Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач. Цель - увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями. Втулка 2 осеподвижно установлена на валу 1. На втулке 2 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обращенных к втулке 2 поверхностях. Во втулке 2 выполнена кольцевая канавка, в которой установлено фрикционное кольцо 7 с внутренними и наружными выступами 3 и 4. На валу 1 выполнены размещенные в зоне расположения шестерен дополнительные выступы 5 и б. При осевом перемещении втулки 2, например влево, выступы 4 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей кольца 7 и канавки втулки 2 происходит синхронизация вращения шестерни со втулкой 2 (валом 1). Дальнейшим осевым перемещением втулки 2 окончательно вводят выступы 4 в пазы шестерни, причем одновременно вступают во взаимодействие выступы 3 и 5 - передача включена. Достоинством коробки является комп актность ти использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 ил. 7 XI О со VI ON Ы

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 Н 3/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4461130/28 (22) 26.05.88 (46) 23.09.92. Бюл. Q 35 (71) Новосибирский государственный университет (72) B.A.Òðóôàíîâ (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1698535, кл. F 16 Н 3/08, 1987, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

{57) Изобретение относится к машиностроению. а именно к коробкам передач. Цель— увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями.

Втулка 2 осеподвижно установлена на валу

1. На втулке 2 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обращенных к втулке 2 поверхностях. Во втулке, Ы, 1763763 А1

2 выполнена кольцевая канавка, s которой установлено фрикционное кольцо 7 с внутренними и наружными выступами 3 и 4. На валу 1 выполнены размещенные в зоне расположения шестерен дополнительные вы- . ступы 5 и 6. При осевом перемещении втулки 2, например влево, выступы 4 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей кольца 7 и канавки втулки 2 происходит синхронизация вращения аеСтерйй со втулкой 2 (валом 1). Дальнейшим осевым перемещением втулки 2 окончательно вводят выступы 4 в пазы шестерни, причем одновременно Bcrynaer во взаимодействие выступы 3 и 5 — передача включена. ф

Достоинством коробки является комп актность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включе: ния нескольких передач. 2 ил.

1763763

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств, Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности коробки передач. Положительный эффект достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями при включении передач.

На фиг.1 изображен участок вала коробки передач с синхронизирующими элементами; на фиг.2 — схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключении передач.

Коробка передач содержит корпус (на чертеже не показан), размещенный в нем вал 1, установленную на валу 1 с возможно.стью осевого перемещения втулку 2 с размещенными на ней концентричными венцами из внутренних и наружных выступов 3,4 соответственно и установленные на втулке 2 с возможностью относительного вращения зафиксированйые в корпусе в осевом направлении шестерни (не показаны) с радиальными пазами на обращенных к втулке 2 поверхйостях для взаимодействия пазов с наружными выступами 4. На валу 1 соответственно числу шестерен и в зоне их расположения выполнены дополнительные венцы вйступов 5 и 6, На обращенной к валу 1 поверхности втулки 2 выгголнены продольные пазы, в которых размещены выступы 5 и 6 дополнительных венцов, На наружной цилиндрической поьерхности втулки 2 выполнена кольцевая канавка с глубиной, большей разницы между толщиной стенки втулки 2 и глубиной ее продольных пазов. Коробка снабжена раз мещенным в канавке втулки 2 кольцом 7 для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавки. Внутренние и наружные выступы 3 и 4 венцов выполнены на соответствующих цилиндрических поверхностях кольца 7 для взаимодействия внутренних выступов 3 с выступами 5 и 6 дополнительных венцов.

Пазы шестерен выйолнены ступенчатого профиля в осевом направлении, т,е. имеют со стороны торцев шестерен заходные выемки для выступов (на фиг.2 пазы показаны пунктиром), В пазах могут располагаться упругие элементы (не показаны), демпфирующие прохождения выступов сквозь пазы при переключениях передач.

Коробка передач работает следующим образом.

Свободно установленные (с возможностью относительного вращения) на втулке 2 шестерни (на чертеже не показаны) зафикнаправлении (например влево) относительно вала 1. Наружные выступы 4 вступают во

10 взаимодействие с заходными выемками пазов шестерни (см. фиг.2); С нарастайием

25

30 венцы выступов, на обращенной к валу поверхности втулки выполнены продольные

55 пазы, в которых размещены выступы дополнительных венцов, на наружной цилиндри35

45 сированы в осевом направлении в корпусе и образуют в постоянном зацеплении с шестернями других валов (не чертеже не показаны) ступени передач. Для включения передачи необходимо жестко соединить вал

1 с соответствующей шестерней на втулке 2, Для этого втулку 2 перемещают в осевом осевого усилия на втулку 2 увеличивается сила трения фрикционных поверхностей кольца 7 и кольцевой канавки, в которой это кольцо размещено. Происходит выравнивание скоростей вращения вала 1 (втулки 2) и шестерни (не показана). После выравнивания скоростей сила трения упомянутых поверхностей снижается и выступы 4 проскальзывают в пазы шестерни. Одновременно внутренние выступы 3 вступают во взаимодействие с выступами 5 дополни-. тельного венца на валу 1. Передача оказывается включенной. Переключение передач в обратную сторону производится аналогичным образом. Синхронизирующим элементом является все то же кольцо 7; фрикционные поверхности которого расположены симметрично относительно выступов 3 и 4 основных венцов.

Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения любой передачи.

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, размещенный в нем вал, установленную на валу с возможностью осевого перемещения втулку с размещенными на ней концентричными венцами из внутренних и наружных выступов и установленные на втулке с возможностью относительного вращения зафиксированные в корпусе в осевом направлении шестерни с радиальными пазами на обращенных к втулке поверхностях для взаимодействия пазов с наружными выступами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности за счет синхронизированного ввода в зацепление выступов с пазами, на валу соответственно числу шестерен и в зоне их расположения выполнены дополнительные ческой поверхности втулки выполнена кольцевая канавка с глубиной, большей разницы между толщиной стенки втулки и гпубиной ее продольных пазов, коробка

1763763

Составитель В,Сергеев

Редактор М.Кузнецова Техред М,Моргентал Корректор В.Петраш

- Заказ 3443 . Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раувскэя наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 передач снабжена .размещенными в канавке втулки кольцом для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавки, а внутренние и наружные выступы основных

1 венцов выполнены на соответствующих цилиндрических поверхностях кольца для взаимодействия внутренних выступов с выступами дополнительных венцов.

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению, к автоматическим коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам переключения передач с постоянным зацеплением зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к силовой передаче для гибридного транспортного средства

Изобретение относится к модулю трансмиссии автотранспортного средства. Модуль (1) трансмиссии имеет вход (3), который соединен с двигателем, выход (5), который соединен с дифференциалом, сцепление (7) и планетарную зубчатую передачу (21). Первый вращающийся элемент (23) планетарной зубчатой передачи соединен с картером (9) сцепления, второй вращающийся элемент (25) соединен с тормозом (27), третий вращающийся элемент (29) соединен с выходом (5). Трансмиссия (31) является частью модуля (1) трансмиссии. Между сцеплением (7) и планетарной зубчатой передачей (21) расположена перегородка (45), которая соединена с картером (33) коробки передач. Между перегородкой и картером коробки передач формируется объем, наполненный маслом (47). Цилиндр (15) привода сцепления, рабочие цилиндры тормоза (27) и ведущие к нему маслопроводы крепятся к перегородке (45), в результате чего активация осуществляется в едином модуле. Изобретение направлено на упрощение и улучшение модуля трансмиссии. 18 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к коробкам передач с двойным сцеплением и синхронизирующим элементам этих коробок передач для автотранспортных средств. Коробка (100, 200) передач содержит узел (160, 260) тормоза вала, приспособленного для снижения скорости вращения одного (121, 122) из двух входных валов. Центральный синхронизирующий узел (180, 280) приспособлен для обеспечения более быстрого или более медленного вращения первого (121) из входных валов по сравнению со вторым (122) из входных валов. Эти узел тормоза вала и центральный синхронизирующий узел приспособлены для их одновременной активизации с тем, чтобы снизить скорости вращения до введения в зацепление зубчатых муфт, когда выходной вал не вращается. Узел (260) тормоза входного вала приспособлен для использования при выполнении многоступенчатого переключения передач под нагрузкой. Достигается упрощение конструкции.3 н.и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Наверх