Электропривод с двухзонным регулированием скорости

 

Использование: в двухзонных электроприводах постоянного тока. Сущность: электропривод содержит двигатель 1, якорный преобразователь 2,тиристорный возбудитель 4, систему 5 регулирования якорным преобразователем. К регулятору 8 напряжения двигателя 1 подключен блок 15 ограничения , например транзистор, вход которого соединен с выходом операционного усилителя 14, первый вход которого соединен с задатчиком 13, а второй - с нелинейным звеном 16. В данном электроприводе благодаря плавающему ограничению выходного напряжения регулятора напряжения в функции скорости обеспечиваются высокие динамические характеристики. 1 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 5/06 (21) 4749071/07 (22) 12,10.89 (46) 30,09,92. Бюл, ¹ 36 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения (72) А.Г.Иванов, М,Н,Маслова и А,С.Чернышев (56) Шипилло В.П. Автоматизированный вентильный электропривод. М.: Энергия, 1969, с, 390-393, Каталог фирмы "Stromag" (ФРГ).

Stromacon, Stromrichtergerate СНА

055.2/СНА 190.1. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД С ДВУХЗОННЫМ

РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к области автоматизированного электропривода, и может быть использовано в двухзонных электроприводах постоянного и переменного тока.

Цель изобретения — улучшение динамических характеристик.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена функциональная схема электропривода.

Электропривод содержит электродвигатель, якорная обмотка 1 которого подключена к вентильному преобразователю 2, а обмотка 3 возбуждения — к возбудителю 4, систему 5 управления вентильным преобразователем, входы которой соединены с задатчиком 6 и датчиком 7 скорости, последовательно включенные в цепь управления возбудителем 4 регулятор 8 напряжения электродвигателя и регулятор 9 тока возбуждения, входы первого из которых со<19> Я Ц <.> 1 765877 А1 (57) Использование; в двухзонных электроприводах постоянного тока. Сущность: электропривод содержит двигатель 1, якорный преобразователь 2, тиристорный возбудитель 4, систему 5 регулирования якорным преобразователем. К регулятору 8 напряжения двигателя 1 подключен блок 15 ограничения, например транзистор, вход которого соединен с выходом операционного усилителя 14, первый вход которого соединен с задатчиком 13, а второй — с нелинейным звеном 16, В данном электроприводе благодаря плавающему ограничению выходного напряжения регулятора напряжения в функции скорости обеспечиваются высокие динамические характеристики. 1 ил, единены с задатчиком 10 и датчиком 11 напряжения на якоре, а вход второго — с датчиком 12 тока возбуждения, а также задатчик 13 тока возбуждения, операционный усилитель 14, блок 15 ограничения, нелинейное звено 16 с зоной нечувствительности и блок 17 выделения модуля, при этом к регулятору 8 напряжения подключен блок

15 ограничения, управляющий вход которого соединен с выходом операционного усилителя 14, соединенного своими входами с выходами задатчика 13 тока возбуждения и нелинейного звена 16 с зоной нечувствительности, вход которого через блок 17 выделения модуля подключен к выходу датчика 7 скорости.

Вместо датчика напряжения 11 в электроприводе может быть использован датчик

ЭДС, для этого к его входу должен быть дополнительно подключен датчик 18 тока якоря. Выход регулятора 9 тока возбужде1765877 ния подключен к входу возбудителя 4 через систему 19 импульсно-фазового управления (СИ ФУ).

Электропривод работает следующим образом.

Регулирование скорости электродвигателя осуществляется задатчиком скорости

6. До номинальной скорости это регулирование осуществляется изменением напряжения на якоре 1 электродвигателя, которое последний получает от вентильного преобразователя 2. При этом в системе 5 управления. вентильным преобразователем происходит обработка сигналов задающего датчика скорости и обратной связи по току якоря с датчика 18, Система 5, как правило, содержит ПИ-регулятор скорости и ПИ-регулятор тока якоря, При регулировании скорости до ее номинальной величины канал регулирования тока возбуждения обеспечивает номинальную величину тока возбуждения, что достигается регулятором 9, который воздействует через систему 19 на возбудитель 4. В этом случае регулятор 8 напряжения электродвигателя находится в насыщении и его выходное напряжение при настройке ограничивается блоком 15 ограничения до величины напряжения, определяющей номинальный ток возбуждения электродвигателя. Это определяется задатчиком 13 тока возбуждения. Таким образом, в первой зоне регулирования обеспечивается наибольшее выходное напряжение блоков 8, 9, 4 и номинальный ток возбуждения.

Дальнейшее повышение скорости от номинальной до максимальной (вторая зона регулирования) осуществляется каналом регулирования тока возбуждения. В этом случае за счет некоторого малого изменения напряжения якоря электродвигателя относительно номинальной величины, которое передается на ПИ-регулятор 8 напряжения через датчик.11, происходит снижение выходного напряжения регулятора 8 напряжения и соответственно уменьшение напряжения на выходе возбудителя 4 и тока в обмотке 3 возбуждения, Поддержание номинального напряжения на якоре электродвигателя во второй зоне регулирования осуществляется плавающее (не жесткое) ограничение выходного напряжения регулятора 8 в функции величины скорости электродвигателя. По мере увеличения скорости электродвигателя выше номинальной на выходе операционного усилителя 14 понижается напряжение, в ре зультате блоком 15 ограничения понижается уровень ограничения напряжения регулятора 8, Это приводит к тому, что в

Формула изобретения

Электропривод с двухзонным регулированием скорости, содержащий электродвигатель, якорная обмотка которого подключена к вентильному преобразователю, а обмотка возбуждения — к возбудителю, систему управления вентильным преобразователем, входы которой соединены с задатчиком и датчиком скорости, последовательно включенные в цепь управления возбудителем регулятор напряжения электродвигателя и регулятор тока возбуждения, входы первого из которых соединены с задатчиком и датчиком напряжения на якоре, а вход второго — с датчиком тока возбуждения, а также задатчик тока возбуждения, отличающийся тем, что, с целью улучшения динамических характеристик, в переходных режимах, например, когда сигнал обратной связи Чо, несколько отклоняется от номинального значения, выходное напряжение регулятора 8 может изменяться

5 в небольших ограниченных пределах, но достаточных для осуществления процесса регулирования тока возбуждения. Блок 17 выделения модуля в реверсивном электроприводе осуществляет выделение модуля

10 скорости (сигнала датчика 7), Нелинейное звено 16 с зоной нечувствительности обеспечивает прохождение выходного сигнала блока 17 на вход операционного усилителя

14 при скорости электродвигателя, превы15 шающей номинальную. Зона нечувствительности звена 16 определяет номинальную скорость электродвигателя.

Преимущество предлагаемого двухзонного электропривода по сравнению с элект20 роприводом, выполненным по прототипу, состоит в следующем, Во всех известных электроприводах ограничение выходного сигнала регулятора напряжения осуществляется в одной точке по максимуму, что со25 ответствует только номинальному току возбуждения. В результате в переходных режимах его выходное напряжение может изменяться от нуля до максимума. А это, учитывая, что указанный регулятор является

30 ПИ-регулятором, т.е, имеет инерционность, приводит к увеличению времени регулирования, перерегулированию ЭДС, ухудше. нию токовой диаграммы, а в ряде случаев— к неустойчивости, В предлагаемом двухзон35 ном электроприводе благодаря плавающему ограничению выходного напряжения регулятора напряжения в функции скорости, которое в принципе может применяться и в другой структуре электропривода, о6ес40 печиваются высокие динамические характеристики.

1765877

Составитель B. Кузнецова

Техред М.Моргентал Корректор Н, Бучок

Редактор

Заказ 3388 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 него введены операционный уислитель, блок ограничения, нелинейное звено с зоной нечувствительности и блок выделения модуля, при этом к регулятору напряжения подключен блок ограничения, управляющий вход которого соединен с выходом операционного усилителя, соединенного своими входами с выходами задатчика тока возбуждения и нелинейного звена с зоной нечувствительности, вход которого через

5 блок выделения модуля подключен к выходу датчика скорости.

Электропривод с двухзонным регулированием скорости Электропривод с двухзонным регулированием скорости Электропривод с двухзонным регулированием скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе с широтно-импульсным регулятором Целью изобретения является повышение точности и надежности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для демпфирования приводов с упругими связями

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх