Беспазовый статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к беспазовому статору электрической машины. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой ленты, охватывающей стержни обмотки. Торцовые стороны пластин 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по полости 11 хладагенту. Края пластин 9 могут быть выгнуты по дуге или иметь конусообразную форму. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОГОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. Ж, 1758777 А2 (я>s Н 02 К 3/48

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1СЕСВЮЗИАД (йАTEHTHQ- ТЕХНО 1ЕВК:,: (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I;-. ыо-. :,. -; 4 (л

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1670745 (21) 4829980/07 (22) 29.05.90 (46) 30.08.92. Бюл. М 32 (71) Харьковский политехнический институт им, В.И.Ленина (56) Авторское свидетельство СССР

N 1670745, кл. Н 02 К 3/48, 1988. (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. в частности к беспазовому статору электрической машины. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой ленты, охватывающей стержни обмотки. Торцовые стороны пластин 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по полости

11 хладагенту. Края пластин 9 могут быть выгнуты по дуге или иметь конусообразную форму. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

1758777

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к беспазовым статорам электрической машины, и является усовершенствованием изобретения по авт.

cs. N. 1670745.

Цель изобретения — улучшение охлаждения, На фиг, 1 представлен участок поперечного сечения беспазового статора электрической машины; на фиг. 2 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны отогнуты в противоположные стороны, аксонометрия; на фиг. 3 — внешний опорный элемент, у которого поворот торцовых сторон осуществлен вокруг продольной оси, проходящей через отверстие под крепежный элемент, аксонометрия; на фиг.

4 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны отогнуты по дуге, аксонометрия; на фиг, 5 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны имеют конусообразную форму, аксонометрия.

Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой опорной ленты, охватывающей ряд групп, например 2 и 3, стержней обмотки. Внутренний слой 1 упругой ленты натянут боковыми сторонами упругих внутренних опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. Внешние выступы 7 крепежных элементов 6 выполняют страховочную . функцию предохранения при закручивании гайки 8; внешние опорные элементы 9, выполненные в виде отдельных пластин, предохраняют от продавливания в пространство между группами стержней (расстояние между группами стержней возрастает по мере приближения к сердечнику статора). Торцовые стороны 10 внешних опорных элементов 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по единой полости 11, расположенной между внутренними 1 и внешним 12 слоями упругой ленты, хладагенту. Внешний слой 12 упругой ленты фиксируется к крепежным элементам 6 при помощи винта

13. В сердечнике статора 14 выполнены конусообразные пазы, в которые помещены клинья 15. Крепежные элементы 6 закреплены в клиньях 15 при помощи резьбового соединения, Между стержнями обмотки расположены изоляционные прокладки 16.

От сердечника статора 14 группы стержней обмотки отделены изоляционными. прокладками 17.

Между боковыми и внешними сторонами групп стержней обмотки и внутренним слоем 1 упругой ленты размещены опорные

35 профильные прокладки 18 и 19. Для предотвращения проникновения хладагента в полость машины и герметизации полости 11 на прижимаемой поверхности выступа 5 и между винтом 13 и внешним слоем 12 упругой ленты установлены упругие, например резиновые, прокладки 20. Внешние опорные элементы 9 своими боковыми сторонами осуществляют дополнительное фиксирование групп стержней обмотки статора в основном от боковых перемещений, уменьшая напряжение во внутреннем слое

1 упругой ленты. Внутренний слой 1 упругой ленты изготовлен из изоляционного материала высокой прочности, например из стеклоткани, пропитанной синтетической смолой. Внешний слой 12 упругой ленты изготовлен из высокопрочной пластмассы, внутренние 4 и внешние 9 опорные элементы — из композитного материала, например пластика, армированного нитями из нержавеющей стали, и в напряженном состоянии слегка изогнуты.

При вращении ротора электрической машины (не показан), например генератора переменного тока, по стержням 2 и 3 обмотки протекает ток и возникают электродинамические усилия, стремящиеся переместить стержни относительно сердечника статора

14. Эти силы, как и силы тяжести, инерции и др„передаются на внутренний опорный слой 1 упругой ленты, от него через упорные внутренние опорные элементы 4 — на внутренние выступы 5 крепежных элементов 6.

Дополнительное закрепление групп стержН8А обмотки осуществляется внешними опорными элементами 9.

При подаче хлада;ента, например трансформаторного масла, через коллектор, установленный на одной из торцовых сторон машины, осуществляется заполнение хладагентом полости 11 и его циркуляция вдоль стержней обмотки. Отогнутые торцовые стороны 10 внешних опорных элементов 9 турбул изируют движение, а выполнение внешних опорных элементов в виде ряда пластин способствует перемешиванию потоков хладагента, протекающих по зазорам, образованным внешними 12 и внутренним 1 слоями упругой ленты и рядом внешних опорных элементов 9. При этом хладагент снижает тепло, выделившееся в обмотке статора и сердечнике статора электрической машины.

Данная обмотка беспазового статора технологична и легко монтируется к сердечнику статора. Вначале на группы стержней укладывают внутренний слой 1 упругой ленты. Затем устанавливаются упругие внутренние опорные элементы 4 и крепежные

1758777

Составитель А. Воинов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H. 1Пмаковл

Редактор А. Огар

Заказ 3007 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям пр ГК1li СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гаса1>п ... 101 элементы 6. При вкручивании последних в конусообразные клинья 15 сердечника статора 14 внутренние выступы 5 крепежных элементов 6 распрямляют упругие опорные элементы 4, которые своими боковыми сторонами натягивают внутренний слой 1 упругой ленты. При помощи гаек 8 крепятся внешние опорные элементы 9, затем в расточку статора вводится внешний слой 12 упругой ленты, выполненный в виде изоляционного цилиндра, и закрепляется винтом

13.

Предлагаемое техническое решение позволяет улучшить охлаждение беспазового статора за счет уменьшения перепада температуры по; сохранить механические свойства элементов крепления за счет снижения термических напряжений; упростить технологию сборки беспазового статора; снизи гь «aтериалоемкость за счет выполнения анешних опорных элементов не сплошными, а в виде ряда дискретных пластин.

5 Предлагаемый беспазовь и cramp может быть использован в высокоскоростном синхронном генераторе.

Формула изобретения

1. Беспазовый статор электрической ма10 шины по авт. св. ¹ 1670715, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, края пластин, обращенные к торцам статора, отогнуты в противоположнь е стороны.

15 2. Статор по и. 1, отличающийся тем, что края пластин выгнуты по дуге.

3. Статор по и. 1, î r л и а ю шийся тем, что края пластин имеюг конусообразную форму.

Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к беспазовым статорам электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в турбогенераторах с газовым охлаждением обмотки ротора

Изобретение относится к крупному электромашиностроению Целью изобретения является снижение вентиляционных потерь

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх