Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) ((() (sx)s В 60 S 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ: - :::"-":.

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4844084/11 (22) 09.04.90 (46) 23.09.92. Бюл, ¹ 35 (75) А.Н.Мердин (56) В помощь радиолюбителю, М.: Радио, 1973, N. 4433, с,72 — 75, (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: е устройствах для управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства.

Сущность изобретения; устройство содержит включенный последовательно с электродвигателем (15) стеклоочистителя тиристорный включатель, шунтированный конечным выключателем (16) электродвигателя, регулируемую зарядно-разрядную RГ

I

I

I

I

I

1

L.2

С-цепочку, выход которой через транзисторную схему соединен с управляющим электродом тиристора (1). Катод тиристора (1) соединен с массой через тумблер. При этом конечным выключателем (16) электродвигателя зашунтировай тирйстор (15) вместе с тумблером, вход зарядно-разрядной RC-цепочки подключен к электросети транспортного средства через контакт замка зажигания (14) транспортного средства. А транзисторная схема выполнена в виде двухкаскадного усйлителя, прйчем RC-цепочка подключена между базой и эмиттером транзистора (2) первого каскада, а эм лттерколлекторный переход транзистора (3} второго каскада включен между управляющим электродом и катодом-тиристорного включателя. 1 з.п, ф-лы, 1 ил.

1763265

Изобретение относится к устройствам для управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства, Известны стеклоочистители с электрическими приводами, например, на автомашинах "Москвич", Газ-24", "Запорожец", "Гаэ-53" и т.д.

Недостатками таких стеклоочистителей является то, что щетки работают постоянно без интервала, это создает неудобство для водителя. Известны также стеклоочистители, установленные на автомобилях ВА3 с тепловым реле, которые работают с заданным интервалом, однако они не могут быть использованы на других типах автомобилей (" Москвич", ГАЗ-24, т.д.). Кроме того, интервал их работы устанавливается на заводеизготовителе и не может быть изменен.

Известна также конструкция стеклоочистителя для автомобиля ВАЗ с электронным генератором импульсов фирмы "Симена" (см. Приложение электроники на автомобильном транспорте", издательство "Знание" 1973 год, авторы: Зиновьева Л.В„

Малданова О,Г., Нежданова С.Г„Пустовалова Л.B.). Известно также устройство управления стеклоочистителем (см. "В помощь радиолюбителю" издательство ДОСААС 1973 r. стр.72, автор Вознесенский), которое выбрано в качестве прототипа, Наряду с его положительными качествами (включает двигатель стеклоочистителя сразу после включения двигателя автомобиля, простое в изготовлении, содержит малое число деталей) дан ное устройство имеет ряд недостатков, а именно:

1. При неработающем стеклоочистителе, устройство находится под напряжением, происходит бесполезный разряд, 2. Наличие конденсатора большой емкости.

3. По окончании движения и выходе из машины нет информации водителю о включенном стеклоочистителе в режиме выдержки времени.

Целью изобретения является повышение удобства пользования и надежности в эксплуатации стеклоочистителя автомобиля, Указанная цель достигается тем, что устройство содержит включенный последовательно с электродвигателем стеклоочистителя тиристорный выключатель, шунтированный конечным выключателем электродвигателя, регулируемую зарядноразрядную R С-цепочку, выход которой через транзисторную схему соединен с управляющим электродом тиристора, катод тиристора соединен с массой через тумблер, конечным выключателем электродвигателя зашунтирован тиристор вместе с

45 тумблером, вход зарядно-разрядной RC-цепочки подключен к электросети транспортного средства через контакт замка зажигания транспортного средства, транзисторная схема выполнена в виде двухкаскадного усилителя, причем RC-цепочка подключена между базой и эмиттером.транзистора первого каскада, а эмиттер-коллекторный переход транзистора второго каскада включен между управляющим электродом и катодом тиристорного выключателя, Цепь заряда конденсатора RC-цепочки образована резистором, второго каскада, включенным между анодом и управляющим электродом тиристора, Схема предлагаемого устройства показана на чертеже, где 1 — тиристор; 2 — транзистор р-ll-р; 3 — транзистор п-р-и; 4 - 8 постоянные резисторы; 9 — переменный резистор; 10 и 11 — диоды; 12 и 13 — конденсаторы; 14 —; 15 —; 16, 17, 18 — выключатели, Эмиттер р-и-р-транзистора 2 соединен с полюсовым выводом накопительного конденсатора (12) и с катодом диода (10), анод которого подключается к выключателю зажигания автомобиля, база транзистора (2) через резистор (4) соединена с крайним выводом переменного резистора (9), подвижный же вывод переменного резистора соединен с отрицательной обкладкой конденсатора (12), а также через резистор (5) с анодом диода (11), его катод через резистор (6) соединяется с коллектором транзистора (3) и управляющим электродом тиристора (1), анод которого также соединен с катодом диода (11), сюда же подключен положительный вывод конденсатора (13), а его отрицательный вывод соединен с катодом тиристора (1), а также с эмиттером транзистора (3) и резистором (8), а второй вывод его соединен с базой транзистора (3), а также с резистором (7), свободный вывод последнего подключен к коллектору транзистора (2).

Устройство работает следующим образом.

При включении выключателя 18 напряжение через электродвигатель стеклоочистителя поступает на анод тиристора 1, а также через резистор 6 на управляющий электрод тиристора 1. Последний открыва. ется, подключая двигатель через контакты выключателя 18 к корпусу автомобиля, Од. новременно происходит заряд конденсатора 12 через резистор 5 и диод 11, а также отпирание транзистора 2, т.к. его база чере=резистор 4, 5 и 9 и диод 11 и открывшийся тиристор соединена с корпусом автомоби.

1763265

Преимущество предлагаемого устройства управления работой электропривода стеклоочистителя состоит в том, что он не содержит элементов, рассеивающих большую мощность, его можно изготовить из миниатюрных деталей, включая времязадающий конденсатор небольшой емкости, что позволяет разместить элементы импульсного генератора на корпусе переменного резистора, что избавляет от необходимости

его отдельной установки, сокращается число проводов и соединений, ля. Открывание транзистора 2 приводит к открыванию транзистора 3, последний соединяет управляющий электрод тиристора с его катодом.

Работающий двигатель 15 стеклоочистителя конечным выключателем 16, находящимся в корпусе редуктора, шунтирует включенный тиристор (1) и он отключается.

После возвращения рычагов щеток стеклоочистителя в исходное положение конечный выключатель 16 отключает двигатель, но ти5

10 ристор (1) теперь не открывается, т.к, на его управляющем электроде нет напряжения: открытый транзистор 3 соединяет его с катодом. Заряженный конденсатор 12 разряжается по цепи; эмиттер-база транзистора

2 и резисторы 4 и 9, поддерживая таким образом транзисторы 2 и 3 в открытом состоянии. Через некоторое время определяемое емкостью конденсатора 12 и сопротивлением резистора 9, конденсатор

Формула изобретения

Использование этого устройства дает возможность получить прерывистый режим работы стеклоочистителя на автомобилях с изменением периода следования импульсов генератора (времени между двойных взмахов щеток) в широких пределах, что удобно при незначительном загрязнении стекла в случае любого дождя, снега или тумана.

Составитель А.Мердин

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор Н,Король

Редактор

Заказ 3419 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

12 разряжается, что приводит к закрыванию транзисторов 2 и 3, На управляющем электроде тиристора 1 появляется напряжение и он открывается. Процесс повторяется, таким образом создается периодический режим работы двигателя стеклоочистителя.

Изменяя положение движка резистора 9, водитель может регулировать период следования импульсов генератора. При больших паузах в работе стеклоочистителя водитель, выходя из автомобиля может оставить его включенным, что привело бы к разряду аккумуляторной батареи и работе щеток по сухому стеклу. Предлагаемое согласно заявке устройство исключает такую возможность, т.к. при выключении зажигания стеклоочиститель начинает работать непрерывно, указывая водителю на необходимость отключения.

1. Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства, содержащее включенный последовательно с электродвигателем стеклоочистителя тиристорный включатель, шунтированный конечным выключателем электродвигателя, регулируемую зарядноразрядную RC-цепочку, выход которой через транзисторную схему соединен с управляющим электродом тиристора,о тл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства пользования и надежности в эксплуатации стеклоочистителя, катод тиристора соединен с массой через тумблер, конечным выключателем электродвигателя зашунтирован тиристор вместе с тумблером; вход зарядно-разрядной RC-цепочки подключен к электросети транспортного средства через контакт замка зажигания транспортного средства, транзисторная схема выполнена в виде двухкаскадного усилителя, причем RC-цепочка подключена между базой и эмиттером транзистора первого каскада, а эмиттер-коллекторный переход транзистора второго каскада включен между управляющим электродом и катодом тиристорного включателя.

2. Устройство по п.1, от л и ч а ю ще ес я тем, что цепь заряда конденсатора RCцепочки образована резистором, включенным между выходом конденсатора и коллекторным резистором второго каскада, включенным между анодом и управляющим электродом тиристора.

Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию т ранспортных средств и может быть использовано в схемах управления двигателем электроприводов, например двигателями стеклоочистителя автотранспорта

Изобретение относится к светотехнике, а именно к осветительным приборам, оборудованным приспособлением для их очистки, и может быть использовано на подвижных объектах

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям передних и задних стекол, фар и иллюминаторов транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к электроприводам постоянного тока и может быть использовано для автоматического реверса электропривода

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам стеклои фароочистителей транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх