Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению , а конкретнее - к радиаторам двигателей внутреннего сгорания, оборудованных системой жидкостного охлаждения. Цель изобретения - улучшение деаэрации трубной среды. Верхний бачок радиатора содержит корпус 1 с входным патрубком 2 на торцовой стенке и опорную пластину 3 с закрепленными в ней концами труб 4. В боковых стенках корпуса 1 закреплена перегородка 5 в виде набора обтекаемых профилей 6, разделяющих полость бачка на каналы 7, 8, сообщенные между собой и имеющие чередующиеся конфузорные и диффузорные участки. Патрубок 2 снабжен соплом 9. Профили б имеют осевые каналы и дренажные отверстия. Входные концы труб 4 выполнены с косыми срезами, обращенными в сторону диффузорных участков каналов 7, 8. Бачок может быть снабжен дополнительным входным патрубком с соплом , размещенным на другой торцовой стенке, причем расположен под перегородкой 5. Конструкция обеспечивает улучшение деаэрации трубной среды и повышает равномерность распределения потока по ширине трубного пучка. 3 з.п, ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4808803/06 (22) 04.04.90 . (46) 30.08.92. Бюл. М 32 (71) Белорусский технологический институт им. С.M,Kèðîaà (72) А.В.Жлобич, В.ф;Медведев, E.Ñ.Ñàíêîвич и П.П.Сергеев (56) Авторское свидетельство СССР

М 1502955, кл. F 28 F 9/02, 1987. (54) ВЕРХНИЙ БАЧОК РАДИАТОРАДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее — к радиаторам двигателей внутреннего сгорания, оборудованных системой жидкостного охлаждения. Цель изобретения — улучшение деазрации трубной среды. Верхний бачок радиатора содержит корпус 1 с входным патрубком 2 на торцовой стенке и опорную пластину 3 с

„,ЯХ„„1758389 А1 (я)5 F 28 Г 9/00, 9/22 закрепленными в ней концами труб 4. В боковых стенках корпуса 1 закреплена перегородка 5 в виде набора обтекаемых профилей 6, разделяющих полость бачка на каналы 7, 8, сообщенные между собой и имеющие чередующиеся конфузорные и диффузорные участки. Патрубок 2 снабжен соплом 9. Профили 6 имеют осевые каналы и дренажные отверстия. Входные концы труб 4 выполнены с косыми срезами, обращенными в сторону диффузорных участков каналов 7, 8. Бачок может быть снабжен дополнительным входным патрубком с соплом, размещенным на другой торцовой стенке, причем расположен под перегородкой 5, Конструкция обеспечивает улучшение деаэрации трубной среды и повышает равномерность распределения потока по ширине трубного пучка. 3 з,п, ф-лы, 5 ил..

1758389

Известен коллектор теплообмейного апйарата, преимущественно для систем охлаждеййя силовых установок, с конической перегородкой, выполненной из материала с равномерной пористостью. - .

Однако известный коллектор имеет односторонний подвод жидкости при отсутствий вывода паров и газов из жидкости, . обладает повышенным гидравлическим сопротивлением вследствие наличия мелких отверстий в вйде пор, которые склонны к 25 быст.рому заг ряз нению.

Целью изобретения является улучшение деаэрации трубной среды, в качестве которой служит жидкость системы охлажде30 ния двигателя

Поставленйая цель достигается тем; что верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным патрубком на торцовой стенке и с закрепленными в днище концами теплооб менных труб и содержащий перегородку, закрепленную на боковых стенках корпуса под входным патрубком и разделяющую полость бачка на верхний и нижний сообщающиеся между собой каналы с изменяющимися по их длине сечениями, причем со стороны патрубка расположены конфузор ныеучасткивтих каналов, входной патрубок снабжен соплом, введенным в полость бачка, упомянутые каналы имеют чередующиеся по их длине конфузорные и диффузорные участки, в боковых стенках корпуса и в перегородке выполнены дренажные отверстия, а концы теплообменных труб выведены в полость бачка и имеют косые 50 срезы, обращенные в сторону диффузорных участков каналов, Кроме того, перегородка может быть выполнена в виде набора обтекаемых профилей, .закрепленных на боковых стенках 55 корпуса бачка.

Возможно выполнение предлагаемой конструкции с верхним бачком, снабженным дополнительным входным патрубком с соплом, закрепленным на другой торцовой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиаторам двигателей внутренйего сгорания, оборудованных системой.жидкостйого охлаждения.

Известен бачок радиатора с наклонной 5 продольной перегородкой, образующей диффузорный канал с деаэрацией охлаж дающей жидкости и подпитывающую по лость:- ";, Недйстатками этого бачка являются 10

criî íîñòü"ê0íñòðóêöèè и рост гидросопро: тивления из-за поворота потока жидкости на 180 в верхнем бачке; что определяет неравномерность ее движения в трубках. стороне корпуса, а также с размещением дополнительного патрубка под перегородкой.

Существенным отличием предлагаемой конструкции является создание контура циркуляции трубной среды вокруг разделительной перегородки в полости верхнего бачка с использованием зжекционного эффекта в упомянутом контуре; образование градиентов скорости и давления на сообщающихся конфузорных и диффузорных участках каналов в полости бачка, порождающих местные отрывные течения жидкости; движение жидкости преимущественно вдоль верхней опорной пластины с поперечным обтеканием трубок, выполненных с косыми срезами на входе. Совокупное действие этих гидродинамических факторов, которые саморегулируемы по расходу жидкости и ее температуре, т.е, по частоте вращения вала двигателя и его нагрузке, стимулирует развитие сепарационных процессов в жидкости, облегчает вывод парогазовой фазы через дренажные отверстия в разделитель-, ной перегородке и стенках верхнего входного бачка.

Благодаря контуру циркуляции и йаличию косых срезов на входных концах трубок улучшаются условия втекания жидкости на периферии входного бачка и тем самым повышается равномерность распределения жидкости по трубам.

На фиг. 1 изображен предлагаемый верхний бачок как элемент радиатора двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — узел! на фиг. 1; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг, 4 — бачок с дополнительным входным патрубком и соплом, размещенным под перегородкой, пример выполнения; на фиг, 5— бачок с зеркальным расположением элементов, пример выполнения, Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус

1 с входным патрубком 2 на его торцовой стенке и опорную пластину 3, которая образует днище и в которой закреплены концы плоских теплообменных трубок 4. В боковых стенках корпуса 1 закреплена перегородка 5 в виде набора обтекаемых профилей 6, разделяющая полость бачка на верхний 7 и нижний 8 каналы, сообщенные между собой и имеющие чередующиеся конфузорные и диффузорные участки.

Профили 6 установлены так, что выходная кромка каждого предыдущего профиля расположена над входной кромкой последующего, а размеры щелевых каналов между ними уменьшаются в направлении диффузорной части. Патрубок 2 снабжен плоским

1758389 щелевым соплом 9, сообщенным с подводя- сти под действием центробежной силы, гращим трубопроводом 10. диентов давления и скорости потока вследВ целом верхний канал 7 выполняет - ствие отрыва жидкости и вихревого роль проточной части струйного насоса, вид движения в окрестности этогО профиля, и размеры которого определяют активное Процесс сепарации продолжается в нижнем сопло 9, геометрия стенок корпуса 1 и раз- 5 канале 8 при поперечном обтекании иходделительной перегородки 5. ных концов плоских трубок 4, а также благоВсе профили 6 перегородки 5 или часть даря обтеканию другого периферийного из них имеют в стенках осевые каналы 11 профиля 6 и повороту эжектируемой массы (фиг. 2) и дренажные отверстия 12, которы- жидкости в конфузорной части бачка. ми полость верхнего бачка (фиг. 3) через 10 Концентрация пузырьков пара и газовс штуцеры 13 и пароотводные трубки 14 и 15 объединением их создается подъемной сисообщэется с полостью расширительного лой в нижнем канале 8, где основной поток бака (не показан) системы охлаждения дви- жидкости снижает скорость и совершает погателя. На стенках корпуса 1 могут быть ворот на 90 при втекании в плоские трубки установлены дополнительные штуцеры 16 15 4, установленные вертикально. Пар и газы в для отвода пара и газов из мест их-скопле- смеси с жидкостью образуют газожидкостния. ную фазу, котооая отводится через дренажВходныеконцыплоскихтрубок4выпол- ные отверстия 12, осевые каналы 11, о нены с косыми срезами под углом 45 коси, штуцеры 13 и по патрубкам 15 поступает в обращенными в сторону диффузорных уча- 20 расширительный бак, установленный выше стков каналов 7 и 8. уровня бачка. Дополнительный отвод газоПри подводе охлаждающей жидкости жидкостной фазы совершается через дреиз блока двигателя по двум трубопроводам нажные отверстия в стенках корпуса 1 и

10 корпус 1 входного бачка снабжен (фиг. 4) штуцеры 16, сообщенные с упомянутым расдополнительным патрубком с плоским со- 25 ширительным баком. плом 17, установленным относительно со- Увеличение расхода жидкости в систепла 9 на противоположной торцовой стенке ме охлаждения двигателя, рост температуи по оси нижнего канала 8. ры приводят к увеличению содержания пара

В случае развитой по ширине опорной и газов и повышению давления в бачке при пластины 3 (фиг. 5) верхний бачок дополни- 30 одновременном усилении эффекта зжекции тельно снабжен наряду с плоским соплом 17 и общей циркуляции жидкости в бачке, улучразделительной йерегородкой 18, так что в шающих сепарационный процесс. бачке образованы две симметричные поло- Циркуляционный контур вокруг раздести с зеркальным расположением сопл 9 и лительной перегородки 5 создает разные

17, разделительных перегородок 5 и 18, тру- 35 условия обтекания входных концов плоских бок 4 с косыми срезами, трубок 4, э именно осевой вход жидкости в

В радиаторе с ограниченными размера- плоские трубки 4 диффузорного участка, ми верхнего и нижнего бачков разделитель- движение под углом 90 к осям трубок 4 ная перегородка 5 сокращена по длине и средней части трубного пучка и под углом выполняется сплошной в виде одного удо- 40 приблизительно 45" к осям трубок 4 конфубообтекаемого профиля. зорного участка в нижнем канале 8. Разные

Бачок радиатора двигателя внутренне- по величине гидросопротивления входных го сгорания работает следующим образом. концов плоских трубок 4 с косыми срезами

Охлаждающая жидкость с примесью па- облегчают поступление жидкости в перифера и тазов направляется из двигателя в вер- 45 рийные трубки 4 и повышае1 равномерхний бачок по трубопроводу 10 и через ность распределения потока по ширине плоское щелевое сопло 9, создающее высо- трубного пучка. коскоростную плоскую струю в конфузор- B бачке, содержащем щелевые сопла 9 ной части верхнего канала 7. Благодаря и 17(фиг.4), образованы два струйных насоэжекции струи возникает вторичное движе- 50 са, включенные в контур циркуляции посление жидкости из конфузорного участка ниж- довательно, благодаря чему повышается него канала 8, а также на среднем участке устойчивость этого контура. снижается гидчерез щелевые каналы между профилями 6, росопротивление бачка в связи с уменьшеувеличивается масса жидкости и растетдав- нием подачи жидкости в кэ нал 7. ление на диффузорном участке верхнего ка- 55 Упомянутый бачок с двумя соплами позвонала 7. Поворот потока в пространстве ляетизменятьвидконтура циркуляциижидмежду периферийным профилем 6 и стен- кости, например, изменением геометрии кой корпуса 1 приводит к интенсивному разделительной перегородки 5, у которой процессу сепарации в двухфазной жидко- выходная кромка каждого предыдущего

1758389 профиля 6 может быть размещена под входной кромкой каждого последующего профиля.

При встречном (зеркальном) расположении элементов бачка (фиг. 5) формируются два симметричных контура циркуляции, действующие автономно, как описано выше (фиг.1), но с тем отличием, что диффузорная часть образована в середине полости бачка и действует при встречном движении потоков. Отрыв потоков от верхней стенки крышки 1 в связи с поворотом в сторону трубной решетки создает область устойчивого вихревого движения с пониженным давлением и концентрацией пузырьков пара и газов в жидкости, для вывода которых используется дренажное отверстие с дополнительным штуцером 16 на верхней стенке.

Радиатор с предлагаемой конструкцией входного бачка имеет повышенный теплоотвод от жидкости к трубкам, следовательно, увеличенную теплопередачу в окружающую среду. Росту теплопередачи способствует также повышенная температура стенок корпуса, создаваемая циркуляцией жидкости в бачке и теплопроводностью перегородки.

Форсирование процесса деаэрации охлаждающей жидкости снижает опасность возникновения кавитации на входе циркуляционного насоса системы охлаждения двигателя и обеспечивает рост производительности насоса.

Теплообменники с входным бачком предлагаемой конструкции могут быть использованы в различных отраслях промышленности там, где по условиям эксплуатации необходимо улучшить деаэрацию трубной среды и повысить теплообмен по ширйне трубного пучка.

5,Формула изобретения

1. Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным патрубком на торцовой стенке и закрепленными в днище концами теплооб10 менных труб и перегородку, соединенную с боковыми стенками корпуса под входным патрубком и разделяющую полость бачка на верхний и нижний сообщающиеся между собой каналы с изменяющимися по ихдлине

15 сечениями, причем со стороны патрубка расположены конфузорные участки этих каналов, отличающийся тем,что,сцелью улучшения деаэрации трубной среды, входной патрубок снабжен соплом, введенным в

20 полость бачка, упомянутые каналы имеют чередующиеся по их длине конфузорные и диффузорные участки, в боковых стенках корпуса и в перегородке выполнены дренажные отверстия, а концы теплообменных

25 труб выведены в полость бачка и имеют косые срезы, обращенные в сторону диффузорных участков каналов, 2. Бачок поп,1, отличающийся тем, что перегородка выполнена в виде нв30 бора обтекаемых профилей, 3. Бачок по пп, 1 и2, отл ича ю щийс я тем, что он снабжен дополнительным входным патрубком с соплом, закрепленным на другой торцовой стенке корпуса.

35 4. Бачок по и, 3, отличающийся, тем, что дополнительный патрубок размещен под перегородкой.

1758389

Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания Верхний бачок радиатора двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тешюобменной технике, в частности к теплообменным аппаратам с псевдоожижением, и может быть использовано в энергетической и химической промышленности

Изобретение относится к теплоэнергетике , к тем областям, в которых применяются кожухотрубные теплообменные аппараты с перегородками типа диск - кольцо или сегментного ти-; па

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в рекуперативных теплообменниках

Изобретение относится к элементам конструкции теплообменных аппаратов и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к теплообменным устройствам и может быть использовано в нефтехимической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано, в частности, для охлаждения газа, циркулирующего внутри крупных электрических машин

Изобретение относится к элементам конструкции теплообменников и может быть использовано в аппаратах с повышенными вибрационными нагрузками

Изобретение относится к теплообменный аппаратам и может быть использовано в энергетической и транспортной промышленности

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и предназначается для использования в теплообменных аппаратах

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в частности в газоохладителях компрессорных машин

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано в криогенной, авиационной, химической, газовой и других отраслях техники, где требуются теплообменники с интенсивным процессом теплообмена и малым гидравлическим сопротивлением

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в парогенераторах
Наверх