Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач. Цель - увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями, втулка 3 осеподвижно установлена на валу 2. На втулке 3 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обоаТ я nV щенных к втулке 3 поверхностях. На втулке 3выполнен венец выступов, а в ее канавках по обе стороны венца выступов 4 размещены фрикционные кольца 10 и 11 с венцами выступов 12 и 13. При осевом перемещении втулки 3 вдоль вала 2, например влево, выступы 12 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей происходит выравнивание скоростей вращения шестерни с кольцом 10 и втулки 3 с валом 2. После выравнивания скоростей силы трения ослабевают и выступы 4 проходят в пззы шестерни следом за выступами 12. Передача включена. Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 з.п. ф-лы 4ил. /J, сл с V4 О СО VI О Ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 3/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4461130/28 (22) 26.05.88 (46) 23.09.92, Бюл, t4 35 (71) Новосибирский государственный университет (72) В.А.Труфанов (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1698535, кл. F 16 H 3/08, 23.11.87. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель— увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями.

Втулка 3 осеподвижно установлена на валу

2. На втулке 3 с возможностью относитель ного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обоа/2„, Яц,, 1763762 А1 щенных к втулке 3 поверхностях. На втулке

3 выполнен венец выступов, а в ее канавках по обе стороны венца выступов 4 размещены фрикционные кольца 10 и 11 с венцами выступов 12 и 13. При осевом перемещении втулки 3 вдоль вала 2, например влево, выступы 12 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей происходит выравнивание скоростей вращения шестерни с кольцом 10 и втулки 3 с валом 2. После выравнивания скоростей силы трения ослабевают и выступы 4 проходят в пазы шестерни следом за выступами 12. Передача включена. Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 з.п, ф-лы

4 ил.

1763762

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности коробки передач. Положительный эффект достигается эа счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями при включении передач.

На фиг.1 изображена коробка передач; на фиг.2- участок вала с синхрониэирующими элементами; на фиг.3 — вид на шестерню с торца; на фиг.4 — схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключении передач.

Коробка передач содержит корпус 1, размещенный на нем вал 2, установленную на валу 2 с воэможностью осевого перемещения втулки 3 с венцом выступов 4 на наружной цилиндрической поверхности и установленные на последней с возможностью относительного вращения зафиксированные в корпусе 1 в осевом направлении шестерни 5-9 с радиальными пазами на обращенных к втулке 3 поверхностях для взаимодействия пазов с выступами 4.

Нэ наружной цилиндрической поверхности втулка 3 по обе стороны от венца выступов 4 выполнены две кольцевые канавки. Коробка снабжена двумя размещенными в соответствующих канавках кольцами 10 и 11 для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавок. На наружной цилиндрической поверхности колец

10 и 11 выполнены дополнительные венцы выступов 12 и 13 для взаимодействия с пазами шестерен 5-9, Фиксация шестерен 59 в корпусе 1 в осевом направлении осуществляется с помощью тел 14 качения.

Эти же тела 14 можно использовать и для фиксации шестерен в радиальном направлении в случае консольного расположения синхронизирующих элементов на втулке 3 (не показано), Поверхности канавок втулки

3 для фрикционного взаимодействия с кольцами 10 и 11 выполнены коническими. На кольцах 10 и 11 также имеются соответствующие конические поверхности.

Кольца 10 и 11 могут быть подпружиненными к упомянутым коническим поверхностям канавок с помощью пружин 15.

Выступы t2 и 13 дополнительных венцов могут быть выполнены с высотой, большей высоты выступов 4 основного венца, а на дне каждого иэ пазов шестерен 5-9 со стороны обеих торцов последних выполнены радиальные ограничительные выступы 16 и

17 с высотой, равной или меньшей разности высот выступов 4 и 12, 13 основного и дополнительного венцов. Пазы шестерен 5-9 выполнены ступенчатого профиля в осевом направлении (фиг.4), т.е. имеют со стороны торцов шестерен заходные выемки для выступов.

Коробка передач работает следующим образом.

На фиг.4 показана схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключениях передач (пазы

10 шестерен с выступами l6,17 в плане показаны пунктирными линиями). Для переключения передачи осевым перемещением втулки

3 вдоль вала 2 выступы 4 выводятся из зацепления с r азами шестерни 5 предыдущей передачи и вводятся в зацепление с пазами шестерни 6 последующей. При этом вначале во взаимодействие с пазами шестерни 6 вступают выступы 12 дополнительного венца, попадая в их эаходные выемки. С нарастанием осевого усилия на втулку 3

20 увеличивается сила трения фрикционных поверхностей кольца 10 и кольцевой канавки, в которой это кольцо размещено. Происходит выравнивание скоростей вращения вала 2 (втулки 3) и шестерни 6. После выравнивания скоростей сила трения упомянутых поверхностей снижается и выступы 12 проскальзывают в пазы шестерни 6, а эа ними и выступы 4 втулки 3. Передача включена

Обратные переключения происходят в обратном порядке, причем синхронизирующим элементом являются кольцо 11 с ный контакт с поверхностями канавок втулки 3. Наличие ограничительных выступов

16,17 и разная высота выступов 12,13 и 4 обеспечивает более надежное прохождение выступов 4 в пазы шестерен сразу же за прохождением выступов 12 (или t3).

Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения любой передачи.

Формула изобретения

1. Коробка передач, содержащая корпус, размещенный в нем вал, установленную на валу с возможностью осевого перемещения втулку с венцом выступов на наружной цилиндрической поверхности и установленные на последней с возможно-. стью относительного вращения зафиксированные в корпусе в осевом направлении шестерни с радиальными пазами на обращенных к втулке поверхностях для взаимодействия пазов с выступами, отл ичэ ющ а я с я тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности за счет синхро50

55 выступами 13. Подпружинивание колец

35 10,11 пружинами 15 улучшает их фрикцион1763762 низированного вводе в зацепление выступов с пазами, нэ нэружной цилиндрической поверхности втулки по обе стороны от вен- ца выступов выполнены две кольцевые кэнэвки, коробке снабженэ двумя 5 размещенными в соответствующих кэнэвкэх кольцами для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавок, э нэ наружной цилиндрической поверхности колец выполнены дополнительные венцы вы- 10 ступов для взаимодействия с пазами шестерен.

2. Коробка передач по п.1, о т л и ч э ющ э я с я тем, что кольца подпружинены к поверхностям канавок.

3. Коробка передач по пп. 1 и 2, о т л ич э ю щ а я с я тем что выступы дополнительных венцов выполнены с высотой, большей высоты выступов основного венца, э нэ дне каждого из пазов шестерен со стороны обеих торцов последних выполнены радиальные ограничительные выступы с высотой, рэвной или меньшей разности высот выступов основного и дополнительных венцов.

1763762

Составитель В.Сергеев

Редактор M.Êóçíåöîâà Техред М.Моргентал Корректор А.Козориз

Заказ 3443 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к автоматическим коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам переключения передач с постоянным зацеплением зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к силовой передаче для гибридного транспортного средства

Изобретение относится к модулю трансмиссии автотранспортного средства. Модуль (1) трансмиссии имеет вход (3), который соединен с двигателем, выход (5), который соединен с дифференциалом, сцепление (7) и планетарную зубчатую передачу (21). Первый вращающийся элемент (23) планетарной зубчатой передачи соединен с картером (9) сцепления, второй вращающийся элемент (25) соединен с тормозом (27), третий вращающийся элемент (29) соединен с выходом (5). Трансмиссия (31) является частью модуля (1) трансмиссии. Между сцеплением (7) и планетарной зубчатой передачей (21) расположена перегородка (45), которая соединена с картером (33) коробки передач. Между перегородкой и картером коробки передач формируется объем, наполненный маслом (47). Цилиндр (15) привода сцепления, рабочие цилиндры тормоза (27) и ведущие к нему маслопроводы крепятся к перегородке (45), в результате чего активация осуществляется в едином модуле. Изобретение направлено на упрощение и улучшение модуля трансмиссии. 18 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к коробкам передач с двойным сцеплением и синхронизирующим элементам этих коробок передач для автотранспортных средств. Коробка (100, 200) передач содержит узел (160, 260) тормоза вала, приспособленного для снижения скорости вращения одного (121, 122) из двух входных валов. Центральный синхронизирующий узел (180, 280) приспособлен для обеспечения более быстрого или более медленного вращения первого (121) из входных валов по сравнению со вторым (122) из входных валов. Эти узел тормоза вала и центральный синхронизирующий узел приспособлены для их одновременной активизации с тем, чтобы снизить скорости вращения до введения в зацепление зубчатых муфт, когда выходной вал не вращается. Узел (260) тормоза входного вала приспособлен для использования при выполнении многоступенчатого переключения передач под нагрузкой. Достигается упрощение конструкции.3 н.и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх