Плавсредство для подъема затонувших объектов

 

Использование: подъем затонувших объектов. Сущность изобретения: плавсредство содержит корпус, разделенный на отсеки и содержащий балластные цистерны, при этом в центральном отсеке расположена уравнительная цистерна, в средних отсеках - резервуары с сжиженным азотом, а в крайних - емкости для компенсации статического дифферента и группы дифферентных бескингстонных цистерн и саморегулирующие наклонные бескингстонные дифферентные цистерны. 1 з.п. флы, 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PЕСПУБЛИК (и)5 В 63 С 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1ГИйд3НМ

ЛА ЕКТ!Я- ЦЩЦД

1 " :ЮТЕИА (21) 4797783/11 (22) 02.01.90 (46) 07.10.92. Бюл. ¹ 37 (72) В.В.Кузьменко, Ю.Н.Еловего, Л.М.Пудов, В.А.Смирнов и Р.И.Чумаров (56) Патент США № 3782317, кл. В 63 С 7/08, 1984. (54) ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ О БЪ Е КТО В (57) Использование: подъем затонувших объектов. Сущность изобретения: плавсредИзобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов.

Известно плавучее средство для подьема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки, систему продувки этих отсеков, узлы захвата затонувшего объекта, установленные на корпусе и имеющие приводы, систему компенсации силы тяжести средства в воде, узлы для направляющих канатов, размещенные на корпусе (см„например, пат. США ¹ 3732838 или а.с. СССР № 329751).

Недостатком этого средства является наличие связей между средством и обеспечивающим судном, включающих направляющие канаты. продувочные шланги и т.д.

Кроме того, для обеспечения наведения средства на затонувший объект необходимо выполнение работ по установке якорей-массивов около затонувшего объекта и обеспечению выноса направляющих канатов на поверхность, Известно плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус,,, Ы„„1766777 А1 ство содержит корпус, разделенный на отсеки и содержащий балластные цистерны, при этом в центральном отсеке расположена уравнительная цистерна, в средних отсеках — резервуары с сжиженным азотом, а в крайних — емкости для компенсации статического дифферента и группы дифферентных бескингстонных цистерн и саморегулирующие наклонные бескингстонные дифферентные цистерны. 1 з.п. флы, 9 ил. разделенный от отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в концевых отсеках корпуса и имеющие устройства регулирования количества воды в емкостях, выполненные в виде пустотелых труб, соединяющих емкости с внешней средой. Трубы снабжены клапанами и приспособлениями для их подъема или опускания с дистанционным управлением, Плавсредство снабжено также подруливающими винтами, приводимыми в движение электромоторами от батарей, размещенных на корпусе плавсредства, и рядом гидрофонов для приема сигналов от гидроакустических маяков, На корпусе плавсредсгва установлены узлы захвата затонувшего объекта, а его автономная система продувки выполнена в виде ряда цистерн, размещенных снаружи корпуса и заполненных жидким азотом, из которых жидкий азот через дистанционно управляемые клапаны подается в газификаторы (змеевики) и оттуда через трубопроводы в каждый отсек, Каждая 1766777 цистерна обеспечена соответствующей изоляцией для сведения до минимума испарения жидкого азота (см„например, пат. США

К 3782317, кл. В 63 С 7/08, 1974 г,).

Недостатком данного плавсредства является сложность его конструкции, связанная с необходимостью осуществления контроля и управления плавучестью средства, его креном и дифферентом на различных стадиях погружения и всплытия, появляющихся йз-за погрешностей изготовления, размещения узлов и механизмов, неопределенности положения центров тяжести и величины затонувшего объекта, Размещение цистерн с жидким азотом снаружи корпуса требует выполнения мероприятий по защите цистерн от повреждений, которые могут появиться при буксировке и погружении плавсредства, Это также ведет к усложнению конструкции, а в целом, все перечисленное снижает эффективность использования плавсредства, Целью изобретения является повышение эффективности работы и упрощение конструкции плавсредства, Цель достигается тем, что в известном плавсредстве, содержащем корпус, разде ленный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы, включающей в себя емкости, заполненные жидким азотом. Кроме того, корпус снабжен дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, и выполнен с узлами захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект. При этом, корпус снабжен дополнительными емкостя ми для компенсации статического дифферента, а в сред.них отсеках-корпуса, рас пол ожен и ь1х симметрией(гб %бсйтел ьно центрального отсека, установлены два ре.зервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полости резервуара, нижняя часть кбторого сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообмейников и насосов с упомянутой полостью между корпусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменйик, невозвратйыи клапан . и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в центральном отсеке корпуса; каждая емкость для компенсации статического дифферента выполнена сферической, а ее йолость pàçäåëåна на два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой, а другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.

На фиг. 1 изображена схема плавсред5 ства (продольный разрез); на фиг, 2 изображено сечение плавсредства по А — А; на фиг.

3 показана принципиальная схема системы автономной продувки отсеков и емкостей плавсредства; на фиг. 4 — 9 показана принци10 пиальная технология использования плавсредства при подъеме затонувшего объекта.

Плавсредства содержит корпус, разделенный на продуваемые отсеки. В носовом отсеке расположены емкость 1 системы

15 компенсации динамического дифферента, сферическая емкость 2 компенсации статического дифферента, выгородка для аккумуляторной батареи 3, В средних отсеках корпуса, расположенных симметрично от20 носительно центрального отсека, установлены резервуары 4 и 5 с жидким азотом, В кормовом отсеке соответственно расположены емкость 6 системы компенсации динамического дифферента, сферическая

25 емкость 7 компенсации статического дифферента и выгородка для аккумуляторной батареи 8. Полости сферических емкостей 2 и 7 разделены диафрагмой на два отсека, адни из которых сообщены с внешней сре30 дой, а другие сообщены друг с другом трубопроводом 9 с насосом и заполнены маслом. Ка корпусе симметрично поперечной оси расположены узлы 10 и 11 для стыковки и крепления храпцев 12 и 13. В

35 оконечностях плавсредства установлены подруливающие винты 14 и 15, приводимые во вращение гидромоторами, питание которых осуществляется от аккумуляторных батарей 3 и 8. Сверху плавсредства

40 установлены блоки 16 и 17 криогенных теплообменников.

Каждый резервуар жидкого азота выполнен с защитной оболочкой 18, которая вместе с корпусом резервуара образует по45 лость 19, сообщающуюся с газовой полостью резервуара. Нижние полости резервуаров через группы криогенных теплообменников 20 и 21, невозвратные клапаны 22 и 23 связаны с продуваемыми

50 отсеками и емкостями 1 и 6, через криогенный насос 24, группу криогенных теплообменников 25 с полостью 19 и через криогенный насос 26, группу криогенных теплообменников 27 невозвратный клапан

28, пневмоаккумулятор 29 с полостью уравнительной цистерны 30, установленной в центральном отсеке корпуса. Для сброса избыточного давления в газовой полости резервуара, последняя трубопроводом с

1766777

35

45

55 предохранительным клапаном 31 связана с емкостями 1 и 6.

Управление плавсредством может быть осуществлено двумя вариантами.

1. Из автономного модуля 32, оснащенного средствами связи, звуко- и телевидения, средствами обеспечения жизнедеятельности операторов и приборами управления и контроля за всеми элементами плавсредства.

2. По кабелю с судна обеспечения.

Плавсредство используется следующим образом.

Перед использованием в резервуары 4 и 5 закачивают жидкий азот, Одновременно пополняют другие виды запасов и монтаж храпцев 12 и 13. После этого плавсредства буксируется к месту выполнения судоподьемных работ. Далее плавсредство, удерживая на плавучестях, погружают до момента ухода под воду на глубину 5 — 10 м. На этой глубине производят удифферентовку плавсредства с помощью цистерн 2 и 7 компенсации статического дифферента перекачкой масла между цистернами. После удифферентовки начинают прием воды в уравнительную цистерну 30, с помощью которой регулируется скорость погружения. Для уменьшения веса плавсредства в воде при погружении на глубину осуществляют постоянную подачу газифицированного азота в дифферентные цистерны 1 и 6. С возрастанием глубины увеличивается давление на защитную оболочку 18 резервуаров 4 и 5.

Поэтому, по мере погружения в полость 19 и в сами резервуары подается сжатый воздух из аварийной воздушной системы. В дальнейшем, компенсация разности давлений внутри резервуара и полости 19 производится гаэифицированным азотом. При подходе к затонувшему объекту скорость погружения замедляется до полной остановки. С помощью подруливающих винтов 14 и 15 по гидроакустическим сигналам производится точная наводка и посадка плавсредства на затонувший объект. После проверки точности посадки плавсредство закрепляется на объекте с помощью храпцев 12 и 13. Затем продувают в последовательности, заданной проектом подъема, все отсеки плавсредства и полностью цистерны 1 и 6. В результате этого система "плавсредство — затонувший объект" получает положительную плавучесть и всплывает на поверхность. При этом, регулирование дифферента осуществляется системой компенсации динамического дифферента.

После всплытия системы "плавсредство — затонувший объект" на поверхность для поддува продуваемых отсеков пополняется запас сжатого воздуха аварийной воздушной системы. Затем заводится буксирный канат и система буксируется к месту окончательного подъема объекта на поверхность, Использование предложенного плавсредства по сравнению с плавсредством по пат. США М 3782317, принятому в качестве базового объекта, позволяет упростить и удешевить конструкцию плавсредства в целом за счет упрощения системы создания подъемной силы, более эффективного использования систем компенсации статического и динамического дифферентов. Этот эффект усиливается еще за счет использования резервуаров в качестве дополнительных плавучестей после замещения в них жидкого азота на газообразный, что становится возможным благодаря предложенной конструкции автономной системы продувки. Кроме того, за счет более компактного исполнения конструкции плавсредства снижаются силы сопротивления при его наведении и посадке на затонувший объект, что требует меньшей мощности привода подруливающих винтов.

Формула изобретения

1. Плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, при этом упомянутый корпус выполнен с узлом захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы и упрощения конструкции, корпус снабжен дополнительными емкостями для компенсации статического дифферента, при этом в средних отсеках корпуса, расположенных симметрично относительно центрального отсека, соответственно установлены два резервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полости резервуара, нижняя часть которого сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообменников и насосов с упомянутой полостью между корпусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменник, невозвратный клапан и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в центральном отсеке корпуса.

1766777 (6

2. Плавсредства по и, 1,отличающеес я тем, что каждая емкость для"компенсации статического дифферента вйполнена сферической, а ее полость разделена диафрагмой на

А два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой. а другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.

1766777

1766777

1766777,К

Составитель С,Горячев

Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Л.Лукач

Редактор Л.Волкова

Заказ 3513 Тираж Подписное

ВНИИПИ Гос а т сударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

I

1

1

1 (1, М

Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов Плавсредство для подъема затонувших объектов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к понтону переменной плавучести преимущественно для подводных трубопроводов

Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов

Изобретение относится к области аварийно-спасательных и судоподъемных работ

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к судоподъемным понтонам, предназначенным для проводки судов морем, а также по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов с морского дна

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов и может быть использовано для подъема судов и выполнения на дне водоемов монтажных, демонтажных и транспортных операций, связанных с разработкой шельфовых месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к буксируемым подъемным кранам катамаранного типа и предназначено для использования при осуществлении подъема со дна водоемов затонувших судов и других грузов, а также для их транспортировки в подвешенном состоянии в заданную точку

Изобретение относится к области устройств, используемых при проведении подводных работ
Наверх