Способ проведения крутой траншеи

 

Изобретение может быть использовано при проведении траншеи на борту карьера. Цель изобретения - снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей . Определяют контур траншеи на конечном борту карьера, формируют на каждом горизонте в уступе ниши, срабатывают породу уступов в контурах траншеи в ниши, планируют насыпи до совпадения с профилем траншеи и формируют на них транспортные коммуникации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4776026/03 (22) 03.01.90 .(46) 30.08.92. Бюл, N. 32 (71) Институт горного дела (72) В,А. Берсенев (56) Авторское свидетельство СССР

M 706530; кл. Е 21 С 41/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР

N 875039, кл. Е 21 С 41/00, 1979, (54) СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ КРУТОЙ ТРАНШЕИ (57) Изобретение может быть использовано при проведении траншеи на борту карьера.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам строительства транспортных галерей на скальных бортах глубоких карьеров.

Известен способ строительства транспортной галереи на скальном борту карьера, включающий формирование ступенчатой полутраншеи и проходку выемокниш на конечном борту карьера, срабатывание ступеней и отсыпку горной массы в ниши соответствующего нижеследующего горизонта с последующей ее планировкой и формированием монтажно-. трансйортной коммуникации, Такая совокупность операций обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на скальном борту глубоких карьеров, но при этом возникает необходимость оставлять насыпи пород под монтажно-транспортные коммуникаций в основании крутой полутраншеи, в частности в выемках-нишах, пройденных на конечном Ы 1758226 А) Цель изобретения — снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей. Определяют контур траншеи на конечном борту карьера, формируют на каждом горизонте в уступе ниши, срабатывают породу уступов в контурах траншеи в ниши, планируют насыпи до совпадения с профилем траншеи и формируют на них транспортные коммуникации. 1 з,п. ф-лы, 6 ил. борту карьера, под которые требуется выемка значительного объема вскрыши.

Известен другой способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи и формирование транспортных коммуникаций, Формирование транспортных коммуникаций на трассе. сформированной на спланированных согласйо профилю траншеи пород в нишах, обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на основании траншеи, однако и в этом случае объемы срабатываемых пород при строительстве траншеи будут весьма велики, так как ширина ее основания с учетом полосы под монтажйо-транспортные работы будет излишне большой, что повлечет эа собой потери полезного ископаемого под траншеей.

1758226

3 4

Целью изобретения является снижение ровку бульдозером 8 горной массы 7 в объема срабатываемых пород при строи- нишах 5 с формированием на ней . тельстве траншеи путем уменьшейия ее ос- монтажно-транспортной коммуникации 9; нования за счет исключения из Основания строительство с монтажно-транспортной полосы под монтажно-транспортйые рабо- 5 коммуникации 9 в полутраншее 2 транспорты при снижении потерь полезного ископа- тной галереи 10; срабатывание временных емого под траншеей.. насыпей 4 вместе с монтажно-транспортной

Указанная цель достигается тем, что со- коммуникацией 9 одновременно с погашегласно способу проведения крутой тран- нием рабочего борта 3 карьера, шеи, включающему "определение контура 10 Способзаключается в следующем. траншеи на койечном борту карьера, фор- По мере погашения рабочих уступов на мирование ниш на каждом горизонте, сра- конечномскальном .-,;" ртукарьераформирубатывание пород уступов в контурах ютступенчатуюполутраншею2;отрабочего траншеи в ниши, планйровку насыпей до борта 3 карьера по ступенчатой полутрансовпадения с профилем траншеи, формиро- 15 шее 2 на взорванной горной массе соответвание транспортных коммуникаций, отсы- ствующих вышележащих горизонтов по пают насыпи пород на каждом горизонте, уступам конечного скального борта 1 карьепримыкают указанные насыпи к контуру раформируютвременныенасыпи4составтраншеи, ниши формируют в этйх насыпях, - лением на каждом горизонте между а после планировки пород указанных насы- 20 ступенями полутраншеи 2 и насыпями 4 непей с них ведут формирование транспорт- заполненных ниш 5; экскаватором б срабаных коммуникаций, причем с целью тывают ступени полутраншеи 2 и снижения потерь полезного ископаемого отсыпают массу 7 в ниши 5 соответствуюпод траншеей после формирования транс-. щего нижележащего горйзонта; бульдозепертных коммуникаций срабатывают поро- 25 ром 8 планируют горную массу 7 в нишах 5 ду насыпей.. .. с формированием на ней монтажноПрименение изобретения для строи- транспортной коммуникации 9; с монтаж тельстватранспортных галерей, вчастности . но-транспортной коммуникации 9 в с крутонаклонными конвейерными подъем- полутраншее 2 осуществляют строительстнйками на погашенных скальных бортах 30 во транспортной галереи . 10; после карьеров, обеспе:ивает снижение объемов планировки горной массы 7, отсыпанной вскрышных работ и уменьшение потерь по- в ниши 5, и окончания строительства галелезнаго ископаемого под траншеей, так как реи 10 временные насыпи 4 вместе с монее основание будет значительно меньше по тажно-транспортнс и коммуникацией 9 ширине по сравнению с традиционными 35 срабатывают одновременно с погашением способами строительства.. рабочего борта 3 карьера.

На фиг. 1 показана ступенчатая полу-, Формированиенишпутемотсыпкивретрайшея на конечном борту карьера; на фиг. 2 — менных насыпей из взорванной горной масформирование ниш; на фиг, 3 — отсыпка сы соответствующих вышележащих горной массы в ниши, ее планировка и фор- 40 горизонтов позволяет избежать выемки дотирование монтажно-транспортной комму- " полнительного объема вскрыши от проходникации; на фиг. 4 — строительство: . ки ниш 8 уступах конечного борта карьера. транспортной галереи; на фиг. 5 — срабаты- - :,: Срабатывание временных насыпей вмевание временных насыпей; на фиг. 6 — сте с монтажно-транспортной коммуникатранспортная галерея в крутой полутран- 45 цией послЕ планировки горной массы, шее на койечном скальном борту карьера. отсыпанной в ниши, и окончания строительСпособ вклЮчает следующие операции: ства галереи уменьшает ширину основания формирование на конечйом скальном борту полутраншеи на конечном скальном борту

1 карьера ступенчатой полутраншеи 2; фор- карьера на ширину монтажно-транспорт:. мирование от рабочего борта 3 карьера до 50 ной коммуникации примерно в три раза. В

: ступенчатой полутраншеи 2 из взорванной — этом случае под полутраншею с транспортгорной массы соответствующих вышележа- ной галереей практически не требуется дощих горизонтов йо уступам кбнечного полнительный разнос конечного борта скального борта 1 карьера временных насы-: карьера и, соответственно, выемка дополйей 4 с оставленйем.на каждом горйзонте 55 нительного объема вскрыши при одном и между ступенямй полутраншеи 2 и насыпя- том же объеме добычи полезного ископаеми 4 незаполненных ниш 5; срабатывание: мого, Это сокращает затраты на разработку экскаватором 6 ступеней полутраншеи 2 и и отвалообразование вскрыши, Сокращаеотсыпку горной массы 7 в ниши 5 соответст- мые объем вскрыши и затраты на его разравующего нижележащего горизонта: плану- ботку и отвалообразование значительно

1758226 превышают объем временных насыпей из взорванной горной массы и затраты на их создание и срабатывание, Формула изобретения

1. Способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи, формирование транспортных коммуникаций, отличающийся тем, что, с целью снижения объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под тран5 шеей, отсыпают насыпи пород на каждом горизонте, примыкают укаэанные насыпи к контуру траншеи, ниши формируют в этих насыпях, а после планировки пород указанных насыпей с них ведут формирование

10 транспортных коммуникаций

2, Способ по п,1, отличающийся тем, что, с целью снижения потерь полезного ископаемого под траншеей, после формирования транспортных коммуникаций

15 срабатывают породу насыпей.

1758226 о

I.

9и2 4 Риз. 3

1758226 г

/ /02 у Ф

Фиг 5

f0 2

Фиг. б

Составитель И.Якимов

Техред M,Ìoðãåíòàë

Редактор Т.Лазоренко

Корректор ОЛОрковецкая

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2Q80 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ проведения крутой траншеи Способ проведения крутой траншеи Способ проведения крутой траншеи Способ проведения крутой траншеи Способ проведения крутой траншеи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к области горного дела, в частности к технологии строительства глубоких внешних капитальных траншей, имеющих общий выход на поверхность и большие объемы горно-строительных работ Цель изобретения - повышение интенсивности отработки карьера за счет обеспечения возможности отработки горизонтов во время строительства траншеи

Изобретение относится к горному делу и может быть применено при проведении рекультивационных работ в условиях приближения к предельному контуру карьера

Изобретение относится к горной промышленности и м.б

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при подготовке угольного пласта к разработке

Изобретение относится к горной промышленности и м.б

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием
Наверх