воздушного винта, в случае появления усталостных трещин, на одной из шпилек 2 (фиг.2) происходит разгерметизация замкнутого объема одной из полостей 22, т.е. выравнивание давления в контролируемом объеме с атмосферным. В результате упругая обрезиненная диафрагма 13 c электрическим контактом 14 под действием упругих сил соединится с фланцем 11, т.е. замкнет электрическую цепь (фиг.5). Отбортовка 12 фланца 11 внешней радиальной поверхностью обеспечивает механическое соединение с колпачком 15, а торцом уплотнение с торцом юбки 6 гайки 3, начнет протекать электрический ток, что засвидетельствует блок 18 контроля. Следует иметь в виду, что для контроля разрушения шпилек на летательном аппарате потребуется токосъемник.

Формула изобретения

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ВТУЛКИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА, содержащий ввернутые во втулку шпильки с навернутыми на них гайками с шайбами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы воздушного винта путем устранения возможности разрушения узла крепления за счет обеспечения непрерывного контроля его работоспособности, шпильки со стороны навертывания гаек выполнены с глухими отверстиями, а гайки выполнены с цилиндрическими юбками на торцах и снабжены установленными друг за другом с возможностью взаимодействия со шпильками и с цилиндрическими юбками обрезиненными коническими хвостовиками с цилиндрическими направляющими частями, сильфонами с торцами, с фланцами с отбортовками, обрезиненными диафрагмами с электрическими контактами и колпачками с выводами электрических контактов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 23-2001

Извещение опубликовано: 20.08.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования объединенного опорного подузла узла несущих винтов беспилотного воздушного летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки несущего винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом

Изобретение относится к аэрокосмической технике, а именно к возвращаемым с орбиты малым автоматическим космическим аппаратам (капсулам) с целью повторного их применения

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для проектирования втулок несущих винтов с шаровыми шарнирами всех типов вновь разрабатываемых вертолетов и автожиров, а также для замены втулок серийных вертолетов и автожиров на предлагаемые

Изобретение относится к воздушным винтам для летательных аппаратов

Изобретение относится к области вертолетостроения, в частности к несущим винтам винтокрылых летательных аппаратов

Изобретение относится к противообледенительным системам воздушного винта летательного аппарата, судна на воздушной подушке, аэросаней

Предлагаемое изобретение относится к втулке воздушного винта с лопастями с изменяемым углом установки для газотурбинного двигателя, в частности для газотурбинного двигателя с вентилятором, не закрытым обтекателем. Эта втулка воздушного винта содержит многоугольное кольцо 134, представляющее по существу радиальные цилиндрические пазы 136, распределенные вокруг центральной оси этого кольца 134 и предназначенные для размещения в них упомянутых лопастей, роторный элемент 143 турбины данного газотурбинного двигателя и скобу удержания, закрепленную на упомянутом кольце таким образом, чтобы связывать это кольцо с упомянутым роторным элементом 143. Эта втулка дополнительно содержит множество предохранительных элементов 144 удержания, связанных с роторным элементом 143, причем каждый из этих предохранительных элементов удержания имеет по меньшей мере одну опорную поверхность 145, располагающуюся против наружной поверхности 146 упомянутого кольца 134 и отстоящую от нее на некоторое расстояние в радиальном направлении. Достигается повышение безопасности за счёт удержания лопастей и обломков при разрушении многоугольного кольца втулки воздушного винта. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтов самолетов. Способ создания тяги винтом заключается в том, что в течение времени совершения винтом поворота на 360° лопасти винта дополнительно совершают маховые движения в направлении, противоположном направлению тяги винта, и по направлению тяги винта, причем в направлении, противоположном направлению тяги винта, мах осуществляют со средней скоростью, большей, чем по направлению тяги винта. Тяговый винт с приводом включает втулку, выполненную с торцевой рельефной поверхностью, контактирующей при вращении с рельефной поверхностью платформы, на которой установлен привод и соединенной стержнями с втулкой винта, и втулку, установленную на валу двигателя неподвижно. Профиль контактирующих рельефных поверхностей при постоянной скорости вращения винта в течение времени совершения втулкой винта поворота на 360° обеспечивает совершение маховых движений лопастями винта со скоростью скольжения втулки и ускорением лопастей винта вдоль вала двигателя к платформе привода, большими, чем в противоположном направлении. Втулка винта также может быть выполнена с установленным в ее полости поршнем со штоками, поворачивающими лопасти при смещении штока. Тяговый винт с приводом может содержать соленоид, а втулка винта может содержать постоянный магнит для совершения маховых движений лопастей. Достигается увеличение тяги винта. 4 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Объектом изобретения является ступица винта с лопастями с переменным углом установки для газотурбинного двигателя, в частности для газотурбинного двигателя с вентилятором, не закрытым обтекателем. Ступица винта содержит многоугольное кольцо с по существу радиальными цилиндрическими гнездами, распределенными вокруг центральной оси кольца и предназначенными для установки в них упомянутых лопастей, элемент ротора турбины газотурбинного двигателя и крепежный фланец, закрепленный на кольце таким образом, чтобы соединять его с упомянутым элементом ротора. Ступица дополнительно содержит множество удерживающих предохранительных крючков, заходящих с зазором в отверстия, при этом удерживающие предохранительные крючки соединены с одним из элементов - кольцом или элементом ротора, а отверстия - с другим из этих элементов. Достигается защита от разрыва ступицы винта. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх