Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической трубе

 

Изобретение относится к экспериментальной аэрогазодинамике и может быть использовано в технологических процессах создания рабочих потоков аэродинамических труб периодического действия. Цель изобретения - повышение эффективности использования запаса рабочего газа путем увеличения количества генерируемого высокотемпературного газа. Цель достигается за счет того, что в способе адиабатического сжатия газа, основанном на предварительном сжатии газа вне аккумулирующих полостей , последующем дросселировании и окончательном дожатии газа в аккумулирующих полостях, дросселирование газа в предсопловую полость и окончательное дожатие в ней производят периодически с частотой , кратной отношению времени режимного истечения газа из предсопловой полости к времени вакуумирования ее, при этом каждый раз перекрывают канал подачи газа в предсопловую полость и после истечения газа из нее через сопло ее вакуумируют, 2 ил. С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 М 9/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (г

4 ( (Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893924/23

{22) 29.12.90 (46) 30.09.92, Бюл, № 36 (71) Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (72) В.В.Кислых, В.В,Пучков и К,В.Крапивной (56) Авторское свидетельство СССР

N 972931, кл. G 01 Vi 9/00, 1980, (54) СПОСОБ АДИАБАТИЧЕСКОГО СЖАТИЯ ГАЗА В АЭ РОДИ НАМИЧ Е СКОЙ ТРУБЕ (57) Изобретение относится к экспериментальной аэрогазодинамике и может быть использовано в технологических процессах создания рабочих потоков аэродинамических труб периодического действия, Цель изобретения — повышение эффективности

Изобретение относится к области экспериментальной аэрогазодинамики и может быть использовано в технологических процессах создания рабочих потоков аэрогазодинамических труб адиабатического сжатия.

Прототипом изобретения является способ адиабатического сжатия газа (а.с, СССР

¹ 972931, кл. G 01 M 9/00, 1980) (1), позволяющий повысить конечную температуру рабочего газа за счет использования потенциальной энергии сжатого газа путем преобразования кинетической энергии движущегося и сжимающего газ поошня, Недостатком прототипа является то, что окончательному дожатию с повышением температуры в х раз подвергается лишь часть запасенного в форкамере трубы рабочего газа (от 5 до 15%), которая только и

„„Я „„17о5741 Al использования запаса рабочего газа путем увеличения количества генерируемого высокотемпературного газа. Цель достигается за счет того, что в способе адиабатического сжатия газа, основанном на предварительном сжатии газа вне аккумулирующих полостей, последующем дросселировании и окончательном дожатии газа в аккумулирующих полостях, дросселирование газа в предсопловую полость и окончательное дожатие в ней производят периодически с частотой, кратной отношению времени режимного истечения газа из предсопловой полости к времени вакуумирования ее, при этом каждый раз перекрывают канал подачи газа в предсопловую полость и после истечения газа из нее через сопло ее вакуумируют. 2 ил. используется впоследствии для создания рабочего потока. Остальной же запас рабочего газа по своим параметрам (в частности по температуре) не пригоден для создания рабочего потока, а используется лишь для поддержания требуемого темпа падения давления газа. Это значительно снижает эффективность использования запаса газа.

Целью изобретения является повышение эффективности использования запаса рабочего газа путем увеличения количества генерируемого высокотемпературного газа.

Поставленная цель достигается тем, что в способе адиабатического сжатия газа, основанном на предварительном сжатии газа вне аккумулирующих полостей, последующем дросселировании и окончательном дожатии в аккумулирующих полостях, причем дросселирование газа в предсопловую акку1765741

35 допустимой величины, 40 на схема клапана

55 мулирующую полость и окончательное дожатие в ней производят периодически, с частотой, кратной отношению времени истечения газа из предсопловой полости к времени ее вакуумирования, при этом каждый раз перекрывают канал подачи газа в предсопловую полость и после истечения газа через сопло ее вакуумируют.

Сущность предложенного способа сжатия газа заключается в следующем, После завершения предварительного сжатия газа вне аккумулирующих емкостей, он, дросселируясь, перепускается в аккумулирующую полость повышенного давления, где дожимается с повышением температуры в х раз.

Далее, после открытия канала перепуска газа в предсопловую полость, часть газа, дросселируясь, перепускается в нее с повышением температуры в х раз и истекает через сопла, По истечении промежутка времени, достаточного для установления режима обтекания около исследуемого объекта и снятия информации (обычно достаточно 15-20 мс), канал перетока закрывают, В это время газ в форкамере несколько остывает, а полость предсопловой камеры вакуумируютдо уровня разрежения в рабочей части трубы (на эту операцию необходимо

3-5 мс в зависимости от объема камеры, объема вакуумной емкости, диаметра критического сечения сопла и т.п.), Затем канал перетока вновь открывают и перепускают порцию газа из аккумулирующей полости высокого давления с несколько "пониженной" температурой в предсопловую аккумулирующую полость, где газ дожимают с повышением температуры в х раз и т.д, до того момента, когда температура газа в аккумулирующей полости не снизится ниже

Пример реализации способа поясняется графически, где на фиг,1 представлена схема аэродинамической трубы с запорнопусковым клапаном, а на фиг.2 представлеТруба содержитбаллон1 для толкающего газа, отвод 2 с перемещающимся в нем поршнем 3, стопорное устройство 4, форкамеру 5 с запорно-регулирующим 6, обратным 7 и запорно-пусковым 8 клапанами, установленными между стволом 2, аккумулирующей полостью высокого давления 9 и предсопловой полостью 10, в выходном сечении которой установлено сопло 11, соединенное с рабочей частью 12

Запорно-пусковой клапан 8 состоит из корпуса 13, в котором размещены подвижно два поршня 14 и 15, взаимодействующих друг с другом, между которыми установлена пружина сжатия 16, удерживающая клапан

8 в нормально-закрытом состоянии. Один из поршней (14) выполнен совместно с запорным элементом 17, перекрывающим канал перепуска газа из аккумулирующей полости

9 в предсопловую 10. В теле поршня 14 как и поршня 15 выполнены сквозные каналы, в которых установлены сменные дроссели 18 и 19. Площадь поршня 15 превышает площадь поршня 14 на 15-40, которая в свою очередь на 5-15% превышает площадь запорного клапана 17, Поршни 14, 15 перемещаются в соответствующих цилиндрах полостей открытия 20 и 21 закрытия клапана, причем в торцевой стенке полости открытия 20 установлен сменный дроссель 22.

Способ реализуется следующим образом, В ствол 2 трубы закачивают азот до давления Рст=9,8 кгс/см, рабочую часть 12 и г полости 9 и 10 вакуумируют до разрежения около 0,5 мм рт,ст„в баллон 1 закачивают воздух до давления Рб=200 кгс/см, В упг равляющую полость клапана 6 подают опорное давления РОП=200 кгс/см . Открывают г стопорное устройство 4 и поршень 3 под действием энергии толкающего газа, двигается по стволу, сжимает и нагревает рабочий газ до давления Р д=1200-1500 кгс/см г и температуры ТстВ 950-1 00 К (см. фиг.3).

После открытия запорно-регулирующего клапана 6, сжатый газ, дросселируясь до давления Рэ=600-700 кгс/см, перепускаетг ся в полость 9, где дожимается с увеличением температуры в "х" раз, т.е. до значения

Т9=1330-1400 К, После завершения процесса сжатия газа в стволе поршень отходит в исходное положение, а обратный клапан 7 закрывается, предствращая перетекание газа из форкамеры обратно в ствол. После завершения роста давления в камере 9 и заполнения полости открытия клапана 20 усилие, действующее на поршень 14,начинает превышать усилие, действующее на запорный элемент 17, на противоположно направленное, и клапан 8 открывает канал перетока газа из полости 9 в полость 10, Газ, дросселируясь до давления Р о=500550 кгс/см, перепускается в полость 10, где дожимается с повышением температуры в "х" раз до величины Т10=1820-1960 К. В зависимости от реализуемого режима работы трубы, по величине запаса газа,,обеспечивающего требуемое время режимного истечения газа, например 10 мс, выбирают объем предсопловой полости, Например, для режима течения при числе M=15 запас газа составляет 0,12 кг, а объем предсопловой камеры при этом составляет 0,98 л, После открытия клапана 8 полость закрытия клапана 21 через сквозной канал

1765741 иг.1 соединяется с полостью камеры 9 и она (21) заполняется газом до давления Р21=Р9, При этом усилие, действующее на поршень 15, начинает превышать противоположно направленное усилие, действующее на поршень 14, и клапан 8 закрывается, прекращая подачу газа в полость 10. После истечения газа из нее, в ней устанавливается давление, равное уровню разрежения в рабочей части трубы, Время вакуумирования полости 10 составляет 3-5 мс. 3а это время температура рабочего газа в полости 9 сникается на величину ОТ=70-100 К и составляет Т1о =1300-1350 К, После закрытия клапана 8, одновременно с истечением газа из полости 10 вытекает газ из полости 21 и она также вакуумируется. Далее процесс повторяется, Происходит заполнение полости открытя 20 клапана 8, клапан открывается и перепускает в полость 10 очередную порцию газа с температурой Т>о =1300 К. В

1 полости 10 происходит дожатие газа с повышением температуры в "х" раз до значения

Тю =1850 К(при реализации базового спо11 соба сжатия газа, температура в этот момент равнялась бы T

10 мсек клапан вновь закроется и т,д, С дующая порция газа вытекает через сопло с температурой Тю =1800 К. Изменен ием

iv проходных сечений дросселей 18, 19 и 22, а также объемов полостей 20 и 21 добиваются

5 требуемого режима работы клапана 8, а следовательно, и всей трубы в целом.

Формула изобретения

Способ адиабатического сжатия газа в

10 аэродинамической трубе, основанный на предварительном сжатии газа вне аккумулирующих полостей, последующем дросселировании и окончательном дожатии в аккумулирующих полостях, о т л и ч а ю щ и й15 с я тем, что, с целью повышения эффективности использования запаса рабочего газа путем увеличения количества генерируемого высокотемпературного газа, дросселирование газа в предсопловую

20 аккумулирующую полость и окончательное дожатие в ней производят периодически с частотой, кратной отношению времени истечения газа из предсопловой полости к времени ее вакуумирования, при этом каж25 дый раз перекрывают канал подачи газа в предсопловую полость и после истечения а через сопло ее вакуумируют.

1765741

Составитель А,Куренков

Редактор Т.Лошкарева Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С,Лисина

Заказ 3381 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической трубе Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической трубе Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической трубе Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической трубе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано при разработке и эксплуатации трансзвуковых установок

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при создании установок для аэродинамических исследований при больших числах Рейнольдса (Re10106)

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, а именно к импульсным аэродинамическим установкам

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к экспериментальной технике для аэродинамических исследований летательных аппаратов при больших числах Рейнольдса и гиперзвуковых числах Маха

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для получения гиперзвуковых потоков газа для аэродинамических исследований

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к классу аэродинамических труб, и может быть использовано для получения низкотурбулентного потока воздуха при проведении наземных испытаний объектов авиационной техники

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для получения гиперзвуковых потоков газа для аэродинамических исследований

Изобретение относится к аэродинамическим трубам и может быть использовано для проведения различных испытаний моделей летательных аппаратов, моделей несущих и рулевых винтов; парашютных систем и тренировки парашютистов в условиях, соответствующих условиям свободного падения в атмосфере

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано для аэродинамических исследований, подготовки спортсменов-парашютистов и других целей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к авиадвигателестроению, и может быть использовано для наземных испытаний и исследования характеристик пульсирующего детонационного двигателя
Наверх