Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора

 

Сущность изобретения: система содержит роторное колесо 1, электропривод 2, блок 3 управления приводом роторного колеса , регулятор 12 момента двигателя, датчик 9 момента сопротивления копания, блок 14 нелинейности, датчик 10 предельного момента , блок 11 дифференцирования, датчик 13 скорости сращения роторного колеса. 13-12-3-2-1, 9-14-12,10-11-12. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 F 9/20, 3/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1, (21) 4729285/03 (22) 09.08,89 (46) 07,10,92, Бюл. М 37 (71) Криворожский горнорудный институт и

Производственное объединение Новокраматорский машиностроительный завод" (72) Е.А.Ильин, В,M.Íàçàðåíêo, P.Ã.Ñoëîõненко, B.Ï,Øoëòûø и С,Г,Мороз (56) Авторское свидетельство СССР

N 1567726, кл, Е 02 F 3/26, 1988, „„ЯЦ„„1767104 А1 (54) СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ НАГРУЗКИ РАБОЧЕГО ОРГАНА РОТОРНОГО ЭКСКАВАТОРА (57) Сущность изобретения: система содержит роторное колесо 1, электропсивод 2, блок 3 управления приводом роторного колеса, регулятор 12 момента двигателя, датчик 9 момента сопротивления копания, блок

14 нелинейности, датчик 10 предельного момента, блок 11 дифференцирования, датчик

13 скорости вращения роторного колеса.

13 — 12 — 3 — 2 — 1, 9-14 — 12,10 — 11-12. 2 ил.

11 .0

О фа

1767104

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, в частности к горным машинам, применяемым при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Роторный экскаватор является ведущей горной машиной при открытом способе добычи, так как он обеспечивает отделение материала Ьт"массйва и его последующую транспортировку, При этом рабочий орган экскаватора (роторное колесо) и его электропривод воспринимают из забоя сложные механические нагрузки, определяемые физико-механическими свойствами экскавируемого-материала. Поэтому к приводу рабочего органа и к системе управления этим приводом предъявляются высокие требования по стабилизации момента на валу приводного двигателя.

Недостатком известных систем автоматизированного электропривода роторного колеса (1, 2) является отсутствие эффективной стабилизации нагрузки рабочего органа при изменяющемся моменте сопротивления резанию горной массы в процессе работы экскаватора.

Известное устройство (3), принятое в качестве прототипа, осуществляет стабилизацию нагрузки на роторное колесо и предотвращает GToпорные режимbl его приводного двигателя путем перекрестных обратных связей в системах управления приводами рабочего органа и поворота стрелы экскаватора.

Недостатком известной системы является отсутствие быстродействующей стабилизации нагрузки из-за того, что управляющее воздействие формируется не момечтом сопротивления копанию, а реакцией на него, возникающей в системе.

Целью изобретения является повышение быстродействия системы стабилизации .нагрузки рабочего органа экскаватора и защиты двигателя роторного колеса в стопорных режимах.

Указанная цель достигается тем, что система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора, включающая задатчик скорости вращения роторного колеса и блок управления приводом роторного колеса, отличающаяся тем, что с целью повышения быстродействия системы и защиты двигателя роторного колеса в стопорных режимах, она снабжена датчиками момента сопротивления копанию и предельного момента, блоком нелинейности, блоком дифференцирования и регулятором момента, при этом задатчик скорости вращения роторного колеса подключен к первому входу регулятора момента, датчик момента сопротивления копанию через

50 блок нелинейности подключен ко второму входу регулятора момента, датчик предельного момента через блок дифференцирования подключен к третьему входу регулятора момента, выход которого подключен к блоку управления приводом роторного колеса, Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 показана структурная схема привода роторного колеса; на фиг. 2 показан узел установки сельсинного и тензометрического датчиков момента сопротивления копанию.

Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора состоит из серийно выпускаемых элементов, включает роторное колесо 1 с электроприводом 2, типовую систему управления электроприводом роторного колеса 3, регулятор 12 момента двигателя, датчик 9 момента сопротивления копанию с блоком нелинейности 14 и датчик 10 предельного момента с блоком 11 дифференцирования.

Датчик 9 момента сопротивления копанию, представляющий собой сельсин, соединенный с тягой упругой подвески редуктора роторного колеса, выдает электрический сигнал, пропорциональный моменту сопротивления копанию, через блок

14 нелинейности типа "нечувствительность" на третий вход регулятора 12 в виде положительной обратной связи по возмущению.

Датчик 10 предельного момента (тензометрический датчик на тяге упругой подвески редуктора роторного колеса) через дифференцирующий блок 11 выдает сигнал, пропорциональный скорости нарастания момента сопротивления копанию, в виде гибкой обратной связи на второй вход регулятора 12 момента приводного двигателя роторного колеса. К этому же регулятору, на первый вход подключен задатчик 13 скорости вращения роторного колеса.

Система стабилизации нагрузки рабочего органа экскаватора работает следующим образом. Если при отработке горного массива момент сопротивления резанию возрастает, то возрастет и усилие на тягу упругой подвески 5 редуктора 4 роторного колеса. Под действием этого усилия тяга 5 переместится, сжимая пружину 6, что вызовет поворот ротора сел ьсина 9, включенного по трансформаторной схеме, С выхода сельсина 9 напряжение через блок 14 поступит на третий вход регулятора 12,отчего сигнал управления, поступающий с регулятора 12 на вход системы управления 3, возрастает и приводной двигатель 2 увеличивает мощность до величины, достаточной для компенсации возмущающего воздействия, вызванного возросшим моментом сопро5 1767104 6

Рог.3

Составитель О,Капканец

Техред М.Моргентал Корректор В,Петраш

Редактор

Заказ 3529 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тивления копанию, При снижении момента сопротивления копанию система подает сигнал на снижение усилия, прилагаемого к роторному колесу со стороны приводного двигателя. Все это обеспечивает стабилизацию нагрузки на ротор при достаточном быстродействии, так как система реагирует непосредственно на возмущающее воздействие.

При возрастании момента сопротивления копанию до величины предельно допустимого значения в систему управления электропривода поступит сигнал гибкой обратной связи на второй вход блока 12 регулятора мощности отдатчика 10 предельного момента сопротивления копанию через дифференцируюший блок 11, Это обеспечивает экстренную защиту приводного двигателя роторного колеса при стопорном режиме, исключая возможное срабатывание механической муфты предельного момента.

Таким образом комплексное воздействие на систему автоматического управления электроприводом роторного колеса жесткой положительной и гибкой обратной связей по возмущающему воздействию, поступающих от датчиков момента сопротивления копанию, обеспечивает достижение поставленной цели.

Основной экономический эффект от . внедрения предполагаемого изобретения получается за счет увеличения числа часов работы экскаватора в году вследствие

5 уменьшения простоев по причине ремонтов, исключения стопорных режимов роторного. колеса, стабилизации нагрузки рабочего органа экскаватора.

Формула изобретения

10 Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора, включающая задатчик скорости вращения роторного колеса и блок управления приводом роторного колеса, отличающаяся

15 тем, что, с целью повышения быстродействия системы и защиты двигателя роторного колеса в стопорных режимах, она снабжена датчиками момента сопротивления копанию и предельного момента, блоком нели20 нейности, блоком дифференцирования и регулятором момента, задатчик скорости вращения роторного колеса подключен к первому входу регулятора момента, датчик момента сопротивления копанию через

25 блок нелинейности подключен к второму входу регулятора момента, датчик предельного момента через блок дифференцирования подключен к третьему входу регулятора момента, выход которого подключен к блоку

30 управления приводом роторного колеса.

Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора Система стабилизации нагрузки рабочего органа роторного экскаватора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению горной техникой и предназначено для управления электроприводами одноковшовых экскаваторов и др

Изобретение относится к механизации погрузочных работ в подземных условиях и на открытых горных работах

Изобретение относится к оборудованию для открытых горных работ и-предназначено для защиты экскаваторов от вибрации

Изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к металлоконструкциям роторных экскаваторов

Изобретение относится к автоматизации производственных процессов на открытых горных разработках

Изобретение относится к автоматизации производственных процессов на открытых горных разработках

Изобретение относится к строительным дорожным машинам

Изобретение относится к управлению процессом разработки грунта с .помощью шнекороторных экскаваторов-каналокопателей

Изобретение относится к землеройному машиностроению

Изобретение относится к автоматизации технологических процессов в горнодобывающей промышленности

Способ распознавания и отслеживания положения передвижного перегрузочного устройства/погрузочного устройства колесно-лопастного экскаватора или многоковшового цепного экскаватора, состоящего из добычного агрегата с поворотной частью с наклоняемой стрелой, нижней части на гусеничном ходу, перегрузочного устройства с погрузочной стрелой. Добываемый материал загружается посредством конвейерной установки. Устройство регулирования задает угол поворота и наклон погрузочной стрелы перегрузочного устройства в зависимости от сигналов следующих измерительных датчиков: регистрации пространственных координат колесно-лопастного или многоковшового экскаватора; регистрации пространственных координат транспортирующей конвейерной установки; регистрации продольного и поперечного наклона погрузочной стрелы; регистрации угла поворота погрузочной стрелы; регистрации расстояния погрузочной стрелы над конвейерной установкой; регистрации вертикального позиционирования погрузочной стрелы над конвейерной установкой; контроля пересыпания. Технический результат - оптимизация способа. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх