Шкив клиноременного вариатора
Использование: в машиностроении в устройствах , где требуются переменные скорости вращения. Сущность изобретения: шкив клиноременного вариатора содержит установленные в корпусе на валу неподвижный и подвижный в осевом направлении подпружиненные конические диски. Механизм осевого перемещения подвижного диска выполнен в виде установленных на валу первого, второго и третьего зубчатых колес соответственно с меньшим, средним и большим количеством зубьев, винтовой передачи для соединения второго зубчатого колеса с подвижным диском и блока шестерен, установленного с возможностью радиального перемещения. Первое и третье зубчатые колеса жестко закреплены на валу, а блок шестерен установлен с возможностью осевого перемещения для периодического соединения второго зубчатого колеса с первым и третьим. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4749178/28 (22) 16.10,89 (46) 23.09,92, Бюл, ¹ 35 (71) Ковровский механический завод (72) B.И.Алексеев (56) Патент США
N3516296,,кл,,F 16 Н 55/52, 1968. (54) ШКИВ КЛИНОРЕМЕННОГО ВАРИАТОРА (57) Использование; в машиностроении в устройствах, где требуются переменные скорости вращения, Сущность изобретения: шкив клиноременного вариатора содержит установленные в корпусе на валу неподвижный и подвижный в осевом направлении
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуются переменные скорости вращения.
Наиболее близким по технической сущности является клиноременный вариатор с регулятором скорости (см, патент США ¹
3516296 кл. F 16 Н 55/52, опублик. 1970), содержащий ведущий и ведомый шкивы с подвижными и неподвижными дисками, регулятор скорости, который, с целью увеличения надежности и упрощения конструкции, состоит из двух валиков с выполненными как одно целое двумя одинаковыми шестернями и установленными соосно последним зубчатыми колесами с различным количеством зубьев (разница составляет один зуб), одно из которых — двухвенцовое — соединено винтовым механизмом с подвижным диском, а другое фиксируется на валу с помощью подвижной муфты.
„.,5U 1763773 А1 подпружиненные конические диски. Механизм осевого перемещения подвижного диска выполнен в виде установленных на валу первого, второго и третьего зубчатых колес соответственно с меньшим, средним и большим количеством зубьев, винтовой передачи для соединения второго зубчатого колеса с подвижным диском и блока шестерен, установленного с возможностью радиального перемещения. Первое и третье зубчатые колеса жестко закреплены на валу, а блок шестерен установлен с возможностью осевого перемещения для периодического соединения второго зубчатого колеса с первым и . третьим. 3 ил.
Недостатком этого устройства является сложность конструкции, Целью изобретения является упрощение конструкции. укаэанная цель достигается тем, что у шкива клиноременного варианта, содержащего установленные в корпусе, на валу неподвижный и подвижный в осевом направлении подпружиненные конические диски и механизм осевого перемещения подвижного диска, выполненный в виде установленных на валу первого, второго и третьего зубчатых колес соответственно с меньшим, средним и большим количеством зубьев, винтовой передачи для соединения второго зубчатого колеса с подвижным диском и блока шестерен, установленного с возможностью радиального перемещения, первое и третье зубчатые колеса жестко закреплены на валу, а блок шестерен установлен с возможностью осевого перемещения
1763773
30
45
55 для периодического соединения второго зубчатого колеса с первым и третьим.
Шкив клиноременного вариатора отличается от прототипа тем, что в нем первое и третье зубчатые колеса жестко закреплены на валу, а блок шестерен установлен с воэможностью осевого перемещения для периодического соединения второго зубчатого колеса с первым и третьим.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема шкива клиноременного вариатора для сокращения расстояния между дисками; на фиг. 2 — кинематическая схема шкива клиноременного вариатора для увеличения расстояния между дисками; на фиг, 3 — кинематическая схема шкива клиноременного вариатора, работающего без механизма осевого перемещения.
Шкив клиноременного вариатора содержит ведущий и ведомый шкивы с подвижным 1 и неподвижным 2 коническими дисками. На приводном валу механизма установлен и закреплен неподвижный диск 2.
Подвижный диск 1 установлен на наружной поверхности ступицы диска 2 с возможностью осевого перемещения от механизма осевого перемещения и пружины 3. Механизм осевого перемещения содержит винтводило 4 с контргайкой 5, вмонтированный в ступицу неподвижного диска 2, зубчатые колеса 6 и 7 с количеством зубьев Z1 и Zz соответственно, зубчатое колесо 8 с числом зубьев Ез и блок шестерен 9 с числом зубьев
Z4, установленным на коленчатом валу 10 с возможностью радиального и осевого перемещения.
Пердлагаемый шкив клиноременного вариатора работает в трех режимах: на увеличение диаметра обхвата клиновым вариаторным ремнем дисков 2 и 1 (фиг. 1); на уменьшение диаметра обхвата клиновым вариаторным ремнем дисков 2 и 1 (фиг. 2); на постоянный диаметр обхвата дисков 2 и
1 клиновым вариаторным ремнем (фиг. 3) В первом и втором режимах передаточное число меняется пропорционально количеству оборотов, сделанных подвижным шкивом вариатора.
Третий режим — режим постоянного передаточного числа.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Первый режим (фиг. 1)
При вращении вариаторным клиновым ремнем дисков 2 и 1 вращается зубчатое колесо 8 с числом зубьев 2э, которое передает вращение через блок шестерен 9 зубчатому колесу 6 с числом зубьев Zz, закрепленному на винте-водиле 4, а так как количества зубьев зубчатых колес 8 и 6 отличаются на 1 или 2 ® — Ег-+1; +2) зуба, следовательно, винт-водило 4 будет свинчивать с себя зубчатое колесо 8 и через пружину 3 будет действовать -Ha осевое перемещение дисков 1 в сторону к диску 2, тем самым клиновой вариаторный ремень будет выталкиваться на больший диаметр обхвата дисков пропорционально оборотам вариатора.
Второй режим (фиг. 2)
Работа устройства будет происходить аналогично первому режиму с той лишь разницей, что в зацепление с блоком шестерен
9 вводится зубчатое колесо 7 с числом зубьев Z> путем осевого перемещения блока шестерен 9 в сторону диска 1, имея в виду, что количество зубьев на блоке шестерен 9 одинаковое по всей длине блока и, если в первом режиме 2д-2г=+1 или +2, то во втором режиме Ез — Zt=1 или -2, следовательно, пропорциональность изменения передаточного числа остается аналогичной первому режиму с той лишь разницей, что во втором режиме осуществился реверс передвижения диска 7 и расстояние между дисками 2 и 1 будет увеличиваться, следовательно, клиновой вариаторный ремень будет перемещаться между дисками 2 и 1 в сторону оси вращения дисков, тем самым будет иметь место увеличение диаметра обхвата дисков
2 и 1 клиновым вариаторным ремнем.
Третий режим (фиг. 3).
Этот режим позволяет сохранить постоянное передаточное число, необходимое механизму в процессе работы. Осуществляется это следующим образом. При работе машины или механизма, на котором установлен шкив вариатора, осуществляется вращение с помощью первого и второго режимов, получают необходимое передаточное число. Затем выводят из зацепления с зубчатыми.колесами 6, 7, 8 блок шестерен 9 и закрепляют гайкой 5 зубчатое колесо 8 на винте-водиле 4. Тем самым получают неизменное положение клинового вариаторного ремня на дисках 2 и 1, а вместе с тем и постоянное передатОчное число..
Может быть и четвертый режим: когда клиновые стороны вариаторного ремня подносились, тогда необходимо с помощью первого и второго режимов отрегулировать требуемое передаточное число и включить блок шестерен 9 в зацепление с зубчатым колесом 7, 6 или 2 нужного режима, Предлагаемый шкив может работать в паре и с гладким шкивом с использованием в работе трех плоскостей клинового вариаторного ремня. Изменение расстояния между шкивами осуществляется за счет передвижения оси гладкого шкива. А также
1763773 шкив может работать в паре с таким же шкивом. В этом случае обеспечивается синхронность изменения рабочих диаметров шкивов в соответствии с заданной программой — один шкив на уменьшение диаметра, а другой строго пропорционально на увеличение диаметра (и наоборот), Тем самым расширяется в больших пределах диапазон регулирования передаточного отношения в приводе.
Формула изобретения
Шкив клиноременного вариатора, содержащий установленные в корпусе на валу неподвижный и подвижный в осевом направлении подпружиненные конические диски и механизм осевого перемещения подвижного диска, выполненный в виде установленных на валу первого, второго и третьего зубчатых колес соответственно с
5 меньшим, средним и большим количеством зубьев, винтовой передачи для соединения второго зубчатого колеса с подвижным диском и блока шестерен, установленного с возможностью радиального перемещения, 10 отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, первое и третье зубчатые колеса жестко закреплены на валу, а блок шестерен установлен с возможностью осевого перемещения для пери15 одического соединения второго зубчатого колеса с первым и третьим.—