Храповая муфта свободного хода

 

Использование в двигателестроении в стартерах, для передачи крутящего момента только в одном направлении. Сущность изобретения: муфта содержит расположенные в корпусе 1 и поджимаемые пружиной 4 „ ведомую 2 и ведущую 3 полумуфты. Ведущая полумуфта 3 установлена на валу 5 на винтовых шлицах 6 с возможностью осевого перемещения. Концентрично ведомой полумуфте установлена втуЛка 7 с храповыми зубьями, имеющая со стороны ведущей полумуфты 3 храповые зубья трапециевидной формы С другой стороны на втулке 7 выполнены радиальные выступы, которые расположены между радиальными выступами ведомой полумуфты 2 и подпружинены относительно последних пружинами в окружном направлении таким образом, что храповые зубья ведомой полумуфты 2 и втулки 7 смещены друг относительно друга, образуя впадины, которые меньше высоты храповых зубьев. При включении муфты зубья ведущей полумуфты 3 заходят во впадины и при увеличении передаваемой нагрузки сдвигают в окружном направлении втулку 7, При этом ведущая полумуфта 3 сдвигается в осевом направлении и ее зубья входят в полное зацепление по всей рабочей поверхности с зубьями ведомой полумуфты 2 и втулки 7. При обратном вращении полумуфта 3, сжимая пружину 4, отодвинется от ведомой 2 полумуфты. Втулка 7 перемещается под действием пружин в первоначальное положение. 4 ил. С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социллистических

РЕСПУБЛИК,, Ц„„1754971 А1 (5!)5 F 16 О 41/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1.... 2 (21) 4835977/27 . " лумуфты 3 храповые зубья трапециевидной (22) 07.06.90, . . формы. С другой стороны на втулке 7 выпол(46) 15,08.92. Бюл, И. 30 . нены радиальные выступы, которйе распо(71) Барнаульский завод транспортного ма- ложены между радиальными выступами шиностроения им. В.И. Ленина . ведомой полумуфты 2 и подпружинены от(72) А.И, Чемерис. . носительно последних пружинами в окруж(53) 621.825(088.8): .. ном направлении таким образом, что (56)Авторское свидетельство СССР . храповые зубья ведомой полумуфты 2 и

N. 583343, кл. F 16 О 41/00, 1976. втулки 7 смещены друг относительно друга, образуя впадины, которые меньше высоты (54) ХРАПОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХО- храповых зубьев. При включении муфты

ДА ..: .. зубья ведущей полумуфты 3 заходят во впа-. .. (57) Использование: в двигателестроении в дины и при увеличении передаваемой настартерах,дляпередачикрутящегомомента грузки сдвигают в окружнОм направлении только B одном направлении. Сущность иэо- втулку 7, При этом ведущая полумуфта 3 бретения: муфта содержит расположенные сдвигается в обЬвом направлении и ее зубья в корпусе 1 и поджимаемые пружиной 4 ..:входят в полное зацепление по всей рабоведомую 2 и ведущую 3 полумуфты. Веду- . чей поверхности с зубьями ведомой полущая полумуфта 3 установлена на валу 5 на муфты 2 и втулки 7. При обратном вращении винтовыхшлицахбсвоэможностьюосевого: .полумуфта 3. сжимая пружину 4, отодвй аперемещения. Концентрично ведомой полу- ется от ведомой 2 полумуфты. Втулка 7 пемуфте2 установлена втуЛка 7 с храповыми ремещается под действием пружин в зубьями. имеющая со стороны-ведущей по- первоначальное положейие. 4 ил. им

Ъ» мн ъм (Л

Изобретение относится к мзщинострое-, ведущим взлом, звеДомый вел снабжен уло- яО нию и может быть использовано в двигате- ром, взаимодействующим при передаче лестроении в стартерах. а также в приводе крутящегомоментаС пхруйинтнйми шайбами

° ввввй навесных агрегатов двигателя для предОтгв- предохранительного фрикционного устройрвщения развития резонансных знвколере- стев,диски которого установлены свободно менных колебаний, которые мо-ут привести между ведомой полумуфтой и валом., к поломке этого привода. -, . Недостатком этого механизма является

Известна храповая муфта сводного хо- ударная работа храповых зубьев полумуфт да, содержащая поджимаемые пружиной . присвободномходе,вследствиеихпостоянкулачковую ведомую полумуфту и ведущую, . ного прижатия пружиной. а также предохранительное фрикционное . Применение менее жесткой пружины устройство с дисками и пружинными шайба- снижает ударные нагрузки на зубья при своми, связывающие ведомую полумуфту с ва-..бодном ходе, однако это приводит к уменьлом, причем ведущая полумуфта выполнена шению быстроты срабатывания муфты, т. к. с винтовыми шлицами. связывающими ее с пружина не обеспечит мгновенное прижа1754971 обеспечить преодоление силы трения в винтовых шлицах из-эа наличия загустевшей

Концентрично ведомой полумуфте 2 внутри корпуса 1 расположена втулка 7, имеющая смазки и т. д. со стороны ведущей полумуфты 3 храповые

К недостаткам этой муфты также отно- зубья. Количество их равно количеству храповых зубьев ведомой полумуфты 2. С другой стороны втулка 7 снабжена сится низкая надежность предохранительного фрикционного устройства, 10 радиальными выступами 8, которые размещены между радиальными выступами 9 ее" домой полумуфты 2, Между радиальными выступами 8 и 9 расположены пружины 10, поджимающие втулку 7 относительно ведося повышение надежности работы, снижемой полумуфты 2 в сторону, противоположние ударных нагрузок и .шумности *при свободном ходе и повышение надежйости ную свободному ходу. Храповые зубья втулки 7 и ведомой полумуфты 2 выполнены безударной работы при рабочем ходе муфты, трапециевидной формы и имеют плоские площадки 11 и 12, расположенные в одной

Укаэанная цель достигается тем, что в

20 плоскости, перпендикулярной оси муфты известной храповой муфте свободного хода, содержащей расположенные в корпусе.Направление винтовых шлицев ведущей полумуфты 3 противоположно направи поджимаемые пружиной зубчатые ведо- лению скосов рабочих поверхностей 14 и 15 храповых зубьев ведомой полумуфты 2 и мую полумуфту и ведущую; устайовленную

25 храповой втулки 7. Длина площадки 11 на на валу посредством винтовых шлицев, навтулке 7 равна а1. Длина площадки 12 ведомой полумуфты 2 равна а2, причем а1- а2.

Пружина 4 поджимает втулку 7 на ееличину, меньшую длины плоских площадок 11 наковое с ведомой полумуфтой количество 30 и 12; т, е. рабочая поверхность 13 храповых зубьев с одной стороны и торцевые выступы сдругой, на наружной поверхности ведомой зубьев втулки 7 выступает над рабочей поверхностью 14 ведомой полумуфты 2 на ве. полумуфты выполнены радиальные высту- личину.б, причем б < а1 (см. фиг. 3). о пы, зубья храповой втулки и ведомой полу- При этом в ненагруженном состоянии

35 рабочая поверхность 13 втулки 7 и наклонная поверхность 15 ведомой полумуфты 3 образуют впадину 16, которая меньше епадин храповых зубьев полумуфты 2 и втулки

7, центрично ведомой полумуфте, и ее торце- 40

Храповая муфта работает следующим образом вые выступы размещены между радиальными выступами ведомой полумуфты и подпружинены в окружном направлеПри вращений ведущего вала 5 против часовой стрелки (см, со стороны зубчатого венца ведущего вала 5) и передаче крутящении в сторону нерабочих поверхностей зубьев.

45 ro момента с ведущего вала 5.через винтовые шлицы 6 ведущей полумуфте 3

На фиг. 1 изображена храповая муфта свободного хода; на фиг, 2 — разрез А — А на возникает осевое усилие, величина которофиг. 1; на фиг. 3 — развертка храповых зубь- - ro пропорциональна передаваемому моев в ненагруженном состоянии на фиг. 4- менту. Это осевое усилие поднимает

50 развертка храповых зубьев в момент максиведущую полумуфту 3 к храповым зубьям полумуфты 2 и втулки 7. Храповые зубья ведущей полумуфты 3 заходят во впадины мальной нагрузки.

Храповая муфта свободного хода состо16, образованные рабочими поверхностями ит из корпуса 1, во внутренней полоСти которого расположены ведомая полумуфта 2 и 13 храповых зубьев втулки 7 и наклонными ведущая полумуфта 3, которая поджимается. 55 поверхностями 15 храповых зубьев ведомой в сторону ведомой полумуфты 2 пружиной полумуфты 2. Под действием окружного и

4, Ведущая полумуфта 3 взаимодействует с, осевого усилия зубья ведущей полумуфты 3, взаимодействуя с рабочими поверхностями ведущим валом 5 при помощи винтовых шлицев 6 с возможностью осевого переме-, 13 храповых зубьев втулки 7, начинают отощения относительно ведомого вала 5. На двигать втулку 7 е окружном направлении, тие одной полумуфты к другой, а также храповые зубья могут не выйти в соприкосновение из-эа того, что пружина не может обеспечивающего безударную работу, т, к. при интенсивной работе диски нагреваются иэ-за взаимного трения и могут привариваться друг к другу, Целью настоящего. изобретения являетправление которых противоположно направлению скосов рабочих поверхностей зубьев ведомой и ведущей полумуфт, она снабжена храповой втулкой, имеющей одимуфты выполнены трапециевидной формы с плоскими площадками, обращенными в сторону ведущей полумуфты и расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси муфты, а храповая втулка установлена конобращенных друг к другу торцах полумуфта

2 и полумуфта 3 имеют взаимодействующие друг с другом торцевые храповые зубья.

1754«971 противоположном враща««и«о часовой стрелки (см. са стороны зубчатага венца ведущего вала 5), Горцевые вь«ступы 8 храповой втулки 7 начина«от перемещаться и ротйв часовой стрелки (си. фиг. 2), сжимая пружины 10. При увеличе««ии передаваемого ведущей полумуфтой 3 крутящег6 момента до максимального рабочие поверхности

13 втулки 7 и рабочие поверх «oсти 14 ведомой полумуфты 2 занима«от положение. изображе««ное на фиг. 4, т. е. поверхности 13 и

14 выравниваются ме>кду собой и лежат в од««ой плоскости, при этом б = О.

Крутящий момент ат ведущего вала 5 через винтовые шлицы G передается на ведущу«о полумуфту 3. Храповые зубья ведущей полуMyôòû 3 части illo передают момент на храповые зубья ведомой полумуфты 2, а частично — на храпавые зубья втулки 7, которая через выступы 8 и через сжимаемые пружи««ы 10 передает его на ведомую полумуфту 2. Когда передаваемый муфтой момент меньше максимального, Tol" да >tpatlot..t»te зубья занимают промежуточное положение. Bo«to3R«««toe ««а фиг, 3.

Когда же передаваемый момент достигает максимума, тогда храпавые зубья зани. мают положение, показанное на фиг. 4, При ударном BKë«oче««ии храповой муфты ударные нагрузки, действу«ощие на храповые зубья со стороны ведущей полуму4>ты

3, смягчаются пружинами 10 да тех пор. пока рабочие поверхности 13 втулки 4 и рабочие поверхности 14 палумуфты 2 и совпадут..

При вращении ведущего вала 5 в противопаложну«а сторону ведущая палумуфта 3, сжимая пружину 4, отодвигается вправо.

Под действием пружины 10 втулка 7 перемещается относительно ведомой палумуфты 2 в окружном направле««ии по часовой стрелке(см. со стороны зубчатого венца ведущего вала 5). Храповые зубья иэ положе ния, показанного на фиг. 4, перемещаются в положение, показанное на фиг, 3. Храповые зубья ведущей полумуфты 3 проскальзывают относительно храпавых зубьев полумуфть«2 и втулки 7. Наступает фаза свободного хода, Благодаря таму, что храповые зубья полумуфты 2 и втулки 7 смещены относительно друг друга. получаемые при этом впадины 16. образованные рабочими no), >хнастями 13 храповых зубьев втулки 7 и наклонными поверхностями 15

55 окружном направлении в сторону нерабочих поверхностей зубьев.

r >5

50 ведомой палумуфты 2 гораздо меньше впадин отдельно взятых храповь«х зубьев втулки 7 или полумуфты 2, Поэтому ударные

««агруэки, действующие на храповые зубья втулки 7 и полумуфт 2 и 3 со стороны прум<ины 4 гораздо меньше, если бы втулка 7 в конструкции муфты отсутствовала. Энергия удара храповых зубьев ведущей полумуфты

3 о храповь«е зубья ведомой полумуфты 2 и втулки 7 в момент, когда зубья полумуфт«>«3 срыва«атся с площадки 11 во время свободного хада, гораздо меньше, так как глубина г впади««ы 16 гораздо меньше глубины в впадин хра «авых зубьев отдельно взятых полуму4>ть«2 и втулки 7, Поэтому из-3d смеще««ия храповых зубьев втулки 7 относитель««а хааповых зубьев полумуфть: 2 шум tocT« 1tx и износ значительна снижается, Использование предлагаемой храповой муфты позволит повысить надежность, снизить ударные нагрузки и в«умность при cBQблд««ом ходе. что обеспечивает получение значительного эффекта в народном хозяйстt«8.

Формула изобретения

Храповая муфта свободного хода, содержащая располо>кенные в корпусе и под>кимаемые пру>киной храпавые зубчатые ведому«о полумуфту и ведущую, установлен««у«о Ilo валу посредством винтовых шлицев, направление которых противоположно направлени«о скосов рабочих поверхностей зубьев ведомой% ведущей палумуфт, а т л ич l lo щ а я с я тем, что, с целью повышения наде>кности за счет снижения ударных нагрузок t1 уме««ьшения шумности. Qk3 снаб>кена втулкой с храповыми зубьями на одном торце с одинаковым с ведомой полумуфтой количеством зубьев и торцевыми выступами на другом, на наружной поверх««ости ведомой палуму4>ты выполнены радиальные вь«ступь«, храпавые зубья втулки и ведомой палумуфты выполнены трапецйевидной формы с плоскими площадками, обращенными в сторону ведущей г«олумуфты, и распала;кены в одной плоскости, перпендику «ярной octt муфть., втулка установлена концентрично ведомой полумуфте, а ее торцевые выступы размещены между радиальными выступами ведомой полумуфты и подпружи««ены относительно последних в

° 1754971

1754971 фия4

Корректор С.Пекарь

Составитель А.Чемерис

Техред М.Моргентал

Редактор Н.Соколова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2879 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Храповая муфта свободного хода Храповая муфта свободного хода Храповая муфта свободного хода Храповая муфта свободного хода Храповая муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению в частности к механизмам, работающим при продолжительном режиме свободного хода и высоких скоростях обгона

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам свободного хода, и может быть использовано в импульсных вариаторах, приводах стартеров и т.п

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смещёв НИИ соединяемых муфтой валов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх