Устройство для снижения аэродинамического сопротивления

 

Использование: транспортные средства , а именно в аэродинамических днищах транспортных средств,-Сущность изобретения: устройство расположено в нижней части подкапотного пространства 1 транспортного средства и состоит из поддона 2 с выступами 3, установленного с возможностью горизонтального перемещения вдоль выпускного отверстия подкапотного днища. Длина выпускного отверстия может изменяться при изменении скорости транспортного средства посредством перемещения поддона 2. При этом диапазон изменения длины I составляет 0,006 I/L 0,035, где L - габаритная длина транспортного средства.7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 35/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4853961/11 (22) 23.07.90 (46) 07.09.92.Бюл. № 33 (71) Научно-исследовательский институт механики МГУ им. М.В,Ломоносова (72) А,Н.Евграфов, А.И.Буравцов, О.Х,Папашев, Г.А.Романенко, Г.Е.Худяков, Е,Г,Бондаренко и С. Ю, Месня н ки н (56) Заявка ФРГ

N 3239946,,кл. В 62 D 35/02, опублик. 1984, Шлихтинг Г, Теория пограничного слоя, М.: Наука, 1969, Заявка ФРГ

¹ 3530494, кл. В 62 D 35/00, опублик. 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

Изобретение относится к кузовам транспортных средств, в частности к их днищам.

Известно сплошное днище транспортного средства, состоящее из гладкого среднего днища и гибких переднего и заднего поддонов, закрывающих элементы подвески балки мостов и двигатель снизу, Применение таких поддонов позволяет воздушному потоку достаточно плавно без гидравлических потерь при обтекании элементов ходовой части двигаться в подднищевой зоне, благодаря чему частично уменьшаются аэродинамические потери в указанной зоне транспортного средства.

Однако такое техническое решение имеет недостатки, поскольку при этом наглухо закрыто подкапотное пространство снизу, что исключает возможность перетекания воздуха из подкапотного пространства на днище транспортного средства, вдоль. Ж 1759716 А1 (57) Использование: транспортные средства, а именно в аэродинамических днищах транспортных средств,-Сущность изобретения: устройство расположено в нижней части подкапотного пространства 1 транспортного средства и состоит из поддона-2 с выступами 3, установленного с возможностью горизонтального перемещения вдоль выпускного отверстия подкапотного днища. Длина выпускного отверстия может изменяться при изменении скорости транспортного средства посредством перемещения поддона 2. При этом диапазон изменения длины I составляет 0,006 I/L

<0,035, где L — габаритная длина транспортного средства. 7 ил. которого в этом случае при движении формируется пограничный слой, Наличие пограничного слоя на днище вызывает торможение потока в подднищевой зоне транспортного средства, что приводит к значительному увеличению аэродинамического сопротивления и подьемной силы, влияющей на управляемость и устойчивость транспортного средства при движении с высокой скоростью, Кроме того, дополнительным недостатком такого сплошного днища является то, что при его установке увеличиваются аэродинамические потери в подкапотном пространстве и повышается тепловой режим в нем, что отрицательно сказывается на работе двигателя и его агрегатов.

Известно принятое в качестве прототипа устройство для снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства. содержащее поддон, перекрыва1759716 ющий снизу подкапотное пространство транспортного средства с образованием щелевого выпускного отверстия. При этом щелевое отверстие соединено с воздухозаборным отверстием транспортного средства посредством кожуха, в котором установлен радиатор системы охлаждения двигателя.

Это техническое решение также имеет определенные недостатки. Во-первых, отверстие для выброса охлаждающего радиатор воздуха имеет произвольно выбранное месторасположение и размеры, в то время как для сдува пограничного слоя с днища нужна вполне определенная и достаточно большая энергия выбрасываемого из подкапотного пространства воздуха, зависящая от проходного сечения и расположения упомянутого отверстия по длине днища. Вовторых, не обеспечивается изменение проходного сечения отверстия для выброса охлаждающего воздуха в зависимости от скоростного режима транспортного средства. Это весьма важное обстоятельство, поскольку для максимально возможного снижения аэродинамического сопротивления в подднищевой зоне за счет сдува с днища пограничного слоя желательно, чтобы скоростидвигающегося вдольднища выдуваемого из подкапотного пространства охлаждающего воздуха и основного воздушного потока под транспортным средством были бы одинаковы, чтобы исключить трение воздуха о воздух в подднищевой зоне.

Целью изобретения является снижение аэродинамического сопротивления подднищевой эоны.

Для этого в устройстве для снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства, содержащем поддон, перекрывающий снизу подкапотное пространство транспортного средства с образованием щелевого выпускного отверстия, последнее расположено между днищем транспортного средства и задней кромкой поддона для направления воздушного потока из подкапотного пространства на днище со сдувом с рабочей ширины днища, определяемой величиной колес транспортного средства пограничного слоя внешнего потока воздуха, при этом величина относительной длины выпускного отверстия определена следующим соотношением

0,006 1/(0,035, где! — длина выпускного отверстия;

L — габаритная длина однозвенного транспортного средства, На фиг. 1 изображена схема обтекания и распределение поля скоростей воздушно5

15

25 ще по мере удаления от передней части транспортного средства и уменьшением

45 го потока у крышки и под днищем транспортного средства на дороге; на фиг. 2 — схема транспортного средства с организованным выбросом из подкапотного пространства охлаждающего воздуха в подднищевую зону; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4— график зависимости относительного снижения коэффициента аэродинамического сопротивления Сх транспортного средства от длины выпускного отверстия I в подкапотном днище: расчетные и экспериментальные данные; на фиг. 5 — график зависимости длины выпускного отверстия от скорости натекающего потока Ч ; на фиг. 6 — схема установки устройства на транспортном средстве, вид сбоку; на фиг, 7 — сечение Б-Б на фиг. 6.

Аэродинамические потери в подднищевой зоне обусловлены беспорядочным взаимодействием двигающегося под автомобилем турбулиэированного потока воздуха с выступающими элементами ходо. вой части и трансмиссии, а также сложным формированием пограничного слоя на днискорости протекания потока у днища(фиг

1), Это вызывает увеличение давления на днище и появление повышенных индуктивного аэродинамического сопротивления и подьемной силы транспортного средства.

Если у крыши скорость двигающегося вдоль нее потока воздуха близка к скорости

V натекающего потока на транспортное средство, то в подднищевой зоне по мере приближения к середине днища происходит заметное торможение потока, что приводит к увеличению статического давления под днищем, а значит, к возрастанию подъемной силы. Если увеличить скорость потока е подднищевой зоне, то можно уменьшить подъемную силу, Одним из способов увели. чения скорости является подача под днище струи воздуха, выходящей из подкапотногс пространства (фиг. 2 и 3).

В результате проведенного теоретиче. ского исследования математической моде. ли обтекания транспортного средства был." получена расчетная формула по определе. нию величины изменения коэффициенте аэродинамического сопротивления Сх (про. межуточные расчеты опущены)

С С 4 и

Сх

Сх — Схс В н (1.

Cx Cx где Сх1 — доля индуктивного аэродинамиче. ского сопротивления;

Czi — коэффициент подъемной силы;

1 Рдн — рабочая длина днища;

1759716

BPäH — рабочая ширина днища, При этом

@н 2 5отв.о

CZi= CZo+(2 ) (V п.по(1 )+

Рм Vîî 5отв.i где д — толщина пограничного слоя;

h — величина дорожного просвета по днищу и скорость воздуха, истекающего из подкапотного пространства, при неоптимизированных размерах выпускного отверстия;

CZo, Бото.о, Чп.no — СООтВЕтСтВЕННО КОЭффициент подъемной силы, площадь выпускного отверстия; скорость потока под днищем;

При этом необходимо отметить, что указанный эффект значительно проявляет себя при скоростях выше 80 км/ч для легковых автомобилей и выше 50 км/ч для грузовых транспортных средств, Расчетные формулы (2) и (3) были получены для скоростей натекающего потока V, находящихся именно в указанных диапазонах, что соответствует числу Рейнольдса Ко = 3 10 . При меньших

5 скоростях снижение величины аэродинамической силы незначительно. Более того, так как при малых скоростях Ч оптимальными могли бы являться большие значения длины щели I (фиг, 5), то днище подкапотного пространства как бы вырождалось. Причем в образовавшуюся значительную щель вследствие малой инерционности медленно натекающего потока воздуха и образования под днищем большего положительного статического давления будет иметь место заброс воздуха из-под передней части днища в подкапотное пространство. Это приводит к закупорке воздушного канала охлаждения радиатора, перегревудвигателя и повышенному аэродинамическому сопротивлению подкапотного пространства, Для всей гаммы серийно выпускаемых транспортных средств, кроме сочлененных, были определены границы интервала, соответствующего оптимальным значениям длины выпускаемого отверстия относительно габаритной длины L рассматриваемого транспортного средства или его тягача, Рекомендуемый диапазон значений i составил

0,006 I/l 0,035, Устройство расположено в нижней части подкапотного простоанства 1 (фиг. 6) и

Ем — модель транспортного средства;

V — скорость натекающего потока воздуха, Расчетные данные хорошо согласуются с результатами эксперимента, проведенного на легковом автомобиле "3A3" — 1102 (фиг.

Максимальное снижение коэффициента

Сх произойдет при нулевой подъемной силе, то есть когда С=О. Таким образом, приравняв в формуле (2) к нулю коэффициент С, получаем формулу для определения оптимальной длины выпускного отверстия ь подкапотном днище, обеспечивающей максимальное снижение коэффициента

Сх состоит из поддона 2. К свободному концу поддона 2 приварен обтекаемый направляющий закрылок 3 (фиг. 7). Поддон 2 устанавливается в пазах направляющих салазок 4, выполненных в виде швеллеров и жестко установленных своими концами на противоположных краях выпускного отверстия 5, выполненного в подкапотном днище 6. Выпускное отверстие 5 связано с воздухозаборным отверстием 7 посредством радиаторного кожуха 8. Поддон 2 установлен неподвижно и является продолжением подкапотного днища 6, Устройство работает следующим образом.

Во время движения транспортного средства на его днище образуется пограничный слой воздуха, являющийся причиной повышенного индуктивного аэродинамического сопротивления, Охлаждающий воздушный поток, пройдя через радиатор, далее по кожуху 8 устремляется к выпускному отверстию 5, увеличивая скорость подднищевого потока, что приведет к уменьшению индуктивных потерь. Закрылок 3 служит для сглаживания местных поперечных пульсаций воздушной среды, возникающих при слиянии подднищевого и подкапотного потоков воздуха.

Формула изобретения

Устройство для снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства, содержащее поддон, перекрывающий снизу подкапотное пространство транспортного средства с образованием щелевого выпускного отверстия, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью снижения

1759716 аэродинамического сопротивления подднищевой зоны, выпускное отверстие расположено между днищем транспортного средства и задней кромкой поддона для направления воздушного потока из подкапот- 5 ного пространства на днище со сдувом с рабочей ширины днища, определяемой величиной колеи транспортного средства, пограничного слоя внешнего потока воздуха, при этом величина относительной длины выпускного отверстия определена следующим соотношением:

0,006 1/1 0,035, где 1 — длина выпускного отверстия; — габаритная длина однозвенного транспортного средства, )7597j6

1759716

1759716

Составитель А. Буровцев

Техред М.Моргентал Корректор В .Петраш

Заказ 3147 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления Устройство для снижения аэродинамического сопротивления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к обтекаемым кузовам транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к обтекателям колес транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, а именно к брызгоотбойным устройствам, служащим для защиты днища, оперения и движущихся следом транспортных средств от камней и брызг, отбрасываемых колесами

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к элементам кузова

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к передней подпольной конструкции транспортного средства. Конструкция включает в себя выступающий элемент, выступающий вниз от передней подпольной поверхности транспортного средства и перенаправляющий набегающий воздушный поток, который обтекает переднюю подпольную конструкцию при движении. Выступающий элемент сконфигурирован как выступающий элемент с изогнутой поверхностью (31), находящийся в положении ближе к передней части транспортного средства, чем передние шины, и в центральной части передней подпольной конструкции, охватывая с двух сторон центральную линию транспортного средства (CL). Выступающий элемент с изогнутой поверхностью (31) имеет окружность выступания в продольном направлении транспортного средства, которая имеет наибольшую длину в положении центральной линии транспортного средства (CL), и окружность выступания в продольном направлении транспортного средства постепенно становится короче с увеличением расстояния от центральной линии транспортного средства (CL) с обеих сторон в направлении ширины транспортного средства. Обеспечивается уменьшение аэродинамического сопротивления. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к передней подпольной конструкции транспортного средства. Конструкция имеет передние дефлекторы (8), расположенные спереди от передних шин соответственно в транспортном средстве и перенаправляющие набегающий воздушный поток, который обтекает переднюю подпольную конструкцию при движении. Каждый передний дефлектор (8) имеет переднюю вершинную часть (8a), находящуюся в положении ближе к передней части транспортного средства, чем положение передней поверхности каждой из передних шин, когда они ориентированы прямо, и находящуюся в положении ближе к центральной линии транспортного средства (CL), которая находится внутри в направлении ширины транспортного средства относительно положения внутренней поверхности каждой из передних шин, когда они ориентированы прямо; внешнюю оконечную часть (8c), находящуюся в положении ближе к задней части транспортного средства, чем передняя вершинная часть (8a), и находящуюся в положении снаружи в направлении ширины транспортного средства относительно передней вершинной части (8a); и вторую поверхность (8e) перенаправления потока, соединяющую переднюю вершинную часть (8a) и внешнюю оконечную часть (8c) и конфигурированную таким образом, что при столкновении с воздухом, проходящим от передней части транспортного средства, вторая поверхность (8e) перенаправления потока перенаправляет набегающий воздушный поток наружу от транспортного средства. Обеспечивается уменьшение аэродинамического сопротивления. 4 з.п. ф-лы, 16 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для охлаждения дифференциала моста автомобиля содержит воздухонаправляющую пластину для направления воздушного потока под автомобилем. Воздухонаправляющую пластину крепят к дифференциалу моста так, что внутреннее движение дифференциала моста вызывает регулировку воздухонаправляющей пластины. Способ охлаждения дифференциала моста автомобиля заключается в том, что на автомобиле используют упомянутое устройство для охлаждения дифференциала моста. При торможении автомобиля воздушный поток направляют к дифференциалу моста. При движении автомобиля с постоянной скоростью воздушный поток не направляют к дифференциалу моста. При ускорении автомобиля воздушный поток направляют от дифференциала моста так, что на дифференциале моста образуется отрицательное давление. Достигается повышение эффективности охлаждения дифференциала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к бамперу (10) автотранспортного средства, автотранспортному средству с таким бампером и способу изготовления и монтажа этого бампера. Бампер выполнен из пластического материала и содержит воздухозаборную решетку (20). Нижний край (11) бампера расположен по существу в горизонтальной плоскости в положении использования бампера и содержит часть (30), образующую воздушный отражатель, выполненную в виде единой детали с бампером (10) и расположенную под воздухозаборной решеткой (20) по существу в горизонтальной плоскости в положении использования бампера (10). Часть (30), образующая воздушный отражатель, соединена с нижним краем (11) бампера соединительной зоной (31). Соединительная зона (31) является зоной утонения материала, образующей шарнир таким образом, что часть (30), образующая отражатель, является подвижной между положением извлечения из формы и положением использования, в котором она расположена по существу в горизонтальной плоскости в положении использования бампера. Часть (30), образующая воздушный отражатель, содержит, по меньшей мере, два средства (32) крепления на бампере (11) и/или на воздухозаборной решетке (20), выполненные с возможностью удержания части (30), образующей воздушный отражатель, в положении использования. Обеспечивается простота изготовления и монтажа при низкой стоимости. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх