Система электропитания

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к системам электропитания постоянным током комплексов потребителей с различными значениями напряжения, мощности или требующих гальванической развязки. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет переменного порядка обслуживания запросов на заряд секций аккумуляторов при относительном по времени их поступления приоритете . Система содержит источник постоянного тока, формирователь служебных сигналов, блок коммутации и К каналов питания по числу нагрузок. Блок коммутации выполнен в виде совокупности информационных трактов. Он содержит схему ИЛИ-НЕ, а каждый из трактов - регистр кода приоритета, коммутатор, две схемы И, две схемы НЕ и схему ИЛИ. Каждый канал питания содержит секцию из М аккумуляторов , М управляемых ключевых ячеек, устройство контроля состояния аккумуляторов, два формирователя импульсов, распределитель импульсов и схемы И и НЕ. Система позволяет обеспечить оперативное измене ние приоритетов (степень важности) нагрузок при относительном по времени их поступления приоритете 4 ил W

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. Ж 1758768 А1 (53)5 Н 02 S 7/00, 7/35

ГОСУДАР СТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4843089/07 (22) 27.06.90 (46) 30.08.92. Бюл. ¹ 32 (72) Н.А, Шумаков (56) Авторское свидетельство СССР № 748655, кл. Н 02 J 7/34, 1978.

Авторское свидетельство СССР

¹ 913522, кл. Н 02 J 7/34, 1982.

Авторское свидетельство СССР № 1677776, кл. Н 02 J 7/35, 1982. на заряд секций аккумуляторов при относительном по времени их поступления приоритете. Система содержит источник постоянного тока, формирователь служебных сигналов, блок коммутации и К каналов питания по числу нагрузок. Блок коммутации выполнен в виде совокупности информационных трактов. Он содержит схему

ИЛИ-НЕ, а каждый из трактов — регистр кода приоритета, коммутатор, две схемы И, две схемы HE и схему ИЛИ. Каждый канал питания содержит секцию из M аккумуляторов, M управляемых ключевых ячеек, устройство контроля состояния аккумуляторов, два формирователя импульсов, распределитель импульсов и схемы И и HE. Система позволяет обеспечить оперативное измене ние приоритетов (степень важности) нагрузок при относительном по времени их поступления приоритете. 4 ил. (54) СИСТЕМА ЭЛ Е КТРОПИТАНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам электропитания постоянным током комплексов потребителей с различными значениями напряжения, мощности или требующих гальванической развязки, Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей за счет переменного порядка обслуживания запросов

1 а с, Ql

"CO

4 ,С1

:Q) Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам электропитания постоянным током комплексов потребителей (нагрузок) с различными значениями номинального напряжения, мощности или требующих взаимной гальванической развязки, в которых использован низковольтный первичный источник электроэнергии, например термоэлектрический генератор.

Известно устройство для питания нагрузки, в котором секции аккумуляторов поочередно подключаются к источнику постоянного тока с помощью управляемых ключевых ячеек, соединенных между собой через конденсатор. Задающим органом является одновибратор, который выдает импульс тока управления в первую ключевую ячейку, а ока управляет следующей ячейкой с выдержкой времеки. Последняя ключевая ячейка воздействует на одновибратор, и цикл поочередного заряда секций аккумуляторов повторяется. Последовательно соединенные секции аккумуляторов имеют одно общее устройство контроля их состояния и одну общую нагрузку.

Недостатком данного устройства является невозможность разьединения секций аккумуляторов, что исключает подключение к ним разных по напряжению и мощности нагрузок.

Кроме того, известно устройство для литания нагрузки постоян "IhfM током. содержащее ряд секций аккумуляторов, заряжаемых от источника электрической энергии (источкика постоянного тока) через

1758768 имеющие двэ силовых разнополярных входа и выхода управляемые ключевые ячейки, В состав устройства также входят блок контроля состояния аккумуляторов, блок коммутации (выполненный в виде регистра), тактовый генератор и каналы питания (зарядно-разрядные блоки) по числу групп потребителей электроэнергии. В каждый из каналов питания введены управляемые ключевые ячейки, причем. каждый канал питания имеет три управляющих вывода. Первый управляющий вывод связан с общим тактовым генератором, а второй и третий управляющие выводы соединены с соответствующим счетным выходом блока коммутации (регистра) и его тактовым входом, Каждый из каналов питания содержит распределитель импульсов, своими выводами подключенный к управляющим входам соответствующих ключевых ячеек, две двухвходовые схемы И-НЕ, у одной из которых входы соединены соответственно с первым и вторым управляющими выводами канала питания, а выход подключен через схему НЕ к тактовому входу распределителя импульсов. У второй схемы И-.НЕ один вход соединен с выходом инвертора, второй вход связан. с устройством контроля состояния аккумуляторов. В состав каналов питания входят также два формирователя импульсов, вход одного из которых соединен с выходом второй схемы И-НЕ, вход второго подключен к последнему выходу распределителя импульсов, а их выходы связаны непосредственно со сбросом распределителя импульсов в исходное состояние и через диод с третьим управляющим выводом канала питания. В известном устройстве реализован способ равномерного по времени восполнения емкости всех аккумуляторных . батарей с минимальным для данного способа числом зарядно-разрядных циклов.

Известное устройство имеет следующие недостатки.

Управление последовательностью подключения каналов питания к источнику электрической энергии блоком коммутации (регистром) производится без учета неравномерности энергопотребления в группах потребителей электроэнергии и функциональной значимости потребителей. Так, первой заряжается аккумуляторная батарея, подключенная к первой группе потребителей, затем аккумуляторная батарея, подключенная к потребителям электроэнергии второй группы, ит,п, После сообщения дозы зарядной емкости последней из аккумуляторных батарей процесс циклически повторяется. Графики энергопотребления объектов, на которых устанавливается

15

30 затели вследствие увеличения массы источника и коэффициента отдачи

35 аккумуляторной батареи по энергии вслед40

55 известное устройство, определяются циклограммами работы систем — потребителей электроэнергии и, как правило, имеют неравномерный характер изменения по каждому из каналов электропитания.

Неравномерность графиков энергопотребления существенно увеличивается при многовариантности режимов работы объектов и исключает возможность неизменного энергосъема по каждому из каналов. Следовательно, заряд батарей в строго определенной последовательности приводит к тому, что по окончании заряда очереднай батареи отсутствует возможность перехода к заряду наиболее разряженной батареи или батареи, для которой планируется. наиболее интенсивный разряд. В результате глубина разряда для таких батарей может превысить допустимое значение, что приводит к выходу их из строя, в то время как заряжаться будут аккумуляторные батареи, использование которых в ближайшее время не планируется.

Таким образом, недос. -атком известного устройства является его низкая эксплуатационная надежность при питании потребителей с неравномерным графиком энергопотребления, Устранение этого недостатка принципиально возможно за счет увеличения мощности источника постоянного тока, Однако при этом существенно ухудшается ere массоэнергетические покаствие увеличения значений зарядного тока.

Наиболее близкой к предлагаемой является многоканальная система электропитания, содержащая иСточник постоянного тока, формирователь служебных сигналов с тактовым выходом (тактовый генератор), блок коммутации с К информационными входами и К выходами по числу нагрузок, К каналов питания с двумя входными силовыми, двумя выходными силовыми и тремя управляющими выводами в каждо, включающих секцию из M аккумуляторов, связанных с источником постоянного тока через M управляющих ключевых ячеек, каждая из которых имеет два входных силовых разнополярных, два выходных силовых разнополярных и один управляющий выводы, устройство контроля состояния аккумуляторов с двумя входными и одним выходным управляющим выводами, два формиравателя импульсов, распределитель импульсов, схему И на два входа и схему НЕ, при этом входные силовые выводы каждого канала питания подключены к источнику постоянного тока, а выходные силовые выводы — к

1758768

30

50 грузок, К каналов питания с двумя входными 55 силовыми, двумя выходными силовыми и тремя управляющими выводами в каждом, включающих секцию из M аккумуляторов, связанных с источником постоянного тока через М ууппрраэввлляяееммыых х ккллююччееввыых х яяччеееекк, кажнагрузке, первые управляющие выводы каналов питания подключены к тактовому выводу формирователя служебных сигналов, вторые управляющие выводы — к соответствующим выходам, а третьи управляющие выводы — к соответствующим информационным входам блока коммутации, причем в каждом канале питания первый управляющий вывод подключен к первому входу схемы И, второй управляющий вывод — к ее второму входу, а выход этой схемы соединен с тактовым входом распределителя импульсов, m-й выход которого подключен к управляющему входу соответствующей управляемой ключевой ячейки и последний выход распределителя импульсов подключен к входу первого формирователя импульсов, блок коммутации выполнен в виде совокупности К информационных трактов, каждый из которых содержит триггер запроса на заряд, схему ИЛИ, две схемы И и схему

НЕ, причем вход схемы HE подключен к соответствующему информационному входу блока коммутации.

Недостатком этой системы являются ограниченные функциональные возможности, поскольку она позволяет организовать лишь жестко закрепленный порядок обслуживания запросов на заряд секций аккумуляторов каналов питания. При необходимости. изменения степени важности нагрузок (каналов питания) необходимо производить перекоммутации в системе, т,е. изменять место подключения каналов питания относительно блока коммутации.

Кроме того. в ней обеспечивается абсолютный по степени важности нагрузок приоритет при поступлении запросов на заряд секций аккумуляторов, что увеличивает число зарядно-разрядных циклов для секций аккумуляторов в каналах питания с меньшим приоритетом, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет переменного порядка обслуживания запросов на заряд секций аккумуляторов при относительном по времени их поступления приоритете, Поставленная цель достигается тем, что в многоканальной системе питания, содержащей источник постоянного тока, формирователь служебных сигналов с тактовым выходом, блок коммутации с К информационными входами и К выходами по числу на15

25 дая из которых имеет два входных силовых разнополярных, два выходных силовых раз нополярных и один управляющий выводы, устройство контроля состояния аккумуляторое c двумя входными и одним выходным управляющим выводами, два формирователя импульсов, распределитель импульсов. схему И на два входа и схему НЕ, при этом входные силовые выводы каждого канала питания подключены к источнику постоянного тока, а выходные силовые выводы — к нагрузке, первые управляющие выводы каналов питания подключены к тактовому выходу формирователя служебных сигналов. вторые управляющие выводы — к соответствующим выходам, а третьи управляющие выводы — к соответствующим информационным входам блока коммутации, причем в каждом канале питания первый управляющий вывод подключен к первому входу схемы И, второй управляющий вывод — к ее второму входу, а выход этой схемы соединен с тактовым входом распределителя импульсов, m-й выход которого подключен к управляющему входу соответствующей управляемой ключевой ячейки и последний выход распределителя импульсов подключен к входу первого формирователя импульсов, блок коммутации выполнен в виде совокупности К информационных трактов, каждый из которых содержит триггер запроса на заряд. схему ИЛИ, две схемы И и схему

НЕ, причем вход схемы НЕ подключен к соответствующему информационному входу блока коммутации, введены новые функциональные элементы и связи.

В частности, формирователь служебных сигналов дополнительно снабжен выходом логического нуля, а блок коммутации — входом логического нуля, входными кодовыми шинами задания приоритета, схемой ИЛИНЕ и в каждый информационный тракт блока коммутации дополнительно введены вторая схема НЕ, регистр кода приоритета и коммутатор, выход логического нуля формирователя служебных сигналов подключен к входу логического нуля блока коммутации, при этом в каждом информационном тракте блока коммутации соответствующий информационный вход соединен с первыми входами первой схемы И и схемы ИЛИ. выход второй схемы HE соединен с вторым входом первс схемы И, выход первой схемы И соединен с первым входом второй схемы И, второй вход которой соединен с выходом схемы ИЛИ-НЕ, а выход — с единичным входом триггера запроса на заряд. нулевой вход которого соединен с выходом первой схемы НЕ, единичный выход тр,rrepa запроса на заряд соединен с сов ле стнующи1758768

25

55 ми номеру информационного тракта входом схемы ИЛ И-Н Е и выходом блока коммутации, соответствующая входная кодовая шина задания приоритета соединена через регистр кода приоритета с управляющим входом коммутатора, выход коммутатора соединен с входом второй схемы НЕ и с вторым входом схемы ИЛИ, выход схемы

ИЛИ К-го информационного тракта соединен с К-ми сигнальными входами коммутатора предыдущих и последующих информационных трактов, а вход логического нуля блока коммутации соединен в каждом информационном тракте с сигнальным входом коммутатора, соответствующим номеру тракта, в каждом канале питания второй управляющий вывод подключен к входу второго формирователя импульсов, выходы обоих формирователей импульсов подключены к входу сброса распределителя импульсов, выходной управляющий вывод устройства контроля состояния аккумуляторов через схемы НЕ соединен с третьим управляющим выводом.

На фиг. 1 представлена функциональная схема системы электропитания на три канала (К=З), B общем случае при К нагрузках должно быть К каналов и в зависимости от параметров нагрузки в секции аккумуляторов такого канала питания должно быть М аккумуляторов и M управляемых ключевых ячеек.

Система электропитания содержит блок

1 коммутации, имеющий информационные входы 21 и 2г, вход 3 логического нуля, выходы 41-4з, входные кодовые шины 51-5з задания приоритета, каналы 61 — бз питания, каждый из которых имеет два выходных силовых вывода 7к и 8к (К=1, 2, 3), два входных силовых вывода 9к и 10к и три управляющих вывода 11к-13к, формирователь 14 служебных сигналов, источник 15 постоянного тока и различные по напряжению и мощности нагрузки 161 — 1бз. Формирователь служебных сигналов имеет два выхода — тактовый выход и выход логического нуля. Тактовый выход подключен к первым управляющим выводам 11к каналов питания, а выходлогического нуля подключен к входу 3 логического нуля блока 1 коммутации.

На фиг. 2 представлена функциональная схема типового (К-ro) канала питания.

Канал бк питания имеет в своем составе распределитель 17 импульсов, управляемые ключевые ячейки 18к -18км, устройство 19 контроля состояния аккумуляторов, схему И20, формирователи 21 и 22 импульсов, схему HE 23 и секцию аккумуляторов

24к2 — 24км. К выходным силовым выводам

8К подключена нагрузка 16к. Входные силовые выводы 9к и 10к соединены с источником 15 постоянного тока, но аккумуляторы не подключаются на заряд при закрытых ключевых ячейках 18к1 — 18км. Управляющий вывод 11к подключен к тактовому выходу формирователя 14 служебных сигналов, управляющий вывод 12к.подключен к выходу

4к блока 1 коммутации, а управляющий вывод 13к подключен к информационному входу 2к блока 1 коммутации.

Функциональная схема блока 1 коммутации, содержащего три информационных тракта, представлена на фиг. 3, Блок коммутации содержит регистры

251-25з кода приоритета, коммутаторы 26 26з, схемы 271-27з, схемы НЕ 281-28з, схемы И 291 — 29з и 301 — 30з, схемы НЕ 311 — 31з, триггеры 321-32з запроса на заряд и схему

ИЛИ-НЕ 33. Информационные входы 2> — 2з блока коммутации подключены соответственно к управляющим выводам 131 — 13з каналов 6<-бз питания, вход 3 логического нуля соединен с выходом логического нуля формирователя 14 служебных сигналов, выходы 41 — 4з подключены соответственно к управляющим выводам 121-12з каналов 61 бз питания. Входные кодовые шины 5i-5з задания приоритета могут быть подключены или к наборному полю для формирования кодов или к дистанционной системе передачи информации (если она предусмотрена на объекте, на котором установлена многоканальная система питания).

На фиг, 4а, б, в представлены схемы коммутаторов 26> — 2бз соответственно блока 1 коммутации, Коммутаторы содержат дешифраторы 341 — 34з, схемы И 351 — 35з, 36>-Збз и 37т-37з, а также схемы ИЛИ 38>—

38з. Выходы регистров 25 — 25з кода приоритета соединены соответственно с управляющими входами коммутаторов 26126з и через них с входами дешифраторов

341 — 34з. Сигнальные входы коммутаторов

261-26з подключены к первым входам схем

И 351 — 37з, вторые входы которых соединены с выходами дешифраторов, а выходы подключены к соответствующим входам схем ИЛИ 381 — 38з.

Система работает следующим образом.

Перед началом работы системы на регистры 251-25з кода приоритета через входные кодовые шины 5>-5 з задания приоритета заносятся коды, которые совместно с коммутаторами 261-26з и схемами

ИЛИ 27>-27з обеспечивают начальное распределение запросов на заряд аккумуляторов каналов питания по приоритетам. По мере необходимости распределение приоритетов может динамически изменяться, для чего достаточно изменить содержимое

1758768

10 регистров 251-25з кода приоритета в соответствии с требуемым распределением запросов на заряд аккумуляторов каналов питания по приоритетам, Изменение кодов может производиться как в паузах работы, т.е, когда на информационных входах 2 -2з запросы на заряд аккумуляторов отсутствуют, так и при наличии запросов на заряд аккумуляторов.

Допустим, нагрузка 162 является наиболее важной (имеет наивысший приоритет), а нагрузка 16з — наименее важной (наименьший приоритет) и все секции аккумуляторов заряжены, формирователь 14 служебных сигналов включен. Сигнал логического нуля с выхода формирователя 14 служебных сигналов поступает на вход 3 логического нуля блока 1 коммутации, а импульсы с тактового выхода формирователя служебных сигналов поступают на первые управляющие выводы

111-11з каналов 61 — 6з питания. В этом случае нэ управляющих выводах всех устройств

19 — 19з контроля состояния аккумуляторов сигналы высокого уровня ("1"). Данные сигналы через схему НЕ 23 инвертируются и поступают с управляющих выводов 13l — 13з каналов 61-6з питания соответственно на информационные входы 2l — 2з блока 1 коммутации. При этом отсутствуют сигналы высокого уровня ("1") на выходах 41-4з блока 1 коммутации.

Распределители 171 — 17з импульсов каналов 61 — 6з питания находятся в исходном состоянии (сигналы высокого уровня на всех выходах отсутствуют). Все управляющие ключевые ячейки 1811 — 18зм во всех каналах питания закрыты, т е. источник 15 постоянного тока к аккумуляторам не подключен.

Необходимые кодовые комбинации на регистрах 25l — 25з кода приоритета определяются в соответствии с требуемым распределением нагрузок по приоритетам (важности) по следующим правилам.

1. Регистр 25к (K=1, 2, 3) самой старшей по приоритету нагрузки (в соответствующем информационном тракте блока 1 коммутации) должеч содержать код, равный номеру данной нагрузки, обеспечивая подключение к выходу коммутатора 26к данного тракта входа 3, подключенного к выходу логического нуля формирователя служебных сигналов, Ноль на выходе этого коммутатора через схему HE 28к разрешает прохождение запроса на заряд аккумуляторов через схему И 29к на вход схемы И 30 данного тракта.

Кроме того, появление запроса на заряд аккумуляторов на входе данного тракта вызывает последовательную блокировку

20 обслуживания остальных, более младших по приоритету, каналов питания через схему

ИЛИ 27к данного тракта, коммутатора 26 и схемы ИЛИ 27 остальных трактов.

2. Регистр 25 каждого последующего младшего по приоритету информационного тракта блока 1 коммутации должен содержать код. равный номеру предыдущей старшей по приоритету нагрузки. Например, для системы питания, имеющей нагрузки 1, 2 и

3, при распределении (в порядке убывания) приоритетов следующим образом: 2, 1, 3, регистры 251-25з должны содержать следующие коды:

Номер нагрузки

2

Содержание регистра 25

2

Указанные коды в регистрах 15 формируют структуру системы питания таким образом, что появление запроса на заряд аккумуляторов в старшем по приоритету

30 втором канале питания блокирует обслуживание запросов на заряд аккумуляторов, возникших в других каналах питания в порядке убывания приоритетов.

Когда секция аккумуляторов в каком-ли35 бо канале питания, например 62, разрядится до определенной степени, об этом сигнализирует устройство 19 контроля состояния аккумуляторов путем выдачи потенциального сигнала в виде логического нуля (потен40 циал низкОГО уровня). СиГндл низкОГО уровня инвертируется схемой НЕ 232 и через выход 13 канала 6z питания поступает на вход 22 блока 1 коммутации, а затем на первый вход схемы ИЛИ 272, первый вход

45 схемы И 292 и на вход схемы НЕ 312. Код, равный двум в регистре 252, вызывает появление нулевого уровня на выходе коммутатора 262 (код расшифровывается дешифратором 302) и через схему HE 282

50 обеспечивается прохождение запроса на заряд аккумуляторов второго канала через схему И 29 на вход схемы И 30р, открытой по второму входу схемой ИЛИ-НЕ 33, а также обеспечивается установка в единичное

55 состояние триггера запроса нэ заряд 322, сигнал с единичного выхода которого поступает на выход 4z блока коммутации. Кроме того, на выходе схемы ИЛИ 27: и ри наличии запроса на заряд на входе 22 вырабатывает1758768

12 ся единичный сигнал, который через коммутатор 261 и схему НЕ 281 блокирует запросы на заряд аккумуляторов от каналов 61 и 62 питания, Единичный сигнал на выходе триггера 322 запроса на заряд через схему ИЛИНЕ 33 запирает схемы И 301 — 30з. Высокий потенциал на выходе 42 блока 1 коммутации соответствует разрешению на подключение секции аккумуляторов 2421 — 242M канала 62 питания к источнику 16 постоянного тока.

Высокий потенциал с выхода 42 блока 1 коммутации поступает на второй управляющий вывод 122 канала 62 питания и через схему

И 202 на тактовый вхад раСпрЕделитЕля 172 импульсов. По заднему фронту входного тактового импульса на первом выходе рас.пределителя 172 импульсов появляется высокий потенциал ("1").. которая удерживается в течение такта (пауза плюс импульс), т,е. до окончания следующего тактового импульса. В результате за время действия потенциала на первом выходе распределителя 17z импульсов держится открытой управляемая ключевая ячейка 18z1, обеспечивая прохождение зарядного тока от источника 15 постоянного тока к аккумулятору 2421 в течение данного такта. При этом каналы 61 и 62 питания заблокированы нулевыми логическими сигналами с выходов

41 и 4з блока 1 коммутации, прикладываемыми к выводам 121 и 12з и тактовые импульсы от формирователя 14 служебных сигналов не вызывают их срабатывания, На следующем такте появляется потенциальный сигнал на втором выходе распределителя 172 импульсов (одновременно с исчезновением потенциального сигнала на первом выходе).

При этом закрывается управляемая ключевая ячейка 1821 и открывается ячейка 1822, обеспечивая протекание зарядного тока через аккумулятор 2422 в течение данного такта, Таким образом, за каждый такт (пауза плюс импульс) формирователя 14 служебных сигналов происходит смена заряжаемого аккумулятора в данном канале питания.

После закрытия управляемой ключевой ячейки 182м в канале 62 питания по заднему фронту тактового импульса, соответствующему переходу последнего выхода распределителя 182 импульсов из состояния "1" в состояние "0", формирователь 22z импульса по заднему фронту. сигнала вырабатывает импульс, который обеспечивает сброс схемы распределителя 172 импульсов в исходное (нулевое состояние). По заднему фронту следующего тактового импульса появляется потенциал на первом выходе распределителя 172 импульсов. Аналогично указанному

55 заряд по круговому циклу секции аккумуляторов канала 62 питания будет осуществ ляться до тех пор, пока на выходе устройства 192 контроля состояния аккумуляторов не появится высокий потенциал, сигнализирующий о заряде аккумуляторов секции ("1"). Сигнал "1" устройства контроля состояния аккумуляторов 192 поступает на вход схемы НЕ 282 и инвертируется, Инвертированный сигнал через вывод 132 канала

62 питания и информационный вход 22 блока

1 коммутации поступает на первый вход схемы ИЛИ 272, первый вход схемы И 292 и вход схемы HE 312. Триггер 322 запроса на заряд сбрасывается в нулевое состояние, На выходе 42 блока 1 коммутации появляется сигнал логического нуля, запрещающий подключение аккумуляторов канала 62 питания к источнику 15 постоянного тока. Кроме того, задний фронт сигнала на входе 12z канала

62 питания обеспечит срабатывание формирователя 212 импульсов, который выдает импульс на сброс распределителя 17z импульсов в исходное состояние.

Отсутствие запроса на заряд на выходе самого старшего по приоритету канала питания (в рассматриваемом случае 62) снимает последовательную цепь блокировок, вследствие чего появляется возможность удовлетворения возникающих запросов на заряд секций аккумуляторов от каналов 61 и 6з питания.

В случае. если осуществляется заряд секции аккумуляторов менее важной (менее приоритетной) нагрузки, например 161 и появляется запрос на заряд секции аккумуляторов более важной нагрузки 16z, то блок 1 коммутации не прерывает заряд аккумуляторов канала 61 питания, т.е. сигнал запроса на заряд не пройдет через схему И 292 до тех пор, пока не будет обслужен запрос на заряд, происходивший до появления запроса на заряд от канала 62 питания. Аналогично происходит переключение на заряд секций аккумуляторов и при перемене порядка обслуживания запросов на заряд(при новом распределении приоритетов).

При одновременном поступлении сигналов о разряде секций аккумуляторов от каналов 61 — 6з питания на информационные входы 21-2з блока 1 коммутации сигнал разрешения появляется только на выходе 42.

Таким образом, предлагаемая система обеспечивает циклическое подключение к источнику постоянного тока только аккумуляторов одного канала питания, причем подключение осуществляется на основе относительного по времени поступления запросов на заряд приоритета (т.е. при одновременном поступлении сигнала о раз14

1758768

13 ряде в первую очередь заряжаются аккумуляторы наиболее важной нагрузки, а в дальнейшем организуется очередь на заряд . исходя из степени важности нагрузок).

Использование изобретения позволяет 5 обеспечить возможность переменного порядка обслуживания запросов на заряд секций аккумуляторов каналов питания с точки зрения относительного по времени поступления запросов на заряд приоритета без 10 осуществления перекоммутаций в системе (т.е. не изменяя место подключения каналов питания относительно блока коммутации), что особенно важно при необходимости оперативно изменить степень важности 15 (приоритет) канала питания (нагрузки).

Таким образом, использование. изобретения позволяет расширить функциональные возможности системы электропитания за счет переменного порядка обслуживания 20 запросов на заряд секций аккумуляторов с точки зрения относительного приоритета по времени их поступления.

Формула изобретения

Система электропитания. содержащая 25 источник постоянного тока, формирователь служебных сигналов с тактовым выходом, блок коммутации с К информационными входами и К выходами по числу нагрузок, К каналов питания с двумя входными силовы- 30 ми, двумя выходными силовыми и тремя управляющими выводами в каждом, включающих секцию иэ M аккумуляторов, связанных с источником постоянного тока через М управляемых ключевых ячеек, каж- 35 дая из которых имеет два входных силовых разнополярных, два выходных разнополярных и один управляющий выводы, устройство контроля состояния аккумуляторов с двумя входными и одним выходным управ- 40 ляющими выводами, два формирователя импульсов, распределитель импульсов, схему

И на два входа и схему НЕ, при этом входные силовые выводы каждого канала питания подключены к источнику постоянного 45 тока, а выходные силовые выходы — к нагрузке, первые управляющие выводы каналов питания подключены к тактовому выходу формирователя служебных сигналов, вторые управляющие выводы — к соответствую- 50 щим выходам, а третьи управляющие выводы — к соответствующим информационным входам блока коммутации, причем в каждом канале питания первый управляющий вывод подключен к первому входу схе- 55 мы И, второй управляющий вывод — к ее второму входу, а выход этой схемы соединен с тактовым входом распределителя импульсов. m-й выход которого подключен к управляющему входу соответствующей управляемой ключевой ячейки и последний выход распределителя импульсов подключен к входу первого формирователя импульсов, блок коммутации выполнен в виде совокупности К информационных трактов, каждый из которых содержит триггер запроса на заряд, схему ИЛИ, две схемы И и схему НЕ, причем вход схемы НЕ подключен к соответствующему йнформационному входу блока коммутации, от л и ча ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет переменного порядка обслуживания запросов нэ заряд секций аккумуляторов при относительном по времени их поступления приоритете, формирователь служебных сигналов дополнительно снабжен выходом логического нуля, а блок коммутации — входом логического нуля. входными кодовыми шинами задания приоритета; схемой ИЛИ-НЕ, а в каждый информационный тракт блока коммутации дополнительно введены вторая схема НЕ, регистр кода приоритета и коммутатор, выход логического нуля формирователя служебных сигналов подключен к входу логического нуля блока коммутации, при этом в каждом информационном тракте блока коммутации соответствующий информационный вход соединен с первыми входами первой схемы И и схемы ИЛИ, выход второй схемы НЕ соединен с вторым входом первой схемы И, выход первой схемы И соединен с первым входом второй схемы И, второй вход которой соединен с выходом схемы ИЛИНЕ, а выход — с единичным входом триггера запроса на заряд, нулевой вход которого соединен с выходом первой схемы НЕ, единичный выход триггера запроса на заряд соединен с соответствующими номеру информационного тракта, входом схемы ИЛИН и выходом блока коммутации, соответствующая входная кодовая шина задания приоритета соединена через регистр кода приоритета с управляющим входом коммутатора, выход коммутатора соединен с входом второй схемы НЕ и с вторым входом схемы ИЛИ, выход схемы ИЛИ К-го информационного тракта соединен с К-ми сигнальными входами коммутатора предыдущих и последующих информационных трактов, а вход логического нуля блока коммутации соединен в каждом информационном тракте с сигнальным входом коммутатора, соответствующим номеру тракта, в каждом канале питания второй управляющий вывод подключен к входу второго формирователя импульсов, выходы обоих формирователей импульсов подключены к

1758768

16 входу сброса распределителя импульсов, выходной управляющий вывод устройства контроля состояния аккумуляторов через схему

НЕ соединен с третьим управляющим выводом

1758768

1758768

ых. 27 Лых.27

ых. 27 Д Вых .27

Юых. 27у вых.272

ЗиИ

Составитель Н. Шумаков

Техред М.Моргентал КоРРектоР Н. Тупица

Редактор А. Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3013 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания Система электропитания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано в системах электропитания на космических объектах

Изобретение относится к электротехниг ке, в частности к устройствам питания постоянным током автоматических систем, и может быть использовано при буферном питании от источника ограниченной мощности

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуэ ции никель-водородных аккумуляторных Оатарей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к системам электропитания постоянным током комплексов потребителей с различными значениями напряжения, мощности или требующих гальванической развязки, Цель изобретения - повышение функциональной надежности и улучшение ее массоэнергетических показателей путем учета неравномерности энергопотребления и ранжирования потребителей по функциональному признаку

Изобретение относится к области электротехники ,в частности к устройствам для питания нагрузки от аккумуляторной батареи, работающей в буферном режиме совместно с фотоэлектрическим источником тока

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано в системах электропитания на космических объектах
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи от однофазной или многофазной сети переменного тока постоянным или асимметричным током

Изобретение относится к области электротехники, и касается конструкции электротехнического оборудования, а именно генераторных установок для двигателей внутреннего сгорания с возбуждением постоянными магнитами и с регулятором напряжения
Наверх