Составной поршень двигателя внутреннего сгорания

 

Поршень содержит корпус 1 из легкого сплава и накладку 2 из жаропрочного материала , износостойкую вставку 4. Вставка 4 и накладка 2 удерживаются в корпусе 1 посредством буртов 3 и 5 и контактируют с ним по кинематическим поверхностям А, Б, В и Г В результате того, что образующие конических поверхностей каждого из буртов пересекаются в точках, расстояние от которых до оси поршня радиуса последнего, происходит термокомпенсация осевых усилий, возникающих в удерживающих буртах 3 и 5 при нагревании поршня 4 ил, 1 табл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (ll) (s1)s F 02 F 3/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТО РСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ 2

Ф 2Г2

b. 1 (21) 4901856/06 (22) 04.12.90 (46) 23.09.92 . Бюл. ¹ 35 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) P. А. Шиманский и В. И, Ильиных (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1467240, кл, F 02 F 3/02, 1981, (54) СОСТАВНОЙ ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Поршень содержит корпус 1 из легкого сплава и накладку 2 из жаропрочного материала, износостойкую вставку 4. Вставка 4 и накладка 2 удерживаются в корпусе 1 посредством буртов 3 и 5 и контактируют с ним по кинематическим поверхностям А, Б, В и

Г. В результате того, что образующие конических поверхностей каждого из буртов пересекаются в точках, расстояние от которых до оси поршня радиуса последнего, происходит термокомпенсация осевых усилий, возникающих в удерживающих буртах 3 и 5 при нагревании поршня. 4 ил, 1 табл, 1763694

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а более конкретно — к усо-. вершенствованию составных поршней форсированных двигателей. 5

Составные поршни двигателей внутреннего сгорания известны. Известен, например, поршень по а. с. СССР М 1467240. кл.

F 02 F 3/02, принятый за прототип.

Составной поршень по указанному ав- 10 торскому свидетельству содержит алюминиевый корпус и сопряженную с ним жаропрочную накладку на днище поршня, выполненную за одно целое с кольцедержателем. При этом, накладка сопряжена с кор- 15 пусом посредством двух буртов, первый из которых расположен ближе к оси симметрии поршня под углом к этой оси, а второй бурт охватывает боковую стенку корпуса и расположен на уровне канавки под первое 20 поршневое кольцо и также под углом к оси симметрии поршня. Причем, образующие сопрягаемых конических поверхностей каждого из буртов пересекаются в точке, расстояние от которой до оси симметрии 25 составляет менее радиуса поршня.

Существенным недостатком такого поршйя является прежде всего то, что сопрягаемые с корпусом бурты, принадлежащие одной жаропрочной накладке, находятся в 30 различных температурных условиях, что приводит к неравномерному тепловому расширению буртов и к них скручиванию, К недостаткам поршня следует отнести также отсутствие возможности относительного 35 скольжения (перемещения) сопрягаемых конических поверхностей накладки (буртов) и корпуса поршня вдоль образующих что приводит к возникновению черезмерных касательных напряжений и, как следствие, 40 разрушению поверхностей контакта, Недостатком известной конструкции поршня является и то, что она не обеспечивает компенсацию изменения осевой силы прижимающей накладку при тепловом воздей- 45 ствии, что обусловлено большой разностью углов наклона контактируемых поверхностей буртов и корпуса, образующие которых пересекаются в точках находящихся в пределах одного радиуса от оси симметрии пор- 50 шня.

Указанные выше недостатки являются причинами ненадежной работы поршня, Целью изобретения является повышение надежности поршня. 55

Поставленная цель достигается тем, что в известном составном поршне, содержащем корпус и сопрягаемую с ним накладку, выполненные из разнородных материалов, причем накладка сопряжена с корпусом посредством двух буртов, первый из которых расположен ближе к оси симметрии поршня, а второй охватывает боковую стенку корпуса, имеющих верхнюю и нижнюю конические поверхности, контактирующие с аналогичными коническими поверхностями корпуса, накладка выполнена составной из двух частей, одна из которых образует днище поршня с первым буртом, а вторая— кольцедержатель со вторым буртом, при этом образующие верхних и нижних конических поверхностей каждого из буртов пересекаются в точках, расположенных от оси поршня на расстоянии большем радиуса поршня.

На фиг, 1 представлена конструктивная схема предлагаемого составного поршня; на фиг, 2-4 — схемы усилий и взаимных перемещений контактирующих поверхностей буртов и корпуса.

Поршень включает в себя корпус 1, жаропрочную накладку 2, образующую днище поршня, с первым буртом 3, верхняя "В" и нижняя "Г" кольцевые контактные поверхности которого имеют коническую форму, прямолинейные образующие которых пересекаются в точке, расстояние от которой до центральной оси симметрии больше радиуса R> поршня, износостойкую вставку— кольцедержатель 4 со вторым буртом 5, верхняя "А" и нижняя "Б" кольцевые контактные поверхности которого имеют также коническую форму, прямолинейные образующие которых также пересекаются в точке, расстояние от которой до центральной оси больше радиусэ R> поршня. Причем угол у, между образующей нижней поверхности

"Б" (или "Г") второго бурта (или первого бурта) и осью симметрии поршня больше или равен углу Р между образующей верхней поверхности "А" (или "В") и осью симметрии поршня, а накладка 2 и вставка 4 имеют возможность относительного перемещения вдоль образующих конических поверхностей корпуса 1, Накладка 2 и вставка 4 зажаты между принадлежащими корпусу контактными поверхностями "А". "Б", "В" и "Г" усилиями, достаточными для предотвращения их осевого перемещения под действием инерционных сил, Предлагаемый поршень может состоять из двух частей — корпуса 1 и вставки 4 или корпуса 1 и накладки 2, Огневое днище накладки 2 может быть выполнено из нескольких кольцевых концентрически расположенных и не связанных между собой элементов; в этом случае каждый элемент имеет со стороны корпуса 1 удерживающий его бурт, 1763694

Отличительной особенностью конструкции является то, то накладка выполнена из нескольких (двух и более) не связанных между собой элементов, а углы Р и у связаны с геометрическими размерами пор- 5 шня и сопрягаемых с ним накладки и вставки соотношением

h + 2Rctg у — r(ctg)3 + ctg y) =О, 10 где r u R — внутренний и внешний радиус конических поверхностей;

h — высота удерживающего бурта на расстоянии r от оси симметрии поршня, В этом случае образующие поверхно- 15 стей "А" и "Б", а также "В" и "Г" либо пересекаются в точке, расстояние от которой до оси симметрии больше радиуса R, т.е, с внешней стороны конусных контактных поверхностей; либо пересекаются в бесконеч- 20 ности, т,е. параллельны.

Поршень работает следующим образом, При нагревании поршня на температуvv At градусов на участке совместной де- 25 формации двух сопряженных с натягом деталей, например корпуса 1 и вставки— кольцедержателя 4, выполненных из материалов с различными по величине значениями коэффициентов а1 иа 4 термического 30 расширения, первоначальное усилие Q< осевого сжатия бурта 5 вставки — кол ьцедержателя 4 изменяется на величину ЛО, прямо пропорциональную разности Al температурных деформаций соединяемых деталей и 35 обратно пропорциональна сумме коэффициентов 41 и Й податливости этих деталей, т.е.:

At (а4 — а1 ) Дl 40

= — +- — (1)

Поместим продольное сечение поршня в прямоугольную систему координат так, что Ось симметрии поршня совпала с Осью 45 ординат (фиг. 2), а точка С14, расположенная на внутренней окружности нижней контактной поверхности "Б" находилась на оси абсцисс ОХ. При нагревании детали 1 и 4 расширяются свободно. В начальный мо- 50 мент нагрева точка С1,4, а также точки à1,4 и

Ь1,4, находящиеся соответственно на пересечении контактных поверхностей "А" и "Б" с некоторой цилиндрической поверхностью радиусом р, ось которой совпадает с осью поршня. принадлежат одновременно корпусу 1 и вставке 4. При нагревании поршня на At градусов точки а14, в1.4 и с1.4 вследствие неодинакового значения коэффициентов термического расширения материалов деталей раздваиваются и занимают положение а1, а4, Ь1, b4 и с1, с4, причем, точки с1 и с4 остаются на оси абсцисс перемещаясь вдоль нее. B этом случае разность А свободных осевых деформаций корпуса 1 и вставки

4 можно рассматривать как сумму разностей Ala u Alb свободных осевых перемещений точек а и Ь, т.е.:

Л = 1а + Л!ь . (2)

В случае, когда накладка и корпус контактируют по конусным поверхностям деформацию Al можно рассматривать как результат теплового расширения поршня как в осевом, так и в радиальном направлении. Применив метод суперпозиции рассмотрения независимо друг от друга перемещения Alr и Ау от осевого и радиального расширения. B этом случае

Al = г+ у = (Аг+ Вг) + (Alay+ ьу), где ЬА и Alar — осевое перемещение поверхностей А и Б в результате радиального расширения;

A lay u Alby — осевое пеРемещение точек а и Ь в результате осевого расширения, а изменение усилия ЛО равно:

AQ = AQr+ ЛОу, (3) где ЛОг и AQy — изменение усилия ЛО от радиального и осевого расширения.

Случай 1-й, Рассматриваем лишь осевое расширение вдоль оси ОХ. Радиальные деформации принимаем равными нулю. В этом случае перемещения A (ау1 A ау4 и

Л lby1, Л1ьу4 точек а14 и Ь14, принадлежащих соответственно корпусу 1 и вставке 4 равны (фиг. 3):

Ыау1=!А At а1; A!Ьу1 = Ib At а1;

Л 1ау4 — la Лт À Л!ьу4 — lb ЛС а4. где а1 и а4 — коэффициенты термического расширения материалов деталей; индекс у означает, что перемещение происходит вдоль оси ОУ; индексы 1 и 4 обозначают номер детали, а индексы а и в— точку, к которой относятся рассматриваемые перемещения. Разность свободных осевых пеРемеЩений Alay u Alby веРхней и нижней конических поверхностей на расстоянии р от оси поршня соответственно равны;

1763694

Л lay = Л lay4 Л lay1; Л Iby = Л !Ьу4 Л !Ьу1 со знаком минус и выражение (5) можно записать в виде !4 = !Аг + (- Л! Бг) =

= лт . р (а4 — ct1) (ctg P — ctg y ), (6) (7)

Согласно выражению (3) и учитывая выражения (4) и (7) изменение усилия сжимающего бурт при нагреве поршня на ht градусов для р= R, равно

A Qy = kt(Q4 — а1) (Ь + (Р -r) (ctg P+ ctg y)) . (4) С = Gг+ СунувЂ

20 ф (а -а 1I + (8) Условие компенсации температурных напряжений имеет вид:

ЛО=О (9) В нашемслучае Лt О иаг а1, следовательно условие (9} выполняется в том случае, когда выражение в квадратных скобках в числителе выражения (8) равно нулю, то есть в случае:

Л!p,г1= Лр1 ctgÄ= Л1 р а1 ctgp; 35 h+2 R ctg у- r(ctgp+ ctgy) =0 (10) Разделив полученное выражение на R приводим его к безразмерному виду:

A IAr4 = Ap4 СТЯ Д= ЛС p Q4 Ctg j9;

Л!Бг1= Лр1 ctg y= At р а1 ctg y; — + 2 ctg g — (ctgP + ctg g) = 0 (11)

h г

Л !Бг4 hp4 сщ у = h t р ад ctg y, h 8 r 51 — = — -"43,13 и — = — = 0,85

R 60 Я 60

Приведем уравнение (11) к виду:

Actg P — Bctg у — С = 0 (12) (5) тогда условием полной термокомпенсации вставок поршней двигателей КамАЗ будет А = 0,85; В = 1,35 и С = 0,13, В таблице приведены результаты расчета для этого двигателя по формуле (12) в интервале углов:

В нашем случае а1 )а4, в результате перемещение Лдг приводит к увеличению натЯга, а ЛБг — к УменьшЕнию. B РеэУльтатЕ

РаЗНОСтЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ АБг СЛЕДУЕТ ПИСатЬ а суммарное осевое перемещение Ьу при совместной осевой деформации корпуса 1 и вставки 4 равно Ау = Лау+ Аьу

Учитывая, что IB = (p-г) ctgy: IA = h+ + (p — r) ctgP, имеем Лу = Ж(а1 — а1) (и + (P — г)(ст9,д+

+ ctg у)) а величина ЛОу соответствующего изменения усилия сжатия накладки равно:

Случай 2-й. Рассматриваем лишь радиальное расширение поршня. Осевые деформации принимаем равными нулю. В этом случае (фиг. 4) точки а14 и Ь14 перемещаются в радиальном направлении на расстоянии

ЛР1 =Р- Р1 и ЬР4 =Р- Р4, псвЕРхнОСти

"А" и "Б", принадлежащие корпусу 1, занимают положение А1 и Б1 а принадлежащие вставке 4 — положение А4 и Б4 одновременно поверхности А1, А4, Б1 и Б4 перемещаются в осевом направлении на расстояния !Аг1, 5, IAr4 и Л !Бг1, h, I lг4 соответственно, а разности осевых перемещений этих поВЕрХНОСтЕй раВНЫ Л lAr = Лзг4 A IAr1 И Бг

Л !Бгл Л !Бг1 °

Так как из геометрических соотношений мы имеем: то разности перемещения поверхностей равны:

Л!Дг =5t Р (а4 — а1 ) CtgфИ

Л!Бг =Лт Р («4 — 01)Ctgy, а сумма разностей равна

A lr = A lAr + A lgr = Лт P X

X (а4 — а1 ) (ctg p — ctg у ) . а осевое усилие от радиального расширение в этом случае равно

h r

Отношения — и — для двигателей разR R

45 ных типов меняются незначительно, Для дизеля КамАЗ они равны:

1763694

25

Результаты расчета условий териокоилеисации вставки лизеля Каило

Угол

Угол

40 ! 5II (lj

8 180 (/5 (7a Jai (460 (55 (35

80.

6оь

40"

-0,10375

-0,17927

-0,25714

-о,33876

-0,42574

-0,52014

-0,62456

-0,74262

-О ° 87939

-1,04000

-1,243»

-0,07710

-0,15498

-о,23660

-0,32359

-0,41797

-0,52240

-0,64046

-0,77722

-0,94021

-1,14115

64

-0,05986

-0,04962

-0,13123

-0,21822

-0,31261

-0,41703

-0,53509

-0,67186

-0,83485

- 1,03578

63

-0,03479

-0,0208

-0,10780

-О ° 20218

-0,30661

-0,42467

-0, 56143

-0,72422

-0,92536

62

-О ° 00928

-0,00990

-o,oa449

-0,18892

-.0,30698

-0,44375

-0,60674

-0,80767

61

+0,01671

+0,04320

-0,06124

-О, 17928

-0,31605

-0,47904

-0,67997

+0,08006

-0,03799

-0,17476

+0,12173

-0,01508

-о,17803

-0,37896

+о,17ooo

+о,оо7о1

-0,19393

+0,22753

+0,02659 в0,29040

52 51

-0,33775

-о,53869

60 -0,08450

49

40 -О, 17805

46

-0,07060

+0,00701

47

-0,14331 -Oi10753

90 >P >35 ;

90 >у) В

Нижний предел углов/3 иу, равный 350. принят из условия предотвращения заклинивания, Из результатов расчета, приведенных в таблице 1, следует, что полная термокомпенсация осевых напряжений поршня предлагаемой конструкции достигается при условии P =y в интервале 85„,60 и при

y— - P2„,5 в интервале 60...350, и, следовательно, образующие конусных контактных поверхностей либо должны вообще не пересекаться (быть параллельными) либо пересекаться в точке, удаленной от оси симметрии поршня на расстояние, превышающее его радиус R.

Аналогичные результаты были получены для поошня дизеля типа ЧН14/14, Предлагаемая конструкция поршня была успешно испытана на дизеле 2Ч85/11 в течении 1021 ч.

Формула изобретения

Составной поршень двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус и сопрягаемую с ними накладку, выполненные из.

5 разнородных материалов, причем накладка сопряжена с корпусом посредством двух буртов, первый из которых расположен ближе к оси симметрии поршня, а второй охватывает боковую стенку корпуса, имеющих

10 верхнюю и нижнюю конические поверхности, контактирующие с аналогичными коническими поверхностями корпуса, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, накладка выполнена состав15 ной из двух частей, одна из которых образует днище с первым буртом, а другая— кол ьцедержатель с вторым буртом, при этом образующие верхних и нижних конический . поверхностей каждого из буртов пересека20 ются в точках, расположенных от оси поршня на расстоянии, большем радиуса поршня, -0,03799 -0,00771 +0,02335 +О ° 05524

1763694

1763694 б л

Составитель B.Ëoáàíoâ

Техред М,Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор Т.Иванова

Заказ 3440 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 о

/ !i

Фиг 4. 1

Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания Составной поршень двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность составного поршня

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршням двигателей внутреннего сгорания, преимущественно высокофорсированных четырехтактных дизелей

Поршень // 1333808
Изобретение относится к двигате- .лестроению и позволяет повысить надежность работы и обеспечить постоянство заданных тепловых зазоров между поршнем (П) и цилиндром в различных режимах работы двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания с теплоизоляцией

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к конструкциям поршней с поршневым пальцем

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в конструкциях поршней с поршневым пальцем

Поршень // 2419736
Изобретение относится к поршням для использования в двигателях

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии, в частности к способу сборки шатунно-поршневого узла. Осуществляют установку поршневого пальца в отверстие поршня и установку шатуна на поршневой палец. Предварительно на поверхность стального поршневого пальца наносят механически активированный порошок из материала на основе никеля с эффектом памяти формы с размером частиц 30-50 мкм путем плазменного напыления в вакууме с получением слоя толщиной 0,2-3 мм. Затем осуществляют вакуумный отжиг нанесенного слоя при температуре 500-800°C, проводят термомеханическую обработку при нагреве от 30 до 250°C или при охлаждении до -10÷0°C с помощью жидкого азота и при обкатке нанесенного слоя при этой температуре роликами в радиальном направлении за 50-70 проходов с накоплением степени деформации ε≥3,7%. Затем после установки поршневого пальца в отверстие поршня проводят нагрев соединения до температуры 20,7-325,8°С конца обратного мартенситного превращения. Техническим результатом является повышение прочностных характеристик шатунно-поршневого узла. 5 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к поршням для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Поршень (10) для ДВС содержит юбку (24) поршня, включающую в себя стенки (12) юбки (24) и коробчатые стенки (16). Стенки (12) юбки (24) и коробчатые стенки (16) ограничивают выемку (20). По меньшей мере одна стенка (12) юбки (24) предусмотрена для использования на стороне давления поршня (10) в смонтированном состоянии. При этом в области (22) стенки (12) юбки выемка (20) ограничена по существу в форме параболы, или эллиптического участка, или катеноиды. Причем эта парабола, или эллиптический участок, или катеноида лежат в плоскости, которая параллельна днищу поршня. Изобретение позволяет уменьшить образование трещин в коробчатой стенке в области привязки юбки поршня к коробчатой стенке. 12 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх