Водометное подруливающее устройство

 

Использование: судостроение, касается подруливающих устройств водометного типа . Сущность изобретения: устройство состоит из корпуса, смонтированного в судна Внутри корпуса размещено рабочее колесо, которое посредством вала соединено с двигателем. В корпусе имеются кольцевой водоприемник, вертикальный центральный канал и сужающееся сопло Изогнутый патрубок содержит на входе конфузор Между соплом и конфузором имеется зазор, сообщенный с герметичной камерой корпуса, имеющей перегородки или уплотнение на тыльной стороне изогнутого патрубка . 2 з.п. ф-лы, 2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (slps В 63 Н 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАЙИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У

k (21) 4874045/11 (22) 22,08,90 (46) 15,08.92. Бюл. N 30 (71) Конструкторское бюро "Винт" (72) В.А,Хвостов, В,И, Карпов, IO.Ñ.Ëàòûøåâ, Н.В.Голубков и Э.M.- Ä.Màìåäoâ (56) Авторское свидетельство СССР

N 1641702, кл. В 63 Н 11/10, 1988, (54) ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ

УСТРОЙСТВО (57) Использование: судостроение, касается подруливающих устройств водометного тиИзобретение относится к водному, транспорту, а частности к водометным подруливающим устройствам, используемым в качестве средств активного управления судами и средствами океанотехники, Наиболее близким известным техническим решением является водометное подруливающее устройство (ВПУ), содержащее рабочий орган в виде осевого насоса, йриводной вал которого установлен в корпусе, BbllloRH8HHoM с водозаборником, центральным каналом и изогнутым отводящим патруб ком.

Недостатками такого ВПУ являются сложность конструкции, большой вертикальный габарит (и, следовательно, масса), необходимые для обеспечения плавности поворота потока в водоприемнике и отводящем патрубке и достижения максимальной гидродинамической эффективности устройства.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик устройства, „„533 1754579 А1 па. Сущность изобретения: устройство состоит из корпуса,. смонтированного в днище судна. Внутри корпуса размещено рабочее колесо, которое посредством вала соединено с двигателем. В корпусе имеются кольцевой водоприемник, вертикальный центральный канал и сужающееся сопло, Изогнутый патрубок содержит на входе конфузор. Между соплом и конфузором имеется зазор, сообщенный с герметичной камерой корпуса, имеющей перегородки или уплотнение на тыльной стороне изогнутсl о патрубка. 2 з,п. ф-лы, 2 ил, Для достижения цели в ВПУ, содержащем рабочий орган в виде осевого насоса, и риводной вал которого установлеКв корпусе, выполненном с водозаборником, центральным каналом и йзогнутым отводящим патрубком, водозаборник выполнен кольцевым, а выходная часть центрального канала — с сужающимся соплом и размещена внутри входной части отводящего патрубка с кольцевым щелевым зазором, и ри этом корпус выполнен с кольцевой замкнутой камерой, сообщенной с указанным кольцевым щелевым зазором со стороны указанного патрубка, имеющей меньший радиус изгиба.

ВПУ снабжено уплотнением со стороны упомянутого патрубка, имеющей больший радиус изгиба.

В варианте выполнения кольцевой щелевой зазор и кольцевая камера разделены перегородками на секторы.

На фиг. 1 чертежа схематически изображено ВПУ с поворотным отводящим патруб1754579

40

50 ком, разрез; на фиг, 2 — вариант устройства с поворотным корпусом.

Водометное подруливающее устройство содержит установленный на днище 1 судна корпус 2 с кольцевым водозаборником 3 и вертикальным центральным каналом 4, в котором на гребном валу 5 смонтировано рабочее колесо 6 в виде осевого насоса, Оно приводится во вращение двигателем 7 через редуктор 8 со встроенным опорно-упорным подшипником (не показан), На подшипниковых опорах 9 в корпусе 2 укреплена поворотная часть ВПУ вЂ” изогнутый отводящий патрубок 10 с приводом 11 его поворота относительно оси вращения рабочего колеса 6. Выходная часть центрального

"канала 4 снабжена сужающимся соплом 12, а входная часть патрубка 10 — конфузором

13, в котором сопло 12 размещено с кольцевым щепевым зазором. В корпусе 2 выполнена кольцевая замкнутая камера 14, сообщенная с полостью патрубка 10 через указанный зазор между соплом 12 и конфузором 13 со стороны меньшего радиуса изгиба патрубка 10. Со стороны большего радиуса зазор перекрыт подвижным уплотнением 15.

В другом варианте выполнения (фиг. 2) поворотная часть представляет собой почти всю забортную часть конструкции корпуса 2, жестко соединенную с отводным патрубком

10 и поворачиваемую вместе с ним приводом 11, размещенным внутри корпуса судна, Иным может быть и конструктивное оформление щелевого зазора с камерами

14. Они совместно могут быть разделены радиальными перегородками 16 на секции, При работе ВПУ вход воды в проточную часть осуществляется через кольцевой водоприемник 3 равномерно и независимо от положения поворотной части устройства, Рабочее колесо 6 за счет энергии приводного двигателя 7 ускоряет поток в центральном канале 4, его сопле 12 и далее — в изогнутом патрубке 10. Последний отклоняет поток к горизонтальной плоскости в заданном приводом поворота 11 направлении, создавая тягу устройства, которая подшипниками 9 передается на корпус судна. Объем воды в камере 14 воздействует через зазор на пограничный слой в месте максимальной кривизны патрубка 10, предотвращая образование там вихревой зоны и тем самым существенно снижая сопротивление потоку в месте его поворота. В варианте с разделительными перегородками 16, препятствующими выравниванию давлений на тыльном и сопловом участках щелевого зазора, патрубка 10 и камеры 14, достигается аналогичный эффект. Сочетание кольцевого водоприемника

3, сопла 12, конфузора 13, щелевого зазора с камерой 14, при условии разделения потока вблизи тыльной и сопловой поверхностей изогнутого патрубка 10, позволяет существенно уменьшить радиус изгиба последнего, вертикальные размеры и массу устройства при одновременном повышении

его гидравлического КПД. Ускорение потока в центральном канале 4 позволяет снизить и радиальный габарит подруливающего устройства.

Формула изобретения

1. Водометное подруливающее устройство, содержащее рабочий орган в виде о=ввого насоса, приводной вал которого установлен в корпусе, выполненном с водозаборником, центральным каналом и изсгнутым отводящим патрубком, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, водозаборник выполнен кольцевым, а выходная часть центрального канала выполнена с сужающимся соплом и размещена внутри входной части отводящего патрубка с кольцевым щелевым зазором, при этом корпус выполнен с кольцевой замкнутой камерой, сообщенной с указанным кольцевым щелевым зазором со стороны указанного патрубка, имеющей меньший радиус изгиба, 2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что кольцевой щелевой зазор снабжен уплотнением со стороны отводящего патрубка, имеющего больший радиус изгиба.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что кольцевой щелевой зазор и кольцевая камера разделены радиальными перегородками на сектора, 1754579

Фиг. 2

Составитель Ю,Новак

Техред М.Моргентал Корректор Н,Тупица

Редактор М.Товтин

Произаодстаенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. Ул.Гагарина, 101

Заказ 2859 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при. ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Водометное подруливающее устройство Водометное подруливающее устройство Водометное подруливающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам плавания по поверхности воды за счет мускульных усилий человека

Изобретение относится к судостроению , а именно к прямоточным гидрореактивным судовым двигателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам охлаждения судовых упорных подшипников

Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эффективность движителя

Изобретение относится к судостроению ,, в частности к стендам для испытаний движителей; преимущественно водометных, и позволяет повысить экономичность и упростить конструкцию стенда

Изобретение относится к области судового машиностроения, а именно к судовым движителям, и может быть использовано на транспорте и в спортивных средствах передвижения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве движителя с колебательным перемещением рабочего органа

Изобретение относится к подводным судам, преимущественно к атомным подводным лодкам, и способам их бесшумного движения с использованием бесшумного судового двигателя

Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию судов и катеров с воздушной каверной на днище

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например катеров с водометным движителем

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям подводных судов (подводных транспортов, подводных аппаратов и т.п.)
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания водометов, например водометных судовых движителей

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на подводных крыльях с устройствами для повышения скорости движения или для уменьшения расхода топлива
Наверх